детский рисунок

Олег Бондарь Аша
(дополнение к «Русский подвижник. Юрий Матвеевич Севостьянов»)

детский рисунок – встреча с самим собой,
возвращение к себе: кто ты, какой ты;
детский рисунок – душа омытая…

радость…солнечная, весенняя, радужная, смешливая, громогласная, нежная…радость – детский рисунок…
…праздник…
даже самые угрюмые и угнетённые борьбой за существование взрослые,
если их случайным образом занесло
на выставку детского изобразительного искусства –
светлеют ликами и начинают улыбаться;
жаль, что длится это весьма недолго, - до выходной двери,
и всё возвращается на круги своя,
или что-то остаётся…
хотелось бы…

на выставках детского рисунка поражает в первую празднество цвета,
их буйство, весенняя хмель, звонкость и голосистость;
только зачем каждую детскую работу оформляют в рамочку, развешивают отдельно одна от другой –
вместе они должны быть,
вместе;

рядом друг с другом, как в процессе их созидания творцы были вместе, общались, шутили, подсказывали, подсматривали друг у друга,
делились щедро всем хорошим, что есть;
одна работа хороша, но она - нема, она «не звучит»;
даже если маленький большой художник создавал её один,
то создавал он её всё-таки вместе со всеми;
его рисунок – это его сегодняшние переживания-впечатления,
которые есть следствие и фон его общения с миром: одноклассниками, друзьями,  общение с домашними, с улицами и деревьями, с кошками и собаками( не всегда приятными), с облаками, с дождём и снегом, со всей вселенной, которую маленький большой художник открывает;
открывает он её не только для себя,
и даже в первую очередь не для себя;
его эмоциональное поле беспредельно,
чувства зашкаливают,
ему надо, обязательно надо с кем-нибудь поделиться
радостью открытия мира,
радостью узнавания мира – поделиться,
разделить, а получается – увеличить, с теми, кто – рядом;

ковровый принцип экспозиции;
Юрий Матвеевич делал так:
натягивал во всю стену от пола до потолка нити и на  них крепил композиции из детских работ: «Праздники», «Семья», «Космос», «Сад-огород» и т. д.
и я во след Юрию Матвеевичу…
когда формируешь «ковровые дорожки» - мозаику-панно из детских работ, гармоничный колорит получается как бы сам собой;
основные цвета дети берут в полную звучную силу и возникает мощный многоголосый хор…
экспозиция – итог вдохновенного труда, необходима как воздух,
творцу хочется пережить вновь и вновь мгновения счастья,
когда он творил,
хочется вновь быть в кругу друзей;
так что всё-таки всегда и обязательно детские работы должны экспонироваться рядышком, друг к дружке близко;

важно это ещё и потому, только при такой развеске и возникает Чудо –
Детский Рисунок;

цветовое богатство ошеломляет, гармонические и мелодические звучания –
это Гимн, Гимн Солнца, гимн Радости, Гимн Жизни;

да, потом зритель будет разглядывать каждый рисунок отдельно,
видеть удачные и не совсем удачные работы, видеть своеобразие каждого автора, но сначала – симфонический оркестр, в котором оркестранты исполняют одно музыкальное произведение, но у каждого своя партия;
и это музыкальное сотворчество – Гимн Солнечному Радужному Миру;
но ведь он не таков, этот мир, юдоль всяческой суеты, больших и маленьких проблем, сложностей, рытвин и ухабов – так думают и живут взрослые;
а дети живут и соответственно думают по-другому;
они ещё не разобщены, они вместе;
хотя, как оно, сегодня?...

вернусь к началу;
мои заметки – впечатление-размышление о детском творчестве;
цель самая обыкновенная –
привлечь внимание взрослых, а больше всего родителей, к тому,
что дети делают ежедневно – они рисуют,
и пока они – дети,
пока – рисуют,
они – гениальны;
здесь нет никакого преувеличения, хотя такое  утверждение может  вызывать недоумение:
что же, вот прямо каждый день и каждый рисующий выдаёт шедевр?
да не может быть!
дело в том, что рисующий ребёнок в первую очередь гениален для себя;
каждый раз беря в руки карандаши, фломастеры, кисти, перо,
создавая на листе изображения, он, каждый раз,  -
 ВПЕРВЫЕ –
запечатлевает свою сегодняшнею эмоцию, запечатлевает чувство сегодняшнего дня, причём каждый раз преодолевая и своё неумение, и сопротивление материала;

