Как нужно жить

Шафран Яков
О книге Э. Георгиевского
«Своя стезя» (1)

Название автобиографической повести Эдуарда Георгиевского «Своя стезя» выбрано не случайно. Стезя — это и тропинка, и дорога, и путь. Но словосочетание «своя стезя» ясно говорит читателю, что она непростая, непохожая на другие, а особая, именно своя — жизненная дорога личности, каковым, несомненно, является писатель.
Эдуард Павлович Георгиевский — заслуженный врач России, поэт и прозаик. Он родился в Туле в семье служащих, окончил 1-й медицинский институт в Москве, около пяти лет проработал рядовым врачом на Сахалине. После чего вернулся в родную Тулу и тридцать пять лет трудился в областной больнице.

Перу писателя принадлежит ряд книг стихов и прозы: «Мне по душе невиданный простор», «Сосновый бор», «Акулина», «Страна Солотча», «Аргонавты» и «Своя стезя». Эдуард Георгиевский является основателем, составителем и главным редактором альманаха «На крыльях «Пегаса» и заместителем руководителя литобъединения «Пегас»(2) (3)при Тульском отделении Союза писателей России.
Песни на его стихи звучали по радио и на телевидении, в областной филармонии и в ЦД композиторов в Москве.

Исследователю творчества Э. Георгиевского открывается его романтизм, влюбленность в природу, в Россию, сердечная привязанность к родному городу Туле, к семье.
Писатель считает главным для себя счастье родной земли. И что бы он ни делал в жизни, делает с любовью к людям и самой жизни. Из всех произведений звучит голос творца, умудренного жизнью, человека, обладающего самобытной философией. Тонкий лирик в поэзии, он продолжает быть таковым и в прозе.

Профессия врача, настоящего врача — целителя не только тела, но и души,— безусловно, накладывает отпечаток на все творчество Эдуарда Павловича. С сочетанием профессии и призвания — врач и писатель — мы встречаемся не столь часто, но насколько ярки эти личности. Таковы писатели-врачи В. В. Вересаев, М. С. Булгаков, А. П. Чехов, Сомерсет Моэм и врачи-писатели: Н. М. Амосов, Ф. Г. Уг-лов, В. А. Берсенев…

Предлагаемая вниманию читателя повесть «Своя стезя» созвучна таким произведениям, как «Записки врача» Викентия Вересаева, «Записки юного врача» Михаила Булгакова, «Ионыч», «Попрыгунья», «Неприятность», «Хирургия» и другие Антона Чехова, «Сердце хирурга» Федора Углова и «Сохраняю самообладание» Владимира Берсенева.

Повесть Э. Георгиевского ценна тем, что она, как и перечисленные выше произведения, раскрывает не художественный вымысел автора, не где-то и когда-то услышанное от людей или найденное в архивных материалах, а от начала и до конца, от первой до последней буквы — пережитое лично автором, пройденное им своей стезей.

Несомненно, любой человек: и долго петляющий по жизни, и кидающийся из огня да в полымя, и меняющий свои убеждения и пристрастия, может сказать, что идет своей дорогой. Но в этом случае скорее подходит термин «петляющая тропа». Читая повесть, убеждаешься вновь и вновь, что жизненный путь главного героя, Вадима Петровича, несмотря на выпадающие жизненные обстоятельства, на порой далекие друг от друга места проживания, прям. Каков же он?

Повествование увлекает с самого начала и читается легко. Вадим — врач, и отношение к профессии замечательно выражено эпиграфом — строчками стихотворения Эдуарда Георгиевского, задающими тон всему произведению:

Из сердца исчезла тревога,
И детский не слышится плач.
Второй человек после Бога
Был, есть и останется ВРАЧ.(4)

Эти слова побуждают прочитать книгу, пережить с героем все перипетии врачебной жизни, прикоснуться к этой воистину божественной сфере (ибо что может быть важнее спасения жизни, когда любая болезнь — опасность для нее), которая иногда на нашей собственной и на практике другого человека поворачивается к нам и своей небожественной стороной.

Жизнь Вадима Петровича проходит в больничных палатах, в порой трудном быте с редкими вкраплениями отдыха, кажущегося райским после тяжелой работы и неустроений, и в послепенсионной деятельности — в продолжении врачебной, но уже на уровне не борьбы с болезнью, а сохранения здоровья. «У каждого человека есть свой жизненный путь, своя колея, своя стезя…». С этой мысли начинается повесть, и читатель по мере углубления в сюжет, все более утверждается в том, что герой проходит свой путь достойно.

