Коза без прикрас

Сергей Вишнёв
Сергей Вишнёв

Эта заметка была написана в своё время для журнала «Приусадебное хозяйство», но так и не была отправлена по техническим причинам. На сегодняшний момент технические причины, а точнее, возможности таковы, что любой, кто, как у Маяковского может « в книгу тыкать пальчик», легко может написать что угодно, куда угодно и как угодно. А, поскольку «тыкать пальчик» (в книгу я имею ввиду) я научился в школе ещё в первом классе, то сейчас в более достойном возрасте и имея некие навыки для работы с компьютером…. Кстати, на вопрос моих знакомых «Чем я занимаюсь?», отвечаю неизменно так:
«Живу я в деревне». Иногда, знаете ли, «Хожу на охоту».
«Пишу свои вирши». Да и вообще – «живётся легко».
Забавно, но многие, особенно молодёжь, даже и не подозревают, что это лёгкая перефразировка Н.Некрасова. Впрочем, вернёмся к нашим…, нет, не баранам, а к козе.
      
Мой рассказ о козе скорее для тех, кто только собирается обзавестись козами, чем для тех, кто уже имел "счастье" обзавестись ими. Хотя, не исключено, что сугубо городскому жителю также будет интересно узнать кое-что о козе. Так вот, скотинка эта, надо сказать, довольно противоречивая и отношение к ней у разных хозяев соответствующее. Из номера в номер «Приусадебного хозяйства» можно было прочитать о том, какие это прекрасные существа. Однако представление только хороших качеств или только плохих не может позволить дать объективной оценки животного. Я не противник коз. Отнюдь. Тем не менее, хочу представить козу именно с негативной стороны.
            
Для начала небольшой реально-абстрактный пример того, что такое – коза. Представьте себе большой луг. Посредине этого луга поставьте загон, скажем так  2х2, и запустите туда козу. Так вот, если вы думаете, что коза так это преспокойненько будет мирно щипать травку ту, что в загоне, то вы сильно ошибаетесь. Она "винтом" извернётся, чтобы достать ту единственную и неповторимую для неё травку, которая почему-то оказалась за изгородью. Ладно. Выпустим её. И что же? Вы думаете, она с великой козьей радостью и большой признательностью в глазах бросится щипать травку на "воле"? Опять ошибаетесь. С того момента как вы её выпустили всё изменится с точностью наоборот. Теперь она будет "винтом" извиваться, чтобы достать ту травку, что в загоне... Да-да, она вдруг поймёт, что была неправа и, что та единственная и навеки любимая ею травка растёт именно там, где она была буквально несколько минут назад.
          
Лично моё знакомство с козой началось, когда мне было... Помните как в фильме "Лампа Алладина" мать Алладина говорила принцессе – "Когда мне было три года, я уже тогда знала, что такое коза". Я тоже... Гостили мы тогда у родственников в Воронежской губернии. А у родственницы была коза. Из взрослых разговоров я слышал, что коза вредная и, что к ней лучше не подходить. Я и не подходил. Близко. Единственное это то, что я по малости лет не рассчитал длину привязи. Коза, заметив мою промашку, моментально воспользовалась этим и, наклонив голову и выставив вперёд рога, понеслась на меня со скоростью молнии… Потом было нечто... Коза носиться по кругу на привязи и орёт. Я лежу на пузе на козьей спине задом-наперёд и тоже  ору. Мать с тёткой стоят в дверях и тоже  орут. Родственница бежит за козой по кругу и тоже  орёт... То, что сейчас я сижу и пишу эту заметку, означает только одно – тогда всё обошлось нормально. Этому поспособствовало то, что в детстве у меня была привычка стоять широко расставив ноги. Голова козы проскочила между моих ног и я оказался на её спине задом наперёд. Так что, особо интересующихся могу успокоить – дети у меня есть.         
            
Правда с тех пор я не мог похвастаться тем, что испытывал к козам светлые и нежные чувства. И век бы не связывался с ними, но... у жены молока становилось всё меньше и меньше, а ребёнка кормить надо. Стали кормить его кормовыми смесями: финским и советским, по-моему одно из них "Симилак" называлось. Всё. У ребёнка лицо вмиг покраснело и пошло прыщами. Стали лечить. Но молоко всё равно нужно. Тут, как обычно в таких случаях бывает, одна пожилая женщина нам и говорит "У вас хутор? Заведите козу и всё образуется". Хорошенькое дело. У меня же кроме личного детского "опыта" общения с козой больше никаких знаний.
            
