1-я отдельная дальне-разведывательная авиационная

Владимир Савончик
1-я отдельная дальне-разведывательная авиационная эскадрилья (2-го формирования).

(краткая историческая справка)

1-я отдельная дальне-разведывательная авиационная эскадрилья (2-го формирования) сформирована 28 мая 1942 года на базе 3-го отдельного разведывательного авиационного полка на аэродроме Спас-Загорье.

Нахождение в строю:

С 28 мая 1942 года по 18 июня 1942 года.

В составе действующей армии:

С 28 мая 1942 года по 18 июня 1942 года (22 дня). Перечень №24.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С 28 мая 1942 года по 18 июня 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С 28 мая 1942 года по 18 июня 1942 года – в составе 1-й Воздушной Армии Западного Фронта.

Командир эскадрильи:

Майор Жигарьков Василий Иванович – с 28 мая 1942 года по 18 июня 1942 года.

Военный комиссар эскадрильи.

Батальонный комиссар Дубинин Григорий Кириллович – с 28 мая 1942 года по 18 июня 1942 года.

Начальник штаба эскадрильи.

Майор Бартош Павел Михайлович – с 28 мая 1942 года по 18 июня 1942 года. Назначен на должность начальника штаба 10-го отдельного разведывательного авиационного полка.

Участие в операциях и битвах:

Действия в интересах Западного Фронта – с 28 мая 1942 года по 18 июня 1942 года.

Награждены орденами СССР.

Приказ Командующего Западным Фронтом №0756 от 15 июля 1942 года.

Кибалко Василий Васильевич. Лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени(1).
Зинин Павел Максимович. Капитан. Штурман эскадрильи. Орден Красной Звезды.
Шиндлер Виталий Иванович. Лейтенант. Стрелок-бомбардир. Орден Красной Звезды.

Дислокация:

Спас-Загорье

МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ

18 июня 1942 года на аэродроме Спас-Загорье 1-я отдельная дальне-разведывательная авиационная эскадрилья (2-го формирования) обращена на формирование 10-го отдельного разведывательного авиационного полка.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в эскадрилье(3)

Кибалко Василий Васильевич – с 28 мая 1942 года по 18 июня 1942 года.
Кононенко Василий Иванович – с 28 мая 1942 года по 18 июня 1942 года.
Михеев Григорий Яковлевич – с 28 мая 1942 года по 18 июня 1942 года.

Полные кавалеры ордена Славы проходившие службу в эскадрилье(2)

Ашин Алексей Сергеевич – с 28 мая 1942 года по 18 июня 1942 года.
Перетятько Гавриил Ильич – с 28 мая 1942 года по 18 июня 1942 года.

Личный состав эскадрильи:

Ашин Алексей Сергеевич
Бартош Павел Михайлович
Дубинин Григорий Кириллович
Жигарьков Василий Иванович
Зинин Павел Максимович
Кибалко Василий Васильевич
Кононенко Василий Иванович
Михайловский Василий Кузьмич
Михеев Григорий Яковлевич
Перетятько Гавриил Ильич
Холодов Виктор Иванович
Шавков Виктор Федотович
Шиндлер Виталий Иванович
Шишкин Михаил Васильевич

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 29 сентября 2022 года.

