Байки старой чайханы. История 4-я. Счастливчики

Искандер Азим
 -Далеко ли собрался? - Поинтересовалась старуха Мамлакат, видя, как её благоверный обувается в калоши.
    «У тебя забыл спросить, старя ведьма», - подумал дед Хасан, но вслух произнёс:

    -Схожу к профкому хочу кое-что у него уточнить.
    «Совсем из ума выжил! Какой профком? На дворе двадцать первый век»,- старуха всерьез испугалась за душевное состояние деда.
    -Может, ты никуда не пойдешь. Останешься дома, чайку попьем, я детям позвоню, приглашу их приехать к нам погостить.

    «Что старая выдра, клюнула на глупую шутку», - ликовал дед Хасан, но вида не подавал.
    -Нечего мне дома сидеть, когда дел полно. Сначала схожу к профкому, после поеду в райцентр за кормами. Кстати, где моя папка с документами, а-ну, живо неси её сюда, - нахмурил лицо дед.

    -Конечно! Как же это я забыла о папке. Ты присядь, я на минуточку забегу в зал, она где-то там, в серванте лежит.

    «О, Всевышний! Вот и наступил тот скорбный день, когда мой ненаглядный, верный муж тронулся умом. Дай Аллах нам всем терпения», - со слезами на глазах старуха бросилась обзванивать всех родственников и друзей.

    Дед Хасан выждал минутку, посмеялся и, решил больше не играть на нервах старухи: «Того гляди схватит кондрашка старуху, а мне только этого не хватало».
    -Мамлакат, ты кому звонишь?

    -А я это, решила детям позвонить, узнать всё ли у них в порядке, узнать, как там наши внуки поживают, - глаза старухи были полны слез.
    -Да к Хусану я иду, успокойся, пошутил на счет профкома.
    -Подожди еще минутку, я сейчас. Мигом обернусь, ты моргнуть не успеешь, - сказав это, старуха вытерла слёзы и направилась на кухню.
    «Интересно чего она там забыла?», - подумал старик,  и почувствовал смутное, едва зарождающееся волнение.

    Не успел дед Хасан как следует обмыслить возникшее волнение, как тут из кухни с криком: «Из ума выжил, шутки шутить вздумал», - выскочила старуха Мамлакат, держа в руках длинную скалку для раскатывания теста.
    -Прибью, пень трухлявый, - издала боевой клич старуха, обрушивая весь свой гнев на макушку деда.

    Что до самого обладателя макушки, то он, почуяв подвох, принял необходимые меры предосторожности. Отошел от того места, где сидел на табурете. И это его спасло.

    Дед Хасан стоял перед порогом дома деда Хусана, но по-прежнему слышал ругательства в свой адрес, посылаемые его благоверной.
    -А тинчлими*? - Спросила жена деда Хусана старуха Тохта, впуская во двор гостя, слыша душераздирающие вопли.
    -Даже не знаю, что на нее нашло, наверное, сдурела совсем с возрастом. Хозяин твой дома?

    -В киоск пошел за газетами или еще зачем, я уж не знаю. Чего на пороге стоишь, в дом проходи он сейчас вернется. Мне надо лепешки из тандыра достать иначе пригорят.
    -Я это, лучше пойду по дороге его встречу, - ответил дед Хасан и покинул двор.

    -Ну как знаешь, - ответила старуха, умчавшись к тандыру.
    У киоска, в котором продавалась всякая всячина в народе называемая шарабара, продавалось всё что, угодно начиная от газет и журналов заканчивая продуктами питания. И у этого самого киоска стоял взволнованный дед Хусан.

    -Салам алейкум, Хусан, что-то случилось? Уж больно лицо у тебя взволнованное?
    -Алейкум салам, Хасан. В том-то и дело, что ничего не случается, - ответил дед Хусан, выбрасывая в урну какую-то бумажку.

    -А что должно случиться и чем ты тут занимаешься?
    -Понимаешь, Хасан, я играю в лотерею. Сегодня будет разыгрываться автомобиль. А мне, как назло, совсем не везет, все билеты попадаются без цифр одни звездочки и какие-то каракули.

    -В чем суть, как нужно играть в эту самую лотерею?
    -Вот билет, - дед Хусан попросил у продавца ларька один билет, - тут есть серебряная линия, которую нужно стереть под ней должен быть код из цифр. Но нужно найти определенную комбинацию цифр и тогда можно выиграть ценный приз или сам главный приз - автомобиль.

    -Брось заниматься ерундой и пошли домой. У тебя Тохта хлеб спекла, посидим чайку попьем с лепешками горячими.
    -Тебе лишь бы желудок насытить.
    -А что в этом плохого, когда желудок сытый, - удивился дед Хасан, - пойдем я тебе говорю.

