Тузик

Николай Смирнов 9
Часть 1. Встреча.

Начало августа. Воздух плотный, горячий, душный, насыщенный лесными запахами и ароматами. Здесь и запахи цветов и травы и грибов, но преобладает хвойный аромат. Я иду по грунтовке, пыля сандалетами и веду в поводу велосипед. Почему веду, а не еду? Цепь лопнула. Когда ехал в школу, все было хорошо, а вот на обратном пути, переезжая овражек с мелким ручейком, воробью по колено, на подъёме пришлось нажимать на педали из всех сил. Тут то цепь и лопнула и что бы не улететь обратно в овражек и ручей, упал на бок. Упал удачно, а вот ехать дальше не судьба, веду велик и даже не ругаюсь. Так и прошли мы уже километров пять. А почему летом в школу ездил, так на производственную практику. Так у нас называется летняя работа на интернатовском огороде под руководством кого ни будь из учителей или воспитателей. Мальчишки таскают воду из реки, а девчонки поливают все что надо. Наша бригада поливает и пропалывает капусту. Она уже крупная и в обед нас накормили тушеной капустой со сметаной, а еще огурцами и дали по краюхе свежего, ароматного, только что испеченного хлеба. Я даже половину краюхи заныкан в заплечный мешок, потом доем вместе с тем, что мне на обед собрала с собой мать. И вот идем мы с великом и иногда беседуем о том, что очень душно, что сегодня Ильин день, а на Илью всегда гроза бывает и видим, что впереди над лесом поднимается жуткая черная туча.
Ну вот, говорю, и под дождь попадем, хорошо, что недалеко осталось, километра три с хвостиком. Слабенький ветерок стих и влажный знойный воздух стал еще гуще. Листочки на деревьях грустно провисли как-то даже ветки наклонились, вроде как своей участи ждут. Мы с великом пошли еще быстрее, почти бежим и немножко боимся. Встречный порыв ветра закрутил на дороге пыльные смерчики, которые рассыпались на кустах обочины и тут же на пыльных колеях появлялись новые вращающиеся воронки. Вдруг справа я услышал визг и с лесной дороги, что отходила в сторону на старую вырубку, ко мне бросился собаченок. Собак был рыжий, довольно крупный беспородный парень, уже не щенок, но еще не взрослый пес. Он оббежал велосипед и припал передо мной на передние лапы, положив на них свою ушастую голову. В его глазах были и радость, и страх, и заискивание.
-Так, собак не бешеный, хвостом виляет, значит волки, медведи за ним не гонятся. Видно, просто отбился от хозяев и заблудился по глупости. Но не из нашей деревни, в которой всех собак я знаю.            Собак развернулся и прижался к моей ноге, подняв уши и что-то рассматривая впереди на дороге. В этот миг из-за поворота вышел дождь. Это была стена воды, вал, водопад, в котором исчезали деревья, и казалось, исчезал весь мир, и стена эта быстро двигалась на нас. Слева была еловая куртина, и мы все втроем я, собак и велик бросились в ельник. Велик я приставил к первому попавшемуся деревцу, ему дождь не страшен, а мы с собаком нырнули под развесистые лапы елок, слегка промокнув под первыми потоками дождя. Вокруг уже бушевало море воды и нешуточный ветер раскачивал деревья. Где-то вдали послышались раскаты грома. Ну вот и Илья по небу едет на своей колеснице, как говорила моя бабушка. Я сел, прижавшись к стволу дерева, а пес прижался ко мне дрожащей спиной.