Ашин Алексей Сергеевич

Родился 23 октября 1915 года[1][2] в деревне Левашиха[1] Муромского уезда Владимирской губернии Российской империи (ныне деревня Муромского района Владимирской области Российской Федерации) в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу фабрично-заводского ученичества в Муроме[2]. До призыва на военную службу работал токарем на заводе имени Орджоникидзе[3].
В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии А. С. Ашин был призван Муромским районным военкоматом Горьковской области[4] в октябре 1936 года[5]. Окончил 52-ю школу авиационных специалистов в Орше[5] в 1938 году[6], получил редкую по тем временам воинскую специальность воздушного стрелка-радиста[7]. Служил в 54-м скоростном бомбардировочном авиационном полку Белорусского военного округа[8]. После окончания срочной службы остался на сверхсрочную. Осенью 1939 года принимал участие в операции по присоединению к СССР Западной Белоруссии[1], совершив в ходе польской кампании 2 боевых вылета[8]. С февраля 1940 года сражался на Северо-Западном фронте Советско-финской войны. В составе экипажа Александр Сергеевич произвёл 24 боевых вылета[8] на бомбардировку военной инфраструктуры противника преимущественно в район к северо-западу от Вийпури, в ходе которых ему не раз приходилось отбивать атаки финских истребителей. После завершения Зимней войны 54-й СБАП был передислоцирован в Прибалтийский особый военный округ. Эскадрильи полка перед Великой Отечественной войной дислоцировались на аэродромах в Вильнюсе и его окрестностях.
Начало Великой Отечественной войны застало А. С. Ашина на железнодорожном вокзале Вильнюса. Накануне Александр Сергеевич получил отпуск и решил провести его в Муроме, но поезда он так и не дождался. Рано утром вильнюсский железнодорожный узел подвергся налёту вражеской авиации[7]. Ашин с трудом нашёл свою часть, перелетевшую в район Даугавпилса, но повоевать в первые дни войны ему почти не удалось. 54-й скоростной бомбардировочный полк в результате бомбёжки 22 июня потерял до половины самолётов на земле. Оставшиеся бомбардировщики были потеряны в воздушных боях к середине лета. 20 июля 1941 года лётный и технический составы полка были выведены в тыл, где прошли переобучение на бомбардировщиках Пе-2. С ноября 1941 года полк приступили к боевой работе на Западном фронте. В период Битвы за Москву, действуя в районах Клина, Солнечногорска, Истры, Волоколамска и Яхромы, экипаж, в составе которого воевал воздушный стрелок-радист А. С. Ашин, произвёл 8 боевых вылетов на бомбардировку немецких войск[8]. Неоднократно огнём из пулемёта Александр Сергеевич отбивал атаки немецких истребителей. К весне 1942 года на его личном счету значился сбитый «Мессершмитт»[7].
В апреле 1942 года воздушного стрелка-радиста А. С. Ашина перевели в разведывательную авиацию[9]. Новым местом его службы стал 3-й отдельный разведывательный авиационный полк ВВС Западного фронта. Начались полёты как на передний край противника, так и в его глубокие тылы. Работа воздушного разведчика была очень опасна. Экипаж самолёта в одиночку отправлялся на поиск важных и, следовательно, хорошо защищённых средствами ПВО объектов противника, поэтому в любой момент мог подвергнуться атакам вражеских истребителей или попасть под огонь зенитной артиллерии. В такой ситуации всё зависело только от слаженных действий экипажа, опыта и мастерства лётчика, штурмана и воздушного стрелка. Но именно этих качеств не хватало советским воздушным разведчикам в начале войны. В одном из первых вылетов за линию фронта Пе-2, на котором воевал А. С. Ашин, был атакован вражескими истребителями и получил серьёзные повреждения. Лётчик сумел дотянуть до своей территории, но в районе Сталиногорска экипажу пришлось прыгать с парашютами[10]. Скоро Александр Сергеевич со своими боевыми товарищами вернулся в часть, а вот другим экипажам повезло меньше. К маю 1942 года 3-й ОРАП понёс тяжёлые потери и был преобразован в 1-ю отдельную дальнюю разведывательную эскадрилью, которая в июне была обращена на формирование 10-го фронтового ОРАП[11].
