Наталья Рождественская

Людмила Васильева Владиленовна
 
          Небольшой дворик музыкального училища был наполнен голосами гнесинцев,
 вернувшихся после летних каникул. Начало сентября... Встречи, неумолкающие
 разговоры, восторженный смех, цветы...
          Стою на ступеньках у входа, жду сына. Задумалась, смотря на эту суету
 и вспоминая краснодарское училище. Тоже было весело...

        - Людочка, здравствуйте, - окликнула меня знакомый педагог.

        - Здравствуйте, с "учёбой" вас, - поздравила я.

        - Спасибо. Вы знаете... хочу вам сказать... и посмотрела встревоженными
 глазами... Умерла Наталья Петровна.

 Слова оглушили.Стало так тихо... смех и разговоры беззвучно расплывались вокруг
 нас.
        - Наталья Петровна... - растеряно повторила я.

        - Приходите на прощание, приходите.

        - Да, конечно, конечно... только не знаю... я думала нас забыли после
 ухода мужа.

        - Что вы! Наталья Петровна вас вспоминала... Она очень хотела, чтобы вы
 написали её портрет.

        - О, Господи! Я же ничего не знала.

        - Да... ваша картина была у Натальи Петровны рядом с кроватью.Приходите,-
 и она назвала время.

          Мы пришли с сыном. Геннадий Николаевич принимал соболезнования. Люди
 садились в автобус.
          И вот прощание. Больно... Время будет уносить эту боль, растворять в
 бесконечном потоке жизни...

          Первый раз я увидела Наталью Петровну в артистической Большого зала
 консерватории, когда мы с мужем подошли поздравить её сына Геннадия Николаевича
 с успешным концертом.
 У окна скромно стояла благородная женщина. Она была в тёмно-синем платье. Белый
 воротничок подчёркивал её лицо. Глаза излучали свет. Мы познакомились. Я сразу
 почувствовала душевный отклик.
          После поздравлений все гости собрались дома у дирижёра. Геннадий
 Николаевич представил нас с мужем, как "профессора" с супругой. Развеселил нас.
 Муж крепко сжал мою руку. Было к чему стремиться. После длинных дорог учёбы
 начиналась новая дорога...учёбы.
 Вечер был запоминающимся. Доброжелательность и продолжающееся творчество витало
 над нами.В комнате стоял стол, наполненный яствами... Наталья Петровна хлопотала,
 улыбалась.
          Сейчас, когда вспоминаю её, чередой проносятся памятные соприкосновения
 с ней: выставка акварелей Макса Волошина, книги Сомерсета Моэма, Анастасии
 Цветаевой, концерты... Поездка первый раз на Николину гору, фотографии с этим
 связанные.
 В машине мы с ней сидели рядом на заднем сидении. Она заботливо показала мне место,
 где не дует при открытом окне( я в ту пору была в положении на большом сроке).
 Глядя на меня, она тихонько спросила:

        - Людочка, можно мне прикоснуться к дитяте?

 Я улыбнулась и кивнула головой. Наталья Петровна осторожно обе ладони положила
 на ещё не родившееся создание. Притихла.

        - Шевелится... Как удивительно, как прекрасно... маленький, - тихо
 произнесла она.

 Я помню её глаза в этот момент, помню тепло рук. Как будто рядом была мама. Мне
 её не хватало очень. Мама приехала, когда я была в роддоме. Наталья Петровна
 познакомилась с ней по телефону. Звонила, чтобы узнать приближающуюся новость.
          Позже мы уже с коляской приезжали на дачу и без коляски - с подросшим
 младенцем. Помню светлый день и приветливое лицо Натальи Петровны в майской
 зелени с солнечными зайчиками. Разве забудешь?

        - Какая землица благодарная... немного её поворошишь и тут же отзывается...
 всё цветёт, - сказала она, поднимаясь с грядки.

        - Точно Феврония,* - подумала я, - сколько любви к жизни.

 Пластинку романсов в своём исполнении Наталья Петровна подарила нам, когда муж
 готовился к конкурсу.
 Слушаю... Волнующий голос. Знакомый, трепетный - оживает! И цветут в душе...
 её любимые фиалки.

 17.12.19.

 * Феврония - героиня оперы Римского-Корсакова " Сказание
 о невидимом граде Китеже и деве Февронии"