Глава 5. Милица

Петр Ингвин
Купание, флюиды, Бэсамэ мучо


То утро началось как обычно. В заданное время организм подал сигнал, глаза открылись, потянувшиеся до хруста руки и ноги сказали новому дню «здравствуй». Стенки пропустили звуки и свет, спальня наполнилась солнцем, утренней свежестью и далекими птичьими голосами. Надо как можно быстрее забыть ночное видение. Приснится же.
Милица села в кровати и опустила ноги на пол. Лодыжек коснулась ластящаяся травка, кочковатый пол помассировал ступни и выровнялся. Стены немного приглушили льющееся снаружи сияние — решили, что хозяйка поморщилась от избытка света. Нет, это все из-за глупого сна. Хватит. Выбросить из головы. Сны — игры подсознания, они ничего не означают.
Вставать не хотелось. Как и всегда, со дня переезда в немешарик.
Со стороны кровать казалась пнем дерева-великана, но стоило сесть или просто дотронуться… а лучше — прилечь… Как описать словами то, для чего слов еще не придумано? Мягкость похожего на мох живого одеяла и заботившейся о твоем удобстве перины превышала пределы разумения. И как после этого лежать в обычной постели? Все равно, что после спрей-одежды надеть, скажем, шерстяную или брезентовую. Хотелось валяться в облегающей обожающей тебя неге бесконечно, и на все доводы рассудка организм отвечал одинаково: «С ума сошла? Встать и уйти? Вот о т с ю д а?!»
Кроме воли ничто не справится с материнской заботой живого дома. Сделав усилие над собой, Милица поднялась и прошла в гиеник.
Уже год живет в немешарике, а все не привыкнет: ни пластика, ни фаянса, ни, что уж совсем невообразимо, каких-либо труб… Все это отличало от привычного санузла, но особенностью гиеника в живом доме был цирюля — снабженный зачатками разума банщик-лекарь-парикмахер. Он подстраивался под настроение жильца, предугадывал его желания и, в конце концов, становился другом, без которого уже не представлялась жизнь.
Вообще-то, гиеник не нуждался в отдельном помещении, он мог вытащить рабочие щупальца, впитать лишнее и подать воду в любом из помещений, соединенных общей корневой системой. К тому же, во-первых, в чужую комнату никто не войдет, а во-вторых, Милица жила одна в предоставленном ей доме из трех комнат, оранжереи и птичника. Птичником с недавних пор стали называть комнату с насестом. Настроенное на птерика отдельное помещение — это было безумно удобно: если хозяин не возражал, живой «индивидуальный транспорт» мог улетать на прокорм и возвращаться самостоятельно, никого не беспокоя. Но привычки прошлого остались: люди предпочитали гигиениться в закрытых кабинках, и Милица не была исключением.
Расположенная справа от спальни оранжерея пригласила на завтрак: приветливо открылся проем, донеслись запахи кофе, сыра, выпечки и фруктов.
— Позже, — распорядилась Милица.
Проем затянулся.
Снаружи били лучи летнего солнца, лес за рекой оглашался птичьим гомоном, через прозрачные стенки тянуло прохладой и манило окунуться в нарождающийся день.
Вот, правильное слово: именно окунуться. Пройдя через шкаф-рамку, Милица облачилась в модный купальник в две полосы по груди и через пах, к спине приклеился карман, где разместился старый добрый баллончик со спрей-обувью. Глаза все это время косили по сторонам.
Странно, что около дома до сих пор никто не прошел. Тропа, что вела к реке, огибала жилище Милицы, которое стояло посередине поселка, и те, кто жил ближе к работе, когда хотели искупаться, проходили мимо. Сегодня — еще никто. Милица никогда днем не затемняла стен и не заменяла их красивыми видами тропиков или Марса. Роль стекол в немешариках выполняли пленки вроде как от мыльного пузыря, их не брала непогода, они самоочищались, а быть прозрачными или нет и с какой стороны или работать активными обоями — это выбирали жильцы. Из своих домов так же любовались природой соседи и отсутствовавшие сегодня прохожие, и никто друг друга не видел, пока хозяева жилья (или конкретной комнаты, если внутри жила семья) сами не изъявляли такого желания. Привычные всем двери немешарику тоже не требовались, послушная голосовым приказам живая пленка открывалась в любом нужном месте. Понятно, что это относилось лишь к живым домам, растущим на поверхности Земли: под водой или, скажем, на Марсе для выхода следовало миновать специальный тамбур.
Милица окинула себя придирчивым взглядом: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
«Ты прекрасна, спору нет, — ответило мгновенно скисшее настроение. — Но…»
«Но» имело то же содержание, что и в известной сказке, только царевна давно сменила статус и была недосягаема.
Милица тряхнула головой, расправила плечи и скомандовала:
— Дверь!
Ноги шагнули в траву за прозрачной пленкой. Снаружи дул легкий, почти незаметный, ветерок, от домов пахло цветами, с ведущей к лабораторным корпусам аллеи несло прелой листвой и грибами. Зеленоватые купола немешариков тоже напоминали грибы, вылезшие после дождя на каждом свободном месте. Гроздья из комнат-пузырей разной формы расползлись по округе; вгрызаясь корнями в почву, они спускались по склону к реке. У домов на берегу часть комнат частично уходила под воду. В одном из них, самом крайнем, на излучине, жил профессор. Тропинка вела в ту сторону.
Сейчас он на Марсе.
С легким вздохом Милица двинулась вперед. Приходилось внимательно смотреть под ноги: в последнее время в окрестностях расплодились гадюки, из-за этого даже вызвали специалиста из профильного биоцентра.
Ей повезло, единственная встреченная змея нехотя развернулась и, всем видом выказывая недовольство, скрылась в высокой траве.
Плечи передернулись — Милица абсолютно необъяснимо, на уровне инстинкта, чисто по-женски не выносила змей. Логике эта нелюбовь не поддавалась.
Стены профессорского дома матово переливались: дом приветствовал прохожего, но открытости, свойственной некоторым молодым и дерзким (не будем показывать пальцем) хозяева предпочитали семейный интим. Возможно, изнутри стены были прозрачны, и Милицу видели. Она надеялась на это каждый раз, когда проходила мимо, и представляла, как ей, очень возможно, приветственно махали рукой… или хотя бы провожали взглядом. Случалось ли такое хоть раз — не узнать, но душа надеялась. Походка становилась легкой, от бедра, и невесомой, будто с Земли перенесло на тот самый Марс. В дизайнерском платье и на подиуме, где модельеры представляли новинки, такое, наверное, смотрелось бы здорово, но в купальнике посреди жилого поселка…
Глупо. Смешно. А если, как ей и хотелось, ее провожали взглядом, но делал это совсем не тот, о ком думалось?
Щеки бросило в жар. Почему она не могла ходить просто, без выкрутасов?
На этот раз она прошла обычным шагом, а когда оказалась рядом, на всякий случай сказала:
— Здравствуйте.
В ответ — тишина. Ну и хорошо. Даже здорово. Значит, никто лишний не смотрит.