Если говорить о сюжете повести, то он, с одной стороны, прост. Работа после распределения молодого специалиста с молодой женой в небольшом городке на далеком Сахалине, среди множества неустроений. Затем, после смерти матери, герой возвращается с семьей к корням, в родной город. Казалось, что может случиться на прямом поприще? Но, с другой стороны, сюжет достаточно сложен. Конечно, не как в детективе — хотя порой «закручено» почище самого острого: с угрозами, незаслуженными снятиями с должности, перемещениями на другую работу и посылками на «передовую» — на борьбу с эпидемией в области.

И всегда перед Вадимом вставал выбор — как поступить в том или ином случае. Так и при определении будущей деятельности выбор героя проходил через сомнения и раздумья: «Все-таки интересно,— размышлял Вадим,— есть ли у меня призвание или нет и, вообще, что послужило побудительным мотивом к тому, что я избрал именно медицинский институт?» И еще один выбор, который очень многое определил в жизни Вадима. «А зачем вам Сахалин? — спросили в комиссии.— У нас есть ходатайство и характеристика от профессора Шидковского, он рекомендует оставить вас в лаборатории на кафедре нормальной физиологии для экспериментальной работы».
Однако, герой повести принимает решение в пользу Сахалина!

Вот так и проявляется честность человека перед собою и людьми, отсутствие раздумий: выгодно-невыгодно и стремления к «теплому месту». И Вадим, приняв решение, идет к цели, преодолевая все препятствия — уж если ты выбрал профессию, дающую тебе такие возможности помощи людям, то, будь добр, предъявляй к себе соответствующие требования и соответствуй образу человека-Врача.

Такое восприятие жизни, как ответственного «длительного похода», не случайно, ибо Вадиму свойственна сильная гражданская позиция. Хороша бы была жизнь, если бы от-сутствовала способность преодолевать трудности! А они появлялись сразу же по приезде на Сахалин: вначале не было жилья, появилась квартира — нет мебели, потом на повестке дня — дрова, уголь и пр. Вот так и закалялась «сталь». О гражданственности героя можно судить по его отношению к браконьерству: «Ну, поймай две рыбины,— вот тебе и уха, а хочешь и пожарь или засоли <…> Нет, нужно чтобы аж до самого горла уместилось, вот и воруют сами у себя!» и по отношению к здоровью рабочих в бытность цеховым терапевтом на бумажном комбинате, где работали в основном заключенные: «Слуху о зажиме больничных листов, видимо, надо поверить. Это и есть беспредел. От этих мыслей Вадиму стало не по себе. Неужели нельзя планомерно проводить работу по улучшению условий труда…» Он стал работать в этом направлении, и «впервые за все годы заболеваемость <…> снизилась по-настоящему…» Эта же позиция проявилась и в строительстве свинарника студенческим отрядом: «… Стена завалится, жалко поросят, а если человека прибьет? <…> Нет, ребята, лучше медленно, но по-нормальному…» И так всю жизнь — появление задач и их решение, появление и решение…

Самый великий учитель наш — жизнь. Только умей не просто смотреть и слушать, а видеть и слышать, и далее действовать в соответствии со своим призванием (или призваниями, ведь их у героя, как и у его прототипа, автора, два — медицина и писательское творчество). Думается, в этом и есть основной замысел произведения.

Когда Вадим решил стать врачом, ему был преподан урок — каким может быть врач. «Эта — сто пудов, а Волкова наорет на тебя — отдавай концы,— пробасил мужчина <…> И откуда такие берутся?..» «Конечно, рассуждал Вадим,— <…> врач должен быть врачом в полном смысле слова. Понять человека и помочь ему — вот первая сту-пень»…

И эта идея — мало быть профессионалом, важно быть хорошим человеком — руководит героем-автором всю его жизнь. Сказал ли этим Эдуард Георгиевский что-либо новое? Нет. Но неповторим сам человек, Вадим Петрович — цельный, красивый душой профессионал, сотканный жизнью, наблюдающий ее и воспринимающий людей как своих учителей.

Многие скажут: честность, профессионализм, уважение к человеку, любовь к женщине и верность, любовь к природе, реализация своих способностей, стремление помогать и спасать — темы избитые. Да, может быть, если говорить о них в общем, отвлеченно... Актуальными эти темы становятся, преломляясь через конкретные судьбы, проявляясь через образ конкретного человека во всех его обстоятельствах и испытаниях. А еще очень важно, как отдельно взятый человек — к примеру, Вадим Петрович,— из зла (не вселенского, упаси Боже!), ежедневного, сиюминутного недобра отношений, взаимодействий — рабочих и бытовых,— сотворит добро. … «Одна мысль не давала ему покоя. Он считал, что о наличии разнообразного инструментария в хирургическом кабинете должны знать только врач, медсестра, еще, допустим, санитарка. Пациент не должен этого видеть. Люди бывают разные, и нечего их пугать инструментами».

