Притча

Эргашев Алишер
Итак, поведую тебе мой рассказ, точнее притчу.

Давным-давно, когда человеки только начали ходить прямо, жили в наших краях люди. И был у них вождь, мудрый очень вождь. Его звали Аркадикус. Как-то к общине прибился один молодой человек. Скромный на вид, закрытый, с печальным взглядом. Как ни старались никто из племени не мог стать ближе к парню. Бросив это дело, люди просто окрестили его Сумасшедшим и впредь все держались от него подальше.
А между тем молодой человек, или Сумасшедший, от племени далеко не отбивался, жил впроголодь, но никогда не просил пропитания или укрытия в непогоду. Так продолжалось недолго. Однажды он пришел к Аркадикусу и начал разговор.
- Я знаю, ты мудрый человек. Мне нечем питаться, одежда моя давно истрепалась в клочья. У меня нет ни жилища, ни жены. Я пришел к тебе, чтобы просить тебя о помощи. Но мне не надо никаких подачек. Я заплачу тебе.
- А что ты мне можешь предложить? – спросил его мудрец.
- Вот, смотри. Я это сделал собственными руками. – юноша вынул из запазухи сверток, бережно развернул его и подал Аркадикусу.
В это время люди, находившиеся в жилище вождя, стали громко хохотать. Их смех был неприятным и обидным. Однако Сумасшедший не обратил на это никакого внимания.
- Молчите все! – резко прервал смех вождь.
Теперь он обратился к юноше:
- Вот тебе мой кров, моя еда. Жену тебе найдем, не беспокойся. Отныне ты мой сын. Я рад нашей встречи.
В жилище началось бурление, явно отражавшее недовольство. Наконец, из толпы вышел самый смелый и сильный охотник Кашсар. Он знал себе цену и оттого был всегда высокомерен с другими.
- Аркадикус, - начал Кашсар – ты видимо пошутил над несчастным юношей. Шутка, надо сказать, удалась.
- Я не шутил, – спокойно ответил мудрец – Этот юноша достоен самых высоких почестей. Отныне я прошу всех жителей уважать его как моего сына и я не потерплю пререканий.
- Ты смеешься над нами? Ты явно не в своем уме. Этот бродяга пахнет ослиной мочой, он ест коренья и живет в камышах. Ты хочешь, чтобы мы его пускали к себе в дом? Это явно шутка. Или ты просто сбредил, старик. Изволь объяснить свою любовь к этому оборванцу. Он же сумасшедший. И чем тебе понравилась эта безделушка? – Кашсар указал на то, что бережливо держал в руке Аркадикус.
- Кашсар, ты сильный воин. Люди восхищаются твоей ловкостью и смелостью. Больше чем ты никто в нашей общине не добывает зверя. Но позволь мне, старому человеку, сказать тебе вот что. Когда ты убиваешь жертву, ты не испытываешь никаких чувств, кроме самоудовлетворения. Для тебя это уже давно превратилось в рутину. Я не виню тебя за это. Я помню тебя еще мальчишкой. Уже тогда ты был всех сильнее и я знал, что наступит день, когда ты возможно станешь вождем. Но прости меня, в тебе нет души. А человек без души опасен. Опасен как для себя, так и для всех нас.
Ты спросил меня по поводу юноши. Когда он дал мне эту горлицу. А это – самая настоящая горлица. Вот посмотри: ее шейка, плавно переходящая в крылья, здесь нежный стан, глаза и клюв. Так вот, когда он дал мне эту самую горлицу, я чуть не расплакался. Я никогда не видел более изящной и дорогой мне вещи. Горлица до сих пор хранит тепло рук своего создателя. На краске видны его отпечатки пальцев. Носом я ощущаю пот его рук, кропотливо работавших над каждой деталью. Я помню, как вечером второго дня этот юноша обменялся с тобой своими последними кореньями на краску. Теперь я понял, для чего она была ему нужна.
- Да, я помню это, старик. Моим свиньям как раз нужен был новый запас. – ответил Кашсар, изумленный рассказом Аркадикуса. Он все еще недоумевал, как можно сравнивать его охотничьи способности и какую-то горлицу, сделанную Сумасшедшим непонятно из чего.
Вождь продолжал:
- Так вот, все последнее вложил в глиняный образ этот Сумасшедший, как вы его называете. Но даже не это самое главное. Он вложил в горлицу свою душу. Я вижу, этот человек необычайно красив изнутри, несмотря на его внешний вид и запах. Тонкость его работы говорит о том, что он не ремесленник или охотник как ты, Кашсар, а творец настоящего искусства. Я счастлив, что в моей семье появился такой человек, ибо тот, для кого не чуждо понятие «душа», никогда не предаст и будет мне опорой. Он доверился мне и я доверяюсь ему. Еще раз прошу вас, люди, примите его в свои ряды и оберегайте.
Все это время молодой человек по прозвищу Сумасшедший стоял в стороне и внимательно слушал. По его виду можно было сказать, что он очень смущен и явно не ожидал такого отношения со стороны старца.
Остальные люди были в растерянности. То ли принимать за правду слова Аркадикуса, то ли быть вместе с Кашсаром?
Пока в толпе бродило недоумение, Кашсар в двух шагах приблизился к старику и дерзко бросил:
- Ты смешон, старик. Когда-то тебя уважали за твой ум и рассудительность. Теперь же ты несешь чепуху. Если ты сейчас-же не признаешь, что это был полный бред, я не ручаюсь за себя. – Охотник был явно вне себя от гнева.
- Вот видишь, - с тем же спокойствием отвечал Аркадикус – Я же говорил, что тебе невозможно понять нас, потому как у тебя отсутствует душа в присутствии сильного духа. Я не хочу, чтобы ты своим поведением внес смуту в наше общество. Пожалуйста, извинись передо мной и моим сыном.
- Вы оба сумасшедшие, - хохот Кашсара был зловещ – Ты никогда не заставишь меня потокать твоим глупостям.
С этими словами охотник вынул из ножнов кинжал, сверкнувший своей бритвой. Еще один шаг и он уже был вплотную к невозмутимому Аркадикусу. Ни один нерв не шелохнулся на лице старца. Лишь печальный взор был обращен к разгневанному Кашсару. Перед последним мгновением старик уже смирился с печальным исходом, он был готов к такой развязке событий, он был мудр и видел на свете много предательства, лжи и обмана.
Рука Кашсара с оголенным кинжалом взвелась вверх и в последнюю секунду Сумасшедший, оттолкнув старика, выставил молодую грудь под удар. Кашсар не зря слыл умелым охотником, он всегда знал, как поразить жертву одним ударом.
Багровая кровь струйками сочилась из груди молодого человека. На его лице была улыбка, все те же печальные глаза выражали любовь к Аркадикусу. Он успел промолвить:
- Сейчас мне хорошо. Спасибо.

- Ну а что же стало с тем вождем и охотником?
- Вождь Аркадикус, никому не сказав ни слова, собрал какие-то вещи и ушел из племени. С тех пор его никто не видел. Ходил слух, что, разочаровавшись в людях на земле, он попросился на небо. И поэтому взобрался на самую высокую гору, чтобы оттуда воспарить над всеми.
После содеянного Кашсар навсегда был обречен на муки. Все как один отвернулись от него. Да и он сам помешался рассудком. Говорили, что все ходил по лесам и оврагам, собирал глину. Хотел слепить такую же горлицу.
- И он смог это сделать?
- Нет, ему все никак не удавалось: то глина слишко мягкая, то форма горлицы слишком грубая. Ты же понимаешь, мой друг, у него так и не появилась душа, а он этого так сильно хотел.

19.12.2012