Паромщик

Александр Петросян
-Нет! Я не повезу Вас бесплатно, много Вас тут таких,все норовят проскочить. Заплатите и,пожалуйста,я к Вашим услугам.
Старый паромщик ворчал на молодого человека,стоящего на берегу и пытавшегося взойти на паром.
-Ну нет у меня,я же не знал.
-Все знают,а он,видите ли,не знал. Проезд стоит две монеты. Всего две! Ты что,не смог заработать на проезд?
-Да смог,просто так получилось,что не захватил с собой.
-А родственники почему не подсуетились? Могли бы и подумать за тебя,раз тебе нечем.
-Ну зачем Вы так-,обиделся человек.
-Да,прости,это я … я не подумал,не хотел тебя обидеть.
-Так можно мне…
-Ну конечно.
Молодой человек поднялся по сходням, и когда занес ногу ,чтобы ступить на паром,был остановлен твердой рукой  паромщика.
-А куда это ты собрался?
-Ну...туда,на паром.
-А заплатить?
-Так Вы же сказали ,что можно.
-Что можно?
-Ну ,это,на паром.
-Конечно можно,но я же не сказал,что не нужно платить,правда?
-Да Вы издеваетесь,что ли?
-Ни коим образом. Заплати и плыви,пожалуйста.
-Снова здорово! Я же говорил,что у меня нет денег. Давайте, Вы меня сейчас отвезете ,а я потом заплачу.

-Ты что,самый умный. Плавали-знаем мы таких. На эту удочку я больше не попадусь. Плати-плыви. Нет денег-отойди и не мешай другим. Вон уже очередь собралась.

-Молодой человек,- Вы проходите или как,-раздался старческий голос у него за спиной.
Он обернулся. За ним стояла пожилая пара. Он и она.
-Вы проходите?-вновь услышал он.
-Нет,простите,мне нечем заплатить,-ответил он и отошел в сторону. Потом вернулся к пожилой паре и спросил,- А вы не могли бы одолжить мне на проезд.
-Нет,молодой человек,очень жаль. У нас только за себя заплатить хватит и все. Больше нет.
-Да,да,простите,конечно,-молодой человек сошел с причала и уселся в сторонке,наблюдая как очередь медленно загружается на паром.

-ОТПРРРАВЛЯЕМСЯ!  Паром отчалил от берега.
Молодой человек сидел и наблюдал как к переправе вновь стягиваются пассажиры. Они молча выстраивались в очередь,держа в руках монеты для оплаты. Все происходило в тишине.
-Смотри,как все организовано четко,-думал молодой человек,разглядывая очередь ожидающих.
-А что ,если,-подумал он,- Стыдно,но вдруг сработает.

Он подошел к очереди поближе и громко сказал,- Простите,что обращаюсь к Вам,сам я не местный,не могли бы Вы одолжить мне денег на проезд. Я потом верну.
Стоящие в очереди молча и недоумевающе смотрели на него.
Ничего не происходило. Никто ничего не сказал и,конечно же ,  ничего не дал.

-Ну хоть попытался,- подумал он, отходя подальше  от ожидающих.
-Ну почему никто не подумал положить мне эти несчастные деньги на проезд в карман,раз я не подумал об этом. Знали ,ведь,куда отправляюсь.
Он начал шарить в карманах в надежде найти хоть что-нибудь,чем можно заплатить. Вдруг рука его наткнулась на что то небольшое и тонкое. Он достал из кармана банковскую карту.
-УРРА!-он приплясывал от радости.
С максимально возможной скоростью он бросился  к пристани в самое начало очереди.
-Есть,есть,у меня есть чем заплатить за проезд!
-Спасибо,Вам,родные мои,додумались все же положить мне денег в дорогу.

-Молодой человек,Вы куда без очереди.
-А я уже тут,это, занимал раньше,просто отошел,за деньгами.
-Ваша очередь прошла,становитесь в конец очереди.
Он понял,что ничего не выйдет и поплелся в конец.
-Ничего,зато теперь точно переправят,-думал он.
За то время,что он ждал,паром успел еще два раза сплавать туда-обратно.
Когда подошла его очередь,он ,сияя,протянул паромщику карточку.
-Вот,оплата.
Паромщик взял кусок пластика,повертел его в руках,понюхал,попробовал на зуб.
-Что это?
-Оплата за проезд.
-Где?
-Вот,у Вас в руках.
-У меня в руках ерунда какая то непонятная. Деньги где?
-Ну вот это и есть деньги,безналичные,виртуальные,так сказать. Вы карточкой проведите и Вам на счет придет нужная сумма.
-Чего не придумают только,-сказал паромщик.

