Академик БП Жуков Чем знаменит Страницы биографии

Александр Смирнов 83
О жизни, научной и организационной деятельности выдающегося учёного, конструктора и организатора в области твёрдотопливной ракетной техники Бориса Петровича Жукова опубликовано немало материалов. Наиболее полно отражены его научный вклад и организаторская деятельность в капитальном издании, написанном  его учениками и коллегами «О жизни и деятельности академика Б.П.Жукова», выпущенном в 2008 году ФГУП «ФЦДТ Союз». Он родился 12 ноября 1912 года в Самарканде, где установлен его бюст,  скончался 23 сентября 2000 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
 
Поскольку я работал не по основному профилю нашего объединения, то не считаю  вправе для себя рассматривать и оценивать его научную и конструкторскую деятельность. Но в моей 53-летней работе на предприятии я регулярно встречался с ним, поскольку он держал под неослабным контролем все стороны функционирования предприятия и следил, чтобы оно было на высоте по основным направлениям работ  как по техническому оснащению, так и кадровому составу.   Мне казалось, что он был особенно неравнодушен к внедрению систем автоматизации и вычислительной техники, чем я и занимался,  требовал внедрения новейших на то время систем и лично принимал энергичные меры по их приобретению и внедрению.

У меня появилось желание осветить доселе неизвестные эпизоды его деятельности, участником или свидетелем которых я был, чтобы через своё личное восприятие дополнить его образ организатора новыми красками. При этом мне пришлось включить в статью и некоторые эпизоды своей разнообразной деятельности на предприятии, связанные с общением с Б.П.Жуковым.
   

В 1957 году после окончания Московского авиационного института я был направлении на работу в посёлок  Дзержинский, в ближнем Подмосковье, где находился закрытый научно-исследовательский институт НИИ-125, занимавшийся разработкой ракетных порохов.

Директором института в это время и являлся Борис Петрович Жуков, личность очень яркая. Он с отличием окончил в 1937 году Московский химико-технологический имени Менделеева, часто называемый Менделеевкой. Через некоторое время, как перспективный учёный, он был направлен на стажировку в Германию. Стажировка продолжалась недолго, в момент объявления войны все советские специалисты, в том числе и Б.П.Жуков были интернированы, и лишь в обмен на немецких специалистов им разрешили вернуться на родину. После возвращения он продолжил работу в Менделеевке, специализируясь в области пороходелия, возглавил исследовательскую лабораторию и завоевал  авторитет как учёный и организатор. В 1951 году Борис Петрович был назначен директором НИИ-125, затем в 1953 году неожиданно переведён на должность заместителя министра оборонной промышленности. Через два года Жуков вернулся в институт снова на должность директора, работа в министерстве, его, человека науки, просто разочаровала. Он проработал на предприятии ещё 35 лет, проведя колоссальную работу, и вывел его на роль головного в стране в области разработки ракетных твёрдых топлив и зарядов на их основе.

 Его надёжным соратником стал главный инженер, Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии, участник Великой отечественной войны Борис Константинович Громцев. Если Б.П.Жуков занимался в основном научными проблемами и стратегией развития предприятия, то Б.К.Громцев полностью отвечал за работу и развитие производственных служб, внедрение новых технологий и основную оперативную работу. Они отлично дополняли друг друга,  их содружество позволило добиваться впечатляющих результатов.
 
  Надо сказать, что с течением времени авторитет Жукова в правительственных кругах становился всё более высоким, по его приглашению предприятие посещали министры обороны, члены ЦК, генералы, академики. С участием предприятия создавалось большинство стратегических, тактических, артиллерийских, авиационных и морских ракет. Предприятие было награждено орденами Ленина, Октябрьской революции.  Более ста сотрудников стали лауреатами Ленинской и Государственной премий, свыше 600 человек награждены орденами и медалями. Были отмечены и заслуги Б.П.Жукова: он был избран сначала членом-корреспондентом, затем действительным членом Академии наук СССР, стал дважды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственной премий. Он заслужил эти награды, действительно был выдающимся учёным и организатором науки. Я рад, что мне посчастливилось работать под его руководством и нередко  встречаться с ним.
 
Но начало моей работы было совсем не радужным. Пороховая отрасль в те годы была на примитивном уровне, нередко происходили аварии с жертвами. Работа, которая была мне поручена, не нравилась мне своей бесперспективностью, плохими, даже опасными условиями туда. Всё это сильно расходилось с моими представлениями о работе инженера, тем более по сравнению с авиационным предприятием.
 
Меня не устраивала также слишком низкая зарплата. Я решил  попытаться перейти на работу в ОКБ-1 С.П.Королёва, куда меня предполагали распределить после окончания института, для чего обратился в Министерство и попросил перераспределить меня туда, ссылаясь, что я работаю не по специальности. Я получил категорический отказ: «Вы работаете по специальности инженером по автоматизации. Вот если бы Вас направили на работу агрономом или учителем в школу, тогда Вы были бы правы».

