У меня депрессия и...

Наталья Сергунова
…я не сама догадалась об этом.
  Это выяснилось случайно, и заметил это другой человек – психолог. Дело в том, что по данным статистики о наличии депрессии не догадывается 90% людей, которые переживают ее. А те, кто считает, что у них депрессия, зачастую переживают хандру, апатию и профессиональное выгорание. Но! Если у вас есть какие-то подозрения, то лучше дойдите до специалиста и удостоверьтесь в своем состоянии. Депрессия не так безобидна, как кажется на первый взгляд.

…она повлияла на мое состояние.
 Различают много видов депрессии, и разные учебники дают разные классификации – я не увидела здесь единства. Где-то я прочла описание «атипичной депрессии» и она более всех походит на переживаемую мной. Но это название встречается не во всех учебниках. Поэтому точно классифицировать это состояние не берусь. Скажу только, что есть депрессия, вызванная какими-то внешними неблагополучными для человека обстоятельствами, которая может пройти, если исключить травмирующий фактор. Ее называют «психогенной». Также депрессия может возникнуть по той же причине, но из-за продолжительного стресса она «впитывается» в физиологию человека, или она может изначально иметь физиологический характер. Например, депрессия может проявиться из-за пониженного иммунитета, при проблемах со здоровьем, при нарушениях гормонального фона. Ее называют «эндогенной» (или «клинической»). То есть «клиническая» депрессия выражается, в том числе, в физиологических изменениях в функционировании организма человека - ухудшается работа мозга, бывают гормональные сбои и т.п. Такая депрессия уже не пройдет при смене негативных событий в жизни на позитивные. Так было и у меня. Я исключила из своей жизни то, что разрушало меня, но на депрессию это уже не повлияло – она осталась со мной. Слишком долгим и сильным был стресс.

…по моему внешнему виду и проявлениям об этом нельзя догадаться.
 Люди, переживающие депрессию, не выглядят нытиками и безвольными подушками. На публике, на работе, в привычном обществе они «держат лицо», улыбаются и даже шутят. Так же вела себя и я. У меня не было ни моральных, ни физических сил, но я «вымучивала» из себя обычное поведение, потому что мне было странно вести себя иначе, ведь я не понимала, что со мной происходит. И если бы я показала свое состояние кому-то, а мне задали вопрос «что с тобой?», я не смогла бы внятно ответить. Плюс сил хватает ровно на поддержание «нормальной маски», а на объяснения и чужой интерес по поводу моего состояния сил точно нет.  О моем состоянии узнали всего несколько близких людей. Была пара человек, которые заметили изменения в моих проявлениях (например, в том, что стала медленнее ходить и говорить, меньше выбираться на люди и мероприятия, школьная подруга даже разглядела потухший взгляд), но эти люди были очень уж внимательны ко мне.

…ее наступление не было связано с отсутствием солнца.
 Я выезжала в теплые страны на море периодически, но настроение мое там не менялось. Отдыхая в пятизвездочном отеле с видом на море, я не испытывала удовольствия, радости или других положительных эмоций. Мне хотелось свернуться калачиком где-нибудь в укромной берлоге и… умереть.

…я замедлилась.
Люди, которые знают меня довольно хорошо, удивились бы тому, как медленно я двигаюсь и хожу, ведь я всегда была «живчиком». Я раньше не могла заставить себя медленно ходить, ведь это совсем не мой темп! Думала я… С депрессией все изменилось. Каждое физическое действие я делаю с усилием, даже если этого никто не замечает. Я очень быстро устаю. Спустя пару часов работы, я просто «выжитый лимон». Я почти забыла, как это – ходить и не думать о каждом шаге, не заставлять себя сделать его, а просто идти, зная цель…

…у меня теперь проблемы с памятью.
 Я могу забыть то, что было вчера и на прошлой неделе. Подчистую. Мне надо много-много-много-много усилий, чтобы вспомнить простые банальные вещи, знания, впитанные мной за долгие годы, и то, что сделала в какой-то день. Мне сложно запоминать и усваивать простую информацию. Чтобы запомнить и воспроизввести мелодию мне понадобится прослушать ее минимум три раза. И это при идеальном музыкальном слухе когда-то!..

…я ограничила общение до минимума.
 Я довольно общительный человек… в прошлой жизни. Той, что была до депрессии. А сейчас я не могу видеть даже тех людей, которых люблю и считаю близкими себе. Потому что любое общение выжимает из меня все оставшиеся силы, которые я так хочу приберечь хотя бы для ежедневной работы и даже ходьбы.