С августа 1942 года и почти до конца войны Александр Сергеевич воевал в экипаже, командиром которого был И. И. Каминский, а штурманом А. С. Иванов. За первые полгода совместной боевой работы на Пе-2 экипаж стал единым сплочённым коллективом, одним из лучших в полку. Особенно воздушные разведчики отличились во время Второй Ржевско-Вяземской операции. За февраль-март 1943 года, совершая по три боевых вылета в день, они вскрыли оборону противника в районах Смоленска, Вязьмы, Ельни, Ярцево, Дорогобужа, Рославля, Людиново, Жиздры, Брянска и Орла. Как-то раз экипажу была поставлена задача обнаружить расположенный где-то между Брянском и Смоленском вражеский аэродром подскока, который немцы использовали для дозаправки своих бомбардировщиков, доставлявших много хлопот советским наземным войскам. Аэродром был хорошо замаскирован и надёжно защищён средствами ПВО, и засечь его никак не удавалось. Несколько раз пришлось летать на его поиски и экипажу Каминского-Иванова-Ашина. Во время последнего вылета разведчики работали на такой малой высоте, что были уязвимы даже для стрелкового оружия. На этот раз рассмотреть замаскированные самолёты врага и цистерны с горючим экипажу удалось. Александр Сергеевич быстро передал координаты аэродрома на землю, и уже скоро по цели работали советские штурмовики. За добытые ценные разведданные весь экипаж был представлен к высоким правительственным наградам[7]. Старший сержант С. А. Ашин был награждён орденом Красной Звезды[8].
14 августа 1943 года воздушным разведчикам было приказано произвести разведку и сфотографировать немецкий аэродром в Смоленске. Аэродром хорошо охранялся истребительной авиацией и зенитной артиллерией. Немецкие перехватчики дважды сбивали Пе-2 Ашина с боевого курса, но благодаря слаженной работе лётчика, штурмана и воздушного стрелка, экипажу с третьей попытки удалось прорваться к цели, и заснять на земле 85 немецких самолётов. Ценные разведданные были вовремя доставлены командованию, и по аэродрому нанесла удар штурмовая авиация[12]. За умелую боевую работу перед началом наступления и в ходе Смоленской операции старший сержант А. С. Ашин был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени[13].
В результате Смоленской операции войска Западного (с 24 апреля 1944 года — 3-го Белорусского) фронта продвинулись на 200—250 километров, и освободив Смоленскую и частично Калининскую области, вступили на территорию Белорусской ССР. Наступавшие наземные войска с воздуха эффективно поддерживали соединения 1-й воздушной армии, в состав которой входил 10-й отдельный Московский разведывательный авиационный полк. Во время подготовки операции «Багратион» перед воздушной разведкой была поставлена задача вскрыть оборону противника на направлении главного удара фронта на всю глубину. В период с ноября 1943 года по май 1944 года старший сержант А. С. Ашин в составе своего экипажа произвёл 35 боевых вылетов, из которых 23 были оценены командованием как успешные. Из этих 23 вылетов 15 были произведены в глубокий тыл немцев. При выполнении боевых задач старший сержант Ашин неоднократно проявлял смелость и инициативу при отражении атак вражеских истребителей. Умелые действия воздушного стрелка