поэтому всякий детский рисунок
неповторим,
своеобразен,
выразителен,
он – ЕДИНСТВЕННЫЙ в своём роде;

есть одно уточнение;
ребёнок-художник гениален в том случае, если рядом с ним, или где-то поблизости – умный и понимающий взрослый: родитель, педагог, человек, увлечённый детским творчеством;
при малейшей возможности ребёнок будет рисовать;
от взрослых зависит, останутся ли эти рисунки просто «почеркушками»,
или ребёнок свой «рисовательный» период проживёт возможно наиболее ярко и станет основанием для дальнейшего жизненного сотворчества в избранной сфере деятельности;

к детскому творчеству у взрослых отношение разное, и даже  в вопросе,
что понимать под детским творчеством, что понимать под детским рисунком, - существуют разные и противоположные точки зрения;
в частности предлагается к детскому рисунка как таковому относить только то, что ребёнок сделал без всякого влияния взрослых; но «как избежать влияния улиц, если кругом одни сплошные улицы»? из ничего и выйдет ничего.

ребёнок растёт и познаёт мир, а познаёт он его только через социализацию,
через общение, понимая под этим всякую связь ребёнка и мира;
а общение и есть научение, перенимание опыта;
за каждым детским рисунком стоит опосредовано и непосредственно взрослый;
проблема здесь одна: форма и объём участия Педагога, Родителя в детском рисунке; она может быть минимальна или полностью или почти  полностью поглощать творческие устремления ученика; и здесь нет какого-то общего правила;
дети-то все разные: кому-то надо подсказать, кому-то показать, а с кем-то и поработать вместе; абсолютно важно, чтобы маленький художник ни капли не сомневался, что это  - его работа, или совместная работа, выполненная с одноклассниками; да, Учитель помогает, да, Родитель помогает, подсказывает, показывает, но задумал и выполнил рисунок  сам маленький Большой Художник;

если ребёнка оставить одного с изобразительными материалами, пусть даже очень хорошими, он, в большинстве случаев начнет где-нибудь, откуда-нибудь срисовывать, копировать, а если это будет получаться неплохо или даже хорошо, взрослые будут в восхищении, то – всё, художник – исчез, спрятался, затаился;
выглянет ли он когда-нибудь наружу – большой и больной вопрос; в таком случае творческое начало так и не проснувшись – гаснет;

уже несколько лет я занимаюсь с взрослыми; первые занятия очень трудны:  очень зажатые, живо писать хотят, и даже в какой-то степени умеют, но не знают что и как писать; и очень стесняются своей неумелости,
хотя это такое качество для взрослых, а им уже далеко за сорок, которое нужно беречь и беречь;
а моя задача, как педагога, какая?
научить чему-либо – это весьма проблематично – время ушло;
а вот найти себя, вспомнить, через свою неумелость обрести свой почерк – это стоит попробовать;

по сути дела я постоянно слышу: вот так это интересно, так хочется нарисовать, но не умею;
и всегда я с этим категорически не согласен:
-да все умеют; надо только собраться, сосредоточиться, отключить себя от суетного – и всё получится –  абсолютно в этом уверен;
получится по-своему, получится по-новому, получится интересно;
в этом случае и ребёнок и взрослый схожи:
сказать хочу, ну вот распирает всего, а как – не знаю;

