Крупным планом - в душу

Светлана Татарова
 (Из полемики на одноимённой конференции с портала Профессионалы.ру)
 
О. А.: режиссеры - народ темный*

С.Т.: Наверное, так: разные режиссёры бывают. Мне не так часто приходилось играть и уж, тем более, сниматься (в игровом кино не снималась, только на ТВ на местной киностудии). В 1977 (авт.ремарка  постфактум — в оригинале ош.стоит 1982) году после школы я поступала во ВГИК на актёрский. Тогда был набор раз в четыре года, я попала вовремя, но не прошла конкурс. Чья мастерская - не помню, какого-то арменина, точно, не русского режиссёра). Готовилась, играла на сцене местного ТЮЗа, позже в народном театре. Режиссёр у нас был титулованный - Засл. деятель РСФСР и БАССР - Н.С. Ульянов (из местного драмтеатра, кстати, одного из самых старейших в России). Многое начинается до сцены, на читке. Я не играла героинь, только характерные роли, причём положительные. Тогда я точно не задумывалась над тем, как "сохранить лицо", быть собой, найти в себе черты персонажа, войти в роль. Исходила из того, чему учила учительница литературы, когда в школе читали по ролям. Без ложной скромности скажу, я читала превосходно. Но масштаб меняет человека. Камера холодит. Помнится, первый опыт съёмки в общении с американцами (нач. 90-х). Было страшновато, хотя и местное ТВ. Чего боялась? Нет, не языковых казусов, хотя и это тоже, но, главным образом, крупного плана. Это сейчас молодёжь без комплексов, а мы воспитывались в жёсткой узде.
Чтобы быть всегда естественным, надо быть самим собой. Кому-то это приходит само собой, от рождения, а кому-то - с опытом. Но крупный план не только показывает душу персонажа, но и душу актёра и режиссёра. Поэтому не каждый режиссёр способен обнажиться, ведь это искусство, а плохое искусство не может подарить катарсис, только плевок в душу зрителя.

14 марта 2018 в 18:02