    -Нет, - уперся дед Хусан, - останусь и буду играть, пока не выиграю автомобиль.
    -Хусан, вот я удивляюсь твоей наивности, вроде до проплешин дожил, а ума не нажил. Это всё обман, рассчитанный на простофиль. Организаторы подобных мероприятий все шарлатаны и жулики.

    -Сам ты, Хасан, простофиля, - нахмурив густые, филиновы с проседью брови, проворчал Хусан и купил еще один лотерейный билет.
    -Ну что выиграл?  Смеясь и заглядывая через его плечо, поинтересовался Хасан.
    -Радуйся, радуйся,  сейчас еще один куплю и тогда точно выиграю, я прямо чувствую это.

    -Ну, ну, - не сдерживал смеха дед Хасан.
    Подойдя к киоску в очередной раз дед Хусан обратился к продавцу, но засунув руку в карман, замешкался. Прошло несколько секунд, перед тем как он снова обратился к продавцу, что-то говоря ему полушёпотом. Продавец хмурил лицо и отрицательно раскачивал головой. Всё это время дед Хасан, наблюдавший за ним чуть поодаль, стоя в тени раскидистой чинары, засомневался всё ли в порядке у друга. Поэтому направился к нему.

    -Хусан, дустим*, у тебя всё хорошо?
    -Да у меня всё хорошо, только прошу тебя, не вмешивайся, - уж больно странно, ответил дед Хусан.

    -Хорошо как скажешь.
    -Санжар, - так звали продавца в ларьке. - Санжар, сынок, ну ты же меня хорошо знаешь, я знал твоего отца, когда он был моложе тебя. Дай мне еще один билетик, - уговаривал дед.

    -Знаю вас хорошо, Хусан ака, и про ваше знакомство с папой мне тоже известно, но в займы не даю, - стоял на своем молодой продавец. Читайте что написано на табличке.

    Дед Хусан поднял голову,  сощурил глаза и посмотрел на кусок картона, который Санжар продавец назвал табличкой и тихим голосом прочёл: «Долг портит отношения!».

    -Санжарик, побойся бога, какой же это долг, это же взаимовыручка. Сейчас ты пойдешь мне на встречу, а завтра, того гляди, я тебе чем-то да помогу.
    -И чем же вы, Хусан ака, сможете мне помочь. Лучше прекратите балаган и отправляйтесь домой. Вас уже и друг заждался.
    - Здравствуйте, Хасан ака, как ваше здоровье, как здоровье тетушки Мамлакат?
    -Здравствуй, Санжар, у нас всё хорошо, скрипим потихоньку, - улыбнулся дед Хасан.

    Дед Хасан хоть и дал слово не вмешивать, но посчитал неправильным оставаться в стороне, когда другу необходима помощь.
    -Хусан, отойдем на пару слов. - Старый, ты чего позоришь себя, а заодно и меня, чего ты стоишь и выпрашиваешь какой-то билет у парня ровесника твоих внуков.

    -Это не какой-то там билет, а выигрышный лотерейный.
    -Ну, так купи этот выигрышный лотерейный билет и пошли уже отсюда.
    Тут дед Хусан как-то замялся, опустил глаза и тихим, едва слышным голосом, произнес:

    -Хасан, понимаешь, у меня деньги закончились, осталась только половина от необходимой суммы, а Санжар, крохобор, не хочет давать в долг.
    -Так сходи домой, возьми необходимую сумму и купи, наконец, этот чертов билет. Ты живешь в двух шагах отсюда.

    -Если Тохта узнает, для чего мне нужны деньги, она меня живьем съест. Она наши пенсии прячет и выдает мне гроши и то по большим праздникам.
    -Да,  старик, знакомая ситуация, - сдвинув тюбетейку на лоб, почесал затылок дед Хасан.

    -Хасан, может у тебя есть деньги? Может ты, совершенно случайно прихватил их, когда выходил из дома.
    Деду Хасану пришлось рассказать другу о недавнем приключении и его поспешном бегстве из дома. - Нет, дружище, совершенно случайно я не прихватывал с собой денег.

    -А на черный день припрятанные деньги есть?
    -Смерти моей хочешь? Сейчас попробуй, сунься домой - в миг без головы останешься.
    -И то верно! Тогда посмотри в карманах, может, в каком-нибудь уголке запылились, а ты и не заметил.

    -Слушай, Хусан, а какая сумма нужна, сколько стоит, этот чертов билет? - спросил друга Хасан, выворачивая все имеющиеся у него карманы.
    -Недостающая сумма ровно две тысячи, тысяча у меня есть вот, - дед Хусан показал другу тысячную купюру, - нужна еще одна.

