Пособие по истории детства. Год 1967. Общий фон

Василий Носачёв
Год 1967-й. 
Температурные рекорды: – 1 - 22 янв.; + 5 - 19 марта;  + 22 - 20 апреля;  + 37 - 7 июня
В Новосибирске проживает 1 млн. 64 тыс. жителей. Начато стр-во Западного жмс. (по 1980 г.)
«Мой Новосибирск родной» - Владислав Ленский (самодеятельность) дарит городу песню-визитку на долгие времена.
Февр. Митинги против провокационных действий китайских хунвейбинов у советского посольства в Пекине.
20 февр. Наш биатлонист Виктор Маматов станет первым советским чемпионом мира.
Дворовая хоккейная  команда «Сигнал» выиграла приз «Золотая шайба».
1 марта. В «Толмачёво» приземлился «Ил-62» по маршруту Москва-Хабаровск.
2 марта. Первые покупатели вошли в «ЦУМ». Прорубается на площадь Вокзальная магистраль.
ЦДК - новый книжный взамен снесённого на углу ул.Горького (из здания Облпотребсоюза съехал Универмаг в новый ЦУМ).
Разработан план ликвидации оврагов. Планируется снос 2,5 тыс. домов.
Открыты магазины «Северянка» - 25 февраля; «Синтетика» - 8 марта, 10 июня - магазин «Турист».
Сданы ещё 2 к/т «Космос» и «Орион» и 2 плавательных бассейна «Нептун» и завода «НЭРЗ».
Ввод телестанции «Орбита». Начало цветного вещания (пока до 31.12.75 только центрального).
Прямой репортаж военного парада с Красной площади.
10 июня. Открылся салон для новобрачных «Весна», а также кафе «Отдых».
Сентябрь. Введена в строй автомагистраль Новосибирск - Барнаул
Ассигнованы первые 60 тыс. руб.?! на строительство 2-го моста через Обь.
25 сент. Обл.театр драмы переехал в здание постройки 1912 г., с 92г - «Театр Старый дом».
2.11. Дом учёных. СОАН-10 лет: 21 академический институт, 18 академиков, 27 член-кор., 154 доктора, 900 канд.наук.
Звание Героя академику Лаврентьеву.
6.11. Открытие Монумента Славы воинам-сибирякам. 30 тыс. фамилий павших арх.(А.Чернобровцев).

В стране. 
ГОД 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции.
5-ти дневка. 14 марта Указ ВС «О переводе рабочих и служащих на 5-ти дневную рабочую неделю».
Юрий Андропов - председатель КГБ (по май 1982 г.) на смену В.Семичастному (с 61 г.).
Смещены и понижены также «главный комсомолец» с 59г. С.Павлов (на физкультуру и спорт)
и Шелепин - с КПК на профсоюзы.
А.Гречко – новый министр обороны (командующий ОВС Варшавского договора, маршал).
Умер бывший МО с 1957 г. маршал Р.Малиновский.
Служба в СА – 2 года, а на флоте – 3 года. Считается, что отсюда произошла «дедовщина».
Погиб лётчик-испытатель Герой С.С.  Ю.Гарнаев во Франции.
25 апреля. Полёт нового корабля «Союз-1». Космонавт-испытатель В.Комаров погиб при посадке.
«БЭСМ-6» производит до 1 млн. операций/сек.
Открыты «Аллея космонавтов» и памятник покорителям космоса на ВДНХ,
Музей истории космонавтики им.Циолковского в Калуге
8 мая Москва: открытие памятника «Могила Неизвестного солдата» у кремлёвской стены.
Прах перевезён с места боёв у с.Крюково.
9 мая. Костюмированный парад. Открытие мемориалов в Волгограде «Родина-мать» на Мамаевом кургане, в г. Саласпилс (Латвия). В Саласпилсе летом следующего 1968г. побывает вторая поисковая бригада школы №3.
Учреждён государственный «Знак качества».
25 окт. Ввод в действие трансконтинентального газопровода «Средняя Азия - Центр».
12 окт. Закон «О введении начальной военной подготовки в школах». 3-й Всесоюзный слёт пионеров в п/л «Артек».
30 окт. Впервые в автоматическом режиме произведены стыковка и расстыковка космических аппаратов «Космос-186 и -188»
Сданы в эксплуатацию Останкинская телебашня (533 м) и телецентр.
Пожар «Бородинской панорамы».
КБ Туполева заканчивает испытания сверхзвукового пассажирского лайнера «Ту-144».

В мире. ЭКСПО-67 в Монреале. Советский павильон перевезут на ВДНХ.
КНР. Культурная революция пошла антисоветским путём.
Расправы над членами ЦК КПК. Опала Дэн Сяо Пина, Лю Шао Ци. Уцелел Чжоу Энлай.
Выдвижение Линь Бяо, Кан Шэна. Нарастание напряжения на советско-китайской границе.
США. 27.01. Пожар на стартовой площадке «Аполлона-10». Погибли первый космонавт США Гриссом и Уайт,
осуществивший первый (в США) выход в открытый космос.
Греция. «Чёрные полковники», Пападопулос?,  военный переворот.
Убит Че Гевара в партизанском отряде в Боливии.
Ближневосточный кризис. 6-ти дневная война.
5-10 июня. Израиль за 6 дней захватил территорию в 4 раза больше своей! 375 советских «МиГов» уничтожены на земле,
300 танков Т54 захвачены. Израиль захватил Голанские высоты, Синайский п-ов до Суэцкого канала. Канал закрыт.
Независимость: Южный Йемен.

Наука и техника.
Лауреаты Лен.пр.: Будкер Герш Ицкович, директор ИЯФ СОАН СССР (с 57 г.), управляемый термояд.
Лифшиц И.М., физик, квантовая теория твёрдых тел и физика полимеров (брат-Е.)
Михайлов В.Н., физик, за разработку и испытания ядерных и термоядерных зарядов и устройств
Флёров Г.Н. , физик, за синтез сверхтяжёлых элементов №102-107. Один из отцов атомной бомбы
Морозов А.А., конструктор, участник разработки танка Т34 под рук. Кошкина М.И.
Евстратов В.Ф., химик-органик, за технологию изготовления радиальных шин
Герои Соц. Труда – Лаврентьев М.А., математик и механик, председатель СО АН до 1975 г.
Сажин Н.П., металлург – производство чистых веществ, полупроводников
Миллионщиков М.Д., физик, труды по теории турбулентности, фильтрации и ядерной энергетике
Чинакал Н.А., наш институт горного дела — угольщик (следом за Ленинской пр. в 66 г.)
Госпремия (2-я и посмертно) Зильбер Л.А., микробиолог, вирусолог и иммунолог, брат В.Каверина («Открытая книга»)

ЛИТЕРАТУРА:   УШЛИ Юрий Герман, Илья Эренбург, Лев Никулин, Давид Бурлюк (в эмиграции)
Лев Шейнин («Записки следователя»)
Герои соц.труда: Михаил Шолохов, Константин Федин (1-секретарь с 57г до 71г и с 71г Председатель СП)
               