На берегу Милица достала баллончик, выбрала режим водоступов и прыснула на ступни. Возникшие широкие основания затвердели, и она побежала по блестящей ряби с визгом вырвавшегося на свободу ребенка. Бег по воде — штука непростая, нужно бежать что есть мочи, иначе водоступ погрузится, и пробежке конец — из реки вновь не выскочить, сначала придется плыть к берегу. Для бегуна нет ничего позорнее. Особенно обидно, если на тебя в этот момент смотрят. Даже если не видно, смотрят или нет. Это вдвойне обиднее, потому что кажется, что смотрят именно в моменты неудач.
Все получилось. На другом берегу Милица устало рухнула на траву. Здесь как ни удивительно, змеи не водились. Не сегодня-завтра с ними разберутся и в поселке, а пока надо стараться не обращать внимания, как бы ни был противен вид гадких скользких созданий.
На другом берегу по-прежнему никто не вышел ни на пробежку, ни просто поплавать. Достать, что ли, свернутые на запястье очки, и посмотреть, не случилось ли чего?
Если бы случилось — сработал бы чип. Сигнала не было. Можно расслабиться.
Милица отдышалась и сняла водоступы. Их можно оставить в траве, за несколько минут они растворятся и впитаются в почву, но это некрасиво по отношению к окружающим — любая инородная вещь на природе выглядит мусором. За ней можно послать домашнего робота, чтобы унес и утилизировал в принтере как любой другой мусор, но хождение дроида через реку привлечет лишнее внимание. Идеальное поведение — когда никому не мешаешь и никого не отвлекаешь. Оптимальный вариант — уносить мусор с собой, поэтому водоступы отправились в заплечный карман к баллончику.
И снова кольнуло под ложечку: а где же люди? Многие в поселке начинали день с купания и делали это летом и зимой, в снег и ветер. Поселившись здесь, Милица не стала исключением, она пристрастилась к общему увлечению с первых же дней. Бодрящее плавание в быстром холодном течении ей нравилось, она вместе с другими сначала бегала по реке поперек, как сегодня, или вдоль (далеко вдаль, пока не упадет от усталости), а затем плыла обратно, кивая знакомым лицам, и каждый день ждала, что сегодня к ним, наконец, присоединится Он.
Именно так, с большой буквы.
Милица поняла, что судьба не будет простой, когда в Институт Электроники и Биотехники, где она училась, приехал профессор Зайцев.
В ЦПР требовался психолог-настройщик умных вещей. Милица была звездой курса, лучшим нейропсихологом. Все знали, что Зайцев предпочитал не брать готовых специалистов, а выращивать гениев в коллективе. Так, например, получилось с прямым начальником Милицы Вадимом Геннадьевичем. В общем, анкеты давно просмотрены, выбор сделан, виртуальное собеседование проведено… и Зайцев приехал познакомиться лично.
Великий человек. Восхитил. Смутил. Размазал по чувствам и состояниям. Она влюбилась без памяти. И что же, что в три раза старше? Сейчас не отличишь, кому двадцать, кому сто двадцать. А ему всего шестьдесят, и с каждым годом разница будет казаться все меньше и меньше.
Профессор возраста не скрывал, он носил бороду и старинного кроя рубашки навыпуск, и он был женат. Супруга, Раиса Прохоровна — строгая, неразговорчивая, с буравящим взглядом, который потрошил внутренности и мозги и вытаскивал на свет даже то, что показывать не хотелось. Милица старалась с ней не встречаться. Это было легко — Раиса Прохоровна занимала ответственную должность в правительстве и находилась всегда либо у себя дома, либо в командировках. На работу к мужу она не ходила, по поселку гулять не любила и в речке не купалась, то есть с Милицей нигде не пересекалась. Их сын, почти ровесник Милицы, всего на год старше, после учебы остался в Европе, откуда слал восторженные отзывы, насколько там все не так, как у родителей. Да, Мишка — ее сверстник, и что тут такого? В жизни много чего бывает, и то, что внуки в некоторых семьях старше детей — явление нормальное. Что здесь страшного? Даже сто лет во внешности никак не передаются, спасибо науке.
Остается общественное мнение, а с этим — проблемы. «Любовь? Чья? Старика? Какой ужас! Юноши? Какой стыд!» Это еще Коко Шанель заметила, а на дворе стоял отнюдь не ханжеский двадцатый век. Кинзи к тому времени уже забросил бабочек и переключился на людей, Мастерс и Джонсон вовсю приравнивали девиации к норме, окна Овертона, запущенные «гениальной» теорией Фрейда, распахнулись настежь, отчего здравый смысл сдувало начисто.
С наступлением духовного возрождения моральные ценности сменились. Лежавший в фундаменте грязного строения херр Зигмунд виновато поворочался, пошел трещинами, и здание обвалилось. Либидо? Не смешите не отягощенного извращениями нормального человека. Теорию о либидо развенчали и отправили на свалку. Не нужно распущенность называть красивыми словами, нет никакого либидо, есть импульсы. Временами — частые. Иногда — перехватывающие вожжи у рассудка, но именно импульсы. Потому что — гормоны. Больше гормонов — чаще импульсы. Меньше — реже. Представь врага непобедимым — и проиграешь, поэтому раньше с «могучим» либидо не боролись, ему бездумно покорялись. С импульсами, насколько бы ни были мощными, воевать вполне по силам каждому.
 «Либидо»! Придумали же. Впрочем, в те времена только и делали, что изобретали наукообразные оправдания нежеланию жить по совести. Во всех людях есть хорошее и плохое, человек так устроен — со свободой воли. Если законодательно принять парадигму, что плохое тоже хорошо, люди начнут поступать плохо, потому что для этого не нужно трудиться над собой. В результате плохого будет больше, и жизнь станет хуже. Просто, как дважды два.
В одной книге столетней давности Милица прочитала: «Цивилизации гибли и в очередной раз начинали с нуля, но в их поведении ничего не менялось. "Смысл жизни — в экспансии" — говорили два очень непохожих человека: Андрей Сахаров и Борис Березовский. Судя по происходящему вокруг, с ними согласно большинство. Но есть и другая точка зрения: "Смысл жизни — в Боге, а Бог есть любовь". Обозначим смысл жизни Х, Бога — У, а любовь к ближнему — Z. Итого: Х = У, причем У = Z. Для отъявленных атеистов уберем в уравнении нервирующее их "лишнее", и останется Х = Z. Казалось бы: куда проще-то?
Увы. Цель каждого — удовлетворить потребности, от голода и секса до признания значимости окружающими. По этому поводу ученые целую пирамиду приоритетов нарисовали. В желании достичь указанной цели каждый бежит по головам ближних, надеясь через это обрести счастье.
Х = У. У = Z. Х = Z. Люди извлекают кубические корни, берут интегралы и прочие котангенсы, а в арифметике душ теряются, как в ночи. Бродят, ощущая себя несчастными, беспомощно (или дерзко, сжав готовые ударить кулаки) водят руками… и отталкивают любого, кто окажется на пути. Зато могут не волноваться: конец света для них не наступит. Потому что света они не видели. Трудно понять, что Х = Z, если в душе нет У. Трудно, но можно. И пирамида потребностей тогда оказывается картонной, она заваливается и становится тоньше волоса. И вдруг выясняется, что она заслоняла собой солнце. Если Х = Z, то с потребностями, о которых говорят ученые, проблем не возникает вовсе или они не кажутся проблемами. Но только если Х в человеке действительно равно Z».