    -Шармандачилик*! Соседи узнают, засмеют. Мы два степенных старика, вернее один степенный, это я, и другой беспутный, клянчащий какой-то там билет стоимостью в две тысячи. Стоим тут и позоримся. Во время произнесения гневной тирады, у деда Хасана из внутреннего кармана пиджака выпала купюра номиналом в одну тысячу.

    -А, что я говорил, - радостно закричал дед Хусан, поднимая купюру, - сегодня мой счастливый день!
    -Хусан, а почему сегодня твой счастливый день, а не наш. Одна тысяча твоя другая моя, если ты не забыл. Так что выигрыш будем делить поровну, - Не верящий в слепую удачу дед Хасан в шутку сказал эти слова. Он просто не мог поверить, что фортуна преподнесет подобный сюрприз двум выжившим из ума маразматикам.
    -Вот тебе, бессердечный, держи деньги и давай мне новый билет, - гордо вздернув нос, произнес дед Хусан, передавая деньги продавцу.

    -О, Всевышний да прославится имя твое во веки веков, аминь! Хасан, дружище, мы у заветной цели. На вот сам погляди, - светящийся счастьем старик, протянул лотерейный билет другу.

    Дед Хасан скептически рассмотрел билет со всех сторон и вернул его обратно.
    -Как по мне так обычная бумажка, не пойму чему ты так радуешься?
    -Смотри же смотри вот они заветные числа, один, два, три и так далее. С их помощью мы обязательно сегодня что-нибудь выиграем. У нас в руках сама Хумо - птица счастья, беспроигрышный вариант.

    Единогласным решением было принято вечером отправиться в «Старую чинару», и там смотреть розыгрыш.  Благо круглый Мирза был «свой человек» и спокойно поил и кормил всех неимущих, записывая их долги, приписывая им излишки в черный долговой Гроссбух. Внутри чайханы царила привычная атмосфера, посетители неспешно ужинали, кто-то просто пил чай, другие курили кальян и только два старика не ели и не пили ничего, они даже не притронулись к чайничку чая поданного им самим хозяином заведения.

    -Хусан, может по пьялке* чая? - Предложил дед Хасан другу.
    -Не сейчас, Хасан, я жду начала розыгрыша, - волнующимся голосам, ответил друг.

    В чайхане на стенах висело несколько телевизоров, и все они демонстрировали одну музыкальную программу. А время подходило к началу розыгрыша.
    -Мирза, оглым*, попроси ребят переключить на центральный канал, - обратился с просьбой дед Хусан.

    -Что, Хусан ака, не нравится наша эстрада? - Засмеялся хозяин заведения.
    -Что ты, что ты, конечно нравится. Особенно люблю Юлдуз*, отлично поет, душа радуется. Но сегодня лотерея и мне бы хотелось посмотреть розыгрыш.
    -Эх, вы, Хусан ака, аксакал, а верите в сказки, - ласково по сыновьи, произнес Мирза.

    -Баракалла* Мирза, я ему о чем говорил, а он не слушает. Твердит, я выиграю, я обязательно выиграю,  - поддержал круглого Мирзу дед Хасан.

    -Вот выиграю автомобиль или другой ценный приз, тогда посмотрим, чья, правда!
    Во время розыгрыша на деда Хусана было больно смотреть, бедный старик весь изъерзался, то снимая тюбетейку с головы, то водружая её обратно. Он жадно пил чай, смачивая пересохшее горло, услужливый товарищ дед Хасан помогал ему в этом, то и дело, подливая напиток в пиалу. И вот дело подошло к своей кульминации, ведущий начал раскрывать цифры главного приза розыгрыша автомобиля.

    -О, а! держите меня кто-нибудь, я выиграл, - дед Хусан точно обезумев, пробежался кругом по всему помещению чайханы.

    «Не может быть», «неужели, Хусан ака настоящий счастливчик», - слышалось со всех сторон. Дед Хасан до последнего момента не веривший в чудо и сам подскочил и принялся радостно голосить:

    -Эй, махалля*, гуляем, всем желающим «белый чай» за мой счет!
    Дед Хусан попытался разок объегорить друга. Что мол, это он начал играть и что если бы не его легкая рука, то ничего бы не вышло, но дед Хасан, не поддавшись на подобные интриги, остался непреклонен.

    -Хусан, уговор дороже денег. Мы как договорились, если выиграем, то делим всё пополам. У нас даже свидетель есть - продавец Санжар.
    Жадность, затмившая на время разум деда Хусана, лихорадочно подталкивала его дальше.

    -Хасан, вот если бы мы выиграли мешок муки, то конечно его было бы возможным поделить пополам, но как можно поделить поровну автомобиль.
    -Не знаю, я ещё об этом не думал. Может, будем водить его по очереди. Поживем, увидим для начала нужно забрать его.
    Приз дожидался победителей на постаменте в автосалоне весь в красивых ленточках и бантах, в областном центре так говорилось в рекламе. Со стариками хотели поехать их многочисленные родственники, но Хусан ака и Хасан ака наотрез отказались от помощи.