позволили другим членам экипажа эффективно выполнять свою работу. В результате экипажем самолёта-разведчика было сфотографировано более 600 квадратных километров площади в районах Витебска, Орши, Быхова, Могилёва, Шклова, была полностью вскрыта оборона противника на реке Днепр на участке Быхов — Витебск, своевременно выявлена перегруппировка сил врага, обнаружено 68 воинских эшелонов противника с общим количеством вагонов 2813 штук, 239 повозок с грузами, 61 самолёт на аэродромах[5][9]. За образцовое выполнение боевых заданий командования приказом от 21 мая 1944 года старший сержант А. С. Ашин был награждён орденом Славы 3-й степени (№ 24988)[2].
Летом 1943 года Красная Армия начала освобождение Белоруссии и Прибалтики. В ходе Витебско-Оршанской, Вильнюсской и Каунасской операций экипажи 10-го отдельного разведывательного авиационного полка вели преимущественно свободную разведку, во время которой выискивали места сосредоточения немецких войск, следили за перемещением колонн военной техники и воинских эшелонов неприятеля, выявляли полевые аэродромы врага. Для Александра Сергеевича особенно памятными событиями в этот период были два эпизода. Во время боёв на витебском направлении его экипаж вёл разведку в ближних тылах немцев. Как обычно Ашин напряжённо всматривался в окружающее пространство, готовый в любую минуту отразить нападение вражеских истребителей, и вдруг неожиданно заметил в стороне от курса самолёта какие-то отблески. Александр Сергеевич немедленно доложил об этом командиру, и тот развернул самолёт на цель, которой оказалась большая колонна вражеских танков, бронетранспортёров и грузовых автомашин, насчитывавшая до 400 единиц техники. Быстро связавшись с КП, стрелок-радист сообщил об обнаруженной цели. До подхода штурмовиков экипаж постоянно следил за перемещением колонны и уточнял её координаты. Во время штурмовки Ашин внимательно следил за немецкими танками, пытавшимися укрыться в ближайшем лесном массиве, и по радио наводил группы Ил-2 на цель. Колонна немецкой техники была полностью уничтожена[7][14]. Второй памятный случай произошёл с Александром Сергеевичем в небе Литвы. Советские наземные войска приближались к Неману, и экипаж Ашина получил задачу сфотографировать немецкую оборону вдоль реки. Подходы к заданному участку оказались насыщены зенитной артиллерией, и выйти на цель с первого захода самолёту-разведчику не удалось. Набрав высоту, Пе-2 ушёл в немецкий тыл и вскоре вышел на цель с другой стороны. Однако было потеряно много времени, и немцы успели поднять в небо перехватчики. В момент, когда штурман вёл фотографирование, Пе-2 был атаковал тремя ФВ-190. Старший сержант А. С. Ашин вовремя заметил врага и вступил в неравный бой с истребителями противника. Отразив несколько атак и сбив один вражеский самолёт, Александр Сергеевич дал возможность пилоту удержать Пе-2 на боевом курсе, а штурману выполнить боевую задачу[10][12]. Всего за время Белорусской стратегической операции А. С. Ашин в составе экипажа произвёл более 30 боевых вылетов на дальнюю и ближнюю разведку, за что был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени[15].
