Саша Метелица. Ночной разговор

Николай Хребтов
 
          

    Кто помнит передачу на новосибирском радио "Пресс-ателье Александра Метелицы" в 13 часов по воскресеньям. Бросали все свои тяпки и лейки, включали у кого что было и замирали на целый час. Бархатный Сашин голос завораживал, а его новости и песни под гитару... Это словами не передать. Это надо было слышать. 4 сентября ему бы исполнилось 90.

    Эпизод из "Люблю и помню"

 … А хлебушек идёт! И как идёт: сплошным потоком.
 Уже  довольно ясно видится финиш. Но дел еще – огромная гора. Но мы справимся.
 Теперь это даже не вызывает никаких сомнений. Всё есть: люди, техника и страстное желание убрать  наш первый урожай без потерь. Только бы погода не подвела.
  А масштабы наших дел даже Сашу удивили. А уж он-то повидал всякое. Хотя…где бы он мог увидеть подобное. Не уверен я что-то.
      
         … Поздним вечером сидим с ним за рюмкой чая, обсуждаем вопросы мировых масштабов и проблем  в нашей стране, не выходя из моих новых «апартаментов». Саше у меня  всё нравится: просторная аппаратная, новая киноаппаратура, радиостанция и вообще, как я всё обустроил.

  Вопросы, в основном, задаю я. Он отвечает четко, очень кратко и толково, со знанием дела и темы. Разговаривать с ним – одно  удовольствие. У него такой широкий кругозор. Свою мысль он излагает предельно точно и аргументировано. Талант несомненный, просто репортёр от Бога. Человек на своём месте. Вот бы мне так насобачиться!
 
   
  - Скажи ты мне на милость: строим новое общество, новый совхоз, в частности, проповедуем новые отношения, а порядки в стране старые. И далеко не лучшие.

  -Не понял, - отвечает, - что ты имеешь ввиду?

  - А то, дорогой мой Александр Яковлевич,  что, например, с хлебом все остаётся по-старому. Не понятно? Объясняю:  вот собрали мы хлебушек, неплохой урожай, и пшеничка высшего сорта. Так почему опять, как и раньше, всё до зёрнышка надо сдать государству? В счет госпоставок.  А почему бы нам, в порядке обзаведения на новом месте, не сделать скидку. Вернее – рассрочку.  И  оставить для сева. Нет, сдавай всё!  А потом весной, в самую распутицу будем возить семена из города, и на наших чистых полях вырастет неизвестно что пополам с сурепкой. Мне лично не понятны действия Партии и Правительства в этом направлении. Это же, как говорят у нас в Хмелёвке, не приведи бог никому крещеному.

    -А почему ты решил, что именно с сурепкой?

   - Да потому, что нормальный хозяин вот так, за здорово живёшь, не отдаст хорошие семена, а спихнёт, что ему не жалко. Дело известное ещё по нашему бывшему колхозу. Тогда ведь точно так же было. Всё сдадим, а потом на лошадках возим из заготзерна всякую бяку. И получается ни себе, ни людям. Да еще план спрашивали. А с чего? Скажу больше: разве нынче не так? Снова же всё повторяется. Хорошее дело затеяли, и всё можно испортить вот такой постановкой вопроса.  Что ты на это скажешь?

 - Во-первых, я тебя хочу спросить: зачем, скажи на милость, тебе, киномеханику всё это надо? Казалось бы, крути своё кино, развлекай трудовой народ, сей, как говорил один большой человек, разумное, доброе. А ты лезешь в такие дебри.

  -Ты мне не ответил. Потому, что вы, старшие, так привыкли. И ничего не хотите менять.  Конечно, так же проще, когда где-то кто-то за всех решает. Не надо напрягаться. Все равно будет, как там решили.
  А почему я лезу в это, да я вовсе и не лезу. Просто мне не безразлично, что и как мы делаем.
А вот кто такие порядки устанавливает, неплохо бы и спросить, чью линию он гнет.   НУ, подумай, каким умным надо быть, чтобы в самое  горячее время сева или уборки назначать разные конференции, семинары, пленумы. Да бог с ними, с пленумами, раз уж запланированы. Так ведь вред- то  от них ничем не измерить.
    Ведь лучших людей срывают с работы и везут, чтоб они там пару дней просидели, продремали.
 Какой толк от их присутствия?
 Ведь они там как куклы сидят, ничего не решают. Просто как свидетели этих словесных излияний.
 А в это время пять – шесть комбайнов стоят. Это разве нормально? Да это просто игра в демократию. Именно – игра. Говорильня.
 Мы же весной писали в ЦК. Лично я, бывая в  бригадах и полевых станах, собирал подписи.
 Правда, ответа так и не дождались, но действие вскоре стало всесоюзным. Помнишь? Наш Н.С. как горячо выступал.
 Ведь надо же было додуматься до такого: разделить всю огромную страну на две части – промышленную и сельскую.
  Был в райкоме один секретарь и председатель исполкома, теперь стало два. И штаты раздули, в одном помещении не уместились.
 А ведь, заметь, их всех кормить надо. А по всей стране сколько дармоедов развели. Да их никакая целина не прокормит.
 Что это, по-твоему: польза или вред?  Для чего тогда заводили этот самый партгосконтроль? Ведь это тоже вон какая организация!. А вот погоди, дойдёт дело, как начнут ордена делить. Тут сразу заговорят о руководящей роли партии. И ведь первый орден получит секретарь райкома, хотя он у нас еще ни разу и не был...

- Ну, брат ты мой, куда замахнул. Я еще раз тебя спрашиваю: зачем ТЕБЕ-то ВСЁ ЭТО?
 
 - Саша, Я знаю, что и тебе это тоже не всё равно. Но ты и твои коллеги, я понимаю, по долгу своему, обязаны защищать эту линию. Иначе, на твоё место поставят другого, более сговорчивого, послушного.
 А мне всё надо! Понял? Я сюда ехал новую жизнь строить, а не старую штопать. Пойми, корыто старой жизни давно изгнило, а мы всё его конопатим. Ну, согласись! Ты меня хоть понял?

  - Да, Колёк, я всё очень хорошо понял. И вот что тебе скажу: по всему видно, что ты уже вырос из киношных штанишек. И тебе пора примерить другие, более подходящие… по размеру…


                Прочитал - позвони автору 8913 902 42 92