Возвращение каравана - 22

Вера Чижевская Августовна
Автобиографическая проза

Из писем ко мне моих друзей
и мои ответы друзьям 
(1982-1996 годы)

ЧАСТЬ 22 (ДВЕ страницы)               
               
* * *   
Когда выхожу на сцену, жду, что, в лучшем случае, в меня полетят не очень свежие помидоры, в худшем -булыжники. Похоже, передались в подсознание ощущения моего пращура – мастера, например, наскального рисунка, переживавшего неудачи в начале своей наскальной карьеры. Его, видимо,  били за несходство портрета на скале с оригиналом.

* * *
Говорят, чтобы понять человека, надо представить себя на месте этого человека. Пробую: стоит безумная очередь за сапогами по талонам, которые надо реализовать во что бы-то ни стало. Дама вырывает у меня из рук сапоги. Ей они, похоже, нужнее. Пытаюсь представить себя, вырывающей сапоги у этой дамы. Не могу! Тогда как мне её понять?

* * *
Мой родственник сказал соседке, что приезжая ко мне в гости, он ощущает себя так, как будто  вышел в своей квартире в другую комнату. Мебель у нас разная, читатель! Ему хорошо потому, что мы - родственные души!
               
* * *
Впервые услышала утончённый комплимент в свой адрес: «Мысль Ваша точна, как рисунок на крыльях бабочки».
               
* * *
Богословы не ведут речь об этике в монашестве. Для них человек, ставший монахом, уже совершил этический поступок В монастыре даже не спросят, что привело монаха к Богу. А если и спрашивают, то отдалённо, иносказательно - деликатно.
               
* * *
«Возлюби ближнего, как самого себя»? А если человек себя не любит? И вообще, что значит - любить себя? Не делать себе зла? Но ведь этого мало!
               
* * *
Дорогой мой! Я всё ещё жалею, что ты уехал навсегда. Ты - моё второе Я, которое не состоялось. Дай Бог тебе другую судьбу!..
               
* * *
Я посчитала бы за честь присутствовать при рождении чьей-то личности - торжественном ритуале, совершающемся на моих глазах! Жаль только, что процесс этот весьма длительный и не всегда личность может быть именно такой, какой хочется её видеть.
               
* * *
«Моя цель - продвинуть Вас на шаг, но кто я такой пока, чтобы звать?»
А зачем обязательно быть кем-то? Пусть тебя не смущает твоя молодость в позиции Наставника: каждый из нас одновременно и учитель и ученик. «Час ученичества» бесконечен.

* * *
Мостик между духом и телом - мысль. Не ново, но я сама это ощутила. Когда я хочу, чтобы дух трудился, я мыслью принуждаю трудиться и тело.
               
* * *
Бывают странные совпадения: я купила «Госпожу Бовари» и три дня назад перечитала. Через день приходит письмо, в котором мой адресат приводит цитату Флобера именно из этого произведения!
               
* * *
Для того, чтобы подняться на гору, нужно начинать с подножья. Но необходимы приспособления. Александр Мень - «житель плоскости» (по-твоему), может, и будет моим канатом для того, чтобы подняться выше? У тебя  большее разнообразие «приспособлений» и потому ты начал гораздо раньше. Завидую!
               
* * *
Я бы прочла сейчас всё, что написали Кастанеда и Гурджиев.  Хожу и облизываюсь - цены бешеные. Хорошая литература становится роскошью.
               
* * *
Чтобы рассказать «о глубине, недоступной уму», нужно колоссальное умение владения словом. И: «кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

* * *
Оказывается, космическое зло существовало до возникновения человека. Господь Бог создал нас в противовес космическому злу. Люди - «пушечное мясо». «Небесное и адское царство». Порядок и Хаос... Но почему человека больше привлекает Хаос? Склоняюсь в сторону Порядка, хочу протянуть руку к Богу. Но пока не получается.  Не могу понять - почему? А хочу понять. Наверно, это и есть «свет в моём сознании».

* * *
Работая заседателем в суде, всегда грустно удивлялась, что у подсудимого подростка как будто нет родителей. Они очень редко присутствовали на процессах. Моё глубокое убеждение: в семье закладывается 90 процентов в будущую личность ребёнка. И никакая школа и улица не могут "сбить с пути", если дома нормальная семейная обстановка.
Родители, ребёнок которых оказывается на скамье подсудимых, должны быть судимы наравне с собственным ребёнком. Какой нужно быть матерью, если её сыну или дочери грозит тюрьма, а мать  ни разу не появилась в суде! И даже в следственном изоляторе такие родители не посещают своих детей...

* * *   
Рифмованное стих-е - это хорошо подогнанная по фигуре словесная ткань, а свободный стих - это платье свободного покроя.

* * *
Есть люди, которым во вред улыбка судьбы. Удалось организовать с огромным  трудом   выставку  художнику-самоучке. И он возомнил себя гением, а организаторы стали теперь простыми смертными и путаются у него под ногами.

* * *
Трудно определить, на каком этапе человек может начать уничтожать себя в процессе познания, то есть, может стать только вместилищем чужого ума?..
               
* * *
Полюбить женщину, пишущую стихи, - большая смелость! Она искривлена поэзией, как карликовое дерево в тундре. Но японцы специально выращивают в домашних условиях такие деревья и, говорят, они стоят бешеных денег.
               
* * *
Поэзия - это домысел, вымысел, умысел... Но она же денно и нощно вытаскивает из поэта глубокие занозы обид, отчаяния, страха и боли. «Пригвождена к позорному столбу / славянской совестью старинной...» (М.Цветаева).
               
* * *
Счастье - всегда на троих: двое плюс общее дело. Должно быть были близки к счастью Пьер и Мария Кюри, Поль и Лаура Лафарги…
               
* * * 
Несколько дней у меня шла борьба между Жаждой творчества и Упадком духа.  Из этого поединка Жажда творчества вышла с честью. Я заставила себя поехать в Тарусу, где Упадок духа получил по морде.