Все верно, смысл жизни — в «возлюби ближнего», иначе это не жизнь ни для общества, ни для составлявших его человеков.
А что делать, если искомый «самый ближний», без которого жизнь не мила, — женат?
Здесь конь науки нервно всхрапывает и спотыкается.
Конечно же, Милица не собиралась разбивать чужой брак, это все равно, что для уменьшения сердечной боли воткнуть в сердце нож. Вечное «поступай с другими, как хочешь, чтобы поступали с тобой». На зубах навязло. И никуда от этого не деться.
Но жизнь — штука сложная, в ней всякое бывает. А надежда, как уже не раз было сказано, умирает последней.
Вспомнилось, как в прошлом году праздновали свадьбу Миши — сына Максима Максимовича. Миша познакомился с избранницей в Ликвидации — системе уничтожения не имевших экономической или культурной ценности неприродных объектов. Вместе работали.
Милица видела первую за многие годы встречу сына с родителями.
— Папа!!!
— Мишка!!!
Миша — широкоплечий, коротко стриженный и скуластый в маму — налетел ураганом на одетого в рубаху и джинсы бородатого отца, схватил в охапку, приподнял и едва не подбросил. Раиса Прохоровна стояла в стороне и подошла обняться чуть позже.
Из дискара вышла молодая жена.
— Знакомьтесь еще раз, это Тильда в живом виде. — Потискав родителей, Миша сграбастал новоявленную женушку, как недавно отца, только новобрачная была втрое меньше размером. Ее подняло и протащило, как пластиковую куклу. Она не возражала. Привыкла? Кажется, ей даже нравилось, хотя по виду не скажешь. Противоположности сходятся, а внешне Мишка и Тильда были настолько разными, что половое различие оказывалось в списке где-то на третьих ролях.
— Здравствуй, дочка! — Максим Максимович раскрыл объятия.
— Здравствуй, Тильда, — с вечной серьезностью присоединилась Раиса Прохоровна.
— Здравствуйте. Приятно познакомиться вживую.
Тильда представляла собой утонченное хрупкое создание с грудным голосом, в остальном напоминала персонаж вижуала про далекое будущее или, к примеру, иллюстрацию книжки про него же. Без очков сразу видно нуля: все вычурно, броско, чтобы запомниться именно внешностью. Волосы — яркие, с разноцветными прядями всех цветов радуги и несвойственных природе кислотных оттенков. Из-под челки выглядывали маленькие удлиненные глаза — красивые, как и положено, но пустые, глядевшие в себя. Костюм делился на две половины и смешивал несовместимое: верхняя часть представляла из себя топик из однослойного напыления, а бедра опоясывала трехмерная юбка с торчавшими рюшами и оборками. В пупке сверкал, как говорили раньше, «драгоценный» камешек. Опять же: красиво, но бессмысленно. Тильда принимала нарочитые неестественные позы, жесты и мимика были куцыми и зажатыми, все это говорило, что движениям в реальном мире она предпочитала виртуальные.
Мишка с одеждой не заморачивался, черный, с красной розой на сердце, облегавший костюм его вполне устраивал. У обоих молодоженов на переносицах мерцали полоски очков.
Нули. Оба. Счастливая пара. Все, что им нужно, у них есть, а чего нет — найдут в потоке.
Если бы Милицу по какому-нибудь поводу назвали нулем, она обиделась бы, и было странно, что этот термин нули, постоянные жители потока, ввели сами. Им двоичная система была ближе человеческих языков, и ноль с единицей были просто значками, привычными и необходимыми исключительно, чтобы отличить одно от другого. Да и нет, черное и белое, точка и тире. Такая же пара, но в виртуальной реальности более распространенная.
Единицам и нулям проще понимать похожего на себя, потому что мозги работают одинаково. Нулям достаточно уметь найти в потоке «что» и «как», и выводы или работа будут сделаны. Единицы больше полагались на память, читали книги и получали из них эмоции, которые нулям доступны лишь по вижуалам, то есть исключительно по видео-сенсуальным каналам. В технике есть понятия оперативной и долговременной памяти, это лучше всего характеризовало сложившуюся классификацию. У единиц упор делался на долговременную, они анализировали факты на основании не только энциклопедической и новостной информаций, но и интуитивной, а нули воспринимали данные непосредственно и сразу оперировали ими в нужных целях — в учебе и работе это позволяло выдать результат почти сразу. У единиц все сложнее, они укладывали поступившие знания в созданную в долговременной памяти систему, искали несоответствия или, наоборот, совпадения, то есть делали все то, что за человека, как считали нули, могли бы выполнить алгоритмы потока.
Разделение, тогда еще не явное, пошло с начала двадцать первого века. Люди осваивали первую фазу нынешнего информационного потока — интернет. Для одних он стал смыслом жизни, для других — обычным помощником вроде домашнего дроида и, иногда, эмоциональной отдушиной. Первые постепенно уходили в сеть целиком, их сначала считали больными. Из-за синдрома Цукерберга Всемирная Организация Здравоохранения объявила пандемиологическую тревогу, на борьбу с, как тогда казалось, опасным заболеванием бросили все научные силы. Ничего не помогло, «болезнь» прогрессировала. Но не все будущие единицы хотели стать нулями. Решился вопрос просто: каждый стал жить той жизнью, которой хотел, и обществу пришлось подстроиться под новые реалии.
В середине прошлого века тех, кто полностью погрузился в поток, называли тенями. Ходили и другие прозвища: домовые, нечисть, пауки. Последнее чаще всего употребляли сами будущие нули, поскольку принятое для документов канцелярское «чозоки» не прижилось. Чозок — «член общества, зависимый от компьютера». Фактически, «чозок» стало сразу общественным статусом и диагнозом. С точки зрения принятого определения — даже не человек, а некий член с похожими на извращение неправильными замашками. Понятно, что чозоки возмутились, правительственные сайты взламывались, в сети настал хаос.
Победное шествие морали, основанной на «относись к другому как к себе» еще только начиналось, в этом плане в мире царила анархия. Технологии застряли на уровне проводов, генная инженерия делала первые шаги. Принтеры только проектировались. Наиболее богатые из чозоков ушли жить в подземные капсульные убежища — там ничто не нарушало покоя, снабжение осуществляли роботизированные лифты; лечением, как и прочей помощью, занимались виртуальные консультанты. Капсулы, совмещавшие компьютер, туалет, кухонного робота с холодильником и кровать, ремонтировали себя сами, живущие внутри никаких неудобств не ощущали. Чозоки работали программистами, бухгалтерами, экономистами, пилотами дронов, графическими дизайнерами, аналитиками, контролерами, операторами всех видов и взяли на себя весь отвлекающий людей-в-реальности объем цифирно-виртуального труда. Две системы прекрасно уживались на общей территории, никто никому не мешал. Занявшие в мире свое место, чозоки добились изменения названия, так появилась предложенная ими классификация по двоичной системе.
Сначала капсульные нули даже имена сменили на позывные, под которыми числились в сети. Изображения нулей тех времен просочились в поток, они показывали отвратительных амебообразных созданий с колыхавшимися складками жира. В эти непривлекательные бесформенные массы постепенно превращался каждый, для кого поток оказывался важнее живого общения.
