Авторские подарки Людмилы Улицкой

Анна Кашина 2
Отзыв на повесть «Сонечка»

Сюжетной основой ретроспективной повести «Сонечка» выступает советское жизнеописание еврейки Сони, начиная с 30-х годов прошлого века. Которая с юности была восторженной идеалисткой и пронесла свой взгляд на мир через трудности семейной молодости–зрелости, и вплоть до одинокой старости. Повесть, написанная Людмилой Улицкой в начале 90-х, охватывает тяжёлый исторический период, поковеркавший судьбы героев в военные и послевоенные годы в нашей стране.
Главная героиня Сонечка, являясь младшей из троих детей часовщика и швеи,  «от первого детства, едва выйдя из младенчества… погрузилась в чтение» литературы, и долгое время считала его единственным оправданием своего существования. Сонечка была «под наркозом чтения». До войны она мечтала о филологическом факультете, пока семью не эвакуировали в Свердловск, где и началась её реальная  жизнь.
Перемена эта произошла благодаря влюбившемуся в неё ссыльному художнику Роберту Викторовичу в книгохранилище библиотеки, где она с удовольствием работала, и, после свадьбы с которым, последовала на поселение в Башкирию, несмотря на переживания родителей. Там родилась их дочь Таня в бедности, но в счастье материнства Сонечки. Героиня вдруг получила всё то, о чём читала в книгах. После войны Роберту Викторовичу разрешили вернуться в Москву, где семья, переезжавшая до этого с места на место, –  наконец-то, обрела «свой дом», вернее, часть дома, но свою собственную, что очень ценилось Сонечкой, копившей каждую копейку ради такого улучшения жизни.  Основные события повести связаны с пребыванием семьи в этом доме.
Прежней Софья Иосифовна станет лишь спустя годы после смерти мужа и сноса их старого деревянного дома, когда останется одна в трехкомнатной квартире в Лихоборах, прожив насыщенную семейную жизнь, она снова погрузится в любимое чтение.

Идея повести заключается в конфликте свободной творческой личности с атрибутами советского государства, штампующего однотипных, удобных, управляемых людей, а также в конфликте между реальной жизнью героев и той, о которой они мечтают, и в демонстрации пути преодоления трудностей к обретению свободы личности. Автор показывает на примерах своих героев – каково это быть «не таким» как все.
Через образ Сонечки транслируется мотив всепрощающего материнства, мотив стремления к идеалам и жертвенности ради семьи и искусства.
Сонечка вызывает симпатию с первых строк, несмотря на описание её стеснённых обстоятельств. Похвала автора ей также за добрый характер и верное супружество, обоготворение мужа-художника, которого, как Сонечке казалось, она недостойна (сначала некрасивая близорукая акселератка с грушевидным носом, большой грудью и «плоским задом», затем  располневшая, быстро стареющая от всяческой работы – женщина).  Автор не стремится к подробному бытописанию, очень тактично относится к материальным трудностям  героини, бережно обращается с её чувствами, не тиражирует её огорчения, а замечает в ней черты, которыми гордится, восхищаясь её выносливостью, добротой и преданностью семье, он точно знает, чего она достойна, вызывая в читательских сердцах – сопереживание.
Именно она, самая нереальная, воздушная героиня, начитавшаяся литературы до «лёгкого помешательства» – олицетворяет бытовую, материальную жизнь человека в непростое советское время. Такой контраст и такая перемена её образа от библиотекаря, витающего в облаках, до швеи, которая «может вшить рукав в пройму» ради заработка, – возможна лишь благодаря появлению истинного героя – талантливого художника Роберта Викторовича, которого много лет ломало государство и который был пригоден  после войны и лагеря лишь на «полуинвалидные работы», а способен на великое всемирное искусство.
Через образ Роберта Викторовича пропагандируется мотив приспособляемости человека-космополита к жизненным обстоятельствам. Подчёркивается также и стойкость его воли, здравый смысл, находчивость, стремление к «личной жизни» и свободе в искусстве, без которого и жизнь не жизнь.
Общие характерные черты героев.
Погрузившись в повесть, подробно рассмотрим образы героев с точки зрения их общности: все они считают, что их жизнь не такая, какой она должна быть.
 1. Соня не верит своему счастью, не понимает, за что оно ей дано с момента замужества, когда влюбилась в рассказы Роберта Викторовича о Париже, писателях, художниках, архитекторах и «другой жизни», которой он жил, когда творил до лагеря. Или когда она чувствовала себя одновременно нужной двоим самым дорогим сердцу людям на одной постели: и сосущей молоко из её груди новорожденной дочке, и обнимающему сзади, обожающему её тело мужу. Или когда накопила и заработала на новое жильё, и, наконец-то смогла обеспечивать заботой и любовью, а также кормить вкусными обедами – всех членов своей семьи и друзей. Немного отрезвило её слепую любовь – увлечение мужа Таниной школьной подругой  Ясей. Но это лишь утвердило её в мысли, что «так не могло быть», столько счастья на одну Сонечку – не положено. Одумавшись, она продолжала любить мужа, который влюбился в Ясю, и даже полюбила саму Ясю за красоту, за то, что благодаря ей, он снова начал писать портреты, а также за то, что всегда хотела большую семью и родить беленькую девочку, но детей больше иметь не могла.
2. Роберт Викторович, постоянно ищет себя в творчестве, сначала ради семьи, когда они жили очень бедно – мастерил игрушки из бумаги для дочери, затем, когда семейный быт наладился и его приняли в Союз художников и дали мастерскую, –  он находил счастье в том же труде для театра, только за деньги. Он  искал себя и в благополучном  изысканном прошлом, благодаря памяти воскрешая былую европейскую жизнь, где царствовала его самозначимость, и в ночных разговорах с молодой женой Сонечкой, и в тех же разговорах о волшебном  прошлом с юной музой Ясей у себя в мастерской.
3. Таня, дочь Сони и Роберта Викторовича, страдая  в юности от безделья и собственной странности, пробуя разную любовь, которая могла бы  наполнить её сердце, останавливает свой выбор на красавице и подруге по вечерней школе Ясе, которая затем  поселилась не только в её сердце и в их доме по приглашению Сонечки, а и в сердце самой Сонечки (как дочь), в сердце Роберта Викторовича (как муза), чтобы он смог вернуться к занятию, которое забросил в тяжелый лагерный период выживания, и послевоенный период  полужизни по советским правилам, диктующим лишь обустройство быта. Таня постоянно чувствовала себя лишней, непривязанной ни к матери, ни к отцу, она искала себя, экспериментируя, постоянно забегала вперёд и нашла лишь спустя годы, переехав в Израиль.
4. Яся, сирота-полячка, всю жизнь мечтающая о карьере актрисы, реализовывающая свою потребность нравиться сначала в детской проституции и беспорядочных половых контактах ради выживания и выгоды, затем в дружбе с Таней и в любви с её отцом, затем в душевной привязанности к Сонечке, которая заменила ей мать, – нашла своё счастье тоже не в СССР.
5. Танин друг, к которому она сбежала от семьи, узнав о романе отца и подруги, Алёшка Питерский тоже понимал, что живет в ненастоящей своей жизни, а в «совухе», откуда часто убегал в искусство и в наркотический дурман, увлекая за собой готовую ко всему и способную Таню.