Он покрутился,посмотрел по сторонам в поисках места,по которому можно было бы провести карточкой. Не найдя ничего лучшего провел ею по перилам сходен. Потом снял  сумку,висящую на его плече и высыпал на палубу содержимое. Это были монеты.
-Итак,за сегодня я перевез уже тысячу желающих. Значит,должно быть две тысячи монет. Правильно? И еще твои две,Значит тысяча две. Сейчас посчитаем. Паромщик медленно и тщательно пересчитывал монеты. Очередь начала роптать. Задние напирали на стоящих впереди и спрашивали,-Ну что там,почему стоим? В чем дело?
-Тысяча девятьсот девяносто семь, тысяча девятьсот девяносто…

Но молодой человек и сам уже понял,что никаких лишних монет не было.
-Две тысячи ровно.И где,простите,Ваша оплата,молодой человек? Решили обмануть? Нехорошо.
-Так Вы же по перилам водили.
-А как нужно?
-По терминалу.
-По тер..что?
-Ну это устройство такое,оно считывает карту и переводит деньги со счета на счет.
Паромщик протянул ему ладонь,-Вот мое устройство,а вот мой счет,-он указал на сумку с монетами.
-Вот сюда,в устройство,-кивнул он на ладонь,-Кладешь монеты. А вот сюда, на счет они и падают,-он позвенел сумкой. Других вариантов нет. Мы тут привыкли работать по старинке. Надежно и понятно. Есть монеты-просим на борт. Нет-можешь вплавь попробовать. Были тут смельчаки или дураки. Вот только никто из них не доплыл. И больше их никто не видел. Ты пойми,-продолжал паромщик,-Я к тебе ничего не имею. Но я сколько заработал,все мое.  Я на хозрасчете. И мне никто не помогает.Ты думаешь,паром сам себя чинит? А запчасти, знаешь ,как трудно их стало доставать. Все норовят урвать подольше, а обслуживание.  И останавливаться нельзя - желающих вон сколько.

Молодой человек огляделся. Желающие все прибывали.
-Ну а как же мне попасть на тот берег.
-Можешь поплыть.
-Так не доберусь же.
-И я о том. Заплати и  милости прошу.
Толпа загудела,- почему стоим,сколько можно,что за бардак.
-Тихо!-прикрикнул паромщик,- Успеете.
Откуда-то послышался тихий звонок. Паромщик подошел к небольшому деревянному ящику на стойке причала. Открыл его. Звонок стал громче. Вытащил телефонную  трубку.

-Алло. Да. Это я,а кто же еще то. Нет не сломался.Просто тут еще один хочет бесплатно.

-Это не так! Я пытаюсь заплатить,а он не принимает мою оплату,-заверещал молодой человек,чтобы его услышали в трубке на том конце.
-И психованный еще,к тому же,-продолжил паромщик,слышно как орет?
-Нет,пытается всунуть мне кусок неизвестно чего и утверждает,что это деньги. Заставляет водить ею. И говорит,что деньги появяться. Не иначе-колдун.

-Это безналичные деньги. Они ,как бы, есть,существуют, но только виртуально. И Вы знаете,что они есть у Вас тоже виртуально. Мы таким образом доверяем друг другу.  Вы тут безнадежно отстали от прогресса.
-Слышите,- паромщик  сказал в трубку,-Безналичные деньги! Вирту… и не выговорить. Не,ну нормально. Я должен ему доверять,что у него есть деньги. Но я их не вижу .

- Молодой человек, деньги тем и ценны,что они налицо,то есть наличные,понимаете. Вы мне деньги,а я Вам услуги,в соответствии с оплатой. Ни больше не меньше.  Все же просто. А так я должен Вам поверить,что они у Вас есть? Но не видеть их и не ощущать в руке. То есть я звоню и заказываю,скажем,новое весло. И говорю,мол,Вы поверьте,деньги у меня есть. Мне привозят весло. И что в итоге-у меня есть весло,а у того кто мне его дал нет ни весла ни денег. Так что ли?