А.Солженицын р-н «Раковый корпус», публикует в Самиздате, откуда он утечёт «за бугор».
В Италии на русском и итальянском выходит «Крутой маршрут» Е.Гинзбурга
А из-за бугра приходят также через Самиздат «20 писем другу» Светланы Аллилуевой.
Анатолий Алексин – «А тем временем где-то»
Вайнеры Аркадий и Георгий – «Часы для мистера Келли», детективная повесть-дебют
Владимир Войнович – «Два товарища», повесть
Юрий Коваль – «Станция «Лось»
Виль Липатов – «Деревенский детектив», к/ф 68 г.
Анатолий Приставкин – «Голубка», роман
Вадим Шефнер – «Запоздалый стрелок», фантастическая повесть
Габриэль Гарсиа Маркес – «Сто лет одиночества», роман

Поэзия: Ленинская премия: Михаил Светлов (посмертно)
А.Жаров – сб. «Заветный камень»
Я.Смеляков – сб. «День России»
А.Твардовский – «Из лирики этих лет» 59 – 67 гг.
В. Шефнер – сб. «Своды»

Издания:
в Зап-Сиб.книжном издательстве «Баранкин, будь человеком!» – 50 тыс.экз., п-сть В.Медведева
Н.Осинин «Крутые ступени» с повестью «Через все преграды»
Курт Воннегут – «Утопия 14», перевод романа «Механическое пианино» (52 г.)

Журналы и газеты:
«Литературная газета» выходит на 16 стр. в двух цветах, и открывает «Клуб «12 стульев»
В №1 «Москвы» с купюрами прошла первая публикация «Мастера и Маргариты» М.Булгакова
В  ж. «Пионер» отрывки из книги П.Трэверс «Мэри Поппинс» в пересказе Б.Заходера, к/ф 83 г.
«Сибирские огни» – Валентин Распутин – «Деньги для Марии»
Древнеиндийский эпос «Махабхарата» с 57 по 67 г. издан 7-ю выпусками в переводе Б.Смирнова, врача-нейрохирурга (23 тысячи двустиший из 100 тысяч) изд-во АН Туркменской АССР

Драматургия:
А.Алексин – «Мой брат играет на кларнете»
С.Алёшин – «Дипломат»
Л.Зорин – «Варшавская мелодия», «Декабристы» – в постановках
В.Розов – «Традиционный сбор»

Звание народных артистов – Соловьёву-Седову, композитору и Евг.Беляеву – солисту ансамбля песни и пляски СА

Музыка: ушли композитор Аркадий Островский,
        Елена Фабиановна Гнесина — основоположница муз-пед училища директором которого была с 1944 года

Родион Щедрин – «Кармен-сюита» с Майей Плисецкой
Сергей Слонимский – опера «Виринея»
Кирилл Молчанов  – опера «Неизвестный солдат»
Александр Холминов – опера «Оптимистическая трагедия»

Песни
ВИА «Весёлые ребята» Павла Слободкина — год рождения
Жанна Бичевская — лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступала сольно с 71 г.
«Человек из дома вышел» Г.Пожлаков — в исп.Э».Хиля. И ещё «Ребята 70-й широты», «Отзовись», «Этого мне только не хватало...возможно это связано с тобою», «11-й маршрут», «Самолёт поднимается выше и выше, и моторы на крыльях протяжно ревут...» в исп. Анатолия Королёва
«Ноктюрн», «Чайка за кормой», «Хочешь, я пойду с тобой рядом», «Что было, то было», «А где мне взять такую песню», «Не жалею не зову не плачу», «Тополя»,
«Неотправленное письмо» – Мелик-Гаджикасимов в исполнении Валерия Ободзинского.
Оскар Фельцман, Н.Олев «Что такое Манжерок?» песня к комсомольскому слёту
Биг-бэнд Олега Лундстрема становится непременным участником джаз-фест., в т.ч. за рубежом
20 марта: Петушки – 1-й слёт КСП (клубов самодеятельной песни) – неофициальный фестиваль бардов: Александр Галич, Юрий Кукин, Ада Якушева, Виктор Берковский, Юлий Ким.

из к/ф
Записи песен В.Высоцкого после «Вертикали» прочно завоёвывают популярность, и он выступает с концертами в Москве.
Юрий Визбор спел в «Июльском дожде» свою «Спокойно, товарищ» а у нас поют его «Серёгу Санина»  и «Ах, война, что ты сделала, подлая»,  Булата Окуджавы
«Туман, туман…», А.Колкер, Ким Рыжов из к/ф «Хроника пикирующего бомбардировщика»
«Капли датского короля» и проч. из «Жени, Женечки и Катюши» (Исаак Шварц-Б.Окуджава, А.Кавалеров)

Театр: Ленинская премия: Игорь Моисеев, балетмейстер – Ансамбль народного танца СССР
«Большевики» – спектакль театра «Современник» по пьесе М.Шатрова, постановка Олега Ефремова (И.Кваша, Валентин Никулин, Лилия Толмачёва, Валентин Гафт), реж. телезаписи Галина Волчек

Изо: Юрий Пименов – Лен.пр. за серию «Новые кварталы» 63-67 гг.
Звание народного худ. Д.Шмаринову (в том числе за иллюстрации к «Войне и миру»)
Мемориалы и стройки Е.Вучетич и Н.Никитин - «Родина-мать».
Архитектура
Посохин М.В. - павильон ЭКСПО-67 в Монреале, он же в Осаке-70
Н.Никитин - Останкинская телебашня.
Чечулин Д.Н. - начал стр-во гостиницы «Россия» на фундаменте 8-й (брошенной) его же высотки. (Неудачное место - снесут).

За рубежом:
Март. Сан-Франциско. 15 тыс.молодых людей обращены в хиппи
Международный фестиваль «Монтерей-поп» (Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин, Саймон и Гарфанкель, Отис Рэддинг, Равви Шанкар)
«Битлы» совершили первые гастроли, студийные записи. Альбом «Клуб одиноких сердец…»
«The DOORS» год расцвета группы Дж.Моррисона (США — 65-72 гг.)
Джордже Марьянович, Югославия

