В поисках позитива

Михаил Мороз
                "Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвленна стала" (А.Радищев)

                )

На иные жизненные явления, которые рождаются в наше время в бесчисленном множестве, есть желание откликнуться сразу. И чаще всего гневно, потому что почти каждое  событие - следствие политического, экономического или нравственного выворота. Говоря с уточнением, когда социальные вихри задирают внешний блеск и обнажают вдруг неопрятный испод, то даже природа не спасает, как ни прячься в ней от жизненных невзгод.
А они, невзгоды, кругом - куда ни взгляни, что ни услышь, что ни вдохни. Сам себя иногда упрекаю: ведь сызмальства жил не брюзжа, не фыркая, не шипя, а всё, несмотря на неизбежные жизненные ухабины, верил в приход чего-то лучшего, которое обязательно совершится, потому что был пронизан высокими нравственными и социально справедливыми идеалами и стремился, как мог, к ним. И не я один.
Но те Идеалы - как некая цель создания справедливого общества – растоптаны, оплеваны, изничтожены повсеместно. И обывателю трудно и даже совестно  в условиях  всеобщего обесценивания   внедрить их снова в порушенный рассудок. Он мучительно пытается вместо того, что у него выкрали, найти что-то такое, что являлось бы пусть не опорой, но хотя бы ледащим посохом, чтобы на что-то опереться и дошкандыбать к предложенным новым горизонтам.
Но что такое эти горизонты?  Ничего такого нет, кроме чубайсовских призывов «обогащайтесь!» и «больше наглости!».  А разве пристало русскому человеку  считать материальную обеспеченность  целью жизни? Ведь видно должно быть всякому: материальный достаток - это всего лишь СРЕДСТВО для нормального физического прожития. А ЦЕЛЬ – постоянное,  неуклонное стремление к духовному совершенствованию.
Чтобы не заподозрить самого себя в старческом брюзжании, решил я взглянуть окрест себя, чтобы найти то, что меня приятно удивит, позволит найти признаки  достижений в крае, где я живу. 
В поисках позитива не однажды побывал я в сельской местности. Увы, ничего там хорошего. Деревни пустуют. К зимнему месяцу они совсем обезлюдели. Ощущение глухомани такое, что сердце стынет. Если что-нибудь с кем-то из оставшихся жильцов произойдет, хоть он  раскричись – никто не услышит, не увидит. Некому.  Кто из стариков и есть,  тот не сдюжит выйти, чтобы оказать помощь другому.  Так что в деревнях, при отсутствии хоть какой-нибудь социальной структуры, страшно жить.
 Конечно, те сельские поселения, в которых есть администрация, кое-какое шевеление жизни наблюдается. Однако главе администрации при решении всяческих проблем надо искать опору среди «хозяйствующих субъектов». Фермеров или управленцев из агрофирм. Но без уступок или «откатов» взамен какую-нибудь возникшую проблему не решить. «Коррупционные составляющие» так или иначе, тайно или явно, заложены в системе. Они тут «двигатели прогресса». «Без прохиндейского свойства в характере, тут, брат, не проживешь», - горько признавался мне знакомый сельский глава администрации. –  Ни автомобиля, ни завалящего трактора под руками нет, чтобы изъездить деревни, которые у меня на обслуге. А у меня их тут полдесятка. Сижу в кабинете как проклятый, жду манны небесной… А вместо неё – то пожары, то бураны, то затопления, то подтопления. Слава Богу, рожениц нету! Одни не репродуктивные бабки век свой доживают. Но и к их дворам дороги надо подлатать, а нечем...»
Так и не найдя «позитива», обозначенного достижениями после намеренного разгрома колхозов и совхозов, теми достижениями, которые улучшали бы быт сельского жителя, я покинул сельские просторы, глухие, неухоженные, забытые всеми. А те черноземы, которые внешне смотрелись по-современному обработанными, уже не хранят, по уверениям самих же фермеров, той силы и урожайности: без внесения органики и вскоре могут зачахнуть… «На их восстановление  кредитов не напасешься», - жалуются мелкие землевладельцы. «Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы», - вспомнил я слова писателя конца 18 века и понял, как мы «продвинулись» в сторону того столетия. Где было всё: и величайшие достижения, и победы русского оружия, и страдания простого народа…
А чтобы не было страданий, надо меняться.