Оплеванная. Осуществление мечты...

Лиза Обителева
Икона: Прокопий Устюжский чудотворец с тремя кочергами...

Часть 1.

   Когда я училась в Свято-Тихоновском, мы специально поехали в Устюг. Мы с мамочкой ездили к Прокопию Устюжскому, так как я прочла о его жизни. была под впечатлением, и мы посмотрели фильм о том, как сугубо молятся прихожане там, где он лежит под спудом.

Чтобы помолиться в том храме, где он лежит под спудом и в тех храмах, где он молился на паперти, мы прошли через чудо Божее.
У нас намечался очередной отпуск. (У мамы на работе и у меня в царевиче Димитрие). Поскольку царевич - покровитель моего Димы, да еще я и работа при храме в честь царевича Димитрия - то мы решили , что надо съездить в Углич.
А перед этим: купили фильм про Прокопия Устюжского. И когда фильм смотрели, я мысленно подумала: "Как бы мне хотелось помолиться там!.. В том храме.. - у него. Где он лежит и где такая молитвенная община.."

Предложив маме поехать в Углич, (где она когда-то была, а я - ни разу), мы приехали в один из Паломнических центров, чтобы оплатить поездку в Углич к царевичу Димитрию... Заплатив за поездку и придя домой, я развернула Лист паломника и увидела, что там стоят те даты, на которые мы и собирались ехать, но место назначения был Устюг!!! А не Углич.

Менять путевку?
Мы обрадовались, что Бог Сам нас направляет и поехали в Устюг к Прокопию Устюжскому.
Так святой стал нашим небесным покровителем.
 И в Устюге было то, что я запомнила на всю жизнь: церкви со спортивными залами вместо алтаря и икон! Храмы огромных размеров, где вместо икон стояли чучела из животных...- "музей". В храмах вместо Литургии играл рок,  играло то, что "музыкой" вообще порой назвать было сложно...  (Видимо, включали радио - каналы). Вместо монастыря: снесли купола и до сих пор работает фабрика по изготовлению щеток и щетины. Из еще одной церкви: фабрика елочных игрушек...

Но было и много благодати.
И даже камень от "дождя из камней" привезла и показывала его, как экспонат. Его там подарила, случайно увидевшая меня знакомая из Заречья. У нее в Устюге жили родственники. Увидев меня в Устюге, обрадовалась и пригласила нас в гости. Где и подарила камень от каменного дождя с неба. (Часто потом рассказывала о святом Прокопии, показывала камень детям и взрослым на занятиях.)
 И самым великим удивлением было то, что когда расписали храм, где я семь лет вела Закон Божий, над правым окном появился Прокопий Устюжский с тремя кочергами!!! Не чудо ли?..

Никто не хочет задуматься о том, что многие годы после смерти своего супруга Андрея, в одной и той же зеленой кофте и красно-коричневой юбке, прорванных до дыр, на ветру, летом в жару и зимой в мороз,  ходила по Петербургу когда-то женщина. Обычная (с виду). Ксения блаженная... Но и в наши дни есть блаженные... И их видят сердцем только те, кто тоже: всех жалеет; всех утешает; всем помогает... 

Часть 2.

Все мы всегда чтили блж. Ксению Петербуржскую. Ездили (и моя подруга с работы в Конституционном Суде) И мы с мамочкой несколько раз в Свирский монастырь, часто - в Питер и, конечно, всегда с заездом к блаженной Ксении на Смоленское кладбище...
К тому же Бог свел меня трижды с людьми - старицами. Великими молитвенницами. Которые видят твои мысли. Которые знают "что будет" (не от нечистой силы, как Ванга), а от Духа Святого.  Так как они - святой жизни люди.
Они давали мне советы, поддерживали меня и очень-очень много молились. И настоящая старица всегда называла меня ласково по имени и взяв "под ручку" вела куда-нибудь на остановку или к храму, или в сквер, чтобы я тоже прочла с ней за весь мир: Канон Молебный к Богородице, Акафист Богородице или Какон и Акафист Господу...
Она меня ждала около работы, пока я освобожусь и выйду из храма.  Татьяна Федоровна: тут как тут! "А, ну... ...пампусенька моя, золотце..., пойдем прочтем канончик..." И не видя никого вокруг, прислонившись чуть ли не к какому-то грязному ларьку летом у остановки, мы вдвоем , (а зимой бывало - почти ночью, в темноте), читаем Канон ко Пресвятой Богородице или Акафист Иисусу Сладчайшему , или и то, и другое, и третье... Она почти все знала наизусть. (А я только покаянный, Акафист к Богородице и Святителю Николаю). Но  она не сообщала, что знает наизусть. Пока я  не сообщила один раз, что "Вы читайте, а я его знаю наизусть", она до сего не показывала виду. Но все равно всегда, чтобы ничего не пропустить - она следила по молитвослову. Чаще , что был у меня всегда с собой. Когда помолимся, (я часто вставляла прошения за самых дорогих или близких, а она добавляла "да..., да... и за нее, да... да и за них..") Потом она меня осенит крестным знамением, скажет, что "дома все будет нормально", поцелует в щечку и я уезжала домой. И, действительно, после молитв все всегда было нормально. Вернее:все было хорошо.