Все изменил прогресс. Встроенные чипы и очки-«ДВиР» (дополненной и виртуальной реальности) приблизили единиц к нулям, а генная инженерия и достижения в области телесной модификации вернули нулей родителям и в общество прежних друзей. Теперь, когда тело стало предметом родительского и, заткм, личного дизайна, нулей и единиц вновь можно встретить за одним столом.
Свадьба — одно из немногих событий, когда семья — все родственники, единицы и нули — обязана собраться вместе. Отсутствие допускалось лишь по экстраординарной причине, но и в этом случае желательно сидеть за столом в виде го-гры, ведь кроме технического прогресса произошел и моральный, и поступать с другими не так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, стало невозможно.
Теперь свадьбы проходили полувиртуально, все не сумевшие приехать родственники и друзья сидели дома за своими столами, а очки делали стол общим. Пространство раздвигалось, столы уходили в бесконечность, при этом любую часть можно приблизить и участвовать в общем разговоре.
В этот раз праздник ничем не отличался от тысяч и миллионов таких же: Зайцевы накрыли стол в самом большом помещении своего немешарика — в оранжерее. Те, кто живые дома видели только в потоке, любопытно оглядывались. Таких было несколько человек: родители Тильды, ее сорокалетний брат Йенс и она сама. Впрочем, единицей был только Йенс, и лишь ему требовалось везде залезть и все пощупать своими руками. Позволили бы приличия — и лизнул бы, и надкусил. Работал он, как подсказали очки, ландшафтным архитектором в институте всемирной истории — восстанавливал затонувшие города. Не будь у Милицы внимание занято другими проблемами, она познакомилась бы с ним поближе. Хотя бы чтоб открыть для себя новый мир, с которым прежде не пересекалась. Ландшафтная архитектура, затонувшие города — каждая из этих сфер встречалась только в новостной ленте и не вызывала в душе никакого отклика. Будет время — обязательно нужно связаться с Йенсом и попросить показать ей мир исторической подводной реконструкции изнутри.
Свои очки Йенс, видимо, настроил на сканирование проявленного интереса: он повернулся к Милице, улыбнулся и помахал рукой.
Она торопливо кивнула и отвернулась. Кажется, ее неправильно поняли.
Не подумала. У него в анкете ясно же сказано: «холост». И статус: «Долгий путь начинается с первого шага». А у нее — «не замужем» и «Через тернии — к звездам». Вот и объясняй теперь людям, что звезда ей нужна совсем другая.
Родителей Тильды — степенную пару в возрасте — издали было не отличить от молодых, но вблизи поражали усталый взгляд и желание быстрее вернуться в привычный виртуальный мир. Впрочем, их тоже захватили торжественность момента и свадебная лихорадка в целом, в глазах высветился интерес к новым людям, которым отныне предстояло стать родственниками, и сейчас они, наверняка, в дополненной реальности очков знакомились с каждым поближе.
Тильда наблюдала за родителями мужа, а внутренности немешарика ее не интересовали — Мишка ей, наверное, о нем все уши прожужжал и рассказал по сто раз даже про то, чего не видно.
Примерно треть большого прозрачного купола занимала кухня: из пола росла мебель с растянувшимся по поводу радостного события столом, нижнюю часть стен с цветами, зеленью и налившимися овощами разбавляли вживленной инородностью зев принтера и гелевый холодильник, а сверху, над головами, раскинулось разноцветье переплетенных ветвей, предлагавших все, что душа ни попросит, от дуриана, фрукта на любителя, до зерен кофе, которые многие упорно выращивали, обжаривали, мололи и готовили сами, предпочитая распечатанным. Деревья, стены и мебель были с ферментами светлячков и мерцающих медуз, они и освещали, и украшали помещение. Пахло утренним садом и сладостями. Стол при этом ломился от традиционного русского разносолья — мяса, рыбы, грибов и всего, что с ними сочетается и не сочетается.
— Прошу садиться. — Максим Максимович сделал руками царственный жест.
Семья и гости расселись, последовали торжественные речи, молодых заставили поцеловать друг друга на глазах у всех, чтобы засвидетельствовать их интимный союз. За совмещенным реально-виртуальным столом в разных местах начались разговоры. Милицу приглашал сесть рядом с ним безостановочно поглядывавший на нее Йенс, но она осталась в дальнем углу оранжереи, где собрались сотрудники, и оказалась между Вадимом Геннадьевичем и Юлей Потаниной.
Раиса Прохоровна попросила Мишку:
— Расскажи о своей работе. Тебе интересно?
— Очень! Все, как я хотел.
— А неписаный девиз ликвидаторщиков тебя не смущает? — с ехидцей осведомился Максим Максимович.
— «Ломать — не строить»? — Мишка усмехнулся. — Почему он должен смущать? Каждому свое. К тому же, строить — глупо, сейчас это никому не нужно. И мы, вообще-то, делаем то же самое, что строители, но в обратном порядке. Как происходит стройка? Вот у вас, когда заказываете новую лабораторию — что происходит? Около места будущего здания ставится принтер, рядом складируются расходники для техники и стройматериалов, принтер включается… и, собственно, все. Дальше — только его работа. Если в недрах есть что-то полезное и добыча этого «чего-то» не вызовет нехороших последствий, первым делом принтер делает себе «снабженца»: корни-щупальца, наращивая сами себя, уходят в землю на требующиеся глубины и впитывают необходимые элементы. Принтер делает стройматериалы и роботов-строителей, а если нужен масштаб, то сначала делает большой принтер нужного размера. По окончании стройки мусор и все лишнее вместе с роботами утилизируется и в виде картриджей с расходниками отправляется на новое место. У нас в Ликвидации, как уже сказал, все то же самое, но наоборот. И это, кстати, мне и нравится: делать мир чище. Как вы понимаете, операторы сами на место не выезжают, мы с Тильдой работаем на дому. До нас стираемый объект исследует комиссия духовников, и если культурной ценности он не представляет, рекомендация — «под снос». Адрес передают конкретному оператору, с этой минуты он отвечает за контроль и исполнение. На месте включаем любой принтер, если имеется… да-да, бывает и такое, потому что стираем и очень старые постройки, и свалки, которым порой подходит название «древние» — тогда о принтерах слыхом не слыхивали. Если принтера, самого завалящего, не найдется, то наиболее экологичным транспортом доставляем главный агрегат в самую, как говорится, гущу событий. «Снабженец» становится переработчиком, здания и техника, которым больше подошли бы названия «руины и рухлядь», превращаются в аккуратные картриджи для будущих строек. Когда объект обширен, принтер распечатывает дроидов, они режут большие строения или механизмы на части и скармливают на сортировку и фасовку. Предпоследний этап — отправка принтера и материалов на склад, опять же самым экономичным способом. Если это по какой-то причине невозможно, из расходников принтер сам распечатывает транспорт и на нем со всеми материалами улетает. Последнее — облагораживание и озеленение территории по спущенному духовниками плану или на свой вкус. «На свой вкус» бывает редко, с особо недоступными объектами, но нравится больше всего. — Мишка вдруг воодушевился: — Вы читали «Конец истории» Ямы Фуку?
— А ты? — улыбнулся Максим Максимович.