КИНО:
Экранизации:
«Война и мир» – С.Бондарчук завершил съёмки самого дорогостоящего проекта советского кино, обошедшегося в сумму более 96 млн. долларов (120 тыс.чел.массовки, 165 тыс.костюмов, «Оскар» - 69 г. 2-я сов.картина-лауреат после «Радуги» М.Донского)
«Анна Каренина» – А.Зархи (Т.Самойлова, Н.Гриценко, В.Лановой, А.Вертинская, М.Плисецкая, Ю.Яковлев, И.Савина), 16-я киноверсия романа Л.Н.Толстого на ту пору.
«Весна на Одере» – Л.Сааков (А.Кузнецов, Г.Жжёнов, Л.Чурсина, А.Грачёв) по Э.Казакевичу
«В огне брода нет» – Г.Панфилов, сц.Е.Габрилович по своему рассказу «Случай на фронте»
«Взорванный ад» – И.Лукинский, к/ст.им.Г. по п-сти А.Салынского (Г.Бортников) *
«Комиссар» – А.Аскольдов, ст.Горького (Нона Мордюкова, Р.Быков, Р.Недашевская) по мотивам рассказа В.Гроссмана «В городе Бердичеве». Замечательный фильм, который я увижу лет через 30.
«Вий» – К.Ершов, Г.Кропачов, ужасы по Н.В.Гоголю (Наталья Варлей, Л.Куравлёв) *
«Майор Вихрь» – Е.Ташков (Вадим Бероев-отец, В.Стржельчик, ), по п-сти Ю.Семёнова *
«Их знали только в лицо» – А.Тимонишин, к.ст.Довж.,ч/б  по п-сти Э.Ростовцева *
«Возмездие» – А.Столпер (К.Лавров, А.Папанов, Л.Крылова, Ю.Визбор, А.Плотников) по К.Симонову
«Война под крышами» В.Туров, Беларусьфильм по 1 части кн.А.Адамовича «Партизаны», см прил.
«Зося» – СССР-Польша, М.Богин по В.Богомолову. см.прилож
«Женя, Женечка и «Катюша» – В.Мотыль, сценарий Булата Окуджавы, Ленфильм (Олег Даль, Г.Фигловская, М.Кокшёнов, Г.Штиль, Марк Бернес-посл.роль в кино, А.Кавалеров и сам Булат Окуджава)
«Бегущая по волнам» – П.Любимов, СССР-Болгария (Р.Быков, М.Терехова, О.Жаков) по А.Грину
«Продавец воздуха» – В.Рябцев, Одесская к/ст. по мотивам фант.романа А.Беляева, см.прилож.
«Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна» – В.Азаров (М.Волков, Г.Жжёнов, А.Толбузин, В.Талызина, Л.Максакова, В.Кашпур, Бруно Фрейндлих).По р-ну Василия Ардаматского «Сатурн» почти не виден».
«Происшествие, которого никто не заметил» – А.Володин, Ленфильм ч/б (Ж.Прохоренко, Вит.Соломин, Е.Лебедев, П.Луспекаев). Музык. сказка по пьесе А.Володина – сам себе режиссёр.
«Старшая сестра» – Г.Натансон, по пьесе А.Володина (Т.Доронина, Н.Тенякова, В.Соломин), см.прил
«Сильные духом» – В.Георгиев, Свердловская к/ст. (Гунар Цилинский, И.Переверзев, Е.Весник, Люсьена Овчинникова). По мотивам р-на Дм.Медведева «Это было под Ровно».
«Туманность Андромеды» – Е.Шерстобитов, к/ст.Довженко, по р-ну И.Ефремова
«Цыган» – Е.Матвеев, к/ст. им.Довженко, 1-я экранизация романа Анатолия Калинина (Е.Матвеев – Людмила Хитяева, И.Переверзев, Серёжа Ермилов), но писатель его тоже пишет и пишет – (60-89) гг.
«Железный поток» – Е.Дзиган, по р-ну А.Серафимовича (эпизод с истерическим хохотом)
«Зареченские женихи» – по А.Леонову, сц. дебют В.Мережко, студента 2-го курса, см.приложение

Киноповести:
«Журналист» – С.Герасимов, к/ст.им.Горького (Юрий Васильев, Галина Польских), см.приложение
«Июльский дождь» – М.Хуциев (Евг.Уралова, А.Белявский, Евг.Козырева), см.приложение
«Нежность» – Эльёр Ишмухамедов, Узбекфильм (Родион Нахапетов, Мария Стерникова)
«Ленфильм» (Инна Чурикова, Михаил Кононов, А.Солоницын, М.Булгакова, М.Глузский, В.Бероев), ч/б
«Два билета на дневной сеанс» – Г.Раппопорт, сц.Б.Чирсков-последний, Ленф.(А.Збруев), см.прилож.
«Хроника пикирующего бомбардировщика» – Н.Бирман (Г.Сайфулин, О.Даль, Ю.Толубеев-отец)
«Короткие встречи» – К.Муратова, Одесская к/ст. (В.Высоцкий, Кира Муратова, Нина Русланова)
«Вертикаль» – С.Говорухин (В.Высоцкий, Лариса Лужина… это она была в Париже), см.приложение
«Фокусник» – П.Тодоровский (Зиновий Гердт, А.Ларионова, О.Гобзева, Е.Леонов, Л.Дьячков)
«Дом и хозяин» – Б.Метальников (И.Лапиков, Стефания Станюта, Б.Новиков, А.Соловьёва)
«Особое мнение» – В.Жилин, Одесская к/ст. (Ефим Копелян, Эльза Леждей, П.Ринне, П.Крымов)
«Замёрзшие молнии» – Германия-СССР (М.Ульянов, А.Мюллер, Л.Немчик - об узниках конц.лаг.)
«Места тут тихие» – Г.Щукин (С.Никоненко, М.Глузский, Н.Гриценко, Н.Тимофеев)
«Тихая Одесса» – В.Исаков, Одесская к/ст. (П.Крымов, В.Ганшин, Евг.Кузнецов, И.Дмитриева)
«Верность матери» – М.Донской (Р.Нахапетов) культпоход всем классом на фильм из ленинианы с 12 янв.

Кинокомедии
«Кавказская пленница» – Л.Гайдай – новый рекордсмен проката (Наталья Варлей) *
«Его звали Роберт» – И.Ольшвангер, Ленфильм (О.Стриженов, М.Вертинская, Марсель Марсо)
«Похождения зубного врача» – Э.Климов, сц.А.Володин, (А.Мягков-дебют),  см.приложение

Детское кино
«Неуловимые мстители» – Э.Кеосаян (В.Косых), по повести Павла Бляхина (1923-26 г.), см.приложение
«Республика ШКИД» – Г.Полока, Ленф.(С.Юрский, П.Луспекаев, Саша Кавалеров)по кн. Г.Белых и Л.Пант.с 12 янв.
«Я вас любил» – И.Фрэз, к/ст.Г.(Виктор Перевалов, Виолетта Хуснулова, Е.Весник, Вера Орлова, Н.Селезнёва)
«Я родом из детства» –  В.Туров, сц. Геннадий Шпаликов, Беларусьфильм, см.прилож.
«Дай лапу, друг!» – И.Гурин, ст.Горького (В.Беляева, Ник.Лебедев)

Документальное кино
«Летопись полувека» – Год выпуска: 1967-1969 Режиссёры: Л. Дурасов, И. Кузнецов, Б. Горбачёв, П. Резников, В. Лебедь, П. Сыров, В. Гейман ... В 1967 году, в канун 50-летия Октябрьской революции, Центральное телевидение собрало воедино фильмотечные кадры, посвящённые истории нашей страны, и смонтировало их в документальный сериал по принципу «Очередной год — очередная серия». Историко-документальные ленты из архивных материалов создавались и раньше, но были локализованы определённой темой, небольшим промежутком времени.
«Говорит спутник», музыка А.Флярковского
«Гренада, Гренада, Гренада моя» – А.Кармен-К.Симонов
«Язык животных» – Киевская ст. научно-популярных фильмов
«Париж... Париж» – Г.Асатиани