    -Что мы дети малые, сопровождать нас? Вы бы еще слюнявчики нам предложили, - ответили они в один голос. На самом же деле старики решили отдохнуть от надоедливой толпы вечно гомонящих поднимающих шум из ничего родственников.

    Провожали победителей, как провожают космонавтом: всенародно и с помпой. Пришли абсолютно все жители махалли. И каждый из них считал своим долгом сказать напутственные слова или попросить привезти из центра что-нибудь архи нужное.

    -Хасан ака, вы в городе таксистам много денег не давайте не больше двухсот за километр. Они сейчас о какие наглые стали, сдерут с вас в три шкуры.
    -Хусан ака, вот деньги, привезите мне, пожалуйста, новый клаксон. У нас они конечно тоже продаются, но в центре выбор больше.

    И так продолжалось вплоть до самого отъезда. И вот автобус тронулся, и наши счастливчики отправились за долгожданным призом.

    -Ассалому алейкум, отцы, откуда прибыли и куда путь держите? - Спросил подбежавший таксист, как только дед Хусан и дед Хасан покинули салон автобуса. Старики ответили, из какого они колхоза и по какой причине приехали в город.

    -Ого, какая удача! Мы с вами земляки, я родом, - вежливый таксист назвал кишлак, откуда он был родом. - Ну и счастливчики вы, отцы, мало того, что наткнулись на меня, так ещё и целый автомобиль выиграли. Со мной вам действительно повезло, я давно живу в городе и как свои пять пальцев знаю все его улицы. Тем более мы земляки и я не стану брать с вас много денег. Ну что трогаемся?

    -Давай, сынок, поехали, - согласились обрадованные старики.
    Услужливый малый, устроил для стариков настоящую экскурсию, показывая перестроенный город со всех ракурсов. Возя двух доверчивых стариков кругами.
    -Отцы, вы в последний раз, когда в городе были? Его сейчас не узнать кругом новостройки, магазины, школы, стадионы.

    -Я годов так двадцать не был, а  может и дольше, - ответил дед Хусан.
    -Я в прошлом году был, да и то в карете скорой помощи. У меня камни в почках, случился приступ, а наш доктор Хакимов не смог оказать соответствующую помощь. Пришлось ехать сюда. Так что и я годков двадцать с лишним тут не бывал, - сказал дед Хасан.

    -Ну, всё, приехали! Вот он ваш автосалон с вас столько-то, - услужливый малый назвал цену.
    -Сколько, да это же половина моей пенсии! Дед Хасан так вскинул брови, что тюбетейка съехала на затылок.
    -Будет тебе, Хасан, чего мелочишься, мы теперь с тобой богачи. Вот тебе деньги сынок, езжай с миром, - дед Хусан достал завернутые в платок деньги и рассчитался с таксистом.

    -Нет меня, конечно, предупреждали, что таксисты в городе наглые. Но этот совсем зарвавшийся, еще земляком называется.
    -Согласен, дружище, уж лучше  с врагом дело иметь, чем с таким земляком!
    Автосалон был закрыт, охранник сказал, что деды приехали слишком рано, что салон откроется после обеда.

    -Ну что, Хусан, стоять тут на виду у всех нет смысла, давай сходим на базар скупимся. У меня целый список товаров, которые необходимо купить для соседей.
    -Ты прав, Хасан, нечего тратить время зря. Пошли на базар у меня тоже полный лист с записями, да и нашим старухам было бы неплохо прикупить кое-каких вещичек.
    Базар кипел и гудел, отовсюду слышались крики зазывал, приглашавших отведать тот или иной товар. Наши старики немного осмотрелись и решили разделиться, чтобы не ходить друг за дружкой. Вернее сказать разделиться предложил дед Хусан.

    -Послушай, Хасан, давай с тобой разделимся, ты пойдешь в ряды, где продают материалы я, где продают запчасти к машинам. Встретимся через полчаса у центральных ворот.

    -Хусан, признаться мне не по душе эта затея. Базар огромный, народу не протолкнуться, может не стоит.
    -Всё будет хорошо, не переживай, ступай, делай свои покупки, а я пойду куплю кое-что из списка.

    У волшебника Сулеймана всё по-честному, без обмана.
    Подходим, смотрим, кто смотрит внимательно, тот выиграет обязательно.
    Покрутил, помахал, думал, шарик он поймал.