Привлекает, и это отмечено многими читателями, особенно зрелого возраста, реалистичность образов и событий, описанных в повести. Многие вспоминают свою жизнь, схожие ситуации, характеры…

Следует отметить и композиционную продуманность произведения. Пролог сразу же настраивает читателя на выбор героем специальности, создание семьи через зарождение любви между Вадимом и Татьяной, его будущей женой, и на любовь к жизни во всех ее проявлениях, которая тонкой поэзией освещает всю повесть,— то есть настраивает на выбор стези — жизненного пути и отношения к жизни.

В основной части, о чем бы ни говорилось: о романтической жизни на Сахалине, о более размеренной, но все же изобилующей коллизиями работе в Тульской областной больнице, об отдыхе на природе или о литературном творчестве и о продолжении служения медицине, но уже в несколько иной ипостаси: после выхода на пенсию,— тон повествования Эдуарда Павловича Георгиевского ровный и доброжелательный, твердый, как это бывает у людей, убежденных в своей внутренней правоте (это от правильного состояния души и образа мыслей), и в то же время мягкий от сердечного тепла. И немудрено, ибо все это и есть качества, в полной мере принадлежащие автору.

Радует и эпилог. Особенно притчей о двух путниках, переложенной автором на стихи. Только напрашивается более развернутый рассказ в прозаической части эпилога (а может быть и не только в нем) о судьбах жены и сыновей главного персонажа, а также людей, так или иначе проявившихся как единомышленники и сопутствующие на жизненном пути Вадиму Петровичу.

Завершая о композиции, следует отметить удачный ход Э. Георгиевского — повесть начинается словами о стезе жизненной и ими же и заканчивается. Это усиливает це-лостность художественной работы и подчеркивает ее законченность.

Автору удался образ Вадима Петровича. О себе, пусть и в другом лице, писать трудно. У кого-то получается в той или иной степени самовосхваление, у других, архисовестливых — самоуничижение. Э. Георгиевскому не свойственно ни то ни другое, ибо он человек, осознающий не только свое личное достоинство, но и, как всякий духовный — прежде всего, внутренне,— человек, имеет ограничитель, который неизменно охраняет его от гордыни. Образ героя хорошо, во всей полноте прорисован во всех плоскостях жизни — внешней и внутренней. Писателю удалось создать запоми-нающийся тип человека, раскрыть его во врачебной деятельности и увлечениях, семейной жизни и в творчестве. Причем жизнь Вадима насыщена не обстоятельствами, как бывает у большинства людей — конечно, и обстоятельств у него хватало,— но, прежде всего, поступками.

Преодоление, известно, начинается с малого, как в случае с поездкой на Круглое озеро, когда по вине водителя взорвался баллон; с освоением вождения автомобиля или с грубым поведением больного на первом приеме. Главное — это психологическое преодоление. Оно позволяет принять правильное решение, например, когда тебя опередили в добытом знании — «Не надо расстраиваться. Все нормально! Не ради славы работаем. Было бы больным хорошо!»

Здесь же и неприятие непорядочности, и стремление к справедливости, но в то же время и жалость, как в случае с врачом Лужковской.

А к неприятностям нужно относиться, как к испытаниям. Порой жизнь готовит и такие: в хороший коллектив помещает отрицательную личность или на место хорошего руководителя в уже налаженном деле — плохого. Все это (отношение к неприятностям) тоже поступки, поступки внутренние, внешне незаметные, неэффектные, но поступки.
Однако были в жизни героя и внешние, запоминающиеся людям действия — помощь бедной корейской семье, умение понять и простить, как в случае с воспитательницей детского сада Людмилой, и другие.

Вот чем привлекателен Вадим Петрович, вот чем ценно произведение. Оно учит мыслить и поступать. Этому помогает и наличие антигероев, людей другой жизненной ориентации (не путать с сексуальной!) — это врач Лужковская, главный врач Русаков, начальник санчасти Забейворота… В противостоянии им и обстоятельствам раскрывается наш герой.

В повести есть еще один позитивный образ, перекликающийся во многом с образом Вадима,— врач Алексей Комарцев, прообразом которого стал известный врач, директор Мединститута ТулГу, профессор А. А. Хадарцев.