Мультфильмы:
«Варежка» – Ж.Витензон-Р.Качанов

Из-за рубежа
«Даки» – Румыния-Франция, С.Николаеску
«Чингачгук – Большой Змей» – ГДР, Р.Грошопп
«Мне было 19» – ГДР, К.Вольф
«Неукротимая Анжелика» – Фр.-Герм.-Ит., Б.Бордери (Мишель Мерсье - Роберт Оссейн)
«Искатели приключений» – Фр.-Ит., Р.Энрико (Ален Делон, Лино Вентура, Дж.Шимкус)
«Самурай» – Франция, Ж-П.Мельвиль (Ален Делон, Натали Делон, Франсуа Перье)

Спорт
Футбол.  Последняя игра Льва Яшина 16.08 в Тбилиси со сб.Грецией (ЧЕ) 4:0 смена вратаря
У сборной новый тренер М.Якушин. Команда выполнила задачу сезона и вышла в 1/4 ЧЕ и Олимпийского турнира. (Дебют Истомина, Еськова, Гиви Нодия, Удачный сезон для Пшеничникова и Хурцилавы, И.Численко, Э.Стрельцова, Малофеева, Банишевского, Бышовца)
«Франс футбол» по итогам сезона даёт сборной СССР — 1-е место!

Биатлон: наш Виктор Маматов первым среди советских биатлонистов выигрывает мировой чемпионат и первым среди новосибирских мастеров спорта становится заслуженным.

Хоккей.  На ЧМ в Вене  Виктор Полупанов и Анатолий Фирсов стали лучшими снайперами (по 11 голов). А.Фирсов и Давыдов среди лучших игроков. Это 5-я подряд победа сборной СССР на ЧМ.
 
За рубежом
США. Скончался Роберт Оппенгеймер – руководитель атомного проекта
Установлен международный стандарт времени.
Договор о принципах исследования космического пространства и Луны

Примета года.
Появление второго выходного изменило уклад жизни. Сидеть два дня дома было скучным занятием для всех. Летом стали выезжать на пляж на Горской. Тогда транспорт останавливался прямо у лестницы на дамбе, ведущей вниз к песочку и реке. Активизировались туристы и особенно дикари. 
Вылазки на выходные с рюкзаками и палатками станут непременными атрибутами студенческой, да и школьной жизни.

Радио
«Встреча с песней». 31 января. Ведущий - Виктор Татарский
«Музыкальный глобус»

ТВ
Начала цветного вещания во франко-африканской системе «Секам»
Ираклий Андронников получает госпремию. Этот рассказчик-литературовед на ТВ с 1954 г.

«КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА, ИЛИ НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА», СССР, МОСФИЛЬМ, 1966, цв., 82 мин. Эксцентрическая комедия.
Лидер проката (1967, 1 место) — 76.54 млн. зрителей. Первая роль Натальи Варлей.
Авторы сценария: Я.Костюковский, М.Слободской, Л.Гайдай.
Вторая из блестящей комедийной трилогии Леонида Гайдая («Операция "Ы" и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука»). Трудно найти человека, который не видел бы этот фильм хотя бы два раза, большинство фраз и эпизодов из фильма «ушли в народ». Однако уже не всем понятно, что же так привлекало в этом фильме — ведь советская действительность отошла в небытие и многие реалии уже не узнаются. Приезжая на Кавказ (и в некоторые другие уголки нашей бывшей необъятной Родины) советский человек некогда попадал в совсем другую жизнь — мир постоянного (так казалось) праздника и сказочного (по сравнению с русской глубинкой) изобилия. Шурику кажется, что и люди здесь такие же хорошие (да и вообще шестидесятники ужасно поражались, когда сталкивались с людьми, не готовыми все отдать для общего блага). Но за современным фасадом по-прежнему живы (и как мы видим теперь, неизживаемы) жестокие старинные обычаи, помноженные на обыкновенное, привычное воровство, взяточничество и чинопочитание. Весь городок, в сущности, одна большая семья — поэтому с неугодным человеком легко расправиться, засадив в сумасшедший дом (здесь фильм во многом предвосхитил действительность), легко может исчезнуть девушка, если ее родственники согласны...
Леониду Гайдаю удалось собрать блестящий актерский ансамбль, в фильме буквально нет незапоминающихся ролей и эпизодов, но, конечно, главная удача — блестящая роль В. Этуша. Гайдаевская «троица» — Никулин, Вицин, Моргунов — как всегда, неподражаема.
В ролях: Александр Демьяненко, Наталья Варлей, Владимир Этуш, Юрий Никулин,Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Руслан Ахметов, Фрунзе Мкртчян, Нина Гребешкова,Михаил Глузский, Георгий Милляр, Эммануил Геллер, Петр Репнин.
Режиссер: Леонид Гайдай.  Оператор: Константин Бровин. Художник-постановщик: Владимир Каплуновский.
Композитор: Александр Зацепин. Текст песен: Леонид Дербенев. Исполнение песен: Наталья Варлей, Юрий Никулин.


«НЕУЛОВИМЫЕ МСТИТЕЛИ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1966, цв., 78 мин.
Героико-эксцентрическая комедия, приключенческий фильм.
Первая серия собрала в первый год более 50 млн человек. Особо надо отметить запоминающиеся музыку и песни, ставшие «знаком» трилогии: композиторы Борис Мокроусов (первая серия) и Ян Френкель (вторая и третья серии); текст песен Роберт Рождественский.
В ролях: Виктор Косых, Михаил Метелкин, Василий Васильев, Валентина Курдюкова, Лев Свердлин, Ефим Копелян, Владимир Трещалов, Владимир Белокуров, Борис Сичкин,Инна Чурикова, Глеб Стриженов, Савелий Крамаров, Геннадий Юхтин, Павел Винник.
Режиссер: Эдмонд Кеосаян.Авторы сценария: Сергей Ермолинский, Эдмонд Кеосаян. Композитор: Борис Мокроусов.
Премия ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» режиссеру Э.Кеосаяну Всесоюзная неделя детского фильма (1967)

«ИХ ЗНАЛИ ТОЛЬКО В ЛИЦО», СССР, киностудия ИМ. А.ДОВЖЕНКО, 1966, ч/б, 92 мин.
Героико-приключенческий фильм. По мотивам повести Эдуарда Ростовцева «Час испытаний».
О партизанах-подводниках, совершавших смелые диверсии против вражеских кораблей и гитлеровских оккупантов в одном из южных портов Украины. Лидер проката (1967, 7 место) — 43.7 млн. зрителей.
В ролях: Ирина Мирошниченко, Александр Белявский, Юрий Волков, Владимир Емельянов, Владимир Волчик, Сергей Голованов, Елена Добронравова, Анатолий Вербицкий, Марина Стриженова, Алексей Смирнов.
Режиссер: Антон Тимонишин. Авторы сценария: Бело Юнгер, Эдуард Ростовцев, Игорь Луковский. Композитор: Игорь Шамо.