…моя температура гораздо ниже обычной.
 Самый низкий показатель был 34.7 градуса. В среднем температура держится в районе 35.5. И да – щитовидку я проверяла, сдавала все анализы с этими «Т» и на антитела – отклонений от нормы нет. Равно как и по всем другим гормонам и физическим показателям. А низкая температура и обессиливание есть.

…у меня проблемы со сном.
 Я могу проспать двое суток напролет или не спать 3 ночи подряд. Когда сплю – это еще ничего, я не чувствую так своей усталости. А вот когда сна нет, вот это настоящая беда. Потому что мне надо двигаться, общаться, работать, а силы мои совсем на нуле. Но я снова ложусь и не могу уснуть…

…меня ничего не интересует.
 Те вещи, которые всегда вдохновляли и будоражили меня, ничего для меня не значат. Мне не хочется делать даже самые любимые ранее вещи и ходить в самые прекрасные для меня места. У меня нет сил и желания для этого. Пусть это сделает кто-то другой. Не я. Даже если бы мне сейчас дали шанс делать только то, что я захочу и обеспечили бы все это деньгами, то я выбрала бы все ту же берлогу, свернуться калачиком и умереть. НИЧТО абсолютно СОВСЕМ не вдохновляет и не интересует меня. У меня нет сил, чтобы воспринять все это.

…я впервые познакомилась с паническими атаками.
 Ох, и неприятное же это переживание. Был месяц, когда я переживала приступы панической атаки, если не каждый день, то через день точно.

…я не могу придумывать что-то новое.
 Для меня это было словно «обухом по голове». Я – вечный источник идей и носитель вдохновения – не могу придумать ничего нового. Например, я не могу нарисовать рисунок, потому что не могу придумать, как к этому подойти. Совсем. Новые идеи для меня теперь недоступны. И это ужасно. Моя творческая жила, о которой знали и близкие, и даже далекие люди, погребена где-то очень глубоко. И я не чувствую ее.

…иногда я плачу без причины.
  Ну, точнее она, конечно, есть – это моя немощь, мое безразличие к жизни и ее проявлениям, моя беспомощность и никчемность. Я все яснее вижу, что многого не могу и не успеваю, что не со всеми банальными даже делами справляюсь. Это каждый день увеличивает мою неуверенность в себе. Я чувствую себя «унылым г@вном», не способным на элементарные вещи. И лозунги типа «соберись тряпка» совсем для меня не работают.

…я стала очень часто болеть.
 Если раньше я заболевала даже обычной простудой раз в три года, то теперь я болею каждый месяц. То насморк, то отит, то проблемы с суставами. Или даже пневмония.

…мне не хочется жить.
 Да, это правда. Имея вполне благополучную жизнь, я не хочу ее, я не вижу в ней смысла. Меня ничто не радует, а от жутких чувств отчаяния, вины и собственной никчемности хочется умереть. Я не случайно написала вначале абзаца именно фразу «не хочется жить», потому что от мыслей о самоубийстве меня удерживала моя вера в Бога. Поэтому прекрасно себе представляю, что для людей, не имеющих таких поддерживающих внутренних установок, вполне реальна фраза «я хочу умереть».



P.S. Я пережила все описанное и решила, что мои воспоминания могут пригодится тем, кто оказался в такой же ситуации. Я сознательно писала текст выше в настоящем времени, чтобы люди могли лучше "услышать" себя и меня.
 У меня получилось выйти из депрессии благодаря телесной терапии и арт-терапии, поэтому я очень рекомендую всем (даже людям далеким от переживания депрессии) использовать эти инструменты в своей жизни для улучшения ее качества. Предупрежу, правда, что процесс исцеления долгий, но он того стоит.

 Приведу сухую статистику.
Депрессия считается самым распространенным расстройством психики – страдают (или переживали ее) 300 млн. чел.
50% людей с эндогенной и 20% с психогенной депрессией совершают попытку самоубийства. Каждому шестому это удается.
У 2-3% людей, переживающих депрессию, ее возникновение не зависит от внешних причин (эндогенная депрессия).
Чтобы поверить в серьезность депрессии, достаточно вспомнить список известных и успешных (по общим меркам) людей, которые покончили жизнь самоубийством, не сумев выдержать этого тяжелого переживания…

Берегите себя! Будьте внимательны к себе и своим близким!