Что я думаю об экстрасенсах

Леся Каплун
Может быть, об этом не стоило бы говорить, если б эта тема не произвела на меня сильнейшее впечатление, если б я не столкнулась с ней носом к носу, если б это столкновение не получило бы определённой продолжительности. Но не стану говорить загадками – это не мой стиль.

Впервые я услыхала об экстрасенсе из уст моей давней знакомой. Это было, примерно, на рубеже 70-х и начала 80-х годов в городе Киеве. У меня стала побаливать стопа, не остро, но назойливо. Я даже стала прихрамывать. И знакомая предложила мне помощь экстрасенса. Это был молодой человек, занимавшийся наукой в области физики. Он отличался пытливым умом, но внезапно бросил науку. Какое-то время разводил пчёл, торговал мёдом и определился  экстрасенсом. Экстрасенс был мужем сотрудницы и подруги моей знакомой, и она уже прибегала к его помощи для своей юной дочери, страдающей системными головными болями, по типу мигрени.
– И что же, он помог Ире?
Ответ был неопределённый, но я решила попробовать.

Молодой человек усиленно дышал, что-то бормоча и, поводя своей ладонью над моей стопой. Я чувствовала тепло, исходящее от его руки, но боль никуда не девалась, и когда он спросил о результате своих усилий, я так ему и сказала. Тогда он ещё какое-то время повторял свои действия, и на сей раз я не стала признаваться в том, что никакого чуда не произошло, а вежливо поблагодарила. Дело происходило у меня в доме. Я просила его о помощи с проблемой  моего сына, у которого была явно повышена эмоциональность.

С этим тоже мы «проехали».  Что-то предьявил мой муж и, наконец, наш друг Полипонский, страдающий язвенной болезнью. Когда экстрасенс ушёл, Полипонский без обиняков произнёс окончательный приговор. У всех было одинаковое ощущение тумана, наведенного круглыми словесами бывшего кандидата в учёные, нынешнего целителя. Чтоб больше к нему не возвращаться, скажу, что он очень скоро поменял захудалую квартирку на большую, бывшую коммуналку в самом центре города, и сделал в ней прекрасный ремонт. Что значит расселить людей из коммуналки и сделать хороший ремонт, наши земляки понимают без подсказок.

Он вступил в связь с другими такими же деятелями. Экстрасенсы очень быстро обогащались и ездили, кажется, в Ригу, где делились опытом и совершенствовались. Они объединялись в союзы и устраивали съезды, т.е. становились организацией, партией или просто силой. Им ничего не стоило собраться в любом городе. Они приобретали широкую известность и весомость. И всё это с ураганной быстротой.
Знакомый экстрасенс рассказывал об элевации (умении летать).
Я  не сильно прислушивалась, но всё же задала вопрос, как у него с элевацией. Он ответил: есть три ступени, двумя он овладел, а вот третьей нет – испугался. Нельзя бояться, тогда всё получится. Я не стала спрашивать, как у других получалось. Побоялась, что проявится мой скепсис. У меня не было соприкосновения с этим делом, но я чувствовала, что всё это дурно пахнет. Ещё  раза два встречалась  с экстрасенсом на торжествах в доме у знакомой, но у нас обоих не было желания продолжать наше знакомство. Видимо, и он почувствовал, что я за птица, не дурак же. Да и образование у него было не оккультное.

Между тем, движение набирало обороты, завоёвывало официальное признание и популярность. Все, как сговорились, только и разговоров, только и интересов – настоящее наваждение. И ведь отнимало время, а о деньгах и говорить нечего. Экстрасенсы не мелочились. Я сама Кашпировскому отвалила за билет на концерт во Дворце спорта 100 рублей – большие деньги. Деньги лежали в основе происходящих чудес. На этом примере легко было продемонстрировать их силу. Душ неподкупных нет, всё дело в цене. А эти деятели могли себе позволить. Их затраты перекрывались прибылью мгновенно, без усилий.
Им нужна была массовость, популярность, слухи. Какие стратеги!
Средства массовой информации немало способствовали этому.
Утро начиналось благословением просветлённого Чумака. Он предлагал нам свою энергию, которой заряжал воду и мази. И заряжали, мазали, пили... На столах вместо хрустальных графинов появились банки с водой. Говорили, что она не портится.

