Самодержавие

Владимир Гордейчук
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.
Радищев



Отказ императора Николая II под давлением императрицы Александры Федоровны, которую приводила в ужас перспектива лишения наследника царевича Алексея вотчины – Российской Империи, от полного демонтажа выродившегося самодержавного строя и перехода к конституционной монархии с подотчетным парламенту правительством привел к крушению Империи и Февральской революции, за которой последовал большевистский вооруженный государственный переворот и полная страшных бед и лишений 100-летняя история новой России [1].

В письме Льва Толстого Николаю II дается следующая оценка российского самодержавия [2]:

“С тех пор, как нам известна жизнь людей, формы жизни этой, как экономические и общественные, так религиозные и политические, постоянно изменялись, переходя от более грубых, жестоких и неразумных к более мягким, человечным и разумным…

Помощники Ваши уверяют Вас, что, останавливая всякое движение жизни в народе, они этим обеспечивают благоденствие этого народа и Ваше спокойствие и безопасность. Но ведь скорее можно остановить течение реки, чем установленное богом всегдашнее движение вперед человечества…

Самодержавие есть форма правления отжившая, могущая соответствовать требованиям народа где-нибудь в центральной Африке, отделенной от всего мира, но не требованиям русского народа, который всё более и более просвещается общим всему миру просвещением…

Самодержавие, если и было свойственно русскому народу, когда народ этот еще верил, что царь — непогрешимый земной бог и сам один управляет народом, то далеко уже не свойственно ему теперь, когда все знают или, как только немного образовываются, узнают — во-первых то, что хороший царь есть только “счастливая случайность”, а что цари могут быть и бывали и изверги и безумцы, как Иоанн IV или Павел, а во-вторых то, что какой бы он ни был хороший, никак не может управлять сам 130-миллионным народом, а управляют народом приближенные царя, заботящиеся больше всего о своем положении, а не о благе народа. Вы скажете: царь может выбирать себе в помощники людей бескорыстных и хороших. К несчастью, царь не может этого делать потому, что он знает только несколько десятков людей, случайно или разными происками приблизившихся к нему и старательно загораживающих от него всех тех, которые могли бы заместить их. Так что царь выбирает не из тех тысяч живых, энергичных, истинно просвещенных, честных людей, которые рвутся к общественному делу, а только из тех, про которых говорил Бомарше: “раболепная посредственность – вот кто всего добивается ”…

И если многие русские люди готовы повиноваться царю, они не могут без чувства оскорбления повиноваться людям своего круга, которых они презирают и которые так часто именем царя управляют народом”.



ЛИТЕРАТУРА

[1]  Владимир Гордейчук. День Великой Катастрофы 7 Ноября. Проза, 2019.
[2]  Библиотека думающего о России. Письмо Льва Толстого Николаю II. Гаспра, 16 января 1902 года.