Торсхавн - столица фарерских островов

Анатолий Шульга
               

 После  поломки 26 марта 2005 года на промысле путассу в СВА правой ваерной лебёдки на БАТМ «Старый Арбат» ( принадлежащего калининградской  фирме «Вестрыбфлот»)  пришлось идти на ремонт на Фарерские острова. Телефонные переговоры  капитана Олега Щербака завершились решением отремонтировать лебёдку в Торсхавне.
 Итак, 30 -го марта становимся у причала в порту, который, естественно, без ограды.
 Порт и город здесь едины и слиты в одно небольшое поселение (32 тысячи особей), взбирающееся уступами и небольшими крутыми улочками с классическими домами скандинавского типа: один-два этажа с полуподвалом-гаражом и с двухскатной крышей. У отдельных домов в старых исторических кварталах крыша покрыта дёрном. Сами дома построены  из камня, кирпича, дерева. Присутствует яркая окраска фасадов. На улицах очень чисто, автомобили только приличные, авторухляди нет. Деревья скромные, небольшие — тополя, ели, сосны, невысокие  кустарники на обочинах и сквериках. Нигде (!) не видел  на обочинах и скверах-полянках брошенной стекло - пластиковой и бумажной тары-упаковки.
Много микроцветничков у домов и на улицах — нарциссы, крокусы и прочие первоцветы.

 Много небольших бронзовых памятников местным политикам, встречаются и новые абстрактные. Народа на улицах мало, женщины некрасивые.

 Впервые за всю морскую жисть вышел в город один, без идиотской группы сопровождения.
В супермаркете «SMS” поменял 10 долларов США при курсе 5,6 фарерских крон  (ну, очень красивые бумажки и монеты с представителями местной ихтиофауны), но за банковские услуги высчитали 10 крон.  Хорошие книжные магазины, сувенирные лавки — скромнее.  Купил четыре почтовые открытки и около двух килограммов новозеландских яблок — вот и все деньги до последнего эре. В поисках  почты зашёл в дом с изображением почтового рожка. Оказалось,что это министерство. Вошед туда, я сначала не понял, где касса, но мне вежливо объяснили где я нахожусь и показали куда пройти, где я смогу провести свою идиотическую фишку — отправить в совдепию друзья и знакомым почтовые открытки.
Кстати, через Москву они приходили примерно через месяц, уже без почтовых марок места отправления, ибо их крадут в московской сортировке.
 Погода ясная, ветра немного, народ фарерский по нашим меркам в весьма лёгкой одежде.
 На кручах у меня быстро заболели ноги, тротуаров часто нет, только проезжая часть.
Местное пиво в стеклянной бутылке емкостью 0,33литра и крепостью 2,5 пивных градуса стоит 7,5 крон. Открытки по 6 крон, скромные сувенирные кружки для чая - 10 долларов.
Одежда и техника по ценам для россиян-моряков просто недоступна.
Прессы мало, в основном местные газеты, спортивные и женские журналы.
 Был изумлён и обрадован, когда на продавце в гаджет-отделе супермаркета увидел клубную футболку с номером и фамилией «Shevchenko».
На следующий день вышел в город с начальником судовой радиостанции Женей Ф. Голова его немного страдала от ночных алкогольных возлияний и требовала похмелья.
Поэтому, обменяв доллары на фарерские кроны в ларьке супермаркета, стали искать пиво.
 Увидев наши поисковые морды, один из посетителей магазина предложил нам проехать с ним в единственный магазин по торговле алкоголем в Торсхавне. Этот солидный пожилой
мужик, естественно, бывший моряк, на своём  автомобиле отвёз нас в этот магазин, по-английски с ним общался Женя. В автомобилях надо пристёгиваться даже на заднем сидении, ибо авто просто не поедет без оной опции. Два километра, окраина, большое приземистое здание. Турникет и даже охрана. Цены на водку просто атомные — литровка « Smirnoff” стоит 50 долларов.
Женя купил упаковку местного пива крепостью 5,8 пивных градусов, которое по местным законам считается крепким спиртным напитком и поэтому может продаваться только в госмагазинах в определённые часы. Этот же мужчина-моряк довёз нас вниз, к порту.
 Посидели на набережной, вернулись на судно.
Когда я сидел у доктора, вдруг пригрёб старпом  с голландского судна «Daniel K”  (порт приписки — Дельфт), который стоял рядом.  Экипаж этого восьмитысячника  всего 7 человек — поляки и русские, привезли с Балеарских островов самосадочную соль для засолки фарерской рыбы. Сам старпом Геннадий — профессиональный архангельский моряк-помор.  На Родине для него достойной зарплаты нет и не предвидится. Приступ радикулита у него наш доктор Сергей Ш. купировал каким-то  уколом (из Испании),  а в благодарность от «архангела» — нам бутылка греческого бренди. Предложили ему через сутки повторить укол, но, к сожалению, к  концу дня мы ушли в посёлок Скалафьордур на судоремонтную верфь.
 Я сбегал к нему на судно,  немного пообщался с поляками — стармехом и его корешами, ибо владею польским разговорным языком. В основном все вопросы утыкались  в  личные финансовые вопросы ( пенсия, ЖКХ) и семью. Очень вежливый стюард-уборщик россиянин вытащил мне из нижнего рундука на камбузе  кучу российской печатной прессы, купленной месяц назад. Там даже была газета «Аргументы и Факты», купленная в Греции всего полмесяца назад за полтора евро.
Вечером в порт зашёл регулярный рейсовый паром «Norrёna” между Великобританией и Фарерами.  Обводы этого судна и ощущение его мощи потрясают. Красота.
А мы ушли -  в себя, своё житие и так далее.