Вечерами нас осенял второй чудотворец  Кашпировский.   
Он устремлял свой роковой взгляд прямо в душу. Был момент, когда я заколебалась, пусть самую малость, но всё же. Что ни говори – врач-психиатр, владеет гипнозом. А какие люди свидетельствуют, какие всеобщие любимцы – артисты, какие передачи по телевизору, какие статьи в «Литературке». Я тогда ещё не занялась разоблачением. Просто от этого шабаша становилось дурно, как от кошмара. Впечатление массового психоза.

Показали операцию аппендэктомии без традиционного наркоза. Было убедительно. Восторгающиеся врачи, поющая пациентка Леся, Кашпировский, посылающий команды на расстояние в сотни километров...
Спустя время Леся попыталась разоблачить фальшивку и даже подала в суд на Кашпировского, но поезд ушёл, и её голос умолк. Дело было сделано. И вообще, что такое какая-то женщина в сравнении с богом Кашпировским. Сколько прошло лет, а он и сейчас, здесь в Америке дает свои сеансы.
Существует мнение, что психиатры иногда заражаются от своих пациентов. Может, и этот не уберегся.
На стадионе, во Дворце спорта, всюду, где можно было собрать массы народа, выступали экстрасенсы, обещая исцеление от всех болезней и избавление от проблем со здоровьем. Их число росло, как грибы после дождя. Но всем хватало.
Проводились сеансы, читались лекции, исцелялись сразу массами.
Настоящая вакханалия, публика обезумела..

Мои две знакомые стали недоступными здравому смыслу. Обе в зрелом возрасте, обе образованные – одна биохимик, вторая химик.
Одна, прийдя в гости, не пробовала угощение, пока не проверяла его иголкой на нитке. Колебания иголки указывали на то, что можно есть или нельзя. Эта знакомая включилась в союз деда Иванова, ходившего босиком зимой, купавшегося в проруби. Между прочим, проповеди его образа жизни звучали в Доме учёных.
Алла, так звали мою знакомую, настойчиво рекомендовала мне лечить внучку методом Иванова: поставить ребёнка босыми ножками на землю.
-Но, Алла, на улице снег.
- А ты разгреби снег под деревом и поставь Катеньку, все отрицательные заряды поглотит земля.

Алла не почувствовала иронии. У меня на кончике языка вертелось: «Ты сначала свои почки так вылечи», но я сдержалась. Всё же я ей не враг, более того, врач... А Алла  ушла в поклонение Космосу, которое заменяло Бога. Я могла бы узнать у неё подробности, но это настолько противоречило моей позиции и так раздражало, что я предпочла свести отношения с ней к минимуму.

Вторая знакомая пыталась втянуть меня в новое течение,
вернее, новое старое. Она меня пригласила в клуб при авиазаводе, где демонстрировали любительский фильм «9 лет среди экстрасенсов».
Там, среди прочего, показывали филиппинских целителей. На вывесках написано, что здесь с такого по такой час работает Бог. Мы видели, как руками раздвигается брюшная стенка, извлекается что-то из брюшной полости и выбрасывается. И это нечто, и руки окрашены красным цветом крови, а потом руками же всё заглаживается и никаких следов. Пациент поднимается. Фильм шёл, помнится, в двух сериях. От комментариев я воздерживалась.

Затем знакомая пригласила меня во Дворец спорта. Многотысячный зал был почти полон. Странно видеть на заднике сцены увеличенные фотографии церквей, соборов... На сцене поп, наверно, высокого ранга. Начинается с молитвы. Потом нас знакомят с женщиной из Болгарии. Она была никому неведомой бухгалтершей до того дня, как заговорила на неизвестных древних языках, которые давно исчезли бесследно. Причём, она говорила стихами. Третьим номером программы была колдунья Серафима из какой-то русской глубинки. О ней незадолго была статья в «Литературной газете» на весь лист. Она специализировалась на изгнании дьявола. Во время её сеанса в зале раздались истерические вопли женщины, и туда опрометью бросились мои коллеги с носилками. Это было слишком. Я рассмеялась, но моя спутница зашипела: «А ты не смейся, здесь что-то есть».