И никто ее - блаженную - не видел сердцем так, как я. Я знала ее. А она знала, что я ее знаю. (Чего не знали и не видели все остальные.)
Она никогда мне сама  не говорила, что "читает мысли", а только "хитренько" улыбалась. Но потому, что она делала и говорила после этого, было понятно: я для нее, как открытая книга - читай не хочу.
Тогда же меня стал выделять из всех очень богатый мужчина, которому помогала дважды: выбирать нательный крест и купить икону в дом Ангела-Хранителя. Не то, чтобы "ухаживать". Это громко сказано. Он меня выделял и я ему явно понравилась. И, как не странно, после того, что произошло тогда в жизни со мной (погиб человек, которого очень любила и я была уверена, что больше никогда мне никто не сможет понравится), он-то мне как раз и - понравился. Нравится и все тут. Не объяснимо. Но "плохим" оказалось то, что он был "слишком" богат. Одна его "цепь" на руке - браслет из платины - был такой толщины и ширины, не говоря уже о его  дорогой машине, что блаженная мне сказала после моего рассказа о мужчине: "Не думай о нем...".
- Он мне - нравится... Мне давно никто не нравился!..
- Если он очень богат, то  его будут пытаться все соблазнить... Тебе хочется страдать?.. В конце-концов он тебе изменит. Не потому, что ты - хуже тех... А потому, что - коварные всегда будут стремиться его "охомутать". А богатые мужчины - слабы. Ты хочешь страдать от измен?.. Забудь его...  Посмотри какая ты... Красавица, добрая... Да любой будет с тобой...
А я все приводила свои аргументы: что "любой" не будет по таким-то причинам и что вообще.... Во мне - то - плохо, се - плохо... Я - недостойна...
- А они что? Без изъянов?.. Их вон - одиноких... "Пруд пруди"... Найдешь ты  другого!.. Только захочешь, сразу появится! А этот... Не нужно. Очень богатого в наше время всегда уведут.

 Мысли о том, "что трудно встретить того, чтобы так понравился" меня какое-то время по-преследовали...  Навязывалась мысль о том, что можно годами ходить по огромному городу и не встретить ни одного, кто бы тебе "так" понравился... Как мужчина... Но спорить со старицей - с человеком святым -  было бесполезно. И я это понимала. И моя сущность не могла настаивать в данном случае "на своем". Ее слово было законом - хочешь ты или нет. Оно всегда исполнялось. Она сказала:  "отрезала". И если она мне сказала "нет", значит плачь не плачь - ничего не будет. ( Тем более по ее молитве за меня:  чтобы мне не пришлось "страдать" "с таким богатым", кого в конце концов "уведут, как теленка" у меня.)
Долго я боролась со своим "нравится", а потом то ли за меня помолились, может я у Богородицы попросила, но - "нравится" к данному человеку отошло. Осталось, как факт, как воспоминание, что было такое в моей жизни:  я понравилась, мне понравились. Но это "нравится", слава Богу не перешло ни в любовь, ни в привязанность. "Все прошло, как с белых яблонь дым..." Тогда стало спокойно и хорошо. И слава Богу!
Иногда и такое происходит. Мы - живые люди. И жизнь - не простая штука. Важно пройти ее в чистоте и с мудростью. Не натворив то, что потом нельзя будет исправить. Как мне кажется: самое страшное это сломать кому-то жизнь. Ведь она - одна. Ее нельзя прожить заново.

А по поводу старицы и святых людей - мне больно, что часто люди не понимают таких, как Прокопий Устюжский, что ходил по городу с тремя кочергами; или как блаженная Ксения В Петербурге, в рваной единственной юбке и порванной на ветру кофте. За то: она знала все про любого - что происходит дома и даст ли Бог тебе столь желаемого сына? (К примеру.)

