Музыкант Глава 1. Часть 7. Мелодии любви

Галина Дейнега
 Начало http://proza.ru/2020/03/22/663
  1.7. МЕЛОДИИ ЛЮБВИ
   «В 1967 году в ресторане «Волна» произошло интересное событие. Играем оркестром в составе: барабаны, бас, гитара, аккордеон,  саксафон-тенер. Вдруг в ресторан заходит Магомаев с сопровождающими лицами. Его привезли не на гастроли, а просто посмотреть Севастополь. В ресторан зашли поужинать. Администратор филиала Крымской филармонии в Севастополе Григорий Футерман уговорил Магомаева спеть. Артист подошёл к эстраде и спросил у меня (я сидел с краю сцены), знаем ли мы песню «Загадай желание» (А. Бабаджанян, Р. Рождественский). Ещё бы не знать! Эта песня из репертуара Магомаева в то время была самой популярной. Я ответил: «Конечно же, знаем!» Певец зашёл на эстраду и спел в сопровождении нашего оркестра. Обидно было, что когда он пел, никто не развернулся в нашу сторону, все интенсивно поглощали пищу.
   — Наверно, не представили гостя должным образом. Кто же из посетителей ресторана мог подумать, что молодой человек (а Муслиму тогда было-то двадцать пять!) и есть тот самый знаменитый Магомаев.
   — Может, так и было. В Севастополе Магомаев ещё  не концертировал и его мало знали в лицо. А мы кайфовали, аккомпанируя ему! После исполнения песни Муслим пожал руки всем музыкантам и поблагодарил.
   — Что из репертуара Магомаева вы пели?
   — Пели постоянно. Любимая песня — «Синяя вечность». Мелодию написал он сам на слова Г. Козловского.  Особенно часто исполняли: «Зимняя любовь» (А. Бабаджанян, Р. Рождественский), «Королева красоты» (А. Бабаджанян, А. Горохов), «Не спеши» (А. Бабаджанян, Е. Евтушенко), «Свадьба» ( А. Бабаджанян, Е. Евтушенко), «Ты моя мелодия» (А. Пахмутова, Н. Добронравов).
   — Это довольно сложная песня. Александра Пахмутова сначала создала музыку. Она часто так делала. Николаю Добронравову мелодия понравилась, и он начал подбирать слова. Первая строчка, как он вспоминает, возникла сразу, а дальше работа застопорилась. Подтекстовка оказалась сложной. Ритм музыки постоянно меняется. Каждое слово должно быть ударным. В стихах так бывает очень редко. Поэт два года работал над текстом.  Стать исполнителем предложили Магомаеву. Песня сразу пришлась Муслиму по душе. Принял её без исправлений.
   — Мне нравятся песни  Пахмутовой. Мы исполняли «Беловежская пуща» (Н. Добронравов), «Нежность» (Machete), «Как молоды мы были» (Н. Добронравов), «Старый клен» (М. Матусовский). На протяжении моей творческой деятельнсти была спета, наверное, чуть не половина всех песен Пахмутовой.
   Студенческая жизнь нашего героя заканчивалась. «Я готовил к защите диплом. Прибыли с Камчатки родители, сняли дом на Северной стороне. 29 июня (!) я успешно защитил диплом. Получил направление на работу в Москву. Явка пятнадцатого августа. Полтора месяца — каникулы. Отец устроил мне путешествие по городам, где жили наши родственники. Показал мне Елец — город, где я родился. Поездка длилась до конца июля.
   В конце июля Севастополь закрыли. Объявлен карантин по холере. Как раз в это время здесь на гастролях находился Валерий Ободзинский, но вместо концертов отсиживался в гостинице «Украина». Мой друг Саша, музыкант из ресторана «Бригантина», предложил сходить познакомиться с лучшим тенором страны».
   Ободзинский, как и Магомаев, собирал стадионы. Но это самородок с чрезвычайно развитым музыкальным чутьём и слухом, не получивший музыкального образования. Его мягкий, ласковый тенор, прочувственное, страстное, порой до гротеска, пение в свободной манере, идеальны для исполнения любовной лирики. Он магически действовал на слушателей. Выданная в 1970-м году песня «Эти глаза напротив» (музыка Давида Тухманова, слова Татьяны Сашко), взорвала эфир.