итак, если ребёнок один со своей потребностью выразить себя, то он или копирует всё, что ему нравится. или рисует вариации одну и ту же тему без всякого продвижения вперёд;
приведу ещё пример, иллюстрирующий взаимосвязь и положение «Ребёнок-Художник» - «Педагог»:
учитель по литературе предлагает ученикам написать сочинение на тему по литературному произведению: повесть, роман, поэму прочитали, обсудили,
учитель рассказал, что и как можно написать, а дальше – самостоятельная работа ученика;
тот же алгоритм, когда ученик рисует: обсуждение темы, «проговаривание» темы, устное рисование и, относительно, самостоятельная работа, а педагог рядом;
важный нюанс: если на уроке литературы или русского языка учитель предлагает тему, а предлагает так, что не откажешься, и выставляет вполне определённые правила и ограничения, то на уроках ИЗО, при, казалось бы, той же самости, - всё другое;
тема на ИЗО – некое поле, почти безграничное;
задача Учителя – помочь творцу найти в этом пространстве свой участок, своё место, свой ракурс, вид, откуда он будет смотреть и познавать мир;
найти – СВОЁ;
а «ячества» здесь не будет, потому что рядом товарищи будут
искать СВОЁ,
и этим, лично и глубоко пережитым и воплощённым, будут делиться со всеми – я возвращаюсь к ковровому принципу экспозиции;
такой ковёрный просмотр легко организовать даже в условиях дефицита учебного времени: разложить на полу альбомы рядышком – вот и будет полифония, в таком многоголосом хоре все работы созвучны;

учителю важно отметить значимое в каждом рисунке, обращая внимание на выразительность найденного решения, вот она – радость творчества.
сначала – рисунок, работа, а потом автор;
и не надо «подгонять» ученика, сбивать с толку: ты такой талантливый и т.д. можно посоветовать, если есть желание, дальше развивать свои способности в кружке, изостудии, «художке»;
тем более надо быть осторожным «в раздаче слонов населению» дома, больше хвалить за трудолюбие, а не за саму работу:
ты молодец, что трудишься, а будешь ли заниматься этим всю жизнь – дело будущего; художник ты или космонавт решается не сейчас;
трудись! иного пути нет;

в студиях особо сложная задача для преподавателя заключается в том, что помогая художнику, обучая его, и, по минимуму, «влезая» в его работы, при этом как можно больше «убрать» себя, не довлеть над ребёнком, не прививать ему, не вкладывать ему в душу своё видение, тем более свою манеру письма;
мы все – разные, разноцветные, вот эту многоцветность и надо сохранить;
иногда приходится видеть студийные работы по манере исполнения на одно лицо; причём лицо – классное, жаль только, что на всех работах – одно;
но, конечно, в любом случае личность преподавателя будет являть себя в детских работах, вопрос – в каком объёме и каким образом;

я подробно остановился на этом вопросе ещё и потому, что на выставках детского рисунка всегда видно, какая это работа – детская, а где учитель прошёлся своей широкой кистью и беспощадно правил, а по сути дела уничтожал детскость в детской работе, или стилизовал под детскость свою мастерскую руку.

детский рисунок должен быть «детским»;

под детским рисунком я подразумеваю все изобразительные работы,  выполненные детьми, в возрасте от 1,5 до 14 лет; возрастные границы в данном случае не имеют принципиального значения, потому что я в качестве материала для размышления беру работы учеников начальной школы, что примерно соответствует возрастным рамкам 6- 10 лет;

это «золотой период» детского рисунка, это «золотой возраст» детского изобразительного искусства;
ребята уже умеют или быстро научаются обращаться с материалами, они открыты и доверчивы, они ещё очень любознательны; чувства, эмоции их переполняют, от которых необходимо как-то избавиться, как-то их реализовать: в игре или рисунке;

в десять лет творческая изобразительная активность стремительно падает,
утрачивается контакт с взрослыми, приоритетной становится своя группа;
куда уходит творческий потенциал? вглубь; сложный период переживает подросток, трудно ему, трудно взрослым с ним;
совершается или не совершается огромная внутренняя работа; при соответствующих условиях стремление творить обязательно проявит себя и большей частью уже в других сферах;

работать с малышами четырёх-пяти лет – интересно,
и подростки, при всей их закрытости, многое чего выдают, и всё же самые художники – дети 6-10 лет;
когда видят детские работы, обычно восклицают:
-о, какие фантазёры!
но как раз с фантазией, как способностью создавать вымышленный образ и воплощать его, -  трудно:
материала не хватает, мало знаний и мал ассоциативный ряд; в последние годы сбивает с толку и « клиповое сознание»: мелькают картинки –
о, прикольно;