Поэтому, написалось то, что ниже.

17.12.19   Блаженная... Осуществление мечты

Мечта о рае

+


   Она лежала на правом боку и вниз, к земле, по правой щеке, текла струйкой из правого глаза вода. Слезы ее не душили. Слеза стекала само-собой. Неспешно и как того следовало ожидать.

 Никто из проходящих людей не знал: кто лежит?..

О, если бы они знали! Кто она такая?!.. Но они не знали.

Они не знали, что на небе ей был уготован прекрасный венец из сверкающих драгоценных камей. Что там, на небе, она будет молода и прекрасна в новых белых одеждах! О, если бы они знали!..

Если бы они знали, то тотчас вызвали бы врача, оплатив лично все его труды. Если бы они знали, то на руках перенесли бы ее в свой дом и надели бы на нее самые дорогие одежды из золота.
И тогда, обогретая, проглотившая глоток теплой воды, она произнесла бы за хозяина дома с домочадцами те самые спасительные слова: "Спаси вас, Господи!.." И, возможно, ее, этой самой молитвой, весь род хозяина дома был бы спасен...

Но, увы...

Она лежала оплеванная, в синяках, и изнутри светилась. Она знала, что то, что ее ненавидят за правду - это не сами люди, это - от того самого врага рода человеческого. Она понимала, что никому не расскажет того, сколько ей пришлось претерпеть, чтобы донести свой крест до конца. Сколько ей суждено было молиться за мир, припав к полу в церкви; сколько утешать и согревать добрым словом тех, кто потерял близкого или надежду...

Она - единственная. Она та, которая пошла за Ним, отрекшись от своего. От своих желаний. Она не ждала награды с неба. Она просто желала всем сердцем когда-нибудь туда попасть.

Точно так же, в сугробе, под снегом,  нашли когда-то летом одного из ее любимых святых Прокопия Устюжского. И расскажи она о том всем этим людям, они бы долго смеялись над ней: "Летом?!.. В сугробе?.." Хотя, именно так с ним и произошло. Она лежала, понимая, что час ее пришел. Что уже идет к ней та самая, с косой, в черном балахоне и капюшоне смерть, которая наконец-то освободит ее от этого всеми так нелюбимого ее тела, и которая поможет ей перейти туда, куда она так давно мечтала попасть. В Царство Небесное...


Часть 3.

Царство Небесное! Вечный покой и вечная память!..

30.06.19 (в Воскресенье! - на Малую Пасху(!!!)...)  после долгой болезни не стало Колиного папы - Виктора Владимировича Баскова. Он умер телом, но не душой. Он навсегда останется в сердце Коли и Елены Николаевны. Он останется жить в Брониславе и уже в его детях и внуках...
Царство Небесное! Вечный покой! Вечная память!..

+


Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего Виктора, прости ему все его прегрешения вольные и невольные, даруй ему Царствие Небесное!!! Царство Небесное, Виктор Владимирович! Спасибо Вам за сына: доброго, щедрого, любящего, который Вас тоже очень любил!!! Спасибо Вам за любовь к Коле и к Елене Николаевне!! За нежность, заботу, скромность! За терпение и надежность! Вечная Вам память, дорогой наш человек... Коля и Елена Николаевна, держитесь... Это одна из самых огромных для вас утрат. Да поможет вам все перенести Бог!


(Понимаю, что в сны верить нельзя... Но бывает, что сны сообщают о том, что что-то произойдет. И нередко.)

Мне снился сон с зубом... Дальний зуб и он... выпал. Без крови.
Проснулась: кто-то умрет!.. Но не кровный родной... (Зуб выпал без крови!..)
"Нет! Не буду верить в сны!!!.."

Но сердце как-то ныло. И волей-неволей трепетала. Особенно вспоминая про "сон".  Весь день было не по-себе.
А вечером узнала: отошел в вечность Виктор Владимирович...

Утрату восприняла, как смерть отца. (Чувство было такое же.)
Молилась. Как за отца. И удивлялась: "Почему у меня чувство... родного?"

И каждый раз, проезжая около эстакады, мимо дома Колиных мамы и папы, вдоль Рублевского шоссе, все время думаю о нем - о Викторе Владимировиче и молюсь. И в церкви.

И все время думаю о Колиной маме...

Как ей сейчас будет тяжело и как ей это перенести. Хотя, знаю: Коля ее не оставит.

