Мусульманин. И д. Ефим

Иветта Дубович Ветка Кофе
 
   Что такое смерть?

   Если нет здоровья, для
пожилого человека она растягивается в мучительные
последние годы.

   У нашей мамы это были шесть
лет.

   Я ушла к ней жить.Младший
сын приходил, помогал. Все
остальные жили вдалеке.

   Изо дня в день - все
процедуры по уходу, совместно
с напряжением : только бы не
было пролежней!..Ведь лежит!..

   Мази, присыпки...

   А ушла мама, как задули
свечу. Вдруг остановился взгляд. И всё.

   На кладбище, рядом с отцом,
отмерили место.

   После похорон дни ещё
проходят в хлопотах.

   И вот, бьётся мысль : всё
ли правильно? Не упущено ли
что?

   Разговаривая с директором
кладбища, я поинтересовалась
архивами.

   Дело в том, и я это никогда
не забывала, моя подруга Оля
уже несколько лет не могла
найти могилку отца.

   Оля приезжала по возможности; ведь она жила
в другом городе; тоже смотрела
старенькую маму; учила дочь;
ездила в командировки; да ещё
по вечерам преподавала в
институте свою геофизику.

   А после бурелома на кладбище
случилась путаница. И попробуй,
найди!

   Меня это тяготило. Живу здесь, и не могу помочь!

   Но директор и архивов не
имел. Его назначили на эту
должность, когда архивы куда -
то делись!

   А на всё лето зарядили
густые дожди. Трава буйно искала себе выход.

   И я ездила на кладбище полоть довольно - таки часто.

   И вновь, и вновь, ловила
себя на мысли : найти д. Ефима.

   ... Дядя Ефим!..

   Когда старший сын был
маленьким, мы, в выходные,
устраивали поездки в лес, на
санках. Мы брали соседского
мальчика; из двух санок делали
поезд.

   И бегом, километра два туда
и два обратно! Да ещё на
горках успевали покататься.

   А из леса, по пути, заходили
к д.Ефиму.

   На пенсии, он всегда был дома.

   Конечно, заходили из - за
туалета.На улице же мороз!

   Но д. Ефим уже разливал чай,
обязательно в сервизные чашечки.И пацаны, с красными
щечками составляли красочные
пары с чашечками.

   Слышно было, как они тянут
чай, прихлёбывая! Уж уговаривать их не приходилось!

   Я, первое время, качала
головой :" Ну, мы дома попьём!.."

   Но д.Ефим был непреклонен!

   Ещё я ему говорила:" Ну, зачем в чашечки из сервиза?
Малышня вдруг разобьёт!"

   Д.Ефим был стоек и тут!

   А сам всегда сиял!

   Как я понимаю его, особенно
сейчас! Ведь я на детей смотрю
с таким же обожанием! Мне столько же лет, сколько
д.Ефиму...

   И вот, теперь, думая, что
его могилка много лет одинока,
не ухожена, я с тоской пыталась
по приметам, которые мне сообщила Оля по Вацапу, найти
её.

   Тем более, моя мама опущена
в землю, не нужен за ней уход.
У меня уйма времени. А вдруг
повезёт, и я найду д. Ефима...

   Главный ориентир - крыло
самолёта.

   Апрель. В это время темнело
поздно. Это способствовало
моему стремлению найти.

   Крыло самолёта... Еле - еле
оно обнаружилось среди деревьев. И моё сердце забилось
около него с бешенной скоростью!

   Одна могилка очень - очень
соответствовала описанию. И
даже оградка была помята в том
месте, в каком говорила Оля.

   Могилка заросла деревьями.
Памятник не читался.

   На другой день я приехала с
ножовкой и краской.

   Часа четыре пропиливала
пространство. Таскала деревья,
оттягивая за комли. Сила была
от радости, что д.Ефим нашёлся!

   Наконец, могилка засветилась
новизной!

   И вот, докрашиваю последнюю
сторону оградки, чей - то
голос около меня:"Здравствуйте"

   Смотрю: прошлогодний знакомый мальчик. Я наделила
его именем " Гиляровский... но
не Москвы ".

   Влад! Долговязый! Вытянулся!
Двадцать лет ему!

   Влад печально говорит, что
д.Ефима он не нашёл, как не
пытался.

   "Влад,- говорю , - а я
кажется, нашла."

   Влад ошарашенно смотрит
на меня.Потом спокойно возражает : " Но здесь лежит
мусульманин."

   Я в шоке. Да...по установке
памятника ...понятно...(я как оглохла...)

   Вот так обстояло дело.

   Теперь могилку д.Ефима мы
искали с Владом.И это здорово,
ведь Влад знает кладбище с
пятнадцати лет!Опекает могилки
родных.

   Облазили очень много мест
кладбища.Трава, бурелом - есть
чему мешать.

   Влад показал захоронения
четырёх белогвардейцев. Где
расстреляны, там и закопаны.
Памятники без имён.Белой краской окрашены.Красил Влад:
"Краска оставалась." И чужие
мог Влад , при случае, подправить.

   Могилку монахини тоже
показал.Императрица даровала
ей платье - за ангельский
голосок.И такое было...

   "Влад,- сказала я после
безуспешных поисков,- давай
" сдаваться " У меня огороды
пошли, уж дождемся брата Оли.
Он собирался приехать. Только
когда, живёт - то у чёрта на
куличках...Но , говорит Оля,
он лучше помнит."

   Влад с каким - то парнем
поговорил.Тот тоже хорошо знает
кладбище. Посоветовал  сторону,
где много валежника.Вроде там
видел фамилию д.Ефима.

   А ещё узнал, что самолётов было три...

   
   И вот...Такому было надо
случиться!

   Звонит мне Влад : "Нашёл!"

   И верю, и не верю!

   Тепло по всему телу растеклось!

   В каком - то заброшенном,
тёмном, тесном местечке -
проржавленная оградка.Заросшая
травой могилка.И рябинка -
в полный рост! Долговязая...

   Табличка читается легко.
Лицо доброе, д.Ефима!

   Оля говорила: " Ну, не
хочет он нам показываться!"

   Ещё как хочет, Оль! Как
долго ждал!

   Траву повыдергали, с Владом.
На другой день всё выкрасила.
Фото отправила Оле!

   Вот, думаю, не мусульманин
ли поспособствовал?

   Тс - с - с... О том мире
надо говорить сдержанно.