    Услышал выкрики дед Хусан, проходя мимо магазинов с ювелирными украшениями. «Интересно, что там происходит?», - старика заинтересовали незамысловатые стишки. И чем ближе он подходил, тем отчетливей слышал голос зазывалы.
    Русская рулетка, узбекское лото, можешь выиграть кофту, можешь и пальто. А ещё в придачу самовар и дачу!

    Прямо на асфальте стоял столик хон тахта, на котором стояли перевернутыми три пластмассовых стаканчика и красный шарик. Игрой заправлял худосочный молодой человек вороватой внешности с маленькими бегающими глазками. Рядом стоял мужчина средних лет ничем не приметной наружности он и был зазывалой веселящим народ незамысловатыми стишками. Дед Хусан не успел дойти до столика, а зазывала уже взял его под руку и громко произнес:

    Пришел дед пенсионер – а ушел миллионер! Идемте отец, сыграйте, удача улыбается смелым!
    «Была, не была! Сыграю, может, повезет. Почему собственно может, не может, а точно должно повезти машину я выиграл и здесь мне повезет. Вот Хасан удивится и начнет мне завидовать. Решено, сыграю!», - дед Хусан решил испытать счастье.
    - Ну что, дед, сыграешь, испытаешь судьбу на прочность? - Хитро подмигивая, спросил худосочный молодой человек.

    -Почему нет, сыграю. Сколько нужно поставить?
    -Тысяча на кон, моя уже на столике. Теперь твоя очередь сделать ставку, отец. Не бойся, твою тысячу никто не тронет, клади её смелее.

    Игра началась: «Кручу верчу, запутать хочу!».  - Ну что, отец, внимательно смотрел, готов сказать под каким стаканчиком шарик?
    -Вот под этим, - дед Хусан указал на средний стаканчик.

    -Отец, да у тебя глаз алмаз. Народ, глядите на этого счастливчика,- паренек поднял стаканчик и под ним действительно оказался шарик.
    -Отец, тебе сегодня явно везет, предлагаю повысить ставки до двух тысяч.
    -А, давай, - махнув рукой, согласился дед.

    Игра продолжилась: «Кто смотрит внимательно, тот выиграет обязательно. Покрутил, помахал, дед наш шарик угадал. Кручу верчу, запутать хочу!». - Отец, готов на этот раз сказать, где шарик?

    -Готов, шарик под этим стаканчиком, - дед указал на стаканчик стоящий под левую руку от себя.
    -Отец, у меня слов нет, ты просто волшебник. Народ, не проходите мимо поглядите на этого счастливчика, которому сказочно везет, - паренек поднял стаканчик, под которым действительно оказался красный шарик.

    -Отец, сегодня твой день и только поэтому предлагаю повысить ставку до десяти тысяч. Как ты на это смотришь?
    -Положительно, поднимем до десяти! - Улыбаясь щербатым ртом, ответил опьяненный выигрышем старик.

    Прошло больше получаса, а Хусана всё не было. Дед Хасан начал сильно волновать и переживать за друга: «Чувствовало мое сердце, не надо было нам разделяться, а что, если я его не найду, что скажу Тохте». Дед Хасан решил немного пройтись осмотреться вдруг отыщется пропажа. Если нет, то придется идти в отделение милиции заявлять о том, что пропал человек преклонных лет. Приметы: «старый чапан, старая тюбетейка и такая же старая, пустая в проплешинах голова». Пойди, отыщи такого.

    Дед Хасан прошел, овощные ряды, фруктовые и дошел до ювелирных магазинов. Внезапно ему послышался знакомый голос. Он остановился, внимательно прислушался и действительно услышал голос Хусана. Он столько лет знающий Хусана друга не мог ошибиться, это точно был голос друга. «Но почему мой друг кричит как оглашенный? Неужели случилась беда!», - обеспокоенный старик поспешил на выручку к другу.

    У столика собралась толпа зевак, все собравшиеся подбадривали деда Хусана радовавшегося как мальчишка. – Люди, люди, вы видели я, только что выиграл целый миллион, миллион, понимаете!

    -Хусан, ты чего разорался, - к нему подбежал дед Хасан.
    -А, Хасан, смотри, я выиграл целый миллион! Дед Хусан обнял и, приподняв, закружил друга.

    -Немедленно поставь меня на землю, у меня голова кругом идет, да и тебе не к чему подобная физкультура, того гляди спину прихватит или еще где. – Так в чем дело, какой миллион ты выиграл, у кого ты его выиграл?
    Дед Хусан быстро рассказал другу всё, что произошло за последние полчаса.
    -Ну, так забирай свой миллион и пошли отсюда, у нас еще полно дел или ты забыл.

    -Подожди еще пару минуточек, я хочу пойти ва-банк.
    -Это еще что такое, какой такой ва-банк?- Деду Хасану показалось чудным такое сочетание знакомого слова.