Стал штудировать литературу. "Приусадебное хозяйство" стал для меня просто настольным журналом. И так много доброго и хорошего я узнал о козах, что мои детские воспоминания вмиг развеялись, а со страниц журнала повеяло чем-то тёплым и уютным. Оказывается козы такие "милашки", чистюли несравненные – у одной хозяйки так коза не то, что под себя, а даже за пределы круга привязи испражняется. Короче говоря, ещё не заведя козу, я уже стал яростным её защитником. Для начала устроил в сарае загородку для коз. Всё как полагается. Полы деревянные, полки для отдыха. Всё из свежего материала – деревом приятно в сарае запахло.
            
Хозяйка, у которой я покупал козу, сказала, что одну козу не продаст, только в паре с другой козой, пояснив, что одна коза скучать будет. Ладно. Привезли мы со старшим сыном коз домой,  выпустили их в сарай, в загородку. Всё семейство наше собралось посмотреть на невиданную доселе в нашем хозяйстве скотину. Я так понял, что козам понравилось на новом месте – они не стали долго обнюхивать помещение, а сразу запрыгнули на полку,  дружно... нагадили там по-всякому и улеглись... Сказать просто, что я был в шоке...?  Какое-то время да. Но жизнь продолжается.
            
Повёл их на пастбище. Там рассчитал расстояние привязи для обеих так, чтобы они не запутались, вбил колышки, привязал их, немного постоял с ними и ушёл. Буквально через минуту после моего ухода вся местность вокруг вдруг огласилась непередаваемым жутким двуголосьем. И секунды не прошло, как я был уже там, откуда всё ЭТО раздавалось, а именно в том месте, где я оставил коз. И что я вижу? Стоят мои две... "милашки" напротив друг друга, морда к морде и орут.
            
Вы ни разу не слышали, как орут козы? Жаль. Могу сказать, что вы напрасно прожили жизнь. Вы слышали когда-нибудь сирену воздушной тревоги? Слышали. А две сирены, но в разной тональности?   Так вот сирена по сравнению с козой – это "Лунная соната" Бетховена или колыбельная Дж. Гершвина “Summer time”. Надо отдать мне должное я быстро сообразил, что козы просто  скучают, что пройдёт совсем немного времени, и они успокоятся, а мне надо просто не обращать на ЭТО внимания. Наивный человек. А ведь вроде уже не мальчик. И пяти минут не прошло, как образ той козы из детства начал проступать в моём сознании, а руки почему-то сами потянулись к кувалде...
            
Нет. До смертоубийства тогда, конечно же, не дошло. По собственному опыту я знаю, что нередко хорошее начинается как раз с плохого и это намного лучше, чем когда плохое начинается с хорошего.
            
Первым доить научился старший сын, потом я. И скажу вам дойка – далеко не женское занятие как принято почему-то считать. В этом я ещё больше убедился, когда купил корову. Кстати с козами нам повезло: молоко было вкусным. Младшенький наш понемногу пошёл на поправку. Стадо постепенно стало увеличиваться... но, стоп. Теперь я и сам  могу много рассказать хорошего о козе, но, в данном случае, как я уже говорил, цель у меня иная.
            
Вспомнил одну телевизионную передачу Андрея Малахова, в которой одна милая особа яростно отстаивала преимущества вегетарианского образа жизни. Не знаю почему, но мне эта особа чем-то очень напомнила козу, а именно – яростью и непримиримостью. Говорят, травоядные более миролюбивы, чем мясоеды. Чушь! Про козу в данном случае так не скажешь. Со своими оппонентами коза разбирается хладнокровно и моментально – быстрый наклон головы и вы получаете удар рогами, как удар палкой. Короткий в двух-трёх шагах бросок и нелюбимая товарка получает такой удар в бок лобовой частью рогов, что достаточно двух трёх таких ударов, чтобы в скором времени вы вдруг недосчитались одной козы. Вскрытие же покажет обильное внутреннее кровоизлияние и синяки на внутренних органах. И, если по отношению к хозяину коз ещё можно разделить на драчливых и мирных, то в отношении между собой мирных коз не бывает – сплошная "бабовщина", где более сильная обязательно будет бить более слабую.
И это маленькая толика того, что можно плохого рассказать о козах.
 
В конце несколько антисоветов  для тех, кто всё-таки решил завести козу:      
-  Если ваша жизнь стала скучна и однообразна  –  заведите козу,
-  если вы не знаете, что о вас думают ваши соседи  –  заведите козу,
-  если вы не знаете, в каком месте у вас дыра в заборе  –  заведите козу,
-  если вы хотите узнать в каком состоянии Ваши нервы –   заведите козу
и Ваша жизнь окрасится непередаваемыми ощущениями!