Нули не любили читать, и разговор о книгах нуля с единицами…
— Смотрел переложение, — ничуть не смутился Мишка. — Вывод у автора такой: если все оставить как есть, человечество упрется в тупик.
— То есть, будет жить долго и счастливо, — улыбнулся Максим Максимович.
Мишка несогласно помотал стриженой головой:
— Мир упростился и закостенел в установившейся модели, впереди только повторение пройденного. Био- и генная инженерия, нанотехнологии и передача энергии без проводов сделали мир таким, каким мы его видим, и сейчас на наших глазах здесь, в этом поселке, рождается четвертая прорывная технология: живые дома и транспорт. Это еще одно глобальное перекраивание видимого мира. Но дальше — все, тупик, тот самый конец истории, притчевый день сурка. Мораль устоялась, вслед за ней замрет на одном уровне технический прогресс. Транспортные потоки ушли под землю и под воду, и никто не видит, что движения по ним все меньше и меньше.
Гости за столом переглянулись. Мишка продолжал с пылом, будто его задели а живое:
— Сначала канули в прошлое самолеты, поезда и автомобили, затем дирижабли и удобные, но прожорливые дискоиды, теперь грузовые реки превратились в жалкие пересыхающие ручейки — принтерам много не надо. Объем и количество грузоперевозок падает, индустриализация исчезла как явление, сфера производства сократилась до добычи, сортировки, упаковки и доставки необходимых химических элементов до принтеров, которые, если не справляются с глобальной задачей, производят другие принтеры, нужного размера, и так до бесконечности в обе стороны.
Тильда изумленно глядела на молодого мужа, она, как все нули, не привыкла выказывать настоящие чувства. Но Мишка был дома, здесь он провел детство и до того, как сознание срослось с потоком, играл, шалил и был обычным мальчишкой — непоседливым, неугомонным и, как все дети, всегда правым, о чем бы ни спорил с родителями.
— Мы, ликвидаторы, — воодушевленно продолжал он, — сейчас убираем с лица планеты последние очаги промышленного производства, связанные с теми самыми добычей, сортировкой и упаковкой — на месте шахт, карьеров и цехов теперь стоят обычные принтеры с мощными «снабженцами», которые вгрызаются в недра и выплевывают в подлетающий транспорт уже готовый упакованный продукт. Техника самовосстанавливается и автоматически вносит улучшения, обслуживает себя, а чего не может сама, то делают одноразовые дроиды, отпечатанные принтерами и по завершении работ вновь распыленные на элементы в аккуратных упаковках. Вы только подумайте: мы пришли к порогу, за которым работа остается у тех, кто уничтожает, а не у тех, кто создает!
Прозвучало устрашающе. Перспективы действительно показались мрачными. Но не для Максима Максимовича:
— Созидание — это не вечная стройка и вытесывание новых каменных топоров взамен сломавшихся. Говоришь, изменившие мир прорывные открытия остались в прошлом? Так считали и после изобретения колеса. И двигателя внутреннего сгорания. И расщепления атома. Кто тебе мешает открыть новое и вновь изменить мир? — Он улыбнулся. — Например, мы, как ты заметил, здесь этим и занимаемся. Живые дома, живой транспорт. Пройдет немного времени, и живыми станут электроника и космические корабли. Археологи будущего схватятся за головы: цветущая зеленая планета не оставит никаких следов цивилизации, словно ее никогда и не существовало. Уже сейчас принтеры и все, что ими произведено, после неподлежащей восстановлению поломки распыляются и не загрязняют природу. Дальше будет только лучше. И мы, как все общество в целом, тоже не стоим на месте. Мы меняем человека. Не делаем из него киборгов или изменяемое непонятно что, где от человека только сознание, а создаем нового человека духовного — с высокими желаниями и целями.
— А безработица? — не сдавался Мишка. — Человеку необходимо самореализоваться, а с каждым днем возможностей все меньше и меньше.
— Меньше?! — Максим Максимович не удержался и повысил голос. — Возможности для самореализации безграничны!
— Ну да. — Мишка скривился. — Идти в актеры, художники, композиторы, писатели, влогеры, ритмузыканты и типа приносить людям радость… Духовный блок пухнет и пухнет, скоро порвется.
— Не нравится гуманитарное творчество — иди в научно-технический. Изобретай, воплощай, меняй мир, который критикуешь.
При слове «критикуешь» многие заулыбались. Критики — профессия неудачников и ищущей себя молодежи. Ничего не умеешь, ни в чем не разбираешься, ничего не хочешь, но лучше всех знаешь, как и что делать, всюду лезешь и даешь умные советы? Тебя ждет работа критиком. Сфера деятельности не имеет значения, критики нужны везде. Критиков слушают, их мнение учитывается, хотя всерьез не принимается.. Но сколько открытий сделано профанами, когда знатоки упирались в неодолимую гору, которую, как оказывалось, легко обойти? Свежий взгляд видел то, что замыленый глаз специалиста в упор не замечал. Как в старинном анекдоте: «Как вы сбежали из тюрьмы?» — «День сидим, два сидим, а на третий Зоркий Глаз заметил, что четвертой стены нет».
Все же быть критиком считалось зазорным, это свидетельствовало о молодости, незрелости ума и неспособности создавать что-то самостоятельно.
Раиса Прохоровна попросила молодых:
— Расскажите, где и как живете.
Естественно, опять заговорил Мишка, поскольку Тильда в основном глядела в тарелку.
— В коммуне Христиания, это на месте бывшего Копенгагена. Помните: Гамлет, принц Датский…
Максим Максимович покосился на Раису Прохоровну:
— Экономический и духовный блоки дали согласие на создание коммуны? Мне казалось, что социальные реликты…
Она не успела ответить, затараторил неугомонный Мишка:
— Они всеми руками за разнообразие! Мама, правда? Коммуна — образец иного мышления, и это для мира полезно, чтобы видеть, куда идти.
— Или куда не заходить, — хмыкнул Максим Максимович.
Больше никто в дискуссию отца и сына не вмешивался, все с любопытством слушали.
Глаза у Мишки сверкали, щеки раскраснелись — он давно так много и так жарко не разговаривал вслух:
— Истина рождается в спорах, и чем больше мнений — тем больше…
— Точек зрения, — перебил Максим Максимович, — а истина здесь ни при чем.
— Точки зрения сталкиваются, и какая-нибудь со временем побеждает. А историю пишут победители. Общепринятая истина — засохшая старая карга, ее почитают за возраст, а не за содержание. Наша истина тоже может победить, для этого мы и живем собственной, ни на кого не похожей жизнью — хотим доказать, что жить по-другому можно, и это тоже хорошо. Возможно, даже лучше, чем у всех.
— Спасибо за слово «возможно», — кивнул Максим Максимович. — Значит, еще не все потеряно, мозги работают. Ну, опиши прелесть вашей жизни кратко и емко.
— Коммуна — это когда нет денег и все общее.
— Секс, наркотики, рок-н-ролл? — вспомнил Максим Максимович девиз коммун двадцатого-двадцать первого века.
Мишка скривился:
— Первое, как ты понимаешь, возможно только между супругами, второе тоже в прошлом, защита организма обнуляет химическое воздействие, а рок-н-ролл слушают только ископаемые динозавры вроде тебя. У нас девиз более древний, от коммун восемнадцатого-девятнадцатого веков: свобода, равенство, братство!