 Тогда я предпринял попытку решить эту проблему другим путём - через увольнение с предприятия. В те времена молодые специалисты были обязаны отработать не менее трёх лет на предприятии, куда их распределили. Разрешение на досрочное увольнение мог дать только директор, и я записался на приём к нему. Я был взволнован, объяснил  просьбу и пояснил, что меня не устраивает характер и примитивность работы, промолчав о неудовлетворённости зарплатой.  Борис Петрович возразил: «Вы должны отработать положенные три года и использовать свои знания в области такой передовой отрасли, как авиация, в такой отсталой, как пороховая. Наш институт головной в этой отрасли, у нас самая высокая зарплата специалистов среди передовых предприятий». С этим утверждением я никак не мог согласиться, ведь среди своих однокурсников я получал самую низкую зарплату, хотя и окончил институт с отличием, за что полагалась доплата в 10%. Поэтому я эмоционально ответил, что это не соответствует действительности. Директор, в свою очередь вспылил: «Вы, что же, обвиняете меня в том, что я говорю неправду, Вы слишком много себе позволяете!» Я не остался в долгу и пошёл вразнос: «А что же Вы мне сказки рассказываете!» Директор, услышав такие наглые слова от молодого специалиста, рассердился: «Как Вы смеете со мной так разговаривать? Закройте дверь с обратной стороны!»
 
За этим последовали и репрессивные меры. Спустя некоторое время мой начальник лаборатории обратился ко мне: «Александр Васильевич, я не пойму, что случилось. Я представил большой список сотрудников на повышение зарплаты, директор утвердил все кандидатуры, кроме вашей. Вас он вычеркнул красным карандашом». Таким образом, мой первый контакт с Борисом Петровичем оказался провальным. Однако через год мне удалось поменять профиль работы:  меня включили в бригаду специалистов, которая занималась освоением и эксплуатацией первой ЭВМ на предприятии.

Директор долго помнил этот неординарный случай в своей практике. Так, спустя несколько лет, при посещении заместителем министра Комиссаровым комплекса ЭВМ М-20, которым я руководил, директор сказал: «Представляю Вам товарища Смирнова, он когда-то здорово мне надерзил, не хотел работать на предприятии. Но затем пересмотрел свою позицию и сейчас работает отлично».
 
Далее моя карьера развивалась вполне успешно, я последовательно занимал должности старшего инженера, руководителя группы, начальника лаборатории.

В 1978 году было принято решение о строительстве на предприятии большого четырёхэтажного здания Вычислительного центра, курирование которого  поручили мне. Дело предстояло хлопотное: разработка сложного проекта с размещением комплексов вычислительной техники с кондиционированием, развитой терминальной сетью, автоматической системой пожаротушения. Поскольку при проведении работ было задействовано много подразделений нашего предприятия и подрядных организаций, директор не реже одного раза в месяц рассматривал на рапорте ход работ, на котором докладчиком выступал я. Усилия не пропали даром: здание было построено в срок, за два года, и с приличным качеством, как это позволял проект.  Директор, видимо, запомнил моё упорство и организаторские способности.

После сдачи в эксплуатацию здания Вычислительного центра стал обсуждаться вопрос о реорганизации служб, занимающихся научными разработками, созданием прикладных  программ и сопровождением системного программного обеспечения, внедрением и эксплуатацией ЭВМ.  Расчётно-теоретический отдел, в который входили все эти службы, превратился в громоздкое подразделение из 7 лабораторий, в которых числилось до 250 сотрудников. Мы готовили разные варианты реорганизации с учётом опыта смежных предприятий, но ни одно из них дирекцией не принималось.
 
Наконец, в начале 1982 года  Борис Петрович собрал дирекцию для обсуждения одного единственного вопроса: о реорганизации нашего отдела и целесообразности его раздела. Нужно сказать, что он всегда тщательно готовился к проведению совещаний и к его началу, как правило, уже имел один или два варианта решений по обсуждаемому вопросу. А совещания ему были нужны, чтобы проверить, не допустил ли он ошибки, всё ли учёл, и поэтому внимательно выслушивал разные точки зрения. Но это не значило, что он примет их во внимание, он не поддавался даже мнению  большинства, если считал его сомнительным.  Если он чувствовал, что что-то важное не учтено, он снимал вопрос с обсуждения и переносил его. Решения он принимал взвешенные и редко их менял. Он как-то сказал: «Если я буду отменять свои решения, то какой же я буду директор? Меня перестанут уважать».