В ходе операции «Багратион» войска 3-го Белорусского фронта вышли к советско-германской границе в Восточной Пруссии. Немцы заранее создали на этом направлении мощную и глубокоэшелонированную систему обороны, которую советским солдатам пришлось опробовать на прочность уже во время Гумбиннен-Гольдапской операции. Ожесточённое сопротивление врага вынудило Ставку Верховного Главнокомандования перейти к оперативной обороне и приступить к разработке детального плана Восточно-Прусской стратегической операции. Большое внимание при подготовке наступления командование уделило ведению воздушной разведки. В период с октября по декабрь 1944 года старший сержант А. С. Ашин в составе экипажа произвёл 24 боевых вылета на фотографирование немецких укреплений в районах Тильзита, Инстенбурга, Гумбиннена, Лабиау и Велау. Экипажем самолёта-разведчика было заснято 3185 квадратных километров площадей, обнаружено 127 самолётов противника на аэродромах, 4707 автомашин и 1807 повозок с военными грузами, 138 железнодорожных составов и эшелонов, 11 барж на реке Неман. Ценные сведения о противнике, добытые воздушными разведчиками, позволили выявить наиболее уязвимые места в обороне противника, что в дальнейшем способствовало успешному наступлению советских войск в Восточной Пруссии[5][16][17]. Приказом от 3 декабря 1944 года старший сержант А. С. Ашин был награждён орденом Славы 2-й степени (№ 2830)[2].
13 января 1945 года войска трёх советских фронтов при поддержке Балтийского флота перешли в решительное наступление в Восточной Пруссии. С первых дней Восточно-Прусской операции несмотря на неблагоприятные метеоусловия 10-й отдельный разведывательный авиационный полк вёл боевую работу в интересах наземных войск 3-го Белорусского фронта. В тяжёлых погодных условиях в период с 13 января по 5 февраля 1945 года экипаж Каминского-Иванова-Ашина совершил 12 боевых вылетов на разведку немецкой обороны в районы Тройбурга, Алленштайна, Растенбурга, Зенсбурга, Бранденбурга, Хайлигенбайля, Кёнигсберга, Данцига и Пиллау. Добытые разведчиками данные способствовали эффективной работе штурмовых и бомбардировочных полков 1-й воздушной армии и успеху наземных частей при прорыве сильно укреплённых оборонительных линий немцев. Один из последних боевых вылетов Александр Сергеевич совершил 5 февраля 1945 года. Его экипажу была поставлена задача произвести разведку с фотографированием западного участка обороны окружённой восточнее Кёнигсберга группировки противника. При выполнении задания одиночный самолёт-разведчик Пе-2 был атакован семью истребителями противника. В ожесточённом воздушном бою воздушный стрелок А. С. Ашин сбил один вражеский самолёт, но силы были слишком неравными. Немцам удалось зажечь Пе-2. На пылающем самолёте экипаж дотянул до линии фронта, где воспользовался парашютами. Но едва воздушные разведчики покинули кабину горящей машины, самолёт взорвался в воздухе. Все члены экипажа получили тяжёлые осколочные ранения. На земле их подобрали бойцы передовых частей Красной Армии и эвакуировали в госпиталь[1][5][12].
В свой полк Александр Сергеевич вернулся уже после завершения боёв в Восточной Пруссии. К концу войны на личном боевом счету воздушного стрелка-радиста А. С. Ашина значилось 211 боевых вылетов[5] и 5 сбитых самолётов противника[6]. За мужество и доблесть, проявленные в боях на кёнигсбергском направлении, указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года старший сержант А. С. Ашин был награждён орденом Славы 1-й степени (№ 1884)[2].
После войны
После окончания Великой Отечественной войны 10-й отдельный Московско-Кёнигсбергский Краснознамённый ордена Суворова авиационный полк передислоцировался в город Пинск. В феврале 1946 года старший сержант А. С. Ашин был демобилизован. Александр Сергеевич вернулся в Муром. Окончив два курса машиностроительного техникума, работал инспектором по кадрам, диспетчером и инструментальщиком на Муромском фанерном заводе[5]. Часто выступал перед школьниками, студентами и военнослужащими-срочниками с рассказами о военных буднях разведчиков-авиаторов[10]. Умер Александр Сергеевич 5 декабря 1974 года[1][2]. Похоронен в Муроме.