«ДВА БИЛЕТА НА ДНЕВНОЙ СЕАНС», СССР, Ленфильм, 1966, ч/б, 90 мин. Детектив. Авторы сценария: Б.Чирсков, Евгений Худяков.
Молодой сотрудник ОБХСС Алешин, не чувствуя в себе призвания милиционера, подает рапорт об увольнении. Начальник не возражает, но дает ему последнее поручение. Необходимо выяснить последнюю подробность только что завершенной операции: у двух валютчиков найдены два использованных билета в один кинотеатр, на одно и то же место. Разгадка тайны билетов втягивает Алешина в бурные события, которые заканчиваются обнаружением банды. Лидер проката (1967, 10 место) — 35.3 млн. зрителей.
В ролях: Александр Збруев, Земфира Цахилова, Игорь Горбачев, Петр Горин, Алексей Кожевников, Никита Подгорный, Валентина Сперантова, Бруно Фрейндлих, Лариса Барабанова, Людмила Чурсина, Владимир Кенигсон, Станислав Чекан.
Режиссер: Герберт Раппопорт.  Композитор:Александр Мнацаканян.
«элон - лучше болоньи»

«РЕСПУБЛИКА ШКИД», СССР, Ленфильм, 1966, ч/б, 103 мин. Постреволюционная школьная драма.
По мотивам одноименной повести Г.Белых и Л.Пантелеева. Популярная киноповесть о перевоспитании в школе-интернате трудных детей-беспризорников. Лидер проката (1967, 12 место) — 32.6 млн. зрителей.
В ролях: Сергей Юрский, Юлия Бурыгина, Павел Луспекаев, Вера Титова, Анатолий Столбов, Лев Вайнштейн,Виктор Перевалов, Александр Кавалеров, С. Товстоногов.
Режиссер: Геннадий Полока. Автор сценария: Л. Пантелеев. Композитор: Сергей Слонимский.

«ВИЙ», СССР, Мосфильм, 1967, цв., 78 мин. Фильм ужасов, мистическая фантазия.
По мотивам одноименной повести Н.В.Гоголя. Лидер проката (1967, 13 место) — 32.6 млн. зрителей.
Художественный руководитель, постановщик комбинированных съемок и трюков — Александр Птушко.
В ролях: Леонид Куравлев, Наталья Варлей, Алексей Глазырин.
Режиссеры: Константин Ершов, Георгий Кропачев. Авторы сценария: Александр Птушко,Константин Ершов, Георгий Кропачев. Операторы: Федор Проворов, Виктор Пищальников, Борис Травкин.  Композитор:Карен Хачатурян.

«ЖУРНАЛИСТ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1967, ч/б, 226 мин. Социальная мелодрама. Автор сценария: С.Герасимов
Фильм состоит из 2-х частей: «Встреча», «Сад и весна». Преуспевающий молодой журналист (дебют Юрия Васильева) едет в небольшой промышленный городок, чтобы разобраться в письменных жалобах гражданки Аникиной. На Урале у Юрия появляется много друзей. Но самый большой дар — счастье разделенной любви — ему приносит знакомство с Шурой Окаемовой. Встречаясь с автором писем и Шурой, которую та оболгала, он не сразу поймет сложность ситуации и меру ответственности перед теми, кого обязан был защищать...
Профессия главного героя, вынесенная в заголовок фильма, позволила режиссеру охватить целый пласт социальных явлений и событий, происходящих в Москве, рабочем уральском поселке и даже за дальними рубежами нашей Родины. Внешне непритязательный, но безусловно наполненный обаянием советского образа жизни пафос картины претендовал на то, чтобы сделать ее подлинным документом эпохи, хотя скорее сделал образцом социалистического реализма. Прокат (1967, 18 место) — 27.8 млн. зрителей.
В ролях: Юрий Васильев, Галина Польских, Надежда Федосова, Иван Лапиков, Сергей Никоненко, Тамара Макарова, Сергей Герасимов,  Анни Жирардо,  Екатерина Васильева, Валентина Теличкина, Василий Шукшин, Тамара Совчи, Владимир Пицек, Софья Павлова.
Режиссер: Сергей Герасимов.Композитор: Павел Чекалов.
Большой приз МКФ в Москве—67 (вместе с фильмом «Отец», реж. Иштван Сабо, ВНР); Лучший фильм 1967 года по опросу журнала «Советский экран

«МАЙОР «ВИХРЬ», СССР, Мосфильм, 1967, ч/б, 197 мин. Героико-приключенческий фильм по одноименной повести Ю. Семенова.
Великая Отечественная война. Гитлеровское командование принимает план уничтожения памятников культуры Восточной Европы. Узнав об этом, советское командование направляет в Краков группу разведчиков, возглавляемую майором «Вихрем». В основе сюжета — исторические факты и события героической операции, проведенной советскими разведчиками по спасению Кракова от уничтожения фашистами в 1944 году.
В ролях: Вадим Бероев, Анастасия Вознесенская, Александр Ширвиндт, Владислав Стржельчик, Владимир Гусев, Владимир Кенигсон, Виктор Павлов, Евгений Тетерин,Игорь Ясулович.
Режиссер: Евгений Ташков. Автор сценария: Юлиан Семенов.Композитор: Андрей Эшпай.

«АЙБОЛИТ—66», СССР, Мосфильм, 1966, цв., 99 мин. Эксцентрическая музыкальная комедия по сказке Корнея Чуковского «Айболит».
Режиссер Р. Быков делал шутейное, веселое, карнавальное представление. Он даже придумал подобному зрелищу особое название — «куваркалиада». Персонажи известной сказки, знакомые маски открывают свои новые лица: Айболит оказывается и волшебным лекарем, и вполне узнаваемым, замотанным, обремененным тысячью забот, склонным к резонерству современным родителем. Бармалей — и традиционным злодеем, и дурашливым уличным хулиганом, желающим всех победить, одержимым к тому же манией величия.Сказочное представление для детей и взрослых — с песнями, музыкой, танцами, стрельбой и хорошими актерами. Прокат — 17 млн. зрителей.
В ролях: Олег Ефремов, Лидия Князева, Ролан Быков, Алексей Смирнов, Фрунзе Мкртчян, Леонид Енгибаров, Игорь Ясулович.
Режиссер: Ролан Быков. Авторы сценария: Вадим Коростылев, Ролан Быков. Операторы:Геннадий Цекавый, Виктор Якушев. Художник-постановщик: Александр Кузнецов. Композитор: Борис Чайковский. Звукорежиссер: Юрий Рабинович. Монтаж: Ирма Цекавая.
Приз МГК ВЛКСМ на Всесоюзной неделе детского фильма

«БАЛЛАДА О КОМИССАРЕ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1967, ч/б, 70 мин. Героическая баллада. (ТВ Просмотр - 2011г)
По мотивам рассказов Вс.Иванова «Заповедник» и «Долг».
События разворачиваются в годы гражданской войны. Комиссар Фадейцев однажды пощадил белого офицера Чугуреева. И теперь, в дни контрреволюционного мятежа, Чугуреев, направленный своим командованием на отдаленный остров, встречает Фадейцева, скрывающегося в доме егеря Максима. Егеря приговаривают к виселице и приводят приговор к исполнению. Фадейцеву удается бежать из плена, но, находясь на острове, он прекрасно знает, что далеко от врага он не убежит...
В ролях: Юрий Назаров, Галина Польских, Виктор Шульгин, Александр Титов, Талгат Нигматулин.
Режиссер: Александр Сурин. Автор сценария: Виктор Потейкин. Композитор: Алексей Муравлев

«ИЮЛЬСКИЙ ДОЖДЬ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1966, ч/б, 109 мин. Лирическая драма. Авторы сценария: М.Хуциев, А.Гребнев.
Режиссер: Марлен Хуциев. Оператор: Герман Лавров.
Текст песен: Булат Окуджава, Юрий Визбор, Евгений Клячкин. Исполнение песен: Юрий Визбор.

«ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА», СССР, Ленфильм, 1967, ч/б, 78 мин.
Военно-героическая повесть. Авторы сценария: В.Кунин, Н.Бирман.
Значение подобных фильмов о войне, как бы будничных, приземленных, скромно, но с достоинством воспевающих обычный ратный труд зачастую еще совсем молодых парней, возрастает с течением лет. Эта картина Наума Бирмана по сценарию Владимира Кунина с годами приобретает особую доверительность повествования, поскольку многие из актеров (Олег Даль, Юрий Толубеев, Петр Щербаков, Константин Сорокин) уже ушли из жизни. Бытовая правда ежедневного существования солдат, «воздушных рабочих войны», не может обойтись без шуток и прибауток, снимающих напряжение битв и помогающих не утратить бесконечной радости жизни даже в нечеловеческих условиях. Как раз это и способствовало тому, что такие «тихие военные ленты» устойчиво пользовались зрительским успехом в момент своего появления, и продолжают без всяких скидок нравиться и сейчас. Снимал фильм фронтовик Наум Бирман, фронтовик, которому в 1943 году было столько лет, сколько его героям — ровно двадцать. Правда Бирман служил пограничником в Заполярье, а не летчиком на Первом Белорусском.
В ролях: Геннадий Сайфулин, Олег Даль, Лев Вайнштейн, Юрий Толубеев, Александр Граве, Петр Щербаков, Елена Санько, Георгий Корольчук, Виктор Ильичев, Борис Аракелов, Константин Сорокин, Николай Трофимов, Леонид Реутов, Герман Колушкин,Гелий Сысоев.
Режиссер: Наум Бирман. Оператор: Александр Чиров.Композитор: Александр Колкер.Текст песен: Ким Рыжов.

«ВЕРТИКАЛЬ», СССР, Одесская киностудия, 1966, ч/б, 77 мин. Приключенческая драма.
Группа альпинистов готовится к штурму непокоренной вершины Кавказа — пика Ор-Тау. Получив разрешение, они отправляются в путь, а между тем, радист базового лагеря принимает радиограмму о надвигающемся грозовом циклоне. Связист группы получает сигнал только после того, как пройдены самые опасные места, и скрывает от остальных это сообщение...
Своим успехом фильм во много обязан песням Высоцкого.
В ролях: Владимир Высоцкий, Геннадий Воропаев, Маргарита Кошелева,  Александр Фадеев, Лариса Лужина, Бухути Закариадзе.
Режиссеры: Станислав Говорухин, Борис Дуров. Авторы сценария: Сергей Тарасов, Николай Рашеев. Оператор: Альберт Осипов. Композитор: София Губайдулина. Текст песен: Владимир Высоцкий. Исполнение песен: Владимир Высоцкий

«СТАРШАЯ СЕСТРА», СССР, Мосфильм, 1966, ч/б, 102 мин. Мелодрама. По одноименной пьесе Александра Володина.
Сестры — Лида и Надя — живут на попечении дяди, который взял их из детского дома. Простая житейская философия дяди вызывает у них улыбку, хотя он искренне мечтает о счастливой жизни для каждой. Девушки, часто,наперекор собственным судьбам, следуют его совету. Отказывается от своей мечты стать актрисой старшая сестра Надя. Но пройдут годы — и она придет в театр. На роль Нади режиссер Георгий Натансон хотел пригласить Инну Чурикову, но худсовет «Мосфильма» был категорически против. В конечном итоге Надежду сыграла Татьяна Доронина, Михаил Жаров — дядюшку, Наталья Тенякова — Лиду. По опросу журнала «Советский экран» Татьяна Доронина была признана лучшая актриса 1967 года.
В ролях: Татьяна Доронина, Наталья Тенякова, Михаил Жаров, Виталий Соломин,Леонид Куравлев, Валентина Шарыкина, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Софья Пилявская, Павел Массальский, Виктор Ильичев, Александра Данилова.
Режиссер: Георгий Натансон. Автор сценария: Александр Володин. Композитор: Владлен Чистяков.

«ВЗОРВАННЫЙ АД», СССР, киностудия им. М.Горького, 1967, ч/б, 97 мин. Героико-приключенческий фильм.
По повести Афанасия Салынского «Камешки на ладони».
Из концлагеря в Ройтенфуртскую школу немецкой разведки направлена часть бывших советских разведчиков для будущей засылки в СССР. Среди них — Николай Вережников, который, не будучи профессиональным разведчиком, сумел навязать собственную игру и помешать планам врага...
В ролях: Геннадий Бортников, Сергей Яковлев, Николай Скоробогатов, Имеда Кахиани,Александр Новиков, Олев Эскола, Игорь Класс, Хейно Мандри, Владимир Протасенко,Рудольф Панков, Владимир Костин, Сергей Голованов, Ева Мурниеце, Людмила Гурченко.
Режиссер: Иван Лукинский. Автор сценария: Афанасий Салынский. Композитор: Леонид Афанасьев.

«ВОЙНА ПОД КРЫШАМИ», СССР, Беларусьфильм, 1967, ч/б, 100 мин. Героическая киноповесть.
По мотивам первой части романа А.Адамовича «Партизаны». О партизанской борьбе в период немецко-фашистской оккупации.
В ролях: Нина Ургант, Елизавета Уварова, Любовь Малиновская, Екатерина Васильева,Дмитрий Капка, Александр Демьяненко, Михаил Матвеев, Владимир Маслов, Саша Захаров, Владимир Мартынов, Владимир Белокуров, Виктор Чекмарев, Юрий Горобец,Янис Грантыньш.
Режиссер: Виктор Туров. Автор сценария: Алесь Адамович.
 Композитор: Андрей Волконский. Текст песен: Владимир Высоцкий. Исполнение песен: Владимир Высоцкий.