Таким образом, складывается впечатление, что автор убеждает читателя в правоте нестандартного и по-еврейски дальновидного взгляда на жизнь. Оправдывая, например, сложившееся положение между художником, его музой и женой ради высшей цели искусства. Сонечка организовала выставку и представила общественности пятьдесят два великолепных портрета, всемирно прославивших художника после смерти. А смерть того, ради которого жила Сонечка, сплотила ещё больше его любимых женщин, и мама-Сонечка продолжала заботиться о Ясе, пока не устроила и её жизнь.

Главная благодарность автора – Сонечке, именно она своей добротой помогла всем, с кем соприкасалась. Благодаря своей начитанности и вере в высокие идеалы, она знала, какой надо быть, чтобы уживаться в мире с теми, кого любишь, чтобы собственничество и эгоизм не испортили её спелую, но чистую душу.

Авторские подарки.
Сюжет повести заканчивается осчастливливанием всех его участников. Автор, словно благодарит всех за эту непростую жизнь в нашей стране – выдаёт всем подарки после смерти Роберта Викторовича, которому подарок был вручён ещё при жизни сначала в виде соратницы и крепкого тыла  – Сонечки, затем в виде белокожей «снежной королевы», красавицы Яси, в объятиях которой он и умер счастливым. Сонечка проживает долгую полную труда жизнь, сначала переживая за героев прочитанных книг, затем работая и обеспечивая семью, в любви с обожаемым и высоко ценимым ею мужем-художником, в талант которого она всегда верила, затем, оставшись  наедине со своим любимым чтением до конца своих дней. Таня,  определившись в жизни, родив ребёнка, изучив несколько языков, благодаря способностям, дремавшим в юности, как к языкам, так и к музыке, научившись всему, – переезжает в Израиль, а работает в ООН в Швейцарии. Яся, с помощью Сонечки находит родственников в Польше и уезжает туда, где выходит замуж за богатого француза. Это ли не подарки за трудную жизнь в Советском Союзе…

Авторские особенности.
Надо заметить, что автор великодушен к героям не только как рассказчик, умело вплетая их судьбы в сюжет с обнадёживающей концовкой, а ещё и как лирик, передающий с помощью метафор и эпитетов тончайшие переживания героев и их душевный трепет. Язык повести – мягкий, кроткий, дружественный, благородно (не язвительно) интеллигентный, хотя порой звучит в лёгкой юмористической тональности: «А Сонечка (…) пасла свою душу на просторах великой русской литературы…». Метафорой  кормления младенца: «Молока было много, оно шло легко, и кормление с маленькими торканьями соска, подёргиванием, лёгким прикусыванием груди беззубыми дёснами доставляло Соне наслаждение…», автор как бы обещает в будущем самоотверженное и верное Сонино материнство для всей её семьи.
Особенностью художественной манеры можно считать и то, что автор намекает читателю об установках героев заранее, и часто анонсирует дальнейшее развитие событий и отношение к ним героев, ещё не закончив предыдущий эпизод: «Много лет спустя Роберт Викторович не раз удивлялся  неразборчивой памятливости жены…» и др.

Повесть «Сонечка» Людмилы Улицкой вышла в печать в начале девяностых. За это произведение автору была присуждена французская премия Медичи в 1994 году. Повесть также была отмечена и другими литературными наградами. Это одна из самых ярких повестей автора, после которой  Людмила Улицкая прекрасно освоила и более крупную форму, форму романа, например, «Лестница Якова», повествующего о трудностях жизни шести поколений семьи Осецких также в Советском Союзе.
Тем самым романистка заняла определённую нишу в серьёзной современной художественной литературе, содержанием и миссией которой является сохранение истинности в подаче событий и описании судеб, информирование молодого поколения о несправедливости государства к творческой, интеллигентной личности. Задача таких произведений – в предупреждении и подсказках!