На этом совещании по реорганизации выступило 11 человек. Девять человек выступило за сохранение существующей структуры, в том числе и я. Я понимал, что моё выступление в пользу разделения может быть воспринято, как личная заинтересованность. Двое выступили за разделение отдела на два. Жуков сказал: «Я выслушал всех, поиграл в демократию. Решение моё такое – отдел разделить на два подразделения, одно из которых будет заниматься наукой, другое – техникой. Это неправильно, когда всё свалено в кучу. Я поручаю Вам, Александр Васильевич, подготовить проект приказа и дать мне на утверждение». Мне это представилось таким образом, что стоят небольшие весы, в одной тарелке которых лежит 9 спичек «против», в другой – 2 спички «за», и на тарелку «за» опускается кулак директора, все спички «против» разлетаются во все стороны.

 Стиль его работы включал системный, комплексный подход, и нередко для решения сложных проблем общегосударственного уровня привлекались  многие структуры, в том числе крупные внешние организации: институты АН СССР, ведущие НИИ в области химии и технологий, смежные оборонные предприятия, с руководителями которых у него был плотный контакт. Что касается организации работ внутри предприятия, то он всегда ставил трудновыполнимые задачи и сроки, для выполнения которых требовалось приложить максимальные усилия и тесное взаимодействие со смежными подразделениями. Работать с ним было сложно и трудно, но очень интересно. Многие наши руководители подразделений, освоив методы его работы, нарастив научный потенциал  и организационный опыт, стали руководителями крупных научных и учебных заведений страны.

Борис Петрович Жуков постоянно заботился о научном и профессиональном росте кадров всех уровней, побуждал специалистов к защите диссертаций и проявлял заботу о них по вопросам зарплаты и улучшении жилищных условий. Нередко он оказывал помощь в их лечении и при необходимости и членам их семей. Видимо, он следовал лозунгу:  «Кадры решают всё!» Он не был кабинетным учёным, нередко ездил в дальние командировки на испытательные полигоны, заводы. Несмотря на звания и длительный период  работы в качестве директора предприятия, а затем и генерального директора объединения, он не был состоятельным человеком, вёл скромный образ жизни. У него была одна квартира в Москве и обычная дача в Подмосковье. Был физически сильным, вёл активный образ жизни, хорошо плавал, занимался спортом.

 Не терпел он подобострастия и восхвалений в свой адрес. В качестве примера приведу такой эпизод, который произошёл в моём присутствии. 
После того, как на общем собрании АН СССР его избрали действительным членом академии, на ближайшем рапорте один из начальников подразделений, выступая с отчётом,  начал поздравлять Бориса Петровича. Он сразу же остановил докладчика, сказав при этом следующее:

 - Я прошу Вас и других товарищей не делать этого, мне это не нравится. Во-первых потому, что это не только моя заслуга, а также и результат работы всего коллектива предприятия. Во-вторых избрание меня академиком – не повод  для праздничных мероприятий и снижения темпов работы. Наоборот, это обязывает Вас, как руководителей, повысить качество своей работы, чтобы она соответствовала высокому уровню предприятия, руководимого академиком.
   
Наступивший в дальнейшем период перестройки очень негативно сказался на судьбе нашего предприятия. Резко сократилось  финансирование, начались массовые сокращения персонала.  Гримасы демократии привели к тому, что в возрасте 75 лет, в соответствии с новым законодательством Борис Петрович был освобождён от должности генерального директора, несмотря на то, что он был полон энергии и сил продолжать работу в новых, непростых условиях. Его перевели на номинальную должность Почётного директора. Он продолжал заниматься научной деятельностью как в структурах Академии наук, так и руководя одним из научных направлений на предприятии. Но, как говорится, беда одна не приходит. Будучи в пансионате, он во время езды на велосипеде  упал и получил перелом шейки бедра, что привело к необходимости пользоваться  при передвижении костылями. Но и в этом состоянии, видя, как начинает разрушаться научное направление, которому он посвятил свою жизнь, он продолжал бороться за него, стуча во все высокие инстанции и доказывая ошибочность принятых решений. Но его уже мало кто слушал, к руководству отраслью, как и всей экономикой в целом пришли несведущие люди, исповедующие другие ценности, далёкие от национальных интересов, которым было не интересно заниматься реальной экономикой и наукой.
 
Ученики Бориса Петровича, сотрудники предприятия, работавшие с ним, хранят светлую память о нём. Была издана тиражом в тысячу экземпляров капитальная книга, в которой представлены материалы о жизни и деятельности академика и воспоминания его коллег, учеников и друзей под общей редакцией нынешнего руководителя предприятия, академика РАН Ю.М.Милёхина. В объединении ежегодно проводятся конференции с докладами учёных, посвящёнными научному наследию Б.П.Жукова,  новым разработкам в области химии и технологии ракетных топлив,  с присуждением премий его имени. Перед проходной предприятия установлен его бюст работы знаменитого скульптора М. Аникушина, автора  памятника А.С.Пушкину в Санкт-Петербурге.

          Продолжение: Наш легендарный главный инженер Б.К.Громцев
              http://www.proza.ru/2017/01/25/21