дети не научаются смотреть и ВИДЕТЬ, слушать и СЛЫШАТЬ;
с фантазией – трудно,
а с чем легко?
нет зажатости, нет самоедства,
есть - некритичность к изображаемому;
есть почти ничем не ограниченная свобода и смелость использования того небольшого запаса представлений и знаний, который у них в наличии;
вот такой свободе у детей весьма полезно взрослым поучиться;
ребёнок-художник легко соединяет несоединимое, преувеличивает, сознательно или бессознательно деформирует, и всё – ради одного:
выразить
СВОЁ ОТНОШЕНИЕ;
передать не столько похожесть, не то, что видит, да это по сути не важно, а даже если важно, то непонятно, как это сделать, а передать чувство, пережитое мгновение, эмоцию, плещущую через край,
ПЕРЕДАТЬ ОТНОШЕНИЕ!

если в детском рисунке не искать похожести, а искать
ОТНОШЕНИЕ
к изображаемому, то откроется и эстетическая сторона детского рисунка;
и здесь, в эстетической области, они, дети, уже на равных со взрослыми,
только ракурс, взгляд на мир иной, и особые приёмы использования выразительных средств и создания художественного образа;


в чём же заключается выразительность детского рисунка?

господство цвета;
конечно, ребята много и охотно работают и с графическими материалами, но всё-таки их главная стихия – цвет;
там, где не удаётся достаточно убедительно-выразительно воплотить образ в линии, на помощь приходит цвет;
работа интуитивная, цветовые впечатления – природные(времена года, суточные изменения света и цвета, день –ночь, Небо-Земля, цветовая доминанта города в каждое время года, «бытовой цвет» - цветовая гамма дома, цветовая гамма школы, одежда и т. д.); само незнание основ цветоведения помогает художникам создавать удивительные колористические звучания;

по цветовой гамме рисунка как и в целом через выразительность образа «читается» портрет художника: нежный, задумчивый, затаённый, неугомонный, напряжённый, весельчак, юморист, напористый …
цвет, цветовая гамма – камертон рисунка, что художник не досказал, «не до тянул» в рисунке, он компенсирует цветом;

по цветовой гамме рисунков художника можно составить и его цветовую характеристику – такой наглядный «цветовой портрет»: в теплых тонах.
в холодных, в смешанных(а каких – холодных и тёплых – больше), в дымчатой пастельной гамме, в акварельной гамме, портрет-контраст;
большинство художников приверженцы определенной цветовой гаммы, у них есть цвета добра и зла;

если ученик пытается использовать из рисунка в рисунок коричневую гамму, то это должно насторожить учителя;  может быть это вызвано отсутствием надлежащих материалов, если нет – ребёнок «закрыт», он «не видит» цвета, он глух к ним;
закрыта его эмоциональная сфера, ему трудно, у него – психологические проблемы; надо из психологической  ямы его вытаскивать;

рисунки детей 6-10 лет «природны»; особенно они «природны» в области цвета; потому мы можем наслаждаться колоссальным колористическим богатством, цветовыми контрастами, цветовой мощью и цветовой нежностью детских рисунков;

выразительность детского рисунка заключается в передаче отношения к изображаемому; отношение, как запечатленная эмоция, выходит на первый план в детском рисунке;
ребёнок «пишет» свои впечатления;
основа выразительности – цвет и линия;
я уже говорил о господстве цвета в рисунке, но это господство условно;
художника не удовлетворяют абстракции, цветовые абстракции;
ребёнок познаёт мир, поэтому и рисует своё отношение к ним при помощи цвета и линии; в рисунке они составляют одну цельность, но подчеркну, для зрителя -  детский рисунок, это прежде всего цветовая роскошь, цветовая радость, цветовая вселенная;
и, вкусив кусочек этой удивительной радуги, пойдём вглубь детского рисунка;

рисунок может возникнуть внезапно, как отклик, «ответ» на эмоциональный взрыв;
сильное переживание – основа выразительности рисунка, его база;
какое чувство – «ведущее» - в душе ребёнка?
удивление…
взрослые утратили,
а ребёнок – удивляется, для него всё – впервые,
и каждый новый день – новый;

удивление –неведение –наивность – непосредственность;
удивление порождает неведение;
редко кто не остановится и не посмотрит, если в небе зацветится радуга:
любование, улыбка, радость, восторг.
ещё ярче радугу переживает малыш;
и его удивление во сто крат сильнее;
но какая она, радуга, что будет, если к ней подойти постоять под ней, может быть, она твёрдая, может быть, по ней можно подняться на небо?
при соответствующем настрое проигрывается множество вариантов,
и все они могут быть воплощены; очень часто возникают прямые переклики с народным творчеством: радуга-дуга, радуга-коромысло, радуга-мост, полотенце, река, ветер, семицветье;
неведение порождает удивление;
сильная эмоция требует выхода – кисти, краски, лист бумаги перед тобой; какая она, радуга,  для тебя – художник?

