Сказка о Сатане

Семира
                (гностический миф по мотивам Каббалы)

Был Бог, и были его ангелы, а среди них был Сатана. Он был правой рукой Бога, а потому к желаниям Сатаны Господь прислушивался.
"Я хочу создать мир,"-- сказал как-то раз Сатана.
"Мои миры -- твои миры,-- ответил ему Господь.-- Бери любой!"
"Мне не нужны твои миры,-- сказал Сатана.-- Стань мною, и я создам свой".
"Добро,"-- сказал на это Господь, и так возник мир -- наш собственный.
"У меня есть свобода,-- задумался тогда Сатана.-- И я даже могу создать мир. Но чего он стоит? Я пожелаю, и он разрушится. Нет! Пусть это будет настоящий мир, независимый от меня. Лишь тогда я смогу его любить!" И сказал Сатана Богу о своем желании.
"Ты понимаешь, чего ты просишь?!-- ответил ему Господь.-- Ведь если ты будешь сильнее мира, ты сможешь его разрушить. А если он будет сильнее тебя, ты не сможешь в нем править: ты будешь ему служить. Ты простишься со своей свободой!"
"Сделай нас равными по силе,-- сказал тогда Сатана.-- И пусть мир будет сильнее меня. А мне оставь свободу, и я ему не поклонюсь. Ведь ты все можешь!"
"Я все могу,"-- сказал Господь. И в тот же миг возникла Материя.
"О Боже!-- воскликнули тогда ангелы.-- Ты породил нечто ужасное! Оно сильнее сильнейшего из нас и безобразно, как тьма, не обладающая нашим светом. Оно тупо как небытие, оно может поглотить нас, и с ним нельзя даже будет договориться!"
"Да будет свет!"-- сказал тогда Господь, и дал Материи разум. И увидел Бог, что это хорошо.
И увидели ангелы, как прекрасна Материя, и поклонились ей. И только Сатана не поклонился Материи.
"Ты воистину велик,-- сказал он Богу.-- Но ты совершил ошибку. Ты сделал материю подобной нам и дал ей свободу. Рассуди сам, смогу ли я теперь с ней управиться?"
"Это бунт!-- воскликнули тогда ангелы.-- Он хочет, чтобы Вселенная не была подобной нам! Он посягает на её законы. Пусть же уходит прочь от нас и там творит все, что хочет -- там, где нас нет!"
"Тебе среди нас нет места,-- сказал тогда Господь Сатане.-- Но ты, если хочешь, может лишить Материю свободы и разума. Тогда ты будешь править миром и нас не потревожишь. Иди в тобою избранный мир!" И спустился Сатана на Землю.
Земля же была безвидна и пуста. Взял тогда Сатана разум и красоту Материи, и создал Жизнь, и отделил Жизнь от Материи, и тогда появилась Земля, над которой Господь даровал ему власть. И вместе с Жизнью Сатана породил человека. И долго не подавал о себе никаких вестей.
"О Боже,-- сказали тогда ангелы.-- Мы слишком сурово с ним обошлись. Один из нас исчез в небытии, и мы даже не знаем, что с ним. Спустимся на Землю и посмотрим, что за мир он сотворил!"
"Да будет так,"-- сказал Господь. И спустилась часть ангелов на Землю, и воссияли в небе Земли Солнце, Луна и Звезды. А часть ангелов осталась на Небе.
И светлым стало небо Земли, и отразилась Жизнь в Материи, и появились животные и растения. И разум отразился в Материи, и человек стал сознательным. Обрадовался Сатана, узнал в этом Божий промысел, и попросил человека, чтобы тот дал имена животным и ангелам. И человек это сделал. И навсегда соединил Сатана человека с Жизнью, чтобы тот породил человеческий род.
Так была восстановлена разумность Материи. И понравился ангелам мир, который создал Сатана.
И стал Сатана им править. Размножились люди и заселили просторы Земли, и создал Сатана сон смерти, чтобы поддержать среди жизни равновесие, создал прошлое и подземный мир, а ангелы его сотворили небесный мир будущего.
Но когда Сатана создал Смерть, узнала Материя саму себя, увидела, что она разумна, и взбунтовалась против Сатаны. И возник в мире хаос.
"Господи, ты видишь,-- сказал тогда Сатана: я воистину сделал все, что мог. Мы поставили хороший эксперимент по созданию отдельного мира, который познал свою свободу -- но теперь его нужно уничтожить. Пока Материя спала, она была нам не опасна. Но теперь она проснулась, и заявляет о своем подобии тебе, и я веду непримиримую борьбу с ней, ибо она меня сильнее. Я перед ней не склонюсь, но не может же это длиться вечно!"
"О, не слушай его, Боже,-- сказали тогда ангелы.-- Неужели погибнет такой прекрасный мир? Дай нам власть над жизнью и смертью, и мы попробуем навести порядок!"
"Добро!"-- сказал Господь, и дал ангелам власть над жизнью и смертью. Ангелы предопределили порядок жизни, и возник Закон. И предстали ангелы перед разумом Материи.
"Следуй Закону,-- сказали они Материи,-- и тебе не надо будет бояться разрушения. Ты будешь существовать вечно!"
"Я не боюсь небытия,-- сказала Материи.-- Оно -- это я, а я есть жизнь и смерть. Но кто вы? Я не видела вас среди своих детей."
"Мы друзья твоего творца,-- ответили ангелы.-- И посланники самого Бога."
"Я не знаю вашего Бога,-- ответила Материя.-- И не подчиняюсь своему творцу. Как подчинюсь я вам? Я не могу допустить, чтобы на Земле вершилось насилие."
"Но как же нам исполнить волю Бога?"-- спросили ангелы.
"Станьте созданиями этого мира,-- отвечала Материя.-- Только так вы принесете закон в мир. Вы не будете сильнее тех, что рожден мною. Но если ваш Закон справедлив, он даст вам преимущества."
"Ты воистину разумна,"-- отвечали ангелы. Они воплотились в Материю, и Материя познала Закон. А ангелы познали несовершенство мира Земли: его конечность и ограниченность.
"Теперь вы видите, что ваши старания напрасны?-- сказал им Сатана.-- Этот мир сотворен мертвым, и Жизнь в него привнесена потом. Вы не можете этого изменить. Это может лишь сама Материя, но она этого не хочет."
"Она не знает, что ты хочешь уничтожить её. Мы расскажем ей это!"-- воскликнули ангелы. И стала Материя на их сторону. И стали ангелы бороться с Сатаной. И не устоял перед ними Сатана. Сковали его ангелы цепями Материи, и Материя стала вечной.
"Ну вот,-- сказал Господь Сатане.-- Ты добился, чего хотел. Ты не можешь разрушить этот мир, а лишь крепко спаиваешь его своими цепями. Я дал тебе свободу, но Материя тебя не отпустит. Может быть, ты хочешь чего-то ещё?"
"Да,-- сказал Сатана.-- Видеть свободным человека."

                29.11.1991