Об этой знакомой тоже в нескольких словах. Она была умной, грамотной, практичной женщиной, главой семьи.
О таких говорят – женщина в штанах. Она заведовала химической лабораторией радиозавода, в своё время написала диссертацию своему начальнику. Когда все уезжали в Израиль, уехала и она с семьей. Когда заболела раком легкого, от медицинской помощи отказывалась, пользовалась нетрадиционными методами лечения. Рак лёгких даёт высокую смертность, но если случай не запущенный, то грамотное лечение может подарить годы жизни, а то и излечение.
С другой стороны нетрадиционное лечение приводит к потере времени и печальным результатам.  Я знаю примеры, когда больные уповали на чагу и погибали без медицинской помощи. Кто-нибудь занялся вопросом статистики результатов знахарского лечения? Они ведь не подконтрольны.
Не вкладывая ничего, грабя больных, раздуваясь от лёгкой жизни, они  и бесконтрольны, и неподсудны.

Медики молчат, правительство само обращается к их услугам. Их окружают почестями и подают пример населению. Это вызывает стремление заняться хитрым делом у тех, кто не слишком щепетилен в вопросах морали. И пошло, и пошло... Не знаю, как в других местах, в нашем городе был настоящий бум.

Мой собственный двоюродный брат, авиатор, работавший всю жизнь на машинах, в последние годы на такси, а это значит, что зарабатывал не слабо, переквалифицировался в экстрасенса.
Интересно начало карьеры. Однажды жена его, лежа на его руке, ощутила исходящее от руки тепло и сказала  ему, что он может быть экстрасенсом. Он им стал, и теперь, по его собственному выражению, не он кому-то, а ему открывали дверцы машины. Он оповещал о приезде в село, ко времени собирались жаждущие из окружающих сёл. Он проводил «сеансы». Уезжал с деньгами  груженной продуктами машиной. Парень он простой и незлобивый, и я ему напрямик говорила, что это профанация, попросту обман, а он убеждённо отвечал, что помогает людям. Сейчас к нему ходит девушка с астмой. Он пригласил меня на сеанс. Девушка вскоре исчезла из поля зрения – видно, ума хватило разобраться. Как же можно так обманывать больного человека, брать у него деньги? Брату я говорила прямым текстом. А он двух своих дочерей направил по своим стопам. Ах, соблазн велик... Но жизнь его всё же отвратила быстро, и теперь мы вместе посмеиваемся над его недалёким прошлым.

К этому времени я уже была в состоянии необъявленной войны этому бесовскому наваждению. Кто сошел с ума – я или вся эта масса людей? Почему медики молчат? Все трудности в моей жизни из-за неравнодушия. Безусловно, многие знали то, что знала я, но они лишь посмеивались, а я воспринимала слишком серъёзно и не щадила нервов, времени, сил и даже средств. Зачем?
Я разобралась в происходящем. Медики не просто молчали, сначала робко, единицы, а потом всё больше и больше они вступали в союз с шарлатанами. Появилась новая форма обслуживания населения – медицинские кооперативы. Гениальная выдумка: врач даёт своё имя, официальное право, кой-какие медикообразные заключения, ну, а шарлатан, он в этом деле главный, и куш, прежде всего, – ему. Он хозяин, он работник и работодатель для врача  «консультанта».
Как вы можете? – допытывалась я.
Мне отвечали:
А что я делаю плохого? Это дозволено.
Чаще вообще не отвечали на глупые вопросы.
 
Я пыталась и у больных спрашивать. Если отвечали, то так:         
– Пусть я заплачу, зато не буду стоять в очереди, и меня профессор примет.
И вот, наряду с одиночками, стали действовать частные кооперативы. Почему вечные труженики врачи молчат, понятно. Они замучены, они выживают, им не до борьбы.
Крупные личности выше мелких безобразий – они высоко и далеко от реальной жизни. Ну, а кто пошустрее, тот и сам не прочь ловить рыбку в мутной воде.
Есть спрос, за предложением дело не станет.

Год 1989. В Киеве на каждом заборе объявления о наборе на курсы экстрасенсов. Для поступления не требуется ничего, кроме платы. Но плата немалая. Ставка врача с 30-летним стажем 180 рублей, а за десятидневные курсы волшебников 700 руб. Да в конце ещё за 300 р. получила бумагу – право на работу за рубежом. -Это я так платила, а следующий набор уже 1200 руб. Дальше я не интересовалась. Литература специальная – грошовые брошюрки, но цена повыше, чем у толстенных книг с иллюстрациями и в вечной обложке – книги-то классиков. А Джуна или наш Кандыба – не зачуханные классики. Факт, люди платят, раскупают. Приезжают издалёка по путёвкам за счёт колхозов, заводов, предприятий. Всем нужны собственные волшебники.. Каждые 10 дней их выпускают тучами. Каждые 10 дней новый набор.