    -Ну и деревенщина ты, Хасан, я хочу сыграть на все деньги, лежащие на столе.
    -Сдурел! Забирай выигрыш и пошли отсюда подобру-поздорову.
    -Так и знал, что ты будешь против меня, - встал в позу дед Хусан, - ты так всегда поступаешь, когда у меня что-то хорошо выходит. Ты мне просто завидуешь.
    -Дурья бошка, ты посмотри на этого парня, у него вид нехороший. И другой, что перешептывается с ним, мне тоже особого доверия не внушает.

    -Нет, не пойду, - словно баран уперся дед Хусан.
    -А, черт с тобой делай что хочешь!
    -Сынок, играю на всё, - дед Хусан, пододвинул пачки с деньгами на центр стола.

    Игра продолжилась: «Кручу верчу, запутать хочу», - паренек ловкими движениями вертел руками, гоняя красный шарик, накрывая его то одним, то другим стаканчиком.
    - Ну что, отец, готов сказать под каким стаканчиком шарик?
    -Да, - с готовностью выкрикнул дед Хусан.

    -Хусан, подожди секунду, - дед Хасан остановил друга, что очень не понравилось пареньку и его напарнику зазывале.
    -Послушай, Дед, ты сам не играешь и другим не мешай, - в один голос сказали они.

    -Так кто ж вам мешает, играйте себе на здоровье, я просто кое-что забыл сказать другу. Он, нагнулся к самому уху Хусана и шепнул:
    -Шарик под стаканчиком, который стоит посередине.
    -Не учи ученого, у меня и самого глаза есть, - язвительно ответил дед Хусан.
    -Отец, не медли, все тебя ждут.

    -Да, Отец, давайте открывайте стаканчик, - слышались просьбы со всех сторон.
    -Шарик здесь, - дед Хусан положил ладонь на стаканчик стоящий посередине.
    -Уф, слава Аллаху, этот осел меня послушал, - дед Хасан платочком вытер взмокший лоб.

    -Люди добрые, вы стали свидетелями бескомпромиссного сражения. Победитель забирает всё проигравший остается ни с чем, - привлекая всеобщее внимание, произнес паренек. Убирая стаканчик, высоко подняв руку показывая красный шарик.
    Ого! Вот дед дает, вот молодец! Отовсюду слышались возгласы одобрения.
    -Теперь ты доволен, теперь можем уйти, - дед Хасан немного успокоился, но по-прежнему хотел скорее покинуть это место.

    -Конечно, Хасанчик, одну минуточку только деньги соберу, - Хусан ака стал спешно рассовывать деньги по карманам.

    -Отец, погоди минуточку, - к старику обратился зазывала, - отец тебе сегодня  сказочно везет, мы же остались в полном пролёте. Позволь нам немного отыграться. - Да, отец, позволь нам немного отыграться, я тебе даже свои карманные деньги проиграл, теперь нечем будет в автобусе заплатить, - разговор товарища поддержал  худосочный молодой человек.

    Едва Хасан ака услышал этот разговор, как тут же отрицательно закивал головой.
    -Хусан, одумайся, они хотят тебя одурачить, я сердцем чую, - шепнул он другу.
    -Ребят жалко может дать им шанс, - неуверенным голосом, произнес дед Хусан.
    -Отец, это самый благородный и щедрый поступок, о котором только можно мечтать, - сказал зазывала, услышав слова деда Хусана.

    Дед Хасан огляделся вокруг, видя что того же хотят зрители. И чуточку смягчился.

    -Ну, я не знаю, Хусан, если только сыграешь пару раз, но после сразу уйдем, - поддавшись мнению большинства, заколебался он.
    -Даже не сомневайся, - обрадовался дед Хусан, потирая руки. - Ребята, я готов дать вам шанс отыграться, но есть условие будем играть два раза. После мы с другом уйдем, порукам?

    -Порукам, отец, - зазывала, и худосочный паренек по очереди пожали руку старика.
    -Какая ставка, сколько вам надо, чтобы добраться до дома?
    -Совсем немного, отец, сыграем по десять тысяч. Такую сумму нам удалось наскрести у знакомых и этого должно хватит на дорогу и на хлебушек с молочком для деточек, - ответил худосочный молодой человек.

    -Дети – это святое! Ради них оно конечно не жалко, - дед Хусан, проникся уважением к этому доброму молодому человеку.
    И всё началось сначала: «Кручу верчу, запутать хочу. Кто смотрит внимательно, тот выиграет обязательно!».

   -Отец, готов показать, где шарик?
   -Шарик под этим стаканчиком! Дед Хусан, указал на стаканчик справа от себя.
    -Уверен, отец? Может шарик здесь, - молодой человек хитро подмигнул старику, указывая на стаканчик стоящий посередине.