— Чем ваши свобода, равенство и братство отличаются от общепринятых?
Милица поняла, что в потоке папа с сыном на отвлеченные темы не разговаривали, иначе тон дискуссии был бы пониже.
— У нас все общее — птерики, дома…
— Дети, мужья, жены…. — ехидно продолжил Максим Максимович.
— Не передергивай! Нормы морали никто не отменял!
Казалось, еще чуть-чуть — и Мишку бросит в слезы. Тильда погладила его по руке и вновь сосредоточилась на поедании салата.
Йенс прислал текстовое сообщение:
«Фрекен Милица не собирается в ближайшее время посетить Затерянный Город у Рапануи? Если соберется, у нее будет квалифицированный экскурсовод»
Милица улыбнулась: сколько же он раздумывал, как к ней обратиться? В своей среде на такие мелочи не обращаешь внимания, все получается само собой, а датчанину, привыкшему к специфическим условиям, где, например, в языке даже слову «пожалуйста» нет эквивалента, а муж с женой везде, включая постель, обращаются друг к другу «господин» и «госпожа», чужие порядки даются с трудом. Давно установилось: в местах иных традиций нужно придерживаться местных, не забывая собственных. Это сложно, но исполнимо. К сожалению, люди часто и надолго впадают в ступор в самых простых ситуациях. Для Йенса сухие «херр» и «фру» по отношению к чужакам слишком отстраненны, а обращение по имени — излишне фамильярно и может обидеть. Он и выбрал совмещение: общая форма плюс имя.
Милица одними губами нашептала ответ:
— Большое спасибо, это очень любезно, и фрекен очень рада предложению. Если она соберется, то обязательно известит, но сейчас просит извинить, потому что у нее другие планы.
Сидевший слева Вадим Геннадьевич на миг поднял на нее отсутствующий взор и вновь погрузился в собственные мысли. С правой стороны Юля ничего не заметила, она обсуждала с инженером Бурыгиным последние новинки «неожиданного искусства» и горячо спорила, что это именно искусство. Ее собеседник придерживался противоположного мнения.
Йенс прослушал ответ и понимающе кивнул.
Максим Максимович огладил ладонью бороду:
— Получается, личную собственность вы, дорогие мои ликвидаторы, ликвидировали не до конца?
— Папа, прошу тебя — не перебарщивай, — спокойно сказал взявший себя в руки Мишка. — Супруги — не имущество друг друга. Да, дети у нас воспитываются вместе, но лишь потому, что родители заняты, и приходится поочередно выступать воспитателями. А главное олицетворение собственности — деньги — у нас действительно общие, за пределами коммуны мы пользуемся общим кошельком.
— Как будто личных не хватает, — буркнул Йенс.
— Они не бесконечны, — возразил ему Мишка. — У коммуны больший простор для возможностей, чем у каждого отдельного члена.
— И что же хорошего вы сделали для мира со своими выросшими возможностями?
— Пока ничего. Мы копим. В планах — колонизировать один из астероидов или спутников Юпитера и перевезти нашу коммуну туда. Нас не устраивает постоянный контроль правительства, мы хотим жить сами, так, как хотим, без оглядки на чужое мнение.
— А у вас не будет правительства? — удивился Максим Максимович.
— Мы сами будем решать, кто чего достоин.
Максим Максимович покосился на Раису Прохоровну. Она развела руками. Старшее поколение за столом в полном составе качало головами или пыталось сдержать улыбки.
— Ты хорошо учил историю в школе? — спросил Максим Максимович.
— А то ты не в курсе, — окрысился Мишка.
— Прежде, чем лететь на Юпитер или еще куда-то, пересмотри учебники младших классов новым взрослым взглядом. Есть большой шанс, что лететь расхочется. И у меня появилось два вопроса по поводу денег. Что именно вас не устраивает в системе, где каждому изначально начисляется достаточно для жизни, а если для чего-то требуется больше, после обоснованного обращения ему на это дает правительство?
— Считается, что большие запросы сообщают о человеке, что у него личное выше общего, то есть, у него проблемы с психикой. К таким относятся как к больным. Кому же это понравится? — Мишка опустил глаза. — Мы просили на колонию, нам отказали.
— Под каким предлогом?
Ответила Раиса Прохоровна:
— На эту сумму можно дать Марсу атмосферу и переселить туда миллионы людей. Были бы у нас такие возможности…
— Не хотите на Марс? — поинтересовался Максим Максимович.
— Там тоже будут правительство и контроль, — пробормотал Мишка.
— Они будут везде. — Максим Максимович выразительно развел ладонями. — Вообще не понимаю: зачем нулям другая планета? Там — тот же поток, а чтобы добраться и наладить жизнь, вам придется утруждать себя долгим опасным перелетом и обустройством на новом месте…
Милица машинально кивнула: все правильно, нули не любят передвижений, они даже на собственную свадьбу выбираются из берлог лишь под угрозой игнорирования обществом.
— Обустроят нас роботы, — безапелляционно заявил Мишка. — А улететь нужно, чтобы никто не стоял над душой и телом. Мы хотим настоящей свободы.
А вот эта, последняя, фраза — глупость. Желание свободными людьми «настоящей свободы» всегда заканчивалось кровью и диктатурой, Мишке действительно стоит перечитать учебники младших классов. Впрочем, он же нуль, значит, не перечитать, а пересмотреть. К тому же, когда информация ушла, он ее не воспринимает в полном объеме, пока вновь не выведет перед собой.
— Ну-ну. — Максим Максимович огладил ладонью бороду. — Чудесная мечта. И, главное, какая оригинальная и насколько продуманная до мелочей: обустроят другие, иерархия отменена, никто никому не подчиняется и ни за что не отвечает… Думаешь, до вас это никому в голову не приходило?
— Приходило, — не стал возражать Мишка. — Но сейчас другие времена и возможности. И люди другие.
— Глядя на тебя, — вздохнул Максим Максимович, — в последнем я сомневаюсь.
Тильда в дискуссию не встревала. Половиной сознания она плавала в потоке, где все просто и понятно и где царствует реальная настоящая свобода, без каких-либо ограничений кроме золотого правила нравственности. Вторая половина сознания внимательно наблюдала за гостями и их разговорами. У Тильды, наверняка, было, что сказать новым папе и маме и прочим гостям, но все, что она могла сказать, было цитатами или компиляцией чужих мнений из потока. Долгого спора она не выдержала бы и потому благоразумно молчала. Дескать, пусть муж говорит, раз у него получается. А она его поддержит, если понадобится.
Родители Тильды, тоже нули, участвовали в беседе в качестве слушателей, дружно кивали на слова как зятя, так и его отца, на лицах застыло выражение «хорошо сидим». Дескать, какая разница, о чем говорить? Говорим, становимся друг другу ближе, обретаем новых родственников. Разве нужно что-то еще?
Лица всех, кто собрался за столом вживую или виртуально, сообщали о том же: не нужно. Свадьба сама по себе поднимала настроение, для этого не требовалось прилагать усилий, можно было даже просто молчать. Но молчать, естественно, никто не собирался. Разве на свадьбах молчат?!
