Парк в мапуту

Анатолий Шульга
      

  В ноябре 1989 года  СТМ - 8224 «Обша» ПБОРФ  зашёл в порт Мапуту (ранее: Лоренсу-Маркиш, столица португальского Мозамбика) для сдачи рыбы (за месяц поймали всего 200 тонн т. н. «африканской смеси»), выловленной на шельфе Мозамбика по лицензии от МРХ СССР.  Я работал на этом борту как ихтиолог-наблюдатель от Запрыбпромразведки.

 Возле нас в торговом порту стоял огромный сухогруз, привёзший гуманитарную кукурузу из США — около 25000 тонн. Побывал у них вечером с акустиком и начрадио в непрошенных гостях, где вахтенный штурман подарил нам несколько порновидеокассет, угостил кофиём и потом вежливо проводил к трапу. Гостевание даже белыми людьми у них не поощряется.

 А как американскую кукурузу виртуозно воровал местный народец, у меня не хватит лексикона и красок, ведь я отнюдь не Чехов или Куприн. Это песня, не положенная на ноты.
 Будучи необученным лейтенантом запаса и обозревая обстакановку днём, я сначала не понял, когда вахтенный матрос на крыле мостика грубо уложил меня фейсом на палубу. Этот матрос уже отвоевал в Афгане, поэтому моментально среагировал на стрельбу охранников порта из «АК-47» по людишкам, убегавшим с мешком кукурузы от судна.
 Визг рикошетирующих  от борта судна и бетона пирса пуль я запомнил надолго. К моему сожалению, никого не подстрелили. Плохие стрелки, а может они и были в сговоре с этими  ворами. Это Африка.

 Вышел в город с акустиком и начальником радиостанции судна  в привязке с матросом-стукачом. А так как я случайное, хоть и высокопоставленное лицо на судне, от меня мягко отбоярились сразу - «Митрич, вот тебе пиво, посиди в этом парке два часа, а мы прогуляемся..». Ребята быстро убежали по своим «ченчёвым» делам.

 И вот сижу я в центре города  -  столицы абсолютно независимой страны Мозамбик, независимость которой нужна только их племенным вождям, взявших в свои ручонки стяг социализьма и  положив в основу своей власти автомат Калашникова на гербе страны.

 Прекрасно спланированный парк-сквер с дорожками, скамейками, клумбами изрядно загажен аборигенами после получения независимости, но останки окрестного благолепия просматриваются. Примерно, как и у нас в Калининградской области, здесь также можно увидеть давние умные решения настоящих хозяев. Короче, сижу, иногда прикладываюсь к банке прекрасного свазилендовского пива «Castle milk stout”, но вдруг телепатически почувствовал, что за мной наблюдают.

 Не поворачивая голову, глазами обозреваю обстакановку.  Ба, да на меня своими огромными выпуклыми глазищами смотрит ящерица-хамелеон на стволе  близкорасположенной пальмы.
Когда я повернул башку и он усёк, что я его заметил — цвет его стал радужным, т. е. стал меняться быстро побежалыми цветами в пределах спектра. А когда я шевельнулся и организмом, то он моментально взлез на верхушку дерева и  оттуда что-то долго чирикал-верещал. Не думаю, что это было о российско-мозамбиканской дружбе народов, быстрее всего о том, что я нарушил его покой.

 Посидел ещё немного, вернулись возбуждённо-уставшие ребята со своими покупками и мы потихоньку погребли на пароход, дабы в вечернем  общении при помощи булькающе-звенящих покупок наивно попытаться осмыслить своё пароходное житиё и отдельные фрагменты жития странной страны Мозамбик...
Так было..