-Нет ,Вы переводите ему по безналу необходимую сумму. Тем самым платите ему.
-Ох! Запутали Вы меня совсем. В какой момент,скажите,я или тот,без весла,сможет подержать настоящие деньги в руках?

-Да,собственно,никогда,они же безналичные.
-Значит,денег все же нет. А раз нет денег,то и весла нет. Теперь понятно?
-Да Вы снова все не так поняли.
-Все я понял, Денег у тебя нет. А попасть на тот берег хочеться.
-Не выйдет. Отойди в сторону.
-Не отойду. Поставьте тут терминал, Заведите счет в банке. Вам же сразу проще станет. И таскать сумку эту не нужно.
-Что? В какой банке? Ты что,совсем спятил? В банке! Может в корыте еще?
- Да Вы совсем застряли тут в невежестве.
-А вот хамить не нужно,мало ли что.

Паромщик опять заговорил в трубку,- Совсем обнаглели. Несут чушь всякую. Да...Что? Опять бесплатно!? А запчасти Вы мне тоже бесплатно пришлете!? Да,мне надоело уже этих безбилетников катать. Я не наглею! У меня хоть раз задержки были? Пашешь тут без выходных и праздников , днем и ночью. А благодарности никакой. Может всех бесплатно возить теперь!? Сами и возите тогда! Все! У меня забастовка! Да,не ослышались. Пока не заплатите за этого и за всех прошлых  бесплатников сами, никого не повезу. Все!
Он закинул трубку в ящик. Спустился с причала. Зашел в небольшой домик неподалеку. Какое-то время гремел там. Потом вынес деревянный щит на палке,подошел к пристани. С силой воткнул палку в землю и повернул к собравшимся.
На щите корявым почерком,буквами разного размера ,краской было написано -” Переправа закрыта. Забастовка.”
Потом развернулся и ушел в дом.

Толпа загудела,-Как закрыто,а нам теперь куда? Как же так? Что нам теперь делать?
Телефон зазвонил вновь. Паромщик долго не выходил из дома.
Телефон звонил не переставая. Толпа возмущалась. Желающих перебраться становилось все больше. Наконец,паромщик вышел из дома. Подошел к трезвонящему ящику. Еще немного подождал и ответил на звонок.

-У аппарата. Да,переправа закрыта. Забастовка,я не шутил. Заплатите и я возобновлю работу. Хорошо. Жду,- закончил он разговор.
Вскоре,из сумки паромщика раздалось звяканье монет.
-Вот так лучше.
 Паромщик вернулся домой. Вышел с бумажным свитком. Он вновь высыпал монеты и развернул список. Тот  оказался длиной в несколько метров.
-Ну что посчитаем заново.
 Он считал монеты,сверяясь со списком.
Телефон вновь звонил.
-Ну что еще. А вот когда посчитаю,тогда и открою переправу. Ничего,подождете. Деньги счет любят. Я больше ждал.

-Вот и ладненько.Вроде все сходиться. А нет. За Вас не заплатили,-он повернулся к молодому человеку. Тот совсем поник головой.
-Как не заплатили, как же я?
-Не знаю,сейчас спросим.
-Алло. Да это я. Получил. Но не полностью. Одного забыли. Сегодняшнего. Что значит не страшно. Либо за всех ,либо ничего не выйдет.
Дзинь! Раздалось из сумки. Паромщик пошарил в ней и вытащил две монетки.
-Держи,это твои,- он протянул их молодому человеку. Тот дрожащими руками взял их.
-И что теперь?
-Теперь ты мне заплатишь за проезд. Давай их мне.
Молодой человек протянул монеты и вложил их в ладонь перевозчика.
-Вот,видишь как просто,- сказал он,пряча монеты в сумку,- А все потому,что наличные. Проходи.
-Прошу всех на борт. Не толпимся, все успеют, не забываем платить.

-ОТПРРРАВЛЯЕМСЯ!- крикнул Харон. Паром медленно отчалил от берега и  начал медленно переплывать Стикс...