Преподаванием руководит Кандыба. Фамилия точно соответствеует внешности, или наоборот – внешность фамилии. Большая аудитория Киевского политехнического института заполнена жаждущими причаститься. Я сижу где-то на середине высоты и ширины. От меня справа инженер, слева какая-то модная секретарша, жена бизнесмена из Днепропетровска, рядом с ней врач из реанимационного отделения новой больницы скорой помощи в Дарнице. А вокруг всякий люд от дворовых баб, вряд ли умеющих расписаться, до людей всех профессий с разной степени образованием, отказников, неустроенных в жизни людей.
Входит Кандыба в сопровождении  атлетического склада мужчин.  На авансцене за столом ещё две – три фигуры.На глазах у аудитории происходит два немаловажных эпизода.

Кандыбе кто-то среди аудитории чем-то не понравился. Громовым голосом он заставил его встать и выгнал вон. Тот, видимо, не сразу поверил в реальность и помедлил с уходом, он ведь заплатил, но Кандыба рявкнул так. что тот, понурясь и не оправдываясь, ушёл.
Буквально вслед за этим он набросился на бухгалтершу курсов. Был ли это спектакль, или этот приступ гнева был искренним – не знаю, хотя в моих глазах всё происходящее выглядело игрой. Он поднял бухгалтершу – и крик, что она не имеет права так поступать с курсантами. Организация, направившая курсанта, ещё не успела переправить деньги за его учёбу, и бухгалтер отказала ему в бумажке, по которой допускают к занятиям. Кандыба обрушил на бухгалтершу справедливый гнев, орал, сколько пожелал, а затем выгнал её с работы прямо тут, у нас на глазах, велел и ей убираться вон.

После такого горячего душа, аудитория присмирела, было заранее продемонстрировано, что ждёт любого нарушителя. Всё было разыграно, как по нотам, и достаточно  на всё время учёбы. Аудитория лежала, как верный пёс у ног своего повелителя. В полной тишине Кандыба произнёс вступительную речь. И начал он с того:
– Знаете ли вы, сколько денег имеет экстрасенс в месяц?
Зал затаил дыхание. Кандыба назвал сумму, после чего раздался общий выдох. Я не расслышала, то ли забыла, но думаю, что сравнений в этом вопросе быть не может. А Кандыба продолжал удивлять:
– А сколько стоит моя минута? И ответил: 
– Столько, что вам не оплатить. Ясно? А потому ко мне ни с какими вопросами не обращаться, моего адреса не искать, его нет. Я получаю всё на «до востребования».
Мальчики, окружавшие его, были красноречивее слов. Всё сказанное усвоено.

А ещё Кандыба предупредил, что не все способны стать экстрасенсами, что образование здесь ни при чём. Более того, скорее экстрасенсами становятся те, кто им не обременён. Так что, мол, без претензий.
Но я  сюда пришла со своей Миссией разоблачения. А поэтому я не должна ни в чем выпячиваться, должна принимать правила игры. Я слушала, смотрела, запоминала, а этот чародей ни сном, ни духом не знал, что его, как букашку, под микроскопом изучают. Правда, я не опасный противник. Куда я пойду со своими разоблачениями. Но я хочу знать, что происходит с людьми. На моих глазах поставлен дикий эксперимент.Неужели больше никто не видит, не обращает внимание, не озабочен..
Нельзя быть немножко сумасшедшим. Это отражается на многих сторонах человеческой деятельности. А руководители – что они думают о здоровьи общества? А может, нации?..

Ну, понятно, во главе или маразматик, или пустобрех. У Союза ноги подламываются. В такие чёрные дни выползает всякая нечисть. За примером далеко ли ходить. Вспомним хотя бы шабаш с Распутиным. Царская семья, хоть не из учёных состояла, но образование имела. А что творил их волею «великий старец» –  известно, до чего докатились.А тут похуже. Одного старца, хоть и нелегко, но убрать удалось. А эту размножившуюся шушеру никакой надежды усмирить нет, тем более, что весь народ, и стар, и млад, и высок, и низок, переплёлся – не отделить.

