Сказка о том, как два друга нашли клад...

Юлия Набережнева
   Однажды два друга, Пётр и Никодим, копали землянку в лесу для долгой охоты, да и нашли клад! Конечно, клад этот, как водится, забрало себе царство-государство,а осталось им за найденный клад от царя вознаграждение...
 
   Вот сидят они и думают, что теперь с этим богатством делать?
 - Я хочу построить большой терем во Златограде, открыть своё дело,
да и посвататься потом к Любаве, девице-красавице из нашего родного села! - сказал Пётр.

- Ишь, ты какой! - возмутился Никодим. - Это я хочу к Любаве посвататься, терем выстроить, работников себе взять и во Златограде жить!

- Ну, хорошо! - сказал Пётр.- Всё равно Любава себе из многих женихов выбирает. Она уже многим отказала, так что, может, и никому из нас с тобой и не повезёт!
Давай со строительства теремов начнём, а?

- Начать-то можно... Только вот, я посчитал - всего нашего с тобой богатства, от клада доставшегося... лишь на один высокий да знатный терем-то и хватит! А, если пополам делить, то достанет всего лишь на две избёнки маленькие!

- Да это как же ты считал-то, Никодим?- удивился Пётр.- Я вот прикидывал, так на всё хватает! Ещё и на небольшую мастерскую останется!

- Эка ты хватил! На мастерскую! Ты посчитай-ка получше! Сколько серебра-то на одних работников надо, которые терем возводить будут! А ещё - кухарке, чтобы варила, а ещё - прачке, чтобы всем стирала! А ещё - на саму еду для меня и для работников! А ещё-на лес, да на топоры!- ещё больше возмутился Никодим.

- Хорошо,- спокойно сказал Пётр,- не хочу с тобой спорить!Давай - каждый из нас свою половину денег за клад возьмёт. А как и что мы построим, да на что - кому денег тех хватит - потом через годок и поглядим!

   На том и порешили друзья, деньги поделили поровну, да в разные стороны и разошлись!

   Вот прошёл год.... Сидит в своём тереме у окошечка девица-красавица Любава, приданое себе вышивает, да песенки напевает. Слышит, кто-то её с улицы зовёт. Поглядела она в окно, а там на расписной карете сваты приехали! Это Никодим, весь одетый с иголочки, приехал к ней свататься.

- Выходи, - говорит, - за меня замуж! Глянь, я какой: богатый, красивый, и дом у меня во граде-Златограде новый, самый большой и красивый, выстроен!

- Эка ты какой скорый! - засмеялась Любава. - Много вас таких, щеголей-женихов ко мне сватается! Знаете, что у меня, помимо красоты моей, ещё и приданое есть богатое! Никому я сразу ответ не даю! А сначала все испытания пройди, да на вопросы дай ответ! Дела свои покажи!Тогда и поглядим, каков ты добрый молодец!

 Тут подъехал к терему Любавы и Пётр на вороном коне.
- Здравствуй, Любавушка, краса ненаглядная!Ради тебя выстроил терем своими руками, да мастерскую поставил. Сад посадил, чтобы гулять там тебе и детишкам нашим, коли выйдешь за меня, Душа моя!

  Тут зарделась Любава ярким румянцем, опустила взгляд.... Смотрит, а в руках наш Пётр платочек её держит!

- Где ж ты платочек мой взял? - удивилась красавица. - У меня его ворона вместе с перстнем моим в прошлом году украла! Ты и перстень мой привёз?

- Я ворону ту сразу поймал, как увидел, как она у тебя платочек украла. А в гнезде её и перстень сыскал. Вот, возьми, отдаю тебе в целости и сохранности!

   Пётр отдал Любаве и перстень, и платочек, и яблочки наливные из родительского сада.
- Спасибо, добрый молодец!... Ах, до чего же яблочко вкусное! - восхитилась Любава, откусив кусочек яблочка. - Где же ты таких яблок набрал?

- Это из сада родителя моего, мы самые лучшие яблоки у нас царстве выращиваем. Вот, привёз тебя угостить!

   Тут не выдержал Никодим и спрашивает:
- А что это ты, Любава, так улыбаешься ему, и условия свои не выдвигаешь?
Я к тебе вон на какой карете приехал! И костюм у меня, да и терем, думаю, получше будет!

 Улыбнулась Любава, да и говорит:
- А Пётр уже несколько условий моих, сам того не зная, выполнил! Вот завтра с батюшкой да матушкой поедем мы в Златоград по делам, да заодно и на терема ваши поглядим!

 Сказала так, улыбнулась Петру, да и скрылась из виду.

А Никодим, не говоря Петру ни слова, сел в карету, да и поехал в Златоград, лоск и красоту ещё больше наводить.

.... Вот на следующее утро поехала Любава с родителями в город по делам.
Едут они, смотрят - диву даются: стоит терем огромный, да красивый, возле него слуги стоят, да им кланяются! А впереди них, подбоченясь, Никодим стоит, весь в дорогих нарядах, причёска - волосок к волоску зачёсаны!

- Проходите, гостями будете! - говорит им Никодим.- Поглядите на терем мой расписной, да богатый!