«ЗОСЯ», СССР-ПНР, КАМЕРА (Польша)/киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1967, ч/б, 68 мин.
Лирическая киноповесть. По мотивам одноименного рассказа В.Богомолова.
История любви советского офицера и польской девушки в последние дни второй мировой войны. Батальон, где служат Михаил и Виктор, располагается на отдых в польской деревне. Друзья знакомятся с дочерью квартирной хозяйки. Михаил с первого взгляда влюбляется в Зосю,однако ему кажется, что ей нравится Виктор. И только когда батальон покидает деревню, Михаил понимает, что девушка любит именно его.
В ролях: Пола Ракса, Веслава Мазуркевич, Барбара Баргеловска, Зигмунд Цинтель, Юрий Каморный, Николай Мерзликин, Георгий Бурков, Николай Хангажиев, Александр Граве, Пантелеймон Крымов, Юрий Сорокин, Иван Матвеев, Любовь Корнева, Георгий Корольчук.
Режиссер: Михаил Богин. Автор сценария: Владимир Богомолов. Композитор: Рафаил Хозак.
Приз журнала «Советский экран» актрисе Поле Ракса МКФ в Москве—67;По опросу журнала «Советский экран» Пола Ракса названа лучшей иностранной актрисой 1967 года

«ПРОДАВЕЦ ВОЗДУХА», СССР, ОДЕССКАЯ киностудия, 1967, ч/б, 100 мин.
Фантастика. Автор сценария: А.Петровский. По мотивам одноименной повести Александра Беляева.
Некий американский делец построил в глухих якутских местах подземный завод, на котором превращает атмосферу Земли в жидкость. На этот завод случайно попадает советский геолог Виктор Клименко с проводником-якутом и разоблачает американца. Жидкий воздух капиталисты хотели продать марсианам...
В ролях: Артем Карапетян, Глеб Стриженов, Валентина Титова, Павел Кадочников,Геннадий Нилов, Евгений Жариков, Рудольф Мухин.
Режиссер: Владимир Рябцев. Композитор: Виктор Власов.

«ПОХОЖДЕНИЯ ЗУБНОГО ВРАЧА», СССР, МОСФИЛЬМ, 1965, ч/б, 82 мин. Комедия. Автор сценария: А.Володин. 
Врач Сергей Чесноков обладает чудесной способностью удалять зубы без боли. Одни им восхищаются, другие завидуют и интригуют. Фильм-притча о судьбе таланта. Появился уже после окончания оттепели и пришелся не ко двору.
Фильм вышел в ограниченном прокате (1967, 78 копий).Повторный выпуск — 1987 г.Первая роль в кино Андрея Мягкова.
В ролях: Андрей Мягков, Вера Васильева, Алиса Фрейндлих, Пантелеймон Крымов,Андрей Петров, Евгений Перов, Ольга Гобзева, Игорь Кваша, Валентин Никулин, Леонид Дьячков, Антонина Максимова, Павел Панков, Анатолий Шаляпин, Виктор Кольцов.
Режиссер: Элем Климов. Композитор: Альфред Шнитке.
Текст песен: Новелла Матвеева, Юлий Ким.

«РОДИНА ЭЛЕКТРИЧЕСТВА» (новелла в киноальманахе «Начало неведомого века»), СССР, МОСФИЛЬМ, 1967, ч/б, 38 мин.
Новелла. По мотивам одноименного рассказа Андрея Платонова. Режиссер, Автор сценария: Л.Шепитько.Композитор: Р.Леднёв.
1921 год. В селе все ждали электротехника Гриню, знающего как делать свет и что делать со светом знаний, несущим благосостояние. И мастер пришел. Однако движок взорвался и жители лишились надежды, но в каждом пробудилось желание работать лучше, чтобы возродить высохшую землю… Это фильм об искренних, открытых людях, мечтающих о всеобщем счастье и радости возможного коммунизма, который можно выстроить собственными руками.Киноальманах «Начало неведомого века» начинал сниматься как фильм, состоящий из трех новелл: «Ангел» (реж. А.Смирнов), «Мотря» (реж. Г.Габай) и «Родина электричества» (реж. Л.Шепитько). Новелла «Мотря» была выпущена в 1969. Новеллы А.Смирнова и Л.Шепитько выпущены на экраны в 1987 в виде киноальманаха «Начало неведомого века». Режиссер по восстановлению К.Осин.
В ролях: Евгений Горюнов, Сергей Горбатюк, Александра Попова, Иван Турченков, Владимир Кондратюк, Федор Гладков.


«Я РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА», СССР, БЕЛАРУСЬФИЛЬМ, 1966, ч/б, 105 мин. Киноповесть военных лет. Автор сценария: Г.Шпаликов.
Удивительно тонкая, лирическая картина о детстве тех, кто во время Великой Отечественной войны впервые перенес тяжесть утраты близких, желание мстить врагу и стремление к счастью. Герои фильма — мальчишки Игорь и Женька — живут в прифронтовом городе и ждут отцов, братьев и сестер..
В ролях: Тоня Овчинко, Эдуард Довнар, Валерий Зубарев, Нина Ургант, Владимир Высоцкий, Евгений Ташков, Елизавета Уварова, Владимир Белокуров, Арина Алейникова, Рита Гладунко.
Режиссер: Виктор Туров. Оператор: Александр Княжинский.
Композитор: Евгений Глебов. Текст песен: Владимир Высоцкий.

Дипломы за лучшую режиссуру (В.Туров), за женскую роль (Н.Ургант) КФ республик Прибалтики, Белоруссии, и Молдавии в Кишиневе-6

«ЗАРЕЧЕНСКИЕ ЖЕНИХИ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1967, ч/б, 38 мин. Комедия. По мотивам одноименного рассказа Алексея Леонова.
Известный сельский ловелас Бычков наконец-то решает жениться и засылает к невесте сватов, но. получает «от ворот поворот».Дебют в кино сценариста Виктора Мережко. Сценарий был куплен «Мосфильмом», когда Мережко учился на 2-м курсе ВГИКа.
В ролях: Евгений Леонов, Виктор Филиппов, Тамара Совчи, Олег Видов, Дая Смирнова,Валентина Березуцкая, Петр Любешкин, Валентина Владимирова, Валентина Ананьина,Зоя Исаева, Иван Маркс.
Режиссер: Леонид Миллионщиков.Автор сценария: Виктор Мережко. Композитор: Евгений Птичкин. Текст песен: Игорь Шаферан.

Рецензии
«НЕУЛОВИМЫЕ МСТИТЕЛИ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1966, цв., 78 мин.
До «Неуловимых мстителей» молодой режиссер Эдмонд Кеосаян уже успел получить несколько международных призов за свои фильмы, но такого невероятного успеха ни до, ни после у него уже не было. Причем, это был тот редкий случай, когда зрительский успех совпал с официальным признанием фильма (первая серия, вышедшая в юбилейном, 1967, была весомым подарком коммунистической партии, нуждавшейся в героико-патриотических фильмах). По многу раз ребятня всего Советского Союза смотрела «Неуловимых», в которых четверо подростков мстят бандитам батьки Бурнаша (Ефим Копелян). Первая серия собрала в первый год более 50 млн человек (в 1967 на Всесоюзной неделе детского фильма Кеосаян получил за нее «Алую гвоздику», премию ЦК ВЛКСМ). Решение снимать продолжение пришло совершенно естественно. Второй фильм посмотрело около 66 миллионов. К сожалению, на третьем и фантазия авторов выдохлась, да и главные актеры подросли и потеряли свою детскую непосредственность, играли, откровенно «пережимая». То, что хорошо смотрелось в детском варианте, оказалось малоинтересным негодным во взрослом исполнении.
Трилогия Кеосаяна ставшая первым "истерном" в отечественном кино, снималась по мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята», рассказывающей о подвигах подростка Даньки, его сестры и их друга-китайца. У повести, написанной в 1921, большая кинематографическая история. Впервые ее экранизировал в 1923 Иван Перестиани, сделав после оглушительного успеха «Красных дьяволят» целый цикл фильмов об их дальнейших приключениях (вместо китайца у него был негр): «Савур-могила», «Преступление княжны Ширванской», «Наказание княжны Ширванской» и «Иллан Дилли».
Кеосаян решил, что вместо китайца или негра естественнее взять цыганенка (Вася Васильев), и еще дополнил состав отважных мстителей (Данька — Витя Косых, Ксанка — Валя Курдюкова) гимназистом (Миша Метелкин), отыграв нехитрый пропагандистский лозунг, что революция делается представителями всех классов и для всех.
«Неуловимые», в которых ребята ничего и никого не боятся, лихо скачут на конях, прыгают с крыш идущих поездов, смело, весело сражаются с бандитами, проявляя при этом массу выдумки и юмора, восполняли нехватку романтики в жизни современных подростков, а трагикомическая история Бубы Касторского (мало кому известный актер Борис Сичкин после этой роли мгновенно стал народным любимцем) и тоскующие белогвардейские офицеры в «Новых приключениях неуловимых» придали «Неуловимым» некую смысловую стереоскопию и вызвали дополнительный интерес у взрослой аудитории.
Особо надо отметить запоминающиеся музыку и песни, ставшие «знаком» трилогии: композиторы Борис Мокроусов (первая серия) и Ян Френкель (вторая и третья серии); текст песен Роберт Рождественский.