Милица подумала, что на Мишкино мировоззрение повлияли национальность семьи невесты и традиции ее народа. В упрощенном виде датчане передают историю своих особенностей так: в свое время все, у кого были агрессивные, авантюрные или криминальные наклонности ушли с датских земель на захват Британии и влились в английскую нацию. У оставшихся с давних пор в крови скромность, умеренность, социальная ответственность и нелюбовь к подчинению кому-либо. У них веками существовало понятие «хигге», очень удачно влившееся в новую мораль. Переводилось слово как «комфорт», но включало и умение создать уютную атмосферу, и чувство товарищества, полной удовлетворенности жизнью и постоянного праздника, и многое другое в том же духе. Исстари датчане чувствовали себя «хигге» среди друзей и в семейном кругу, в новое время это распространилось на весь мир. На свадьбах «хигге» проявлялось особенно. Еще датчан отличало групповое мышление, они старались поступать одинаково и даже аплодировали в унисон. В их истории эти особенности вылились в «Янтеловен» — неписаный закон поведения, этакий внутренний кодекс. Суть в том, чтобы немедленно осадить любого, кто захочет поставить себя над остальными членами своей социальной группы. Основные тезисы Янтеловена: «Каждый человек может что-то сделать хорошо», «Каждый заслуживает заботы и внимания», «Ты можешь быть умнее некоторых, но это не значит, что ты лучше».
Из перечисленного Мишка ближе к сердцу воспринял почему-то неприятие возвышения одних над другими. «Чем выше обезьяна лезет на дерево, тем лучше всем видно ее зад», — говорили датчане в оправдание своей позиции. Это было верно во времена, когда высота власти давала права, а не обязанности и ответственность. Сами нули во власть не шли никогда, это отвлекало от «хигге» в потоке. При этом они первыми ополчались на единиц, эту ответственность на себя взваливших.
Впрочем, так было всегда, даже когда единицы и нули назывались другими словами.
— И второй вопрос по деньгам, — продолжил Максим Максимович. — Каким образом личные деньги, виртуальные, с начислением и списанием по вживленному чипу, которые даже по наследству не передаются, смогли попасть у вас в общий кошелек?
— У нас есть специальное разрешение!
— В качестве научного эксперимента, — прокомментировала Раиса Прохоровна. — По просьбе научно-технического, с временным согласием духовного. Историческое исследование.
Милица подавила улыбку. Историческое. А Мишка думает, что живет в мире будущего.
Это поняли все. Кроме Мишки и Тильды. Историки получат результаты социологического исследования на тему, например, «Темные пятна Эры разобщения», а энтузиазм неофитов, которые со временем разберутся в причинах и следствиях своих не раз пройденных человечеством заблуждений, сойдет на нет. Эксперимент закончится сам собой. Такое бывало не раз. Некоторые эксперименты начинались как проекты с поиском подходящих людей, другие получались сами и учеными только поддерживались. Если бы Мишка с Тильдой были единицами и обладали кругозором пошире…
Интересовавшая всех тема исчерпалась, и разговор разбился на множество мелких.
Это было еще любопытнее. Кто-то рассказывал что-то интересное (или, для некоторых, неинтересное, но это было неважно), старшие делились  воспоминаниями, молодые больше отмалчивались и слушали. Или не слушали. Это тоже было неважно. Общий настрой ощущался везде и каждым. Праздник. Радость. Счастье. Единение. Чужие друг другу люди становились частью новой семьи. Каждая свадьба объединяла, за столы садились просто знакомые или даже незнакомые люди, а вечером расходились родственники. Как это объяснить?
Свадьба оставалась понятием сакральным, полумистическим. Наука не могла объяснить некую ауру сопричастности, что появлялась между участниками празднества. Казалось бы: просто собрались люди, разговаривают, поздравляют, танцуют, вместе радуются. Это сближало и позволяло лучше понять друг друга.
Кроме того, это переплетало судьбы и делало дальних ближними. В прямом смысле. Отныне и навсегда.
Наука оперировала понятиями импринтинга и биополя, но здесь это не годилось. Как нейропсихолог, Милица глядела на поколениями повторявшиеся традиционные события и чем больше задумывалась о, казалось бы, обычном и всем знакомом, тем сильнее открывались глаза: почему до сих пор никто не изучал влияние свадьбы на психику и жизнь собравшихся? Она быстро проверила — в потоке не оказалось исследований на эту тему!
Как назвать то, что она заметила? Энергетические волны? Синергетические? Или — информационные, посылаемые человеком… а только ли человеком? Их источником являлся не кто-то, а что-то: сама свадьба. Совокупность людей, которые чувствовали одно и то же. И не просто чувствовали, а вместе создавали новое нечто, чего не было раньше. Почему разные люди, никогда прежде не знавшие друга, вдруг ощущали родство — как физическое, так и родство душ? Почему они внутренне менялись от присутствия рядом?
Это некая форма синестезии — когда раздражение в одной когнитивной или сенсорной системе ведет к непроизвольному отклику в другой?
Связанные с синестезией феномены восприятия ученый мир считал патологией, но здесь у нее проявлялся положительный заряд. Кстати, все природные синестетики почитали свою необычность за особый дар, который ни за что не хотели бы потерять. Для объяснения непроизвольного отклика у собравшихся, можно, конечно, притянуть за уши астрально-ментально-каузальные гипотезы, но, кажется, пока синестезия подходила больше.
Если исследовать функциональную нейровизуализацию головного мозга каждого из собравшихся и сравнить с показателями в обычной обстановке, разница в моделях покажет… Что?
Скорее всего, выяснится, что люди с помощью скрытых и неисследованных возможностей без всякой техники умеют делать то, что сами же запретили для интеллектроники ради своей безопасности — чтобы на поступки человека не могли влиять посторонние. Различные участки мозга выполняют разные функции, и увеличение перекрестных связей между такими узкоспециализированными областями отлично объясняет свадебную «синестезию».
Нет, термин неточный, это не массовая наведенная синестезия в привычном понимании, это нечто другое. Не стоит загонять неизвестное в привычные рамки, от этого или рамки лопаются, или неизвестное усыхает, как Вселенная до ее научной модели.
Назовем это пока «свадебными флюидами» — пусть ненаучно, но любая аксиома когда-то была теоремой, а та, в свою очередь, ничем не подтвержденным пустым предположением.
Возможно, в деле замешаны зеркальные нейроны. Эволюционно их механизм создан для ускоренной адаптации детенышей: эти нейроны возбуждаются как при выполнении какого-то действия, так и при наблюдении за его выполнением кем-то другим. У детеныша это повышает авторитет родителей и доверие к ним. Сформированная через зеркальные нейроны система связей несовершенна, потому что оставляет разум зависимым. Стандартная система более медленна, но более достоверна. В любом случае, отделившаяся от стаи взрослая особь переходит к рациональной форме мышления и в авторитетах не нуждается.