   Собеседник продолжил: «Итак, мы идём знакомится с Ободзинским, которому нет ещё и тридцати, а он уже на вершине славы. Приезжаем на площадь Ушакова. Видим у гостиницы артистический автобус, возле него — группа людей в удручённом состоянии. Подходим. Приветствуем:
   —  Севастопольские музыканты хотят познакомиться с группой Ободзинского. Предлагаем не грустить, а отметить наше знакомство.
   Те охотно согласились. Посчитав по головам, решили, что на семь человек семь бутылок будет достаточно, отправились в ближайший гастроном за выпивкой и закуской. С нашим угощением музыканты пригласили пройти в их номер. Отметили знакомство. Оказалось, что певец проживает в отдельном номере. Пришлось ещё раз сходить в магазин и в сопровождении руководителя группы отправиться в номер Ободзинского. Тот долго не отзывался на стук. Отдыхал, хотя было часов девять вечера, а в летнее время это ещё светло.
   — Валера! Севастопольские музыканты хотят познакомиться! — с этими словами руководителя группы мы ввалились в двухкомнатный номер певца, как только тот открыл дверь.
   Светловолосый парень, худощавый, невысокого роста, с голубыми глазами принял гостей. Выпивали, закусывали, общались, выпивали... Далеко за полночь мы, гости, уснули на диване. Утром Ободзинский попросил показать ему город. Целый день мы возили его на катерах в Инкерман, на Северную сторону, водили по улицам города. Деньги в моём кармане таяли. А это была большая сумма, триста рублей, подаренные отцом в честь окончания института. Вечером вернулись в гостиницу. Здесь я был вознаграждён.
   — Саша, — обратился певец к своему музыканту, — хочу подарить ребятам две новые песни: «Эти глаза напротив» и «Анжела». Пиши ноты.
   Под нотами Ободзинский написал слова песен. Эти листки я бережно хранил много лет. Первую песню певец посвятил жене Нелле, вторую — дочери Анжеле. Мне посчастливилось быть первым исполнителем этих песен в Севастополе. 
   Получив от Ободзинского подарок, я в тот же день занялся аранжировкой песни «Эти глаза напротив» для оркестра ресторана «Бригантина» в составе: барабаны, фортепиано, электроорган, бас, аккордеон и саксофон с трубой. И уже вечером первого августа мы выдали песню. Пел я раза четыре за вечер. Успех был потрясающий. Потом до отъезда в Москву ещё несколько раз выступал в «Бригантине» с этой песней. Публике нравилось».
   — Надо отметить, что жизнь артиста оказалась полна трудностей и соблазнов. Репертуар только любовных песен не одобряло руководство. Его пытались заставить петь патриотические песни. Он противился: «Пою то, что чувствую. Таково моё правило». Песню «Хотят ли русские войны» он спел, но  своеобразно, лирически. Зрители приняли с восторгом. Тишина. Потом взрыв. Кричали, аплодировали. В архивах запись не сохранилась.
   — На тридцатилетие победы Ободзинского заставили спеть «Бухенвальдский набат», но это не его репертуар. Это репертуар Магомаева.
   — Несмотря на преграды со стороны властей и собственные пороки, этот элегантный артист был востребованным публикой. Его голос оставался завораживающим, но пил он всё больше и чаще. В 1987 году на Камчатке все его хиты принимали на ура! Но идеологический конфликт, алкоголь, наркотики вынудили певца покинуть сцену. Он потерял всё: семью, работу, слушателей. Исчез на многие годы. Будто и не было кумира 70-х. Возвращение артиста состоялось спустя десятилетие. Совершил гастрольное турне в Вологду, дал юбилейный концерт.
   — На юбилейном концерте голос Ободзинского был хорош, как и прежде. Не испортился. Внешне певец изменился, выглядел располневшим, обрюзгшим, а голос остался чистый, молодой.
   — Вскоре после юбилейного концерта певец ушёл в возрасте 55 лет. Остались песни, любимые до сих пор.
Продолжение http://proza.ru/2019/12/16/363