Губит людей не пиво

Сергей Лукич Гусев
Эта история произошла около двадцати лет назад. В то время я работал директором школы. Наступившая зима была очень жестокая. С начала ноября и до Нового года ежедневно валил снег, бушевали метели. Трактора с трудом пробивали дороги в снежных заносах.

После Крещения установились свирепые морозы. Ночами столбик термометра опускался ниже минус сорока пяти градусов. Такое продолжалось почти месяц. Уголь, запасенный на зиму с осени, стремительно исчезал в топке котла.

Я обратился к главе администрации сельсовета с просьбой выделить транспорт для перевозки угля из Кузбасса. Через день вопрос был решен положительно.
«Сельхозтехника» выделила четыре КамАЗа и утром мы отправились за углем на разрез.

По дороге водитель рассказал удивительную историю, как пиво спасло человеку жизнь.

— На прошлой неделе, — начал рассказ Василий, мы ездили в Новокузнецк за запасными частями к тракторам. В кабину ко мне сел наш экспедитор Матвеич. Приехали в город рано, часам к девяти. Пока он бегал по конторам и складам, прошел день. Быстро стемнело, и мороз стал утихать. Небо покрылось серой пеленой — верный признак приближающегося бурана. Загрузившись запчастями, поехали домой. На выезде из города экспедитор попросил меня остановиться у магазина. Сходил, купил штук десять жестяных банок пива. Дорогой стал глушить их одну за другой. Выпил прилично, пристегнулся ремнем безопасности и уснул. На улице заметно потеплело, пошел влажный снег. Дорога мигом стала скользкой. Машина пошла неуверенно. На одном, узеньком участке дороги, переднее колесо «срезало» с асфальта на обочину. КамАЗ зарылся в снег. Газовать и буксовать бесполезно, может утащить в кювет еще дальше.

Заглушил двигатель, стал всматриваться в огоньки на трассе – может быть, пойдет какая-то тяжелая техника, чтобы вытащить машину.

Через час показался «Урал» местных энергетиков. Я выскочил из кабины, помахал рукой.
 
Они остановились. Договорились о цене помощи. Энергетики спятились задом к КамАЗу. Сделали связку двух коротких тросов, продев одну петлю в петлю другого, и застопорили их небольшой монтажкой. Я направился к кабине своей машины. В это время экспедитор проснулся, завозился на сиденье, отстегнул ремень безопасности.
— Василь, щас я, щас, пиво подперло, — сказал он и выпрыгнул из кабины.

Я махнул рукой водителю «Урала», чтобы начал буксировку. Но тот, вместо того, чтобы медленно натянуть трос, резко дал газу. Я увидел, как на месте порванного троса вспыхнули желтые искры. Что-то ударило в стекло и спинку сидений. Водитель «Урала», увидев, что трос порвался, газанул и исчез в ночи.

Немного погодя, открылась дверь машины с пассажирской стороны. «Вась, это что из сиденья торчит?» — спросил экспедитор.

Я включил в кабине верхний свет и похолодел: в спинке пассажирского сиденья торчала монтажка… В лобовом стекле машины была аккуратная дырочка, с разбегающимися по сторонам лучами. Экспедитор все понял и побледнел: «Если бы я тут сидел, то кранты, проткнула бы меня эта железяка насквозь».

Заткнули дырку в стекле тряпкой, с трудом вытащили монтажку из сиденья. Вскоре подошел трактор, выдернул машину на торную дорогу.
 
   С тех пор, экспедитор больше ни разу не пил в дороге, всегда вспоминая этот случай.
Василий закончил рассказ, а я все думал: «Как же мы зависим от случая…Вот, и случай с пивом спас жизнь человеку…»