Держитесь, Коля и Елена Николаевна! Вы обязательно еще встретитесь с Виктором Владимировичем! Главное, сейчас за него - молиться. Чтобы и ему, и вам было - легче.

А Бог-любовь - всё устроит. По Своей Любви.

Ведь в Вечности, любящие друг-друга могут быть вместе!

А совет? Точно знаю, прошли через это все мы и десятки знакомых: для помощи себе и тому. кто "ушел" от нас самое лучшее - молиться на Литургии (и остаться на Панихиду) и дома (или в деревне, на даче)  читать Псалтирь с молитвой на Славе о упокоении его души ("усопшего") и с молитвой (после "Упокой, Господи...")о здравии всех тех, кто жив и кто нам дорог! Лучше чтения Псалтири , (написанных ц. Давидом песен Богу), ничего так дома не успокаивает после смерти близкого.

И тому, кто ушел помощь , и нам...во спасение.
Я читаю, (конечно) на церковно-славянском. По-другому не могу. Сердце привыкло. А Вы, Елена Николаевна, читайте Псалтирь просто на русском! Например, (после вступительных молитв): читайте сразу Первый Псалом "Блажен муж иже не идет на совет нечестивых. И на пути грешных не ста, и на седалище губителей не сииде..." - я по памяти... (То есть: хорошо, в блаженном состоянии будет тот человек, который не идет и не общается с людьми нехорошими - без чести и совести (нечестивых), и кто вместе с грешниками - ворами, убийцами вместе не ходит "на дело" - "на пути грешных не ста" и кто не сидит за одним столом с теми, кто губит души другим("и на седалище губителей не сииде").

И сразу думайте: что Вы (может быть и подвиг это для Вас!) - за Виктора Владимировича читаете, ему пользу приносите. Себя, Колю и Бронислава молитвой спасаете... Ну, можете еще и меня помянуть... Чтобы и меня Господь спас. (Я же всегда о вас помню и молюсь...- Так было бы - честно.)

Царство Небесное Виктору Владимировичу и всем нашим дорогим усопшим сродникам!


03.03.20
+

Вчера впервые в жизни увидела с высоты холмов: бескрайние просторы, леса, соединение голубого неба с облаками, с землей! Это незабываемо. Это Ив---во. (Недалеко от Москвы.) Малая родина. Родина моей бабушки. Бабулечки,  которая стольких нас - внуков (детей) вырастила. Благодаря которой я интересно рассказываю. (Удивительно, что мой дедушка писал свои мысли на листах! У меня хранится написанный его рукой текст -   записанные правильные и патриотические мысли по поводу честности труда, и важности честно трудится "на благо людей" и Родины). А бабушка никогда ничего не писала. И никогда не высказывала ничего  патриотического. (Они с моей мамочкой совсем другие: тихие, мирные, спокойные, рассудительные, интеллигентные). Бабулечка  обладала даром правильно и интересно рассказывать. Исключительно грамотным слогом. И была, (самое подходящее слово) - интеллигентной  рассказчицей. Передавала суть происходящего: точно, спокойно, без лишних присказок, оборотов и слов-паразитов. (Которые были у другой моей бабушки (по отцу) и которые меня очень раздражали. Хотя я никогда в жизни не сделала ей ни одного замечания. Мне даже в голову это не приходило.) Но я всегда (может быть из-за идеального слуха) видела и слышала эту разницу: как рассказывает мамина мама (бабулечка) и как рассказывает папина мама (другая бабушка). Была огромная разница в том, как они рассказывали. И я никак не могла наслушаться одну. И не могла слышать все "слова-паразиты" и некие "добавочные", часто повторяющиеся, как - "ну, вот" - у другой.  Это было, как земля и небо! Родная бабулечка... - она -  единственная (и еще - моя мамочка, которая рассказывала гораздо реже) во всей моей жизни: обеих -  рассказы - безукоризненны. Ничего лишнего. Приятная, лаконичная, удивительная русская речь. Безупречны. Логичны. Доходчивы. Умны. Поучительны. Важны были их рассказы. В бабулечку (и в ее род) была моя мамочка: и зелеными, как весенний лес, глазами; и голосом; и точно таким же слогом и умением правильно выражать свои мысли. (Не случайно она стала большим начальником.)