Кибалко Василий Васильевич

Родился 14 января 1918 года в Одессе. После окончания семи классов школы и школы фабрично-заводского ученичества работал литейщиком на судостроительном заводе. В 1936 году окончил три курса рабфака Одесского педагогического института, в 1937 году — аэроклуб. В том же году он был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1938 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. Участвовал в польском походе. С июня 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны[1].
К началу 1943 года капитан был заместителем командира эскадрильи 10-го отдельного дальнеразведывательного авиаполка 1-й воздушной армии Западного фронта. К тому времени он совершил 100 боевых вылетов на дальнюю разведку и бомбардировку войск противника[1].
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу Военно-Воздушных сил Красной Армии» от 24 мая 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» капитан Василий Кибалко был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»[1][2]
После окончания войны продолжил службу в Советской Армии. В 1949 году он окончил Военно-воздушную академию. С 1953 года несколько лет командовал 56-й бомбардировочной авиационной дивизией (Калинин). В 1978 году в звании полковника Кибалко был уволен в запас. Проживал в Москве. Умер 1 октября 1992 года, похоронен на Митинском кладбище Москвы[1].
Был также награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Красной Звезды и «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, рядом медалей[1].

Кононенко Василий Иванович

Родился 9 апреля 1921 года в Таганроге в семье рабочего. Образование среднее, в 1938 году окончил 10 классов школы в городе Таганроге.
В Красной Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Краснодарское военное авиационное училище штурманов. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.
На фронте Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Будучи штурманом звена 10-го отдельного разведывательного авиационного полка в звании капитана к июлю 1943 года совершил 196 боевых вылетов на бомбардировку военных объектов, скоплений войск противника. Из них более 80 — были отданы дальней разведке. На своем самолёте «Пе-2» штурман В. И. Кононенко вместе с командиром экипажа — лётчиком капитаном В. П. Лукьянцевым постоянно контролировали районы Ярцева, Смоленска, Рославля, а иногда прорывались во вражеский тыл вплоть до Орла и дальше. Им было разведано и сфотографировано 55 вражеских аэродромов, большое количество железнодорожных узлов, важных воинских складов и скоплений войск противника. По его разведданным штурмовая и бомбардировочная авиация нанесла ряд сокрушительных ударов по захватчикам.
Только в марте 1943 года, когда войска Западного фронта вели наступательные бои на территории Смоленской области, сфотографировал более полутора тысяч квадратных километров вражеской обороны и совместно с другими экипажами Отдельного разведывательного авиаполка обнаружил и заснял новую оборонительную полосу противника в районе Дорогобуж—Спас-Деменск. Все доставляемые им командованию разведывательные сведения были предельно точны и всегда подтверждались аэрофотосъемкой.
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза офицерскому составу военно-воздушных сил Красной Армии» от 4 февраля 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»[2]. Этим же указом звание Героя получил командир экипажа Лукьянцев, Василий Петрович[3].
В 1946 году окончил Военно-воздушную академию.
С 1948 по 1951 годы — адъюнкт кафедры аэронавигации, с 1951 года — преподаватель в той же академии, с 1952 по 1962 годы — старший преподаватель кафедры самолётовождения и штурманской службы, с 1969 по 1973 годы — старший преподаватель кафедры тактики разведывательной авиации. Кандидат военных наук, доцент.
В 1973 году вышел в запас в звании полковника. Проживал в посёлке городского типа Монино Щёлковского района Московской области. Умер в 1 июня 1997 году, Монино.

Михеев Григорий Яковлевич

Родился 7 января 1919 года в городе Петропавловске (ныне — Северо-Казахстанская область Казахстана). Окончил десять классов школы. В 1937 году был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1939 году он окончил Краснодарское военное авиационное училище лётчиков. С июня 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны[1].
К марту 1943 года капитан Григорий Михеев был штурманом звена 10-го отдельного дальнеразведывательного авиаполка 1-й воздушной армии Западного фронта. К тому времени он совершил 114 боевых вылетов на воздушную разведку и бомбардировку скоплений боевой техники и живой силы противника, его важных объектов в глубоком тылу[1].
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу Военно-Воздушных сил Красной Армии» от 24 мая 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 1013[1][2].
5 февраля 1945 года майор погиб в воздушном бою. Похоронен в братской могиле на улице Нарвской в Калининграде[1].
Был также награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды[1].

