Два Провидения Иоанна Дунса Скота

Юлиан Смирнов
               


Иоанн Дунс Скот различает in Deo «общее провидение» (providentia generalis) и «особое провидение» (providentia specialis). Первое – это предзнание Бога обо всём, второе – Его предзнание о людях.

secundum fidem et veritatem dicendum est quod deus habens providentiam generalem de omnibus regit res secundum quod natae sunt regi

(«Согласно вере и истине, надлежит сказать, что Бог, обладающий общим провидением обо всём, управляет вещами благодаря тому, что они рождены быть управляемыми»), – утверждает «тонкий доктор»,*1 очерчивая тем самым одну из гносеологических осей Божьего Предзнания, которая, как видим, имеет в его философии важное онтологическое значение. В русле теологических построений Дунса Скота такое гносеологическое по своей сути убеждение соседствовало с его онтологической философемой «абсолютного могущества» (potentia absoluta) Бога и было, если угодно, её когнитивной гранью. Знание обо всём и вся – естественное и закономерное проявление горнего всемогущества, в полной мере ведающего обо всём тварном. Высшая полнота знания, присущая «бесконечному сущему» (ens infinitum), Богу, позволяет Ему всё знать о «конечном сущем» (ens finitum) – об универсуме, истолкованном как масса конечного, тварного сущего. Конечно, для тринадцатого века такое философское построение – общее место; дело в другом: лишний раз очертив и обозначив идею Божьего всемогущества, обращённого в гносеологическую сферу, латинский мыслитель на этом не останавливается и идёт дальше: детализируя высшее знание, он указывает на то, что Бог обладает ещё и «особым провидением» – знанием о людях.

tamen praeter istam generalem providentiam habet providentiam specialem ex quadam electione secundum quam providet unicuique hominum secundum merita praesentia vel futura et occulta nobis

(«Но кроме этого общего провидения Он обладает особым провидением, по некоему избранию, благодаря которому Он провидит о каждом человеке согласно нынешним или будущим заслугам, от нас сокрытым…».)*2   

Таким образом, онтологический статус эмпирического существования человеческого «Я», по мысли Дунса Скота, обоснован высшим – вечным и божественным – когнитивным актом и в этом акте укоренён.*3 Providentia specialis de hominibus («особое провидение о людях») – важное горнее подтверждение идеи того, что человек наделён уникальным экзистенциальным статусом, обособляющим его в эмпирике от всего остального, от того, что на философском языке Дунса Скота выражается словосочетанием ens finitum («конечное сущее»). При этом «тонкий доктор» (doctor subtilis), разумеется, прекрасно понимал и то, что – на фоне Провидения – homo наделён свободным произволением, и в сосуществовании Провидения и свободного произволения человека шотландский мыслитель не видел никакого внутреннего противоречия. Это по-своему доказывает выдвигаемая им антропологема «человека-странника» (homo viator), к которому можно смело отнести известную форму, претендующую в философии «тонкого доктора» на универсальность и общезначимость: aliquando adversitas plus proficit quem prosperitas («иногда враждебность приносит большую пользу, нежели благополучие»).*4 Враждебность и благополучие, влияние которых испытывает на себе человек в дольнем мире, подразумевают как само собой разумеющееся то, что ему (человеку, эмпирическому «Я») присуща некоторая свобода воли. Существование же Провидения Бога, Его предзнания обо всё и вся, в том числе о человеке, – вовсе не опровергает и не отменяет liberum arbitrium hominis («свободного произволения человека»).   
                *
Подытоживая, скажем: принципиальное размежевание в вышнем двух осей Провидения, конституируя конечное, указывает на то, что пребывающий в дольнем человек-странник достоин особого, санкционированного свыше горнего попечения, что, согласитесь, весьма красноречиво свидетельствует о том высоком метафизическом достоинстве, которым наделён человек, странствующий по дорогам дольней жизни.   

                *




















         Примечания


*1    «Quaestiones quodlibetales», 21, 47.

*2    Там же.

*3    Говоря об эмпирическом «Я» в философии Дунса Скота, мы должны учитывать тот факт, что его теологически окрашенная онтология – онтология утвердительная, она, как бы сказал Псевдо-Дионисий Ареопагит, – h theologia kataphatikh («утвердительная теология»). В философской системе шотландского мыслителя универсум определяется как «конечное сущее» (ens finitum), Бог же – как «бесконечное сущее» (ens infinitum); и сия апология существующего бесконечно чужда тем философемам, которые, стараясь подчеркнуть особый и уникальный статус Абсолюта, выносят его за грань бытия и отстаивают идею его сверх-бытийности.

*4    «Quaestiones quodlibetales», 21,47. Не исключено, что проводимая Дунсом Скотом идея «человека-странника» могла оказать влияние на Данте, сполна показавшего в своей «Божественной комедии», что человеку, в сущности, открыты все уровни, все сферы реальности, не только её дольний уровень.

               
               
*   *   *   *   *