 Где-то час на машине от Москвы. Кристально чистая вода в речке. Вода в колодцах и реке, которую можно пить!  На высоких холмах  - Ив...-во - место , где жил прадед Василий (дядька моей бабушки) и весь род со стороны моей бабушки. Где родилась моя бабулечка. Род, связанный с его основателем, покровитель которого был святой Георгий Победоносец. А вокруг, гораздо ниже возвышенности: за редкими домиками - без конца и без края русские просторы, леса, речка, поля...и все это - едино с низким небом! Которое , буквально, у тебя над головой.  Картина - ошеломляющая. Красота неизреченная. Воздух, что пить можно...

Вчера вечером после такой красоты - не описать словами, как красиво в тех местах(!) - в Москве: весь вечер пела, и все утро пела, и на улице, в Москве сегодня днем, когда меня никто не слышал - пела во всю мощь и красоту: "Обниму тебя, крепко! Обниму, тебя, страстно!! Нет на свете тебя - красивей!!!! Нету места тебя прекрасней!!!..." И снова: "Обниму , тебя, КРЕПКО!!!!!... Обниму , тебя, Ив...во - жарко... Нету в мире тебя красивей!!!, нет на свете тебя пре-кра-а-сней!..". И все время и вечером и днем - текли слезы. Я чувствовала, что я: люблю. После увиденной "малой родины" я поняла: почему я такая. мое сердце соединилось с уголком  земли, с красотой, которая и дала когда-то всех моих многочисленных родственников, потом - бабушку, моих родных дядю , тетушек, мамочку, а потом и меня. Я поняла, что я едина с этой землей. Мое сердце и эта земля - одно. Во мне течет кровь всей этой красоты, этой бескрайней земли, этой чистой воды, моей огромной русской семьи, в которой всегда верили в Бога, жили честно, были с умелыми руками и умной головой; семьей, где читали вечерами Евангелие всей семье, по Воскресеньем ходили все вместе в церковь, что была за рекой, учили детей грамоте, играли на музыкальных инструментах, чинили часы, шили сами сапоги, строили друг-другу бревенчатые дома, любили сеять хлеб, выращивать овощи, любили скот,  имели лошадей и имели большие хозяйства (моего прадеда и его братьев - "раскулачили"  те, кто сам не хотел трудиться - так объясняла в детстве бабушка) и очень любили родную землю. Я поняла, что очень люблю это место, где никогда  раньше не была! Чьей красотой сражена. Наповал! Где хочу жить и петь на просторах:" Обниму, тебя, Ив...во, крепко, обниму, тебя,  Ив...во , страстно... НЕТ НА СВЕТЕ ТЕБЯ ДОРОЖЕ!!!!! Нету в мире тебя прекрасней!...."
 А сегодня, приехав на Рублевское шоссе 42, к1 - вижу: стоит машина  "001" красивый черный мерседес (не очень чистый) со шторками сзади...  Коля приехал в МФЦ или Сбербанк. Наверно получать, переоформлять на себя и маму наследство от папы. Как сын. Не стала его искать и ждать. Уехала. (Хотя, наверняка бы ему начала петь прямо на улице: "Обниму , тебя, сильно!.. Обниму тебя... " Интересно: испугался бы он? Или стал подпевать?.. )) Шутка конечно... Но настроение и подъем духовный были такими, что "ого-го"... Я бы не сдержалась, если бы ко всему счастью добавился бы еще и Коля... ))  Увидела бы - точно бы начала петь на всю улицу! )) А он бы - уверена подпел... Ему бы не осталось выбора.  Хорошо, что не встретились. "Нос к носу". (Как тогда, летом, в Суворовском парке: я - в шляпке, с мамочкой... гуляем. И Коля идут с мамой  вместе с нами - к Москва-реке,  туда же... Они спустились к реке. А мы остались читали с мамой на нашей с детства поляне у сосен и толстых дубов. Где когда мы были маленькие была детская площадка - деревянный корабль с веслами-качалками, (на краю перед спуском с Москва-реке).
    Увидев машину, снова внутри все запело: "Обниму тебя... " - про Ив...во.  Но я тут же поехала - рядом - в Рождество Богородицы на Великий Канон Андрея Критского. (Сегодня второй день везде Канон. И он - обязательный. А всего - четыре дня.) Просто удивилась: целый день пела (то, что Коля пел), плакала от того, что - люблю, а вечером - к удивлению - сам Коля приехал туда, где была. Бывает же...

Кстати, Виктору Владимировичу уже было пол года... Царство Небесное!.. Время так быстро бежит... Уже месяц прошел, как было пол года. Время - для  вступления в наследство...