Перетятько Гавриил Ильич

Родился в семье крестьянина. Украинец. Окончил 7 классов и Ворошиловградскую лётную школу.
Работал помощником комбайнёра в колхозе.
В Красной армии с 1939 года, окончил школу младших авиационных специалистов.
Участник советско-финской войны 1939—1940 годов.
На фронте в Великой Отечественной войне с июня 1941 года.
С 21 по 31 октября 1941 года принимая участие в битве за Москву стрелок-радист бомбардировщика Пе-2, 603-го ближнебомбардировочного авиационного полка 43-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного фронта, младший сержант Перетятько в составе экипажа произвел 14 успешных боевых вылета на бомбардировку вражеских войск в районах Можайск, Боровск, Дорохово, Руза, Гжатск, экипажем уничтожено 10 танков, 25 автомашин с пехотой, 2 зенитные батареи и пулеметная установка противника. В ходе этих полетов Перетятько неоднократно отражал атаки вражеских истребителей, а также уничтожал из пулемета живую силу противника. За что командованием 603-го ББАП был представлен к ордену Красной Звезды, однако командование 43-й САД понизило награду до медали «За отвагу», которой Перетятько и был награждён Приказом по войскам Западного фронта № 369 от 5 декабря 1941 года.
В период с ноября 1941 года по январь 1942 года составе экипажа бомбардировщика Пе-2, 603-го ближнебомбардировочного авиационного полка стрелок-радист Перетятько участвовал в 87-ми боевых вылетах в которых было уничтожено 10 танков, 25 автомашин с грузами и живой силой, а также до 200 солдат и офицеров противника. 4 января 1942 года при выполнении спецзадания командующего ВВС Западного фронта генерал-лейтенанта Мичугина по разведке боем вражеского аэродрома в районе Медынь, бомбардировщик Пе-2 (командир старший лейтенант Балабанов, штурман старший лейтенант Буланов), 603-го ближнебомбардировочного авиационного полка, в экипаж которого входил стрелок-радист сержант Перетятько, был подожжен огнём вражеского звена Хе-113 под городом Малоярославец, экипаж принял решение продолжать полет до своей территории, но был вынужден совершить посадку на территории занятой противником. Самолёт сгорел, члены экипажа были ранены. Скрываясь на территории противника, летчики в течение нескольких дней пробирались к линии фронта, и всем экипажем вышли к своим и прибыли в свою часть. Во время этого перехода Перетятько уничтожил двух немецких солдат-связистов захватив у них документы и оружие. За перечисленные боевые отличия командованием полка Перетятько был представлен к ордену Ленина, но командование ВВС Западного фронта понизило награду до ордена Красного Знамени, которым Перетятько был награждён Приказом по войскам Западного фронта № 803 от 23 июля 1942 года.
К маю 1942 года на счету Перетятько было 118 боевых вылетов.
В мае 1942 года при переформировании 603-го бомбардировочного авиаполка стрелок-радист старший сержант Перетятько со своим экипажем был направлен в 1-ю дальнюю разведывательную эскадрилью, 18 июня 1942 года преобразованную в 10-й отдельный разведывательный авиационный полк (10 ОРАП).
С мая по октябрь 1942 года стрелок-радист 10-го ОРАП 1-й воздушной армии Западного фронта Перетятько в составе экипажа бомбардировщика Пе-2 произвел 35 боевых вылетов на разведку, из них 22 успешно выполненные, во время полетов своевременно предупреждал экипаж о появлении вражеских истребителей и метким огнём отбивал их атаки.
10 декабря 1942 года Приказом по войскам 1-й воздушной армии № 456 старшина Перетятько награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.
В 1942 году становится членом КПСС.
С октября 1942 года по май 1943 года стрелок-радист 10-го ОРАП 1-й ВА Перетятько в составе экипажа бомбардировщика Пе-2 (командир капитан Балабанов, штурман капитан Буланов) произвел 50 боевых вылетов на разведку, из них 39 успешно выполненные, во время полетов быстро и точно передавал в штаб по радиосвязи ценные разведданные, а также отражал атаки вражеских истребителей.
29 мая 1943 года Приказом по войскам 1-й ВА № 18/н старшина Перетятько награждён орденом Красной Звезды.
С июня 1943 года по июль 1944 года стрелок-радист 10-го ОРАП 1-й ВА 3-й БФ старшина Перетятько в составе экипажа бомбардировщика Пе-2 совершил 50 боевых вылетов на разведку дальних и ближних тылов противника, неоднократно отражал атаки истребителей врага.
8 августа 1944 года Приказом по войскам 1-й ВА № 49/н Перетятько награждён орденом Славы 3-й степени.
с августа 1944 года по февраль 1945 года в боях в Восточной Пруссии стрелок-радист 10-го ОРАП 1-й ВА 3-й БФ старшина Перетятько в составе экипажа бомбардировщика Пе-2 участвовал в 29 боевых вылетах, лично сбил 3 вражеских самолёта (за время войны).
28 февраля 1945 года Приказом по войскам 1-й ВА № 19/н Перетятько награждён орденом Славы 2-й степени.
Старшина Перетятько к концу войны совершил более 300 боевых вылетов на разведку и бомбардировку военных объектов, оборонительных сооружений и живой силы противника.
В 1945 году демобилизован.
Жил в родном селе. Работал учётчиком тракторной бригады.
15 мая 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Перетятько награждён орденом Славы 1-й степени.
Умер 6 июня 1946 года.