На этом построены все нравственные нормы общества. Зеркальные нейроны также задействуются в эмпатии и понимании действий других людей. И в освоении новых навыков — даже всего лишь путем имитации. А разве здесь, на свадьбе — не то же самое? Люди следуют неким ритуалам, делают, что положено… и возникает нечто новое. Пусть хотя бы в глубине души. Возможно, чтобы разобраться, следует вспомнить энергетическую терапию, которая канула в прошлое, едва начавшись: генная инженерия исправила человека, а нанотехнологии и телесная модификация избавили от болезней, побороли старение для активной жизни, продлили жизнь и сделали людей совершенными внешне. Но заброшенное направление пригодилось бы сейчас, чтобы понять происходящее. Сопричастность, взаимопроникновение, превращение дальнего в ближнего, которого любишь, даже если он тебе чем-то несимпатичен — чем и как это объяснить? Откуда рождается и как передается энергия, которая питает это преображение? Неужели это одно из проявлений великого «Возлюби ближнего своего»?
Мысль прервалась: свадьба шла своим ходом, Максим Масимович провозгласил:
— А теперь — танцы!
Загрохотала на весь поселок музыка из той, что «на все времена» — нечто ритмичное и одновременно мелодичное, зарекомендовавшее себя любовью многих поколений — от пронзительной «Джамайки» и энергичной «Хару Мамбуру» до концептуальной «"На слабо" жлобы лабали "Алабаи лаяли"» современной арт-войс-труппы «Лобо[To mi]я».
По традиции, первый танец — танец молодоженов. Мишка подхватил свою флегматичную невесту, достойно несшую на лице невозмутимое выражение даже когда они закружили в стремительных чувственных па. Постепенно из-за столов поднимались пары и подключались к телесному веселью. В потоке таких ощущений не получишь.
По окончании танца молодых Максим Максимович станцевал с невесткой, а Мишка в это время — со своей мамой. После этого родственники перекрестно приглашали друг друга — разговаривая, смеясь, знакомясь, и становясь все ближе и ближе.
Милица отметила, что Юля Потанина, долгое время сохшая по Вадиму Геннадьевичу, не расстается с инженером Бурыгиным. Ее глаза блестели, и все нехитрые чувства были на виду. Кстати, инженер тоже намного старше Юли. Это было нормально и никого не волновало. Правда, он не женат. Но они с Юлей обменивались такими взглядами, что, видимо, скоро будет.
На один из туров Милицу пригласил Йенс.
— Вам нравится ваша работа? — спросил он на ухо.
Это подразумевало: «Вы очень привязаны к этому месту или открыты другим предложениям?»
Другие предложения могли быть как рабочего, так и личного характера. Йенсу Милица явно понравилась, и он хотел бы продолжить знакомство — пригласить куда-нибудь, чтобы познакомиться ближе. Только нули знакомятся и флиртуют в потоке, единицам нужно не только видеть, но и чувствовать другого человека, чтобы понять, твой он или нет. Первое впечатление часто обманчиво. Выбор наспех не делается, это не костюм, который завтра можно сменить.
Йенс мог ей понравиться, но сердце было занято. И момент для ухаживания выбран неудачный — в Его присутствии. Конечно, Он только порадуется за нее, и, если дело сложится, однажды они — Милица и Он — возможно, станут родственниками через Мишу-Тильду…
О чем она думает?
— Мне очень нравится моя работа.
— Жаль.
Прозвучало двусмысленно, но за работу пусть обижается работа, а Милица поняла, что он хотел сказать.
— Мне тоже, — мягко добавила она.
Слишком мягко. Йенс воспринял это как возможность надеяться:
— Вы могли бы взять отпуск и…
— Нет, — перебила она. — Моя работа нравится мне очень-очень.
Рядом Максим Максимович танцевал с Раисой Прохоровной. Выглядела его супруга ровесницей сына, по молодежной моде она носила обтягивающее, коса цвета красного золота спускалась ниже пояса, костюм даже на домашнем празднестве соответствовал чиновничьему дресс-коду — сочетал исключительно черное и белое, сегодня деля тело пополам на белую левую половину и черную правую. Даже танцуя, Раиса Прохоровна не переставала говорить с кем-то в потоке. Иногда возмущенно прорывалось:
— Сигалы…
Максим Максимович заметил, что кружившаяся с Йенсом Милица смотрит на него, подмигнул и поднял за спиной Раисы Прохоровны большой палец. Танцующие пары развели их в разные стороны.
Милица положила голову на грудь партнера и закрыла глаза.
Хотелось внутренней тишины. Не получалось. Йенс взялся с увлечением рассказывать о своей работе, о сделанных открытиях и о невероятных открытиях грядущего, которые попрут лавиной, как только под воду спустится установка с (как это обычно бывает у ученых) некрасивой аббревиатурой ГУИЗН. В просторечии ее называли «Всевидящим оком»— она видела скрытое в морских глубинах. Интереса к рассказу Милица не проявила, ее мысли были далеко. Йенс умолк, и больше они не разговаривали.
Когда музыка затихла, Милица отступила на шаг.
— Спасибо за танец. — Йенс кивнул и ушел на свое место за столом.
Раиса Прохорова после виртуального разговора с кем-то сказала Максиму Максимовичу что-то вроде «Дела зовут» и ушла.
Зазвучало старинное протяжное «Бэсамэ мучо».
Милица решилась. Шагнула вперед, как на эшафот. Поджилки тряслись, ноги подгибались.
— Можно вас пригласить? — с трудом выпихнуло ее горло.
Максим Максимович вскинул на нее веселый взор:
— Разве кто-то сможет отказать такой красавице?
Милица едва не упала в обморок, пока шла с ним на травяную лужайку.
Осторожно, будто боялся сломать, он обнял ее, оставшись на небольшом расстоянии.
Ее руки легли ему на плечи.
Более счастливого мига в ее жизни не было.
«Бэ-эсамэ-э… бэсамэ му-учо-о…»
Переворачивающий душу голос накрыл сладкой пеленой и вобрал в себя, растворяя и бросая в дрожь. Совместные ритмические движения выбили из мозгов остатки мыслей и заполнили эмоциями. И невероятными ощущениями.
Его ладони на ее талии. Его плечи под невесомым капканом ее рук. Борода. Какая же она, оказывается колючая.
«Комо си фуэра эста ноче ла ультима вэ-эз…»
Конфузливое соприкосновение.
Он деликатно отстранился.
Она настойчиво придвинулась. Обожгло новым касанием.
Он хмыкнул и по-мужски крепко прижал ее к себе.
«Бэ-эсамэ-э, бэсамэ му-учо-о, ке мьедо пэрдэртэ, пэрдэртэ диспуэ-эс…» — плыло над поляной, унося в иные миры.
Ну и что, что колючая? В конце концов, можно сбрить. Или не сбривать. Какая разница…
Он не хуже нее знал испанский. «Целуй меня, целуй меня крепче, — со знобящим пылом молила певица. — Как если бы эта ночь последней была. Целуй меня, целуй меня крепче. Боюсь потерять я тебя, потерять навсегда…»
Сознание гудело, сердце грохотало, сводя на нет сопротивление неправильным желаниям. Если его руки сожмутся… если губы сблизятся…
С трудом Милица разогнала бессовестное видение. Вот так и появилась теория про либидо — когда кажущиеся необузданными инстинкты берут верх над рассудком.
Наваждение отчаянно защищалось, но под напором воли треснуло и померкло. Это просто танец. Он ничего не значит. А импульс — это только импульс, с ним можно и нужно бороться. Иначе жизнь превратится в ад.
Все пары вокруг разговаривали, и Милица спросила, чтобы занять мозг чем-нибудь посторонним:
— Как становятся генеральными  конструкторами?