Эдуард Мане-предшественник импрессионизма-3

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

В 1863 году Эдуард Мане создает свое первое уже этапное произведение – «МУЗЫКА В ТЮИЛЬРИ». Внимание живописца концентрируется на жизни города, новая цивилизация ко-торого получила как раз в то время свои зримые черты.
Город рос, перестраивался, в нем прорубали новые авеню, бульвары, уничтожали тесные средневековые кварталы. Город стал сосредоточием толпы, шумных многолюдных улиц, колышушихся людскими потока-ми.
Стихия большого города интересовала еще Бальзака, его недры исследуют Флобер, братья Гонкуры, Золя, Мопассан. Мане тоже гипнотизировало столичное бытие: этот поток жизни, калейдоскоп впечатлений, бесконечных, как эта жизнь.
Мане вступал в живопись фактически первооткрывателем современного города, перешагнув на этом пути всех своих современников.

Перед нами «парижский свет», собравшийся в летнем парке Тюильри. Он видится худож-нику нерасчлененной безликой массой, хотя при внимательном рассмотрении мы увидим узнаваемые фигуры, лица или силуэты конкретных персонажей: вот первый слева элегант-ный бородач -это сам Мане, под деревом в профиль - Бодлер, младший брат Эдуарда Эжен, за ним – популярный композитор Жан Офенбах, горячий пропагандист испанского искусства барон Тейлор, в даме с веером можно узнать жену Офенбаха и т.д. Но это не разрывает ощущения нерасщеплённой множественности людей в городском саду.

Для этого художник сорганизует композицию посредством колышущихся, то расплывающихся, то резко обозначенных цветом силуэтов и пятен.

Картина не понравилась критикам. Они упрекали его, что картина «мучает зрение, как ярмарочная музыка терзает слух», что у автора «мания видеть все в пятнах». Но именно в этой картине такие молодые художники, как Клод Моне, Ренуар, Базиль, открыли в ней то, что заложило основы направления, которое потом стало называться импрессионизмом. Но Мане решает не только художественные задачи. Он занимает и определенную общественную позицию, так ли уж радует его взор зрелище светского гуляния? И нет ли оттенка иронии в самом названии картины?
Ведь никто в саду Тюильри не поддается очарованию музыки, светская толпа холодна и равнодушна. Художник это видит, и оставляет у нас ощущение не слишком привлекательного, бездуховного зрелища.
Если в саду Тюильри мы видим общественно-светскую жизнь Мане, то многие его картины 1860-1861 годов под предлогом испанских и фламандских сюжетов показывают его частную, скажем даже - тайную жизнь.
Например, эта «НИМФА, ЗАСТИГНУТАЯ ВО ВРЕМЯ КУПАНИЯ» -это в сущности фрагмент, вырезанный из большой картины Мане – «МОИСЕЙ, СПАСЕННЫЙ ИЗ ВОД», которую он посчитал неудачной и разрезал.
Теперь дочь фараона превратилась в целомудренную пышнотелую купальщицу, а на самом деле это была спутница Мане уже на протяжении 6 лет – Сюзанна Леенхоф.

Она была на 2 года старше Мане. Их знакомство началось, когда Мане было 17 лет. Именно она родила сына Леона –Эдуарда. Мане изобразил свою нидерландскую спутницу, как бы объединив работы Рембрандта, Буше и Рубенса. Мане, этот любитель женщин, всю жизнь был нежно к ней привязан.
Он делает Сюзанну героиней многих своих полотен.
Картина «ЧТЕНИЕ» – это самый очаровательный портрет, который Мане написал со своей жены (женился он двумя годами раньше). Фигура чтеца была дописана несколько лет спустя, это их сын Леон. Он изображен как бы братом жены.
Это самая «импрессионистическая» работа из всего того, что к тому времени написал Мане.
«МАДАМ МАНЕ ЗА ПИАНИНО» - вновь перед нами портрет Сюзанны. Ее здравый ум, доброта, веселость и музыкальный талант, который признавал сам Ференц Лист, стали для Мане источником стабильности и духовной поддержки. Сюзанна была знатоком современной музыкальной жизни, прекрасно исполняла Вагнера, была хозяйкой музыкальных салонов по четвергам.
«МАДАМ МАНЕ В ОРАНЖЕРЕЕ» – это также портрет добродушной голландки, коей и была Сюзанна Мане. По словам людей знавших ее, в облике мадам Мане чувствовалось нечто особенное; она была наделена добротой, простотой, искренностью, безмятежным спокойствием. Именно это мы и чувствуем, глядя на это полотно.