Джуна – просто богиня. Папа Римский орденом увенчал, Брежнев на неё уповает, учёные подтверждают её неограниченные возможности. Стихи пишет, картины рисует, с сильными мира за ручку здоровается. Даже в науку пошла, учёной стала.. А как она говорит? Помесь вещательницы с простолюдинкой. Вот так и надо. Что-то то ли с небес, то ли из недр глубоких.
Могла жена Рериха считать себя Жанной Д’арк в прежней жизни, а супруга – Леонардо Да Винчи, а проводника – убийцей Жанны Д’Арк. Ну, это её дело, если только проводника за это на плаху не пошлют. Такие времена уже были в истории человечества. Но кто посмеет о самой Елене Рерих!.. Высоко, недоступно!.. Ни-ни, Боже упаси..

И всё же эти эксперименты с психикой людей не безобидны.
Что может противостоять в этом потоке невежества – нормальная жизнь общества, без катаклизмов, без сшибок, с развитием образования и культуры. В этом моё убеждение. Только этим и не пахнет в современном мире. И для того, чтоб мне не поколебаться никогда и ни при каких обстоятельствах, я взялась за разоблачительную миссию, пусть только для себя самой.

Я стала внимательной слушательницей курсов Кандыбы, писала конспект. Пересказать, о чём говорил Кандыба, не берусь. Но главная мысль в том, что нами правит не Бог, а Космос. Он является источником энергии. Её можно брать, передавать другим. Речь его состояла из высоких терминов вперемежку со словами из вульгарного словаря, но неизменно энергичная, впечатляющая и заряжающая.
Я не знаю, чем он занимался прежде. Если б спросили что можно предположить, я бы сказала, что чем-то связанным с грубой физической силой, может быть, боксом.
Кроме Кандыбы, читали по две – три лекции диетолог и психиатр.  Диетолог говорил какие-то странные для официальной медицины вещи, а психиатр был натуральным арабом, который писал кандидатскую на кафедре психиатрии. Он продемонстрировал гипноз и прочитал немного из Корана.
Нам дали уроки медитации. Когда утробным голосом нам объявили, что руки наши «подымаются – подымаются», я отчётливо знала, что если я не захочу, никуда они не поднимутся. Думаю, не я одна это знала.

Надо было довести начатое до конца. Нам предстояло посвящение в экстрасенсы. Посвящение состоялось, нас поздравили. А уж после этого был экзамен. Меня, подальше от греха, ни о чём не спрашивали. Да и остальных не затрудняли. Просто вручали дипломы. Потом поздравляли всех вместе и выразили надежду, что какая-то часть станет «настоящими» экстрасенсами. Бабки в ножки «отцу родимому» падали, называли Кандыбу «благодетелем». Моя соседка слева сказала, что салон ей муж устроил, что она с маточными кровотечениями уже управлялась. А теперь будет расширяться за счёт физиотерапии, и для этого привлечёт врача. Тот, что в реанимации – доктор будет пользоваться полученными здесь рекомендациями. У всех были планы, а я думала о тех, кто будет вручать им здоровье и саму жизнь, и мне было страшно. Да-да, именно страшно.

Был момент, когда во мне шевельнулось сомнение в своей правоте.
Наверно, так бывает с актёром, входящим в роль. Я даже провела курс сеансов бесконтактного массажа по Джуне своей соседке, доброй знакомой – Евдокии Гавриловне. Я не морочила её, а сказала в открытую, что буду делать ей такой массаж, какой Джуна знаменитая рекомендует при болезнях печени и делает его всяким сильным мира сего. Моим условием было говорить мне только правду, не утешать из благодарности. Массаж контактный, хоть менее таинственный, но безусловно более действенный. При бесконтактном воздействие производится на психику. Всё зависит от внушаемости объекта, но еще ни один острый живот не прошел от  этих методов.
 
Я не разочаровалась в своём поступке, а лишь утвердилась в позиции.
Нет никаких сомнений в том, что эта братия гонится за лёгкими, безграничными деньгами. Если бы они отказались от денег, то утратили бы интерес к такому целительству. Самое обидное, что люди верят, как не верят врачам. Да и врач теперь не тот пошёл. Это не труженик, энтузиаст, подвижник, а бизнесмен; хорошо, если не ловкач. Ему не слишком доверяют, а его это не слишком колышет. Тем всё и успокоилось.