- А нам и так хорошо видно, да только слышали мы, будто ты в долги большие влез, чтобы терем свой построить! - говорит ему отец Любавы.
- Да врут они всё! Кто такое мог сказать? - покраснел Никодим. - Врут они, от зависти!

   А тут, как нарочно, подъехала карета, вышел из неё приказчик, да и говорит громко:
- Если ты, Никодим, не уплатишь долг свой через тридцать дней, то терем твой будет арестован, а тебя самого в тюрьму посадят за неуплату больших твоих долгов!

- Ох, отдам я! Отдам! - закричал покрасневший Никодим и скрылся в своём тереме, чтобы не позориться...
 А получилось так всё из-за того, что Никодим нанял на строительство своего  терема дорогих работников заморских, выписал самый дорогой лес, да и ни в чём себе не отказывал! Пил, ел, спал, гулял, сколько хотел, пока терем ему выстроили.... Так его половины богатства из клада не хватило ему и на половину строительства! Вот и влез он в долги, решив, что богатое приданое Любавы все его расходы покроет, да ещё им и на безбедное житьё останется!

.... А Любава тем временем со своими родителями уже мимо терема Петра проезжала.

Смотрят, - стоит добротный терем, не большой, и не маленький.
 Посажен сад вокруг него, сараи да постройки для хозяйства разные.
 Огорожен он добротным красивым забором. На окошках терема - резные ставенки.
А ещё неподалёку от терема мастерская стоит.
Выходит из неё сам хозяин - мастер Пётр, а вместе с ним - его подмастерья.

 - А мы к тебе, мастер Пётр, приехали! Наслышаны мы, что в своей мастерской
 ты знатную мебель для домов, теремов делаешь. Вот решили приехать, поглядеть,
 и себе сундуки новые заказать, и буфет в столовую, да скамьи.
 Покажешь нам свой товар?

- Заходите, люди добрые, выбирайте, что приглянется! - пригласил Пётр.

  Вот зашли они в мастерскую - и ахнули! Таких красивых сундуков, шкафов, скамеек резных, да ещё красоты разной да всякой ещё нигде видели, а только слышали, что есть такая красота у мастера Петра!

 - Заходите и терем мой посмотреть! Всё своими руками делал,
 да ещё братья мои мне мне помогали. Да взял я ещё пару подмастерьев себе на  подмогу.
Они пошли ко мне в обучение, а заодно и помогают мне. Вот так всё и построили.
И на мастерскую ещё хватило!  А ещё я выучился такие красивые люльки для младенцев делать!  У меня заказы на два месяца вперёд все расписаны!  Буду ещё себе подмастерьев брать, своё дело расширять!

И сказал отец Любавы:
 - Вот такой жених нашей Любавушке и нужен, какой и богатство приумножит,и что есть сохранит, и сам своё дело знает! Да только не ведаю, будет ли он нашей Любавушке люб? По сердцу ли? Или ещё будет женихов смотреть?

  Тут Пётр подошёл к Любаве, заглянул ей в глаза синие, и спросил:
 - Пойдёшь ли за меня, Душа моя?
  И отец и мать её строго спросили:
 - Выберешь ли Петра? Нам он люб! Да тебе решать!

 - Да, батюшка и матушка! Он мне по сердцу, люб! И по Душе люб! И по делам он - мастер!

  Протянула она руку свою Петру, и засияло Солнышко на небе пуще прежнего!
Вот прошло немного времени, создали Пётр и Любава семью, живут счастливо и добра наживают.

.... А что же Никодим?
Никодиму пришлось свой терем богатый продать, да долги раздать....
 И пошёл он снова клад искать! Искал-искал... пять лет уж прошло!

А клада всё нет! И тут пришла Никодиму мудрая мысль, что пора ему за ум браться!
Пошёл он к Петру проситься в подмастерья, в работники!

Взял его Пётр по старой дружбе, но с условием: стараться,
 прилежно трудиться и делать всё вовремя!

 Никодим ему слово дал. И правда: работал честно, прилежно! Старался!
И со временем и сам мастером стал. А заработок Никодим весь свой копил, складывал, и понемногу стал свой терем строить! Не маленький, и не большой, а такой, как надо!
Выстроил терем, хозяйство завёл....

И посватался к девице-красавице из своего села, Алёне.
 Алёна давно о Никодиме наслышана была.
И, когда Никодим свою мастерскую открыл, и на свои первые доходы ещё себе подмастерьев взял, Алёна согласилась пойти за него замуж! Ведь семью создавать - это накрепко, на всю жизнь. И, хотя и полюбился ей Никодим сразу, а хотела она, чтобы он в семье надёжной опорой был, главой семьи!

Вот сыграли Никодим и Алёна свадьбу, создали семью. Стали жить-поживать, да добра наживать!

.... Прошло ещё пару лет, и во Златограде теперь лучше мастерских Петра и Никодима не найти! Да что во Златограде - во всём царстве-государстве
 лучше их мастерских не сыщешь!

А какие жёны у них мудрые, да красивые, да детки замечательные, какие семьи у них добрые, радостные да счастливые - добрым людям на загляденье!

16:16 мск. 16.12.2019