наивность…
наивность, как «неученость», как «неумелость» изображения, - родное дитя удивления-неведения;
когда говорят о детском рисунке, в первую очередь отмечают как эстетическое качество его наивность;
но что же под этим подразумевается?
наивность – доверчивость, прямодушие, простодушие;
художник так полон миром, так полон чувством, он абсолютно уверен: когда он рисует, когда видят его рисунок, все, кто рядом, несомненно переживают то, что и он сам;
в этот момент он един с миром;
и эта безграничная вера даёт возможность творцу, работая больше частью бессознательно-сознательно, интуитивно-интеллектуально, создавать тот «наив», который очаровывает зрителя;
сама неумелость, а правильнее сказать «детскость» изображения, когда с точки зрения реалистического рисунка всё неправильно, тот особый взгляд ребёнка и особая форма выражения, та безыскусность работы, и делают рисунок художественно-значимым явлением;

а «наив» взрослых? сколько сейчас уникальных примитивистов бродит по инету. Да простится мне просторечие, но взрослый часто просто «косит» под ребёнка; здесь море или даже океан скрытой тоски по недостижимому:
детьми нам уже никогда не быть; И хотя мы ничего не знаем, но всё-таки кое-что знаем; души наши уставшие, а глаза замыленные; кому-то, наверное, самым талантливым примитивистам, удалось сохранить в своём сердце детский уголок, соединить гармонично кусочек детства со взрослой жизнью; но в любом случае «наив» взрослых – это взрослый «наив», и детскость, наивность в  их работах – взрослая;

открытая наивность - доверчивость
к тому, что получается,
потому что маленький большой художник  -
абсолютно правдив;
это мы, взрослые, говорим: отсутствие перспективы или обратная перспектива, деформация, искажение, гипербола, гротеск;
ребёнок же совершенно уверен, что он рисует правду: человек больше дома, солнце ходит, рыбы плавают в небе, одно дерево – уже лес, у страшного зверя клыки больше его самого, конь вытянулся от края до края листа –а как же иначе – ведь он скачет;
эта вера – искренняя, честная, без всякого лукавства;

правдивость детского рисунка есть правдивость-искренность чувства, эмоции, правдивость
ОТНОШЕНИЯ-ПЕРЕЖИВАНИЯ;

работах взрослых художников превалирует интеллектуальное начало, даже если Мастер и пытается работать бессознательно;
не выйдет;
поезд ушёл, и детство осталось позади;
неведение оборачивается невежеством;
но можно, приложив немало усилий, в какой-то мере вернуть себе свежесть чувств или частью сохранить их;
одна из возможностей – детское творчество;
беседа-лицезрение детского рисунка – путь к самому себе,
к роднику,
к живой воде;

образность детского рисунка – детская образность;
узко специфичного, характерного только для детского рисунка здесь ничего нет;
специфичен сам образ – «детский», своеобразно и применение приёмов и способов создания образа;

они, маленькие большие художники,  находят всяческие возможности выделить главное, подчеркнуть самое характерное:
если глаза – то глазища, руки – ручища, если борода – бородища;
если жадина – весь лист себе пригрёб, если слёзы – то по кулаку слезинки, если герой хохочет – то на весь лист;
из известного художник легко составляет фантастическое: котопёс, тигрорыб, лисоцвет и т. п. в комбинировании элементов знаемого, в создании гротеска взрослым за ним не угнаться;

и хотя мир детского рисунка плоскостен, двумерен, но сам художник живёт в нём и ощущает его, как трёхмерный; поэтому предметы в нём так наглядны, убедительно показаны со всех сторон и очень «весомы»;

