Спасибо за друга

Айша Курбанова 3
                Если хочешь познать самого себя, то посмотри,
                как это делают другие; если же хочешь других понять,
                то посмотри в своё собственное сердце.

                Иоганн Шиллер

            Два друга – два соседа поссорились из-за неразделенной любви. Ссора переросла в драку, а драка – в поединок.
            – Я тебя, поддонок, на куски разрежу, – размахивая кинжалом, – кричал Шакир.
            – Если только сможешь, – ловко уворачивался Шарип, будто собирался биться не на жизнь, а на смерть. – Только попробуй!
            Вдруг широкоплечий Шарип стал притеснять высокорослого Шакира. Казалось, вот-вот прольётся чья-то кровь, вот-вот слетит чья-то горячая голова.
            Увидев такие драки, родственники противоборствующих сторон обычно заступаются за своих близких, видя виноватых в их недругах. Но между дерущимися юнцами протиснулась дородная горянка, загородила своим телом туловище Шакира – противника сына – и взмолилась:
            – Сынок, остепенись! Не трогай его!
            – Мама, уйди: он оскорбил мою честь! Такое оскорбление смывают только кровью.
            – Можно, сынок, смыть любую обиду и без крови. 
            – Мама, не чуди, уйди с дороги!
            – Нет, сынок, не уйду. Пока я жива, не допущу, чтобы ты хотя бы царапину нанёс своему бывшему другу.
            – Мама, за что ты защищаешь его? Он же меня, твоего сына, оскорбил…
            – Всё равно, сынок, остановись!  Я не хочу, чтобы его родственники страдали так, как страдала бы я.
            – Я всё равно убью его!
            – Сынок, сначала убей меня. Только через мой труп доставай своего соседа…
            Глядя на неумолимую мать, молодой парень понемножку утихомирился. Успокоившись, он вложил кинжал в ножны. Виновато улыбнувшись, он обнял маму и прошептал:
            – Спасибо, мама, за друга: я был неправ. Любить кого-то, не будучи любимым, – глупо. Добиваться взаимности, когда твой обожатель влюблён в другого человека – неразумно.