Результаты конкурса-игры-10. Александр Введенский

Саня Катин-Ларцев
Автор стихотворения - Александр Введенский.

Произведение называется "Немцы".

Победитель конкурса-игры -  Лилия Герус.






Александр Иванович Введенский (23 ноября (6 декабря) 1904, Санкт-Петербург — 19 декабря 1941) — русский поэт и драматург из объединения ОБЭРИУ. При жизни публиковался и был известен широким массам читателей как детский писатель. Подавляющее большинство «взрослых» текстов Введенского было опубликовано посмертно.

В 1925 году познакомился с Даниилом Хармсом — момент, оказавшийся исключительно важным для обоих поэтов. В том же году они выступили в имажинистском сборнике «Необычайные свидания друзей» со своими стихами.

Вместе с Хармсом Введенский принимал участие в деятельности авангардной литературно-театральной группы, которая в конце 1927 года утвердилась под названием «ОБЭРИУ» — Объединение Реального Искусства.

Введенский не играл в ОБЭРИУ никакой организаторской роли — эти функции взял на себя Даниил Хармс. Участники объединения проводили творческие вечера, самый эксцентричный, известный вечер группы состоялся 24 января 1928 года в Доме печати на Фонтанке и назывался «Три левых часа». Введенский читал на этом вечере свои стихи. В это же время Введенский, Хармс и некоторые другие ОБЭРИУты по предложению С. Я. Маршака начали сотрудничать с детскими журналами «ЁЖ» и «ЧИЖ». Александр Иванович практически постоянно печатался в них. А впоследствии даже перевёл несколько сказок братьев Гримм.

27 сентября 1941 года Александр Введенский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. По одной из последних версий, в связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 года скончался от плеврита. Его тело было доставлено в морг Казанской специализированной психиатрической больницы МВД Татарской АССР (в архиве этой больницы есть акт об его смерти). Похоронен, предположительно, на Арском или Архангельском кладбище в Казани. Реабилитирован 30 марта 1964 года.

При жизни печатался в основном как детский поэт. С 1960-х тексты Введенского, как и других обэриутов, ходят в самиздате и печатаются на Западе (часто в неполном и искажённом виде). Полная публикация его «взрослого» наследия произошла только в 1980—1984 годах в подготовленном Михаилом Мейлахом двухтомнике американского русскоязычного издательства «Ардис». В России первое издание было осуществлено лишь в 1993 году.

На стихи Введенского Леонид Фёдоров спел множество песен. Фёдоров довольно часто обращался в своём творчестве к стихам Введенского. В частности, был записан целый альбом «Весна», на стихи поэта.


Александр Введенский

"Элегия"
                Так сочинилась мной элегия
                о том, как ехал на телеге я.

Осматривая гор вершины,
их бесконечные аршины,
вином налитые кувшины,
весь мир, как снег, прекрасный,
я видел горные потоки,
я видел бури взор жестокий,
и ветер мирный и высокий,
и смерти час напрасный.

       Вот воин, плавая навагой,
       наполнен важною отвагой,
       с морской волнующейся влагой
       вступает в бой неравный.
       Вот конь в могучие ладони
       кладет огонь лихой погони,
       и пляшут сумрачные кони
       в руке травы державной.

Где лес глядит в полей просторы,
в ночей неслышные уборы,
а мы глядим в окно без шторы
на свет звезды бездушной,
в пустом сомненье сердце прячем,
а в ночь не спим томимся плачем,
мы ничего почти не значим,
мы жизни ждем послушной.

       Нам восхищенье неизвестно,
       нам туго, пасмурно и тесно,
       мы друга предаем бесчестно
       и Бог нам не владыка.
       Цветок несчастья мы взрастили,
       мы нас самим себе простили,
       нам, тем кто как зола остыли,
       милей орла гвоздика.

Я с завистью гляжу на зверя,
ни мыслям, ни делам не веря,
умов произошла потеря,
бороться нет причины.
Мы все воспримем как паденье,
и день и тень и сновиденье,
и даже музыки гуденье
не избежит пучины.

       В морском прибое беспокойном,
       в песке пустынном и нестройном
       и в женском теле непристойном
       отрады не нашли мы.
       Беспечную забыли трезвость,
       воспели смерть, воспели мерзость,
       воспоминанье мним как дерзость,
       за то мы и палимы.

Летят божественные птицы,
их развеваются косицы,
халаты их блестят как спицы,
в полете нет пощады.
Они отсчитывают время,
Они испытывают бремя,
пускай бренчит пустое стремя -
сходить с ума не надо.

       Пусть мчится в путь ручей хрустальный,
       пусть рысью конь спешит зеркальный,
       вдыхая воздух музыкальный -
       вдыхаешь ты и тленье.
       Возница хилый и сварливый,
       в последний час зари сонливой,
       гони, гони возок ленивый -
       лети без промедленья.

Не плещут лебеди крылами
над пиршественными столами,
совместно с медными орлами
в рог не трубят победный.
Исчезнувшее вдохновенье
теперь приходит на мгновенье,
на смерть, на смерть держи равненье
певец и всадник бедный.

1940