24. Бытие сознания. Продолжение

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление.

Бытие сознания.

В завершение рассуждений о феноменологии «бытия сознания», как «нравственном бытии» и полноте «природного аспекта бытия сознания», нам остаётся рассмотреть понятие «дух».
Сама многозначность этого понятия является следствием и иллюстрацией того сложного положения, в котором оказалось ныне встречное движение «духа» и «материи». Христианское предание называет «ветхим» то состояние «бытия сознания», в котором оно оказалось в результате отказа от «главенства нравственных критериев своего бытия», описанного в библейской книге «Бытие» в сюжете о «грехопадении», как «духовной катастрофе» и «потере духа».
Тем не менее, исторически сложившийся контекст использования слова «дух» в языке, показывает всю его нравственную значимость для «бытия сознания». Например, связь слова «дух» с феноменами «дыхания» и «запаха», не только показывает нам, что «жизнь», «живая материя», в самом своём «существе», является «исключительно духовным явлением» - «стремлением духа к материи», но и вводит в обиход нравственный критерий, который можно было бы назвать - «духом жизни», «запахом жизни» или «запахом поступка» - того или иного «действия сознания», как оценки степени и меры его безнравственности: - «Это дело плохо пахнет»!
Или, допустим, связь слова «дух» с нравственной энергичностью и активностью «сознания» - «взаимодействия духа и материи», выражающееся в понятиях о «высоте духа», «духовном подъёме», «духовной силе и упорстве», «духе смелости, отваги и героизма».
С другой стороны, мы видим в слове «дух» и характеристику «встречного движения материи к духу», как стремления «сознания» к «духу творческого действия», а отсутствие этого «духовного устремления», вызывает не просто «бездействие разума», а «разложение» и «распад самой разумной материи», выражающийся в «демоническом саморазрушении сознания».
«Дух» проявляет себя в «сознании» и «самосознании», как «разум» и «воля» - «разумная воля». Гармоничное сочетание в себе «совести» и «свободы» позволяет «Я» властвовать над «добром» и «злом», - «знать добро и зло» и «быть как бог», - по слову книги «Бытия». В этом богословие преодолевает ограниченность философии, как классического рационализма, так и экзистенциализма, вводом в область и объём своей феноменологии понятия об «общении сознаний» - «тварного» и «нетварного», божественного и человеческого. В этом «богочеловеческом единстве и общении бытие сознания ипостасируется», то есть преодолевается та «бесконечная онтологическая бездна», которая разделяет «нетварное божественное лицо» и «тварное человеческое лицо», и происходит или завершается «реальная полнота соединения духа и материи»:
«Бог становится как человек, а человек как бог!»
Осуществляется стремление «сознания» к «созерцанию истины и владению истиной», что делает «бытие сознания» - «совокупностью всех идеальных явлений», при котором понятие «дух» совпадает по объёму с понятием «материя», понятие «сознание» совпадает по объёму с понятием «бытие», а понятие «идеальное» совпадает по объёму с понятием «реальность». Вне этого «общения тварного и нетварного» невозможно решение «проблемы созерцания истины», о чём и свидетельствует весь «философский исторический опыт», как «опыт» материалистической философии, признающей существование только «субъективного духа - материального сознания», так и «опыт» идеалистической философии: и в «опыте» исследования «субъективного духа как идеального субъективного сознания», и в «опыте» объективного идеализма, исследующего «объективный дух как мировое идеальное сознание», творца и промыслителя материального мира.
Понятие «дух» должно быть используемо как понятие о источнике и движущей силе эволюции и творческого развития того, что имеется в виду под понятием «материя» и соотнесено как первообраз понятий «идеальное» и «сознание» в их философском истолковании, как в рационально-материалистическом, так и в иррационально-идеалистическом, включая все попытки чувственного и мистического выхода за обозначенные рамки. Нет ничего, что не могло бы быть правильно понято и объяснено в контексте нравственной онтологии или онтологии нравственности, с учётом того «аскетического временного фактора», который необходим «сознанию» для устроения им «нравственного созерцания своего бытия» …
Феномен «нравственности», как предпосылка, причина и следствие взаимодействия пневмологии и психологии составляет отличие любого «сознания» от всех «предпосылок сознания», в которых отсутствуют совесть и свобода, разум и воля, «Я» и «самосознание». Все природные компоненты, имеющиеся в «предпосылке сознания», именно в своём «нравственном и личном качестве» отличаются от тех же природных компонентов «сознания».