-Ну, что дружище страшно? Мне тоже страшно. А давай ка мы с тобой пожуем немножко, может смелее станем. Вон как твой рыжий живот поджат, голодный наверно. Я снял со спины вещмешок, положил его рядом и стал обламывать с дерева сухие нижние сучки и собирать те, что лежали на земле и еще не промокли. Собрав мелочь в рыхлую кучку, развязал узел лямок на мешке и достал завернутые в клеенку спички и маленький пузырек из-под лекарств с керосином. Этот запас, а еще нож и рогатку с камешками я всегда ношу с собой, когда ухожу из дома надолго. Сквозь густые лапы елок дождь не проникал, так редкие капли просачивались, но на них мы внимания не обращали. Я осторожно поджег кучку сухой хвои и мелкой коры с частичками смолы, которую соскоблил со ствола елки и аккуратно добавляя сухих веточек распалил костерок. Рубашка на мне слегка промокла и ее надо было просушить. Навалившийся дождь прибил зной и стало заметно свежо. Отломал от соседней елки два сухих сучка, ножом очистил их и заострил с одной стороны, воткнул их в землю и повесил на них растянутую рубашку на просушку, а потом развернул газетный сверток, в котором был чистый платок с моим обедом. Газету скомкал и отправил в костерок, а сам стал чистить вареное яйцо. Собак лежал рядом и шумно дышал открытым ртом, из которого свисал подрагивающий язык с капельками слюны.
-Что уже слюнки потекли, сейчас поделюсь по-братски.
У меня, кроме вареного яйца, еще было три вареных картофелины и два куска хлеба с ломтиком сала между ними. От доставшейся мне на школьном огороде краюхи хлеба я отломил кусок и бросил собаке. Пес встал и аккуратно его подобрал, моментально проглотив, так же исчез и следующий кусок. Так мы и сидели у костерка неторопливо перекусывая, пока скудный запас не закончился. Правда мне досталось мало, не более трети того, что было, но все я отдал сам, добровольно и без принуждения. Пес повеселел, уже не дрожал и на дождь не обращал никакого внимания. Меня забавляло, с каким достоинством этот голодный малыш брал еду. Он ее не выпрашивал, а когда я бросал ему кусочки, брал их очень аккуратно. Дождь все поливал, гроза тоже пришла, но какая-то вялая. Грохотало где-то далеко, а над нами прокатывались лишь редкие громовые раскаты. Костерок наш догорал, рубашка просохла, и я ее одел, пока теплая, но выходить из-под елок не хотелось. Собрав еще сухого хвороста под соседними елками, сложил их в костер и лег на теплую землю, покрытую слоем хвои. Здесь у самого ствола даже не капало. Пес обошел костер и лег, прижавшись к моим ногам.
-Ну, что собак? Ты теперь наверно пойдешь со мной? Хозяев после дождя тем более не найти. Родители, думаю, против не будут, собаки у нас нет, только кошки. С ними вы поладите, они обе добрые и хорошие. А вот как тебя назвать? Дружок, Малыш, Рыжик, Ветерок, но на мои слова пес никак не реагировал.  -Похоже дождь прошел и дело к вечеру, бежим ка мы домой.
Одел на плечи почти пустой вещмешок, затоптал угольки костра и вышел из-под елки, где было так сухо и уютно. На дороге стояли лужи, в колеях и на обочинах еще пузырилась грязь. Идти с велосипедом было тяжело, но до дома мы дошли без приключений, только грязные, то есть грязные по пояс я и велик, а вот собак был самый чистый, чуть только лапки испачкал.
Отец и мать сидели на крыльце, когда я открыл калитку и мы вошли в палисадник.
-Ну, наконец то, а то мы уже разволновались, а это еще кто с тобой? Где его взял? Всплеснула руками мать.
-В лесу, с винокурнинской дороги выбежал, перед самой грозой. С ним вместе в куртине от дождя прятались, да так со мной домой и пошел. Не гнать же. Мам, пап, давай себе его оставим. В лес, на охоту будет со мной ходить.
-Тебе же в школу скоро.
-Так на выходные же буду приезжать, вот и будем с ним в лес ходить. Пап давай оставим, я и имя ему уже дал – Дружок.
-Дружков в деревне и так много. Назови по-другому.
-Пробовал, но он не откликается ни на какие клички.
Пес смотрел то на меня, то на родителей, радостно виляя хвостом и лыбился во всю пасть
-Назовем его Тузик. Для дворняги очень подходит.
При слове Тузик пес закрыл пасть и подняв уши смотрел на отца.
— Вот видишь, ему нравится его имя. Да Тузик?
Собак гавкнул и закрутил хвостом. Так у меня появился друг, собак Тузик. Впереди у нас было множество интересных приключений.

2018.