Большое место в работе занимает еще один персонаж — без имени, но незримо присутствующий на страницах. Это образ Врача, который показывает, каким должен быть настоящий специалист. «Лечение — это труд, требующий терпения со стороны врача <…> труд, расписанный по часам…» Врач должен создавать больному настрой на излечение — «Каждое утро <…> Зинаида Сергеевна <…> говорила Вадиму Петровичу, что дело его поправимо…» Врач не должен игнорировать ни один из методов нетрадицион-ной медицины, а, подобно примеру с «живой» и «мертвой» водой, все проверять.
Доктор все время как на фронте. По-этому для него естественна позиция — «Раз надо, не подведу!» и переживание по поводу ухудшения состояния больного и его смерти, понимаемой как гибель сослуживца-фронтовика.

А как значимы слова одного пациента, подобные гласу народному: «Медики — народ нищий. Но благородный  <…> Вам надо платить за каждого выздоровевшего больного».

Настоящий врач, по мнению Вадима Петровича, должен постоянно учиться — читать специальную литературу, монографии, научные журналы, не пропускать ни одной кон-ференции. И к каждому случаю, к каждому пациенту подходить индивидуально.

Героя заботит и то, какой будет смена ему и другим профессионалам медицинского дела. «Он не любил тех практикантов, которые не могли найти себе дела, ходили, опустив руки в карманы халата, и с безучастным видом присутствовали на разборе больного. Ему нравились такие, которые сами расспросят больного, послушают его, прощупают живот да посмотрят еще, нет ли отеков на ногах, после чего порассуждают, сделают вывод».

Труден был путь врача-исследователя — героя повести Эдуарда Георгиевского, Вадима Петровича. И тем весомее и отраднее награда — звание «Заслуженный врач России». Многие награды в наше время «скороспелы», а есть и покупаемые. Это же звание — поистине признание, признание врача, гражданина и человека. И здесь характерно: «Ну, вот еще, народ его выдвинул, а он сомневается. Народу виднее <…> Выше голову, Вы заслужили это…»

Прошло несколько лет, и «пришлось серьезно задуматься» Вадиму Петровичу: «не пора ли уходить на пенсию»… «Зарплата мизерная, да и ни за какие деньги здоровья не купишь». Но «столько накопилось опыта, столько есть желания реализовать этот опыт для пользы людям!» И Вадим Петрович находит себя в дополнительном лечении, если человек болен, и в профилактике, в работе на опережение заболевания, если человек здоров, с помощью апробированных средств как продолжение рецептов народной медицины. Кроме того, его деятельность теперь включала пропаганду здорового образа жизни и здорового питания. Вот в такой форме народная медицина пришла на помощь официальной. И герой повести Э. Георгиевского нашел в этом продолжение своей многотрудной медицинской работы, но продолжение уже на другом уровне. «На пенсии» — даже язык, как говорится, не поворачивается произнести подобное словосочетание, ибо герою, как и автору, не свойственно отдыхать от работы, сколько бы лет ему ни было.

С увлечением, на одном дыхании читается повесть трудовой жизни Вадима Петровича. Так и хочется сказать: «Жизнь, как один день». И как светлый день насыщен солн-цем, так и вся жизнь героя полнится силой и духовной крепостью от двух источников — матери и малой родины. Отсюда и его.

О том, как Вадим любил и уважал свою мать, свидетельствует то, как он ринулся с Сахалина, преодолевая все запреты и преграды, чтобы успеть проститься с нею, когда она умерла.

Вторым скрепом героя, как мы уже писали, является любовь к своей малой родине — Туле.

От этих корней происходит уважение к себе, которое влечет за собой и уважение к другим. Из психологии известно, что в книгах и в жизни нас привлекает, обращает на себя внимание то, что, прежде всего, свойственно нам самим, даже если мы это еще не осознаем. Так, когда Вадим Петрович оказывается в Армении, в Ереване, то этот красавец-город поразил его не только своими фонтанами, цветомузы-кой и подсветками, но и своими жителями. «…В тоне <…> звучало спокойствие и дружелюбие.
Так разговаривают хорошо знакомые люди». И действительно, люди спокойны в отношении оплаты за проезд: есть мелочь — платит, нет — следующий раз. И, вообще, никто никуда не летит сломя голову, сделав серьезно-агрессивное выражение лица, как это часто бывает на наших улицах.