    -Уверен шарик под стаканчиком справа от меня. Вот под ним, - дед Хусан еще раз указал на стаканчик стоящий посередине.

    -Я давал тебе возможность подумать, отец, но ты отказался, - молодой человек убрал стаканчик, а под ним пусто. Шарика там не было.
    -Не может быть! - Воскликнул пораженный старик, я же собственными глазами видел, как он туда закатился.

    -Извини, отец, но на этот раз фортуна оказалась на моей стороне, - молодой человек сгреб деньги в свою сторону.
    -Ну, да ничего сейчас отыграюсь, - глаза деда горели азартом, - следующую игру предлагаю сыграть по пятьдесят тысяч.
   -Уважаю, - заулыбался молодой человек, - но это крупная сумма мне нужно посоветоваться с другом.

    -Хусан, ты сдурел, ставишь такие большие деньги! - Дед Хасан хотел за шиворот оттащить друга от стола.

    -Всё под контролем, дружище, я кинул им наживку, они клюнули. Сейчас отыграемся и спокойно пойдем своей дорогой.
    -Отец, мы с другом посоветовались, мы принимаем ставку. Один наш добрый знакомый торговец ювелирными украшениями ссудил нас необходимой суммой. Так что можно продолжить игру.

    Игра возобновилась. Паренек сыпал незамысловатыми поговорками, два деда и зрители не отводили глаз от стола, где ловкие руки паренька водили в разные стороны стаканчики.

    «А еще в придачу самовар и дачу!»
- Отец, готов сказать, где находится шарик?
    Помня недавний проигрыш, дед Хусан не стал торопиться. Он еще раз прокрутил в голове все движения рук парня, которые успел увидеть и запомнить и только после указал на стаканчик:

    -Шарик под этим стаканчиком, - дед Хусан указал на стаканчик стоящий посередине столешницы.
    -Извини, отец, ты снова ошибся, тут шарика нет, - паренек, улыбаясь, приподнял стаканчик, а под ним пусто. Шарик лежит себе преспокойненько здесь он поднял стаканчик слева от себя и выкатил шарик.

    -Всё, Хусан, нам пора, собирай вещи и пошли, - дед Хасан, потянул друга за рукав.

    -Отец, постой, мне немного совестно, ты хороший, добрый человек, дал нам с другом отыграться. Мы хотим отблагодарить тебя, давай еще раз сыграем, скажем, это будет маленьким утешением за расстройство.

    -Я в игре, - глаза старика снова вспыхнули азартом.
    -Эй, умалишенный, ты же хотел уйти! - Деду Хасану хотелось как следует врезать другу, но кругом стояли люди и ему стало неудобно.
    -Наш добрый знакомый торговец проявил верх щедрости и ссудил нас довольно-таки приличной суммой. Предлагаю сыграть по миллиону, если проиграю я, так тому и быть в следующий раз буду осмотрительней, если проиграешь ты, то останешься при своих деньгах. Ну, так как?

    -Идет, - не колеблясь, согласился старик.
    -Осел! - Только и произнес дед Хасан, демонстративно развернувшись к нему спиной.

    Обстановка накалялась с каждой минутой, дед Хусан, его друг, толпа зевак завороженными глазами следили за движениями рук молодого человека.
    -Отец, пришло время сказать, где находится шарик.

    -Шарик, я это, я сейчас, - старик взволнованным взглядом обвел присутствующих, посмотрел на друга, но дед Хасан лишь пожал плечами. Никто из присутствующих не заметил, под каким стаканчиком остановился шарик.
    -Отец, дорогой, не томи, говори уже, где шарик!

    -Шарик, шарик, здесь, а нет, извините, вот здесь, - дрожащим голосом произнес старик, указав на стаканчик стоящий посередине.
    -Давай посмотрим так ли это! Отец, фортуна обожает твою смелость. Народ глядите, шарик здесь, - молодой человек поднял стаканчик, под которым лежал шарик. - Отец, вот твой честно выигранный миллион!

    -А, была, не была, ставлю всё, что у меня есть, - пересохшими от волнения губами произнес дед Хусан.  - Хасан, дружище, ну ты сам видишь сегодня мой день. Не скупись, дай мне все деньги, которые у тебя есть.

    -Нет, ты что! - Хасан ака схватился за карманы. Но тут со всех сторон к нему начали обращаться люди.
    -Отец, дед, старик, вашему другу несказанно везет. Поддержите его и выиграете в два раза больше того что имеете!

    Как подчас случается, человек попадая под давление толпы, сливается с ней в единое целое, полностью ставая её частью. Этого не миновал дед Хасан.
    -Хорошо, хорошо, уговорили, вот всё что у меня есть, - старик достал припрятанные деньги и выложил на столик. На пересчет там оказалось чуть больше пятисот тысяч.