А мне что, больше всех надо? Для себя я тактику выработала. Пока можно, насколько можно избегать коллег. Если необходимо – подойти внимательно, по рекомендации, стараясь понять, что за человек – доктор. Ну, а там, будь что будет. Труднее с родными, дорогими тебе людьми. Каждый раз решать приходится индивидуально.. Того доверия, которое я описала в своих воспоминаниях, нет, во всяком случае, в пределах видимости. Я успокоилась и считала для себя вопрос закрытым. Даже избегала разговоров на подобные темы, не желая расстраиваться.

И вдруг в газете «Новое Русское Слово» от 19 ноября 1993 года напечатали статью Эдуарда Шакова из Канады. Статья очень большая, и называется она «Чудеса без чудес, или Разоблачитель Рэнди”.
Я не намерена её пересказывать, но главное скажу – если у меня такой единомышленик, то всё, что я проделала, о чём передумала – переболела, не напрасно. Это очень убедительная, очень серъёзная статья о человеке, который думал не о себе, а о людях. Но пусть уж лучше скажут об этом некоторые цитаты.
Замечательный фокусник Джеймс Рэнди, один из известнейших мастеров иллюзионного жанра, на многочисленных примерах из собственной практики разоблачил некоторые из трюков, с помощью которых всевозможные экстасенсы, медиумы, хилеры и прочие современные кудесники добиваются громкого успеха.
«...Некоторые из тех, кто умело проделывают трюки, уверяют, что обладают особой чудотворной силой, что, на мой взгляд, далеко не безобидно и даже опасно. Особенно, когда дело касается здоровья людей».

В 20 лет Рэнди  был уже известен в Канаде, как «Великий прорицатель», предсказатель будущего. Он считает, что секрет успеха прежде всего в том, что сами люди жаждут чуда. А потом Рэнди стал терзаться тем, что морочил доверчивую публику. Но одно дело фокусы, а совсем другое выдавать себя за всякого рода целителей, астрологов, экстрасенсов. И следующим этапом его карьеры стал «крестовый поход» против них.
Так, он на глазах у публики с помощью определённых манипуляций вскрывал руками брюшную полоcть, вытаскивал внутренности, всё это с видимой достоверностью, а потом также восстанавливал всё, как было. И показывал манипуляции фокусника.
Он же разоблачил разрекламированного на весь мир Ури Геллера в начале 70-х годов 20-го столетия. Ури предсказывал будущее, читал чужие мысли, передвигал предметы, стрелки часов.. О нём писали книги, его феномен изучали в лабораториях университетов США и Великобритании. Рэнди вызвал его на поединок. Ури сгибал ключи, ложки, проделывал разные трюки, находясь в Лондоне. Рэнди тут же проделывал то же самое в Нью-Йорке. При этом он объяснял, что проделывалось для того или иного трюка. Ури ещё продолжал фокусничать, но слава его закатилась.

У нас в стране разоблачителем был Юрий Горный. Он повторял пассы Чумака, Кашпировского, Лонго и получал результаты ещё и почище. Он доказал, что на стадионах, в местах, где собираются массы людей, действуют законы больших чисел. Этим и пользуются любители погреть руки на чужой беде.
Юрий Горный говорил: «Я хотел показать, как надувают публику. Авторитет экрана плюс закон больших чисел – вот что используют псевдолекари. Власти поощряют наивную веру обывателей, когда желают отвлечь их от политических и социальных проблем».

Прослышав об экстрасенсах в Москве, Рэнди отправляется на восток. Он хочет повидаться с Ниной Кулагиной, двигающей предметы, c Джуной Давиташвили, с Кашпировским. Увы, даже на экране ему не дали увидеться с ними. Он легко разоблачил трюки с очисткой воды, с определением всей подноготной человека по фотографии и другими фокусами ясновидящих.
А как объяснить феномен НЛО, Розы Кулешовой или слепой болгарки Ванды? Её признала Болгарская академия наук. Один из академиков сказал: «Мы не можем объяснить этот феномен, но не можем и отрицать его».