Уважение к себе рождает любовь к людям и земле, к своему труду и осознание его ценности. Тогда и цена не цена. Поэтому герой за работу мастера-парикмахера и чистильщика обуви отдал бы и втридорога, так как был очень доволен не только качеством, но обслуживанием и отношением.

Вадима Петровича поразило, как «крестьяне <…> по горсточке собирают землю, чтобы на ней что-нибудь вырастить». С аналогичным отношением к людям и земле он встретился в Киеве. «На песок насыпается метровый или больше слой земли, и можно выращивать овощи и сажать кустарник».

И как антитеза всему этому: «Несколько раз Вадим Петрович замечал, что полностью отделанный плиткой бокс на утро оказывался без плитки в ванной комнате.
Оказалось, что <…> за повторную укладку платили в два раза больше (это в советское время было). Вот и хитрили отделочники». (А, может, из таких вот малых хитростей того времени произросли все большие «хитрости» наших современных российских дней?) И еще: «Распороли одну подушку и аккуратно выловили из нее три куриных головы и несколько штук куриных лап».

У героя параллельно с работой проявляется еще один талант — поэтический. Читатель может спросить: «Как же так? Жил, жил человек, стихов не писал, и вдруг, во второй половине жизни, прорезался талант…» Но, вчитавшись в повесть, понимаешь, что этот талант жил в герое с рождения, не проявляясь из-за загруженности учебой и работой в избранной специальности — тем, в чем, как он это понимал тогда, был более всего нужен людям. Однако, этот талант все время так или иначе проявлялся. Проявлялся в любви к природе, в поэтическом чувстве пейзажа, в художественном восприятии жизни вообще.

Вчитайтесь в эти строки, читатель, и Вы все поймете:

…Все вечно на земле,
Все на земле не вечно.
Поют колокола
О жизни быстротечной.

И надо все успеть:
И насладиться счастьем,
И много песен спеть,
И отвести напасти,

И написать стихи
Для милых и любимых,
И замолить грехи
Тех чувств нетерпеливых…

(«Сияют купола»)(5)

Как и всякому умному и талантливому человеку, Вадиму Петровичу свойственен юмор.
«— Вы — Григорьев? — устало спросил он.
— Да, я,— тоже устало произнес Вадим Петрович.
— Садитесь! — уже требовательно произнес капитан.
Вадим Петрович сел.
— Какая у вас машина? — спросил капитан.
— У меня — иномарка,— ответил Вадим Петрович.
— «БМВ», «Вольво», «Фольксваген»? — начал перечислять капитан.
— «Фольксваген»,— улыбнувшись, ответил Вадим Петрович,— а по-русски он называется знаете как?
— Как?
— «Запорожец»,— ответил Вадим Петрович».

Любовь к юмору — замечательное качество. Но все же, на наш взгляд, текст некоторых частушек, помещенных автором в повесть, можно было и опустить. Тем более, что уже в следующей главе и далее идут хорошие авторские стихи, украшающие книгу. А книга получилась!

Вот и закончилось знакомство с повестью «Своя стезя» поистине талантливого человека Эдуарда Георгиевского. Что дало нам с вами, дорогой читатель, прочтение? Думается, что нужно нести все, выпадающее в жизни, со смирением и благодарностью, бесконечно совершенствуясь в своем деле, совершенствуя свои способности и самою личность так, как это делал и делает автор — прототип главного героя. Вслед за ним повторим:

… Да здравствует крест свой несущий
С трудом, но вперед и вперед!
Дорогу осилит идущий,
Иди же, дорога зовет!

(«Два путника»)(6)

И в конце хочется сказать: «Читайте больше таких книг, и придет понимание, как нужно жить!»

(1) Эдуард Георгиевский. СВОЯ СТЕЗЯ: повесть. Приложение к журналу «Приокские зори». Тула: Изд-во ТулГУ, 2012.— 371 с.

(2) Журнал «Приокские зори» №3, 2008 г. «Представляем литературные  объединения Тулы и области. Литературное объединение «Пегас».

(3) Людмила Никитушкина. «Полвека исполнилось тульскому литобъединению «Пегас». Государственная телерадиокомпания «Тула». 13.09.2005 г.

(4) Строки написаны Э. Георгиевским.   

(5) Георгиевский Э. П. Мне по душе невидимый простор…: стихи.— Тула: ГМРПП «Левша», 1997.— 88 с.— С. 16.

(6) Георгиевский Э. П. Страна Солотча: стихи.— Тула: Гриф и К, 1999.— 111 с.— С. 108.2012 г.

© Шафран Яков Наумович, 2019