отмечают непосредственность детского рисунка;
здесь возникает на первый взгляд – парадокс:
рисунок непосредственный, а исполняет его художник под наблюдением взрослого;
но парадокса нет;
рисунок тогда непосредственный – доверчивый, открытый, наивный,
если педагог не столько учил ребёнка,
сколько собеседовал с ним, исходил от самого художника, а не от своих взрослых постулатов, как надо изображать; помог, подсказал в данный момент именно то, что ему в данный момент и нужно, ни больше, ни меньше;

не столько учить азам изобразительного искусства, а может и вообще не давать их как приложение, как пример, как надо рисовать, а естественно вводить в ткань создаваемого образа, решая конкретную изобразительную задачу;

дети готовы смеяться когда угодно и над чем угодно; это очень смешливые люди; и им очень хочется нарисовать смешно; и это очень трудно  - нарисовать смешно;
от педагога требуется величайший такт и деликатность, надо сделать так, что бы смех был добрым, врачующим, здоровым;

очень здесь эффективны интегрированные уроки; например: русский язык и ИЗО; тема: фразеологизмы; прямое и переносное значение фразеологизмов;

образность фразеологизмов так и просится в рисовательную практику:
сел в лужу, с неба свалился, упал, как снег на голову, корова языком слизнула, два сапога пара, курам на смех – прямое и переносное значение фразеологизмов;

самая смешная тема: ужастики; здесь все ученики откликаются на предложенную тему; поначалу часть ребят и пытается рисовать самый настоящий ужас, но они, дети, пока ещё настолько оптимисты, настолько уверены, что мир – добрый, что при всём желании напугать себя и окружающих, рисунок получается смешной; как ни странно, пока ужас в сердце – это ужас, а как только воплотил его в листке – он оказывается каким-то совсем и не ужасным, а ужасно смешным; на такую тему в классе тишины не будет – будет просто весёлый урок;

в целом можно обобщить так: оптимизм – одно из главных качеств как ребёнка, так и рисунка, им выполненного; даже в самом грустном рисунке обязательно звучит оптимистическая нотка;
   
ребята с воодушевлением откликаются на темы, связанные с ритмическим построениями;  ритм для них естественен, природен;
биоритм проявляется в рисунке: дорожка из листьев, город-улочки, снежинки летят, лес, любой трудовой процесс, в котором задействовано множество людей, движение воды, движение облаков, различная техника – во всём есть ритм;
ритм, как эстетическое качество, есть в каждом рисунке в явном или неявном виде;
ритм - одна из составляющих целостности детского рисунка;
 
ритм как  узор рождается в рисунке спонтанно и интуитивно: предметы, части предмета, люди, животные, растения вторят друг другу, и не просто вторят, а превращаются часто в цветную узорчатость;

композиция как единство, целостность всех элементов рисунка, их соподчинённость, согласованность, как художественное решение эмоциональной задачи, как воплощение «идеи» рисунка, в плане осмысления недоступна детям, но интуитивно они находят оригинальные и выразительные решения для реализации своей задумки;
в большинстве детских работ композиционные задачи решаются «по-детски»
и во многом противоречат общепринятым установкам; и это может стать основой выразительности детской работы;
что может педагог или родитель здесь сделать? подсказывать, помогать, показывать, как располагать и выделять главное; и при этом исходить от той задачи, которую ставит перед собой автор, а не привносить своё;

при  соответствующих условиях ребёнку надо давать возможность работать разными материалами; это способствует  более полному раскрытию творческих способностей, так и развитию их;
работа разными материалами помогает разнообразить свои приёмы и способы при создании рисунка, достигать предельной выразительности;
каждый материал имеет «своё» лицо; понимая особенности материала, художник уже вполне осознанно может выбирать для создания художественного образа и соответствующий материал и технику исполнения;
какими материалами можно работать? в принципе – любыми; но надо учитывать, чтобы сама техника не была сложной, подготовительный этап занимал как можно меньше времени – дети быстро «перегорают» эмоционально.