    -Наберете столько? - Чувствуя поддержку друга и одобрение толпы, бравым голосом спросил старик.

    -Надо подумать, - молодой человек подозвал зазывалу, и они зашептались.
    -Ну что решили, ребята?

    -Принимаем, мой напарник принесет деньги, благо у нас много добрых знакомых.
   Спустя пару минут зазывала принес деньги и игра возобновилась. Но на этот раз всё изменилось, молодой человек, показывал верх мастерства, он так виртуозно передвигал стаканчики, перебрасывая шарик, что все зрители, включая двух стариков просто ахнули. Наконец молодой человек остановил экзерсисы.

    -Отец, говори, где шарик?
    Впервые за время игры дед Хусан выглядел так неуверенно, он сдвигал тюбетейку, что-то бормотал себе под нос, сильно потел и рожал всем телом.
    -Отец, смелее, зритель, да и я заждались тебя.

    -Думаю шарик здесь, нет постой, я передумал шарик под этим стаканчиком, - руки старика тряслись, он посмотрел на друга, но дед Хасан, как и в прошлый раз лишь развел руками.

    -Отец, время не ждет, не будем же мы ждать целую вечность.
    Действуя наугад, зажмурив глаза, старик указал на ближайший от себя стаканчик.

    -Отец, ты проиграл, - молодой человек поднял стаканчик, под которым не было никакого шарика.

    -У! Загудела толпа.
    -Ой, я старый ишак, проиграл все наши деньги, - скинув с головы тюбетейку, взвыл старик.

    -И не наши деньги ты тоже проиграл, - севшим голосом, произнес дед Хасан, - что мы теперь людям скажем.
    Вдруг дед Хусан приободрился, поднял тюбетейку и заулыбался. Это сразу заметил его друг.

    -Хусан, ты чего придумал, а-ну признавайся? Но друг его не слушал.
    -Ребята, предлагаю последнюю игру!
    -Нет, отец, спасибо, но нам пора по домам.
    -Ну как хотите, я лишь хотел поставить вот это, - старик вытащил из кармана выигрышный лотерейный билет.

    -Нет, ты что! Дед Хасан набросился на друга, пытаясь выхватить билет.
    -Что там у тебя, а-ну покажи? Заинтересовались жулики.
    -Выигрышный лотерейный билет, мы получим автомобиль.
    -Отец, это фуфло за него ты ничего не получишь, - в голос рассмеялся молодой человек.

    -Какое еще фуфло, о чем это ты? Удивился дед Хасан.
    -Что б вы знали, глупые старики, ваш билет поддельный. Такими подделками торгуют в каждом подземном переходе. Их у нас в махалле, в подпольной типографии печатают. На настоящих лотерейных билетах есть разная защита, как на денежных купюрах, а на этих нет.

    Старики, обгоняя, друг дружку мчались к автосалону. У дверей автосалона стояла толпа посетителей и что-то громко обсуждала.
    -Добрый день, уважаемые люди, кто последний в автосалон? - Спросил запыхавшийся дед Хасан.

    -Да, народ, кто последний? - Едва поспевший за ним дед Хусан еле дышал.
    -Уже никто, - ответил один из стоящих, - и громко сплюнув, бросил что-то на землю. Дед Хусан поднял то, что он бросил и вскрикнул:

    -Хасан, это правда, они действительно поддельные, - в руке он держал лотерейный билет точную копию их билета. Как выяснилось чуть позже, таких горе победителей набралось с десяток, а то и больше. И все они претендовали на главный приз автомобиль. Так что, наши старики остались не солоно хлебавши.

    -Может в реку броситься, - трагическим голосом произнес дед Хусан, - подходя к перилам моста.
    -Такое бревно как ты не тонет, - только зря одежды намокнут. - Хватит распускать нюни, лучше давай думать, как будем рассчитываться с соседями.


    P. S.
    Дорогой читатель, не стоит переживать за судьбы наших героев, они выкрутились, и помог им счастливый случай. Как оказалось продавец Санжар из киоска, в котором дед Хусан приобрел поддельный лотерейный билет, был замешан в ряде других афер и давно находился на карандаше блюстителя закона участкового Эргашева. Что до возврата денег соседям, то они постепенно перекрывают долг, рассчитываясь с пенсий, каждый раз выслушивая нотации своих вторых половин.


1) Тинчлими* - всё ли в порядке.
2) Дустим*- дружище.
3) Шармандачилик* - позор.
4) Пиала* - посуда чашечка без ручек для чая.
5) Оглым* - сынок.
6) Юлдуз* - звезда.
7) Баракалла* - браво, молодец, молодчина.
8) Махалла* - название части города, жилой массив.


 
                25.11.2019г