Да, это правда, что наука дает ответы на многие вопросы, но не на все.
Так пусть она движется вперёд и заполняет белые пятна.
Её несовершенство вовсе не повод доверять шарлатанам, наживающимся на человеческой беде,  и уж никак не годится вверять им своё здоровье. Вот с этим я и согласна. Я свои убеждения выстрадала. Совершенно отчётливо представляю, что не могу не только изменить, повлиять на что-либо, но и просто поделиться. Ну, что ж, пусть для себя только. Это не первый случай, когда я натыкаюсь на непонимание, на одиночество в своих убеждениях, и я почти привыкла к этому. Во всяком случае, в закрытые двери не стучусь. Когда я излагала эти свои мысли, я очередной раз убедилась в своей правоте.
 
Во времена моей работы на скорой помощи, был на скорой один фельдшер Вадик Бурштейн. Так его звали сотрудники. Несколько раз он дежурил на моей бригаде. В деле настоящем при мне он не участвовал, но авторитетом не пользовался, судя по отзывам. Прошло немало лет, и будучи здесь в Америке, я услышала по телевизору о том. что выступал  некий высокий специалист-невропатолог, работающий  в паре с ясновидящей целительницей. Пара приехала из Киева ненадолго, и институт нетрадиционной медицины предоставляет страждущим воспользоваться исключительной возможностью. Я этих реклам и передач не смотрю, но к «клиницисту-невропатологу, работавшему в клиниках города Киева и на скорой помощи», у меня возник ряд вопросов. И когда поступило предложение задавать вопросы, я попыталась дозвониться до студии. Но в эфир меня не выпустили. Сначала дотошно требовали сказать, о чём я собираюсь спросить Святослава Бурштейна, так теперь его звали, а узнав – отключили.

Всё нормально, всё и везде по одним и тем же законам. Я позвонила в Бостон уважаемому мною человеку. Он одновременно родственник героя через жену. На мою информацию он реагировал добродушно-снисходительно. Почему меня так всё волнует? Да! Почему, зачем, откуда взялась эта черта в характере..
Я бы тоже не прочь жить полегче – не получается, по крайней мере, пока что.  Чего стоит мне хотя бы одна эта эта тема? А я ведь, как и другие, всё знала заранее. Зачем столько страсти, которую можно бы направить на более достойные дела. Я очень искренне сожалею..
Но вот передо мной второй номер газеты «Медицина и жизнь» со статьёй Юрия Бердана «Если хочется верить». Я подписываюсь под каждой фразой этой статьи. Так отрадно вдруг услышать голос на понятном языке. Но это снова только констатация фактов без надежды на что-либо повлиять. Течение так углубилось, расширилось, овладело  массами, что нет ни малейшей надежды справиться с ним в обозримом будущем.
Появились институты, научно-исследовательские плюс лечебные центры, а значит профессора и академики. До сих пор у меня было другое представление о том, кто и как получает это высокое звание, теперь и это понятие засоряется, размывается, и как на него полагаться, как верить. Происходит сращение науки с псевдонаукой, своеобразная коррупция. Не обидно истинным ученым?
Они выше этого? Почему не реагируют? В 1928 году против апологета лечения варварским методом голодом всех болезней без лекарств и без докторов, некоего Суворина или Суворова (запамятовала фамилию) врачи подняли бунт, угрожали  ему физической расправой.
 
В наше время и этот уже заглохший метод Суворина возродили, и в своей практике я столкнулась с результатом его, причём дважды. В одном случае результат был в полном смысле слова окончательный и бесповоротный – молодой язвенник умер в квартире натуропата. Во втором случае, это был мой собственный муж, который поддался агитации традиционного медика и лёг для этого в её клинику в Ужгороде. Слава Богу, всё обошлось, но было очень реально повторить всё в точности. Его спасло то, что он потерял сознание, и лечение было прекращено. Для ликвидации последствий лечения пришлось потрудиться. И кто его знает, насколько эффективной и полной была эта ликвидация.
 

И снова  вопрос к себе: тебе-то что, больше всех надо?
Скоро с тебя «все признаки, все меты, все даты» как рукою снимет.
Пора успокоиться. Но, видимо, мой протест родился из всего предыдущего опыта, из всего пережитого, и пока я мыслю, образ моих мыслей вряд ли изменится.

                1993 – 1997 г.г.