самая благодатная техника для детей – гуашь;
можно перекрывать цвета, «лепить» форму, легко смешивать цвета и получать самые необычные оттенки; можно править, в определённых границах, работу;
самая сложная – акварель; здесь, видимо, дело в «тактильности» цвета для рисующего, в его осязательности, весомости;
ребёнок «лепит» форму; отношения «свет – тень» он попросту не замечает4 для него воспринимать белый цвет листа как основу цветовых градаций  - задача часто непосильная;
идти от света к тени, от тени к свету -  непонятно; писать так, чтобы бумага просвечивала, включать белый(бумага, лист)  в оттенок – очень сложно;
работая акварелью, художник-ребёнок обязательно ищет среди красок белила, что белый у него уже есть - не видит;
хотя, в тоже время, натуры лиричные, нежные, чувствительные, «акварельные», акварелью работают вполне успешно;
«акварельность» их работ сразу обращает на себя внимание, даже если они работают в другой технике.

цветные карандаши, цветные мелки, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые и обычные ручки – всё может быть опробовано и использовано;
полезно и эффективно работать в смешанных техниках, изобретать свои;
условие – одно: материал должен соответствовать поставленной  художественной задаче;

выразительность детского рисунка вызывает у зрителя ответный отклик:
мы не возвращаемся в детство и не превращаемся в детей, - частичка нашего внутреннего мира, детская,  - просыпается и мы испытываем чувство воскрешения, возрождения, как будто кто-то омыл нас небесной чистейшей водой, водой живительной и благодатной.

для самого художника значимость рисунка трудно переоценить;
для него это в первую очередь общение; стал бы он рисовать, если рисунок некому показывать?
общение посредством рисунка есть одна из форм социализации ребёнка;
в конечном итоге творчество – познание, творчество – общение;
познание идёт через общение, а общение идёт через познание;
общение-познание – цель, смысл и стимул творчества.(С. Левин).

и всё же уточним – почему ребёнок рисует?
ведущее место в духовной жизни ребёнка занимает игра; но игра не даёт возможности «выговориться», ещё раз вернуться к яркому переживанию, запечатлеть эмоцию; игра не даёт возможности закрепить, «овеществить»
ОТНОШЕНИЯ, а в рисунке ребёнок это успешно делает;
рисунок – необходимейшая область деятельности ребёнка
и то счастье,
когда ребёнок рисует;

детский рисунок – самая искренняя, самая чистая, самая наивная радость;
радость, которой нам, взрослым так не хватает;
так не будем забывать,что рядом с нами живут маленькие чудотворцы,
в творениях которых всегда светит такое разное, но всегда доброе –
СОЛНЫШКО…


   Если ваш ребёнок рисует, надо обязательно что-то сохранить: больше такого Чуда, наверное не повторится, так пусть в разноцветной жизни его греет кусочек радуги, которую он когда-то создал –
СВОЮ – УДИВИТЕЛЬНУЮ…

собирайте, храните  детские Книги Творчества …
Детский Рисунок – возвращение к себе…

*детские рисунки в виде Книг Творчества переданы на хранение в музейно-выставочный центр, в художественную школу;
часть Книг Творчества (более тысячи детских работ), хранится дома;



Литература.
Бондари Л. и О.
Книги Творчества. Сайт «Учительская газета»: Бондари Л. и О. «Смысл творчества – счастье. Из опыта создания «Книг» в урочное и неурочное время». ( Учительская газета. Приложение 2001г.)

Бондарь О. 
Формирование этнокультурологических понятий  в школьном курсе «Древо жизни».
Сборник «Научные понятия в учебно-воспитательном процессе школы и вуза» Тезисы докладов на 2 Всероссийской конференции 11-13 мая 1994г. Т. 2. Стр. 80-81. Челябинск.    

Бондарь О., Бондарь Л.
«Работа над словом в интегрированном курсе «ИЗО-русский язык-литература». Тезисы докладов 15 межвузовского научно-практического семинара. Часть 2. Стр. 69. Челябинск.

Бондарь О. И., Бондарь Л. А.
Детское словесное и изобразительное творчество и традиционная народная культура. Сборник «Русский язык как государственный» Материалы международной конференции. Москва. 1997г. Стр.115-120.

Левин С. Ваш ребёнок рисует. М., 1980 г.

Обухова Л. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995 г.

Севостьянов Ю. Родники жизни. Методические рекомендации для воспитателей детских садов, учителей, руководителей творческих коллективов.Челябинск, 1991 год.

*на фото - работа автора