«ИЮЛЬСКИЙ ДОЖДЬ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1966, ч/б, 109 мин. Лирическая драма. Авторы сценария: М.Хуциев, А.Гребнев.
В названии фильма, размытом, ускользающем, не формульном, схвачена ведущая интонация фильма. Манера и тон повествования в нем лишены определенности, аморфны, анемичны. Ни четкого внешнего действия, ни резкого драматизма, ни значительных событии. На первый взгляд иллюзорны и новые для режиссера персонажи. Ведь, начиная с дебюта «Весны на Заречной улице» и кончая «Заставой Ильича», его герои были выходцами из рабочей среды. И вот теперь городская техническая интеллигенция. Тридцатилетние, как определил режиссер, вступающие во «вторую зрелость»
В центре, как всегда, — женщина. Лена — инженер в московской типографии. Не модно, но стильно одетая, подстриженная, спортивная. Легко растворяется среди похожих лиц в уличной толпе, но почему то не чувствует себя в ней органично. Идя по улице, то и дело оборачивается, то ли беспокойно, то ли в ожидании чего-то. Полгода ее жизни, от июльского дождя до первых январских холодов — время фильма. Не лучшее, немного лета и много осени и ранней слякотной зимы. Правда есть еще одно майское утро в эпилоге .
Актриса Евгения Уралова ведет роль в таком легком рисунке, что ее сначала принимаешь за типаж. Но постепенно, не увеличивая ни характерности, ни открытых эмоций, она выводит роль в подлинную драму. А внешне — разрыв с женихом, уход в одиночество. Для женщины это поступок. Может быть, именно поэтому Хуциеву в этот раз понадобилась именно героиня, чтобы вывести драму на камерный уровень, что бы погрузить в личностную глубину.
Круг общения Лены та же техническая интеллигенция, сотрудники московских НИИ. Ее жених Володя один из них. Видимо преуспевающий, приближенный к начальству, делающий карьеру. Он из молчаливых, закрытых, лишнего о себе не скажет. Но его умный, ироничный приятель дает исчерпывающую характеристику: «антикоррозиен», «морозоустойчив», «тугоплавок», «не сгорит в высоких слоях атмосферы». Актер Александр Белявский уверенно набросал контур такого человеческого типа. И портрет готов, да не одного Володи, целой популяции, бурно расцветшей в 70—80-е годы.
Двое молодых, красивых, современных, близких людей. А на экране, мастерски срежиссированный и сыгранный антидуэт. Его контуры легко растворяются в многолюдных сценах бесконечных гостеваний, вечеринок, кухонных посиделок с гитарой. И может быть, именно в них особенно ощутимо одиночество людей, точно разделенных невидимым, непроницаемым стеклом. Запоминаются два-три лица. Лялька, вездесущий, всезнающий персонаж А. Митты. Алик, с его военным прошлым, песнями, берущими за душу, постоянно меняющимися спутницами. Юрий Визбор — драматург, поэт, исполнитель авторских песен, любимец технической интеллигенции дебютировал этой ролью как актер. А все вместе — великолепный антиансамбль.
Наверное, самая знаменитая, по кадрикам рассмотренная и расписанная, сцена пикника в осеннем простуженном лесу. Сцена полного отчуждения, абсолютной некоммуникабельности, публичного одиночества. И как противовес ей вспоминается сцена в доме Лены после похорон отца. Почти безмолвная, построенная на взглядах, касаниях, внутреннем общении. Вдохновенная режиссура здесь не столько от мастерства, сколько от человечности, душевности. Деликатный отказ от нечестных в таком случае слов, подтверждает подлинность чувств. А бесконечное словоизвержение, попросту треп, в других сценах как раз свидетельствует о девальвации всего, что поверхностно, не личностно, не индивидуально. Совсем как те, тиражированные типографской машиной, потерявшие свою неповторимость шедевры итальянского Возрождения.
Но и в слове может осуществиться человеческое общение. В фильме развивается настоящий телефонный роман Лены с молодых человеком, давшим ей куртку, укрыться от июльского дождя. Того самого, который, может быть, как существенное событие внутренней жизни этих двоих, упомянут в названии фильма. Здесь еще раз Марлен Хуциев продемонстрировал редкое умение выбирать типы и лица не характерные, которые не удержишь в памяти. Десятки раз смотря этот, из любимейших, даешь себе команду, запомнить парня с курткой. Смотришь, видишь, забываешь. Просто режиссеру необходимо, чтобы в телефонной трубке жил бесплотный голос, как чистое воплощение души. Общение двух душ, или внутренний исповедальный монолог одной из них... И летят издалека два голоса навстречу, день и ночь над Москвой.
А она совсем не похожа на Москву «Заставы Ильича». Безлюдная пасмурная, запруженная автомобилями и суетливой, обезличенной толпой. Город, в котором уже нет места половодью стихийной первомайской демонстрации. Правда, теперь наконец разрешили 9 мая встречаться ветеранам Великой Отечественной войны, к счастью, не в каком-то официальном месте, а в сердце ее культуры и красоты, у Большого театра.
Съемки 1965 запечатлели первую такую встречу через 20 лет после Победы. Лена смотрит на этих людей, сейчас по-настоящему счастливых, видит среди них Алика, наверное, вспоминает отца, мать. Смотрят на ветеранов и совсем молодые, подростки. Что в их глазах — растерянность, интерес, равнодушие? Марленом Хуциевым владеют лишь горечь утраченных иллюзий. 20-летние герои «Заставы Ильича», разделявшие со своим автором определенные нравственные и социальные ценности, возвращали ему надежду, уверенность, чувство гармоничности бытия. Прошло 5 лет, и автор увидел, что у 30-летних ни ценностей, ни идеалов, ни идей. И тогда Хуциев сделал фильм, историю болезни общества, скатывающегося к застою и закату. И это было начало его нового кино.