Письмо родному городу

Анжелика Кнорр
    Ну, здравствуй, мой родной!..Как же мы давно не виделись! Если бы ты знал, как я скучаю по тебе…По такому маленькому и уютному, летом утопающему в зелени, а зимой сверкающему под фонарным светом сугробами. Я так хорошо знаю тебя! Все твои асфальтовые трещинки; деревья, которые помню еще саженцами; старые преобразившиеся здания и разрушенные дома, в квартиры которых я ходила когда-то в гости.
    Помню мало сохранившийся теперь Парк имени Джамбула и как там в субботние и воскресные дни отдыхал весь город. Я даже не забыла вкус лимонада «Буратино» и пломбира в вафельных стаканчиках, все это продавалось в киосках в старом парке. Нарядные родители и дети, и казавшиеся лучшими на свете аттракционы, от которых сегодня не осталось и следа…
    Я помню, как ты преображался на праздники 1 мая и 7 ноября, весь расцвеченный разноцветными шарами, флажками и веточками со сделанными из папиросной бумаги цветами (кстати, эти цветы делали на уроках труда младшие школьники всех школ), и как много людей гордо шагало через весь город к центральной площади на яркие театрализованные демонстрации. Помню замечательный Ледяной городок на озере, создаваемый каждый год трудолюбивыми руками наших горожан. И елку посередине, огромную, пахнущую лесом, ведь она была из настоящих сосновых веток. А проводы зимы – с блинами, ванильно пахнущими булочками и горячим чаем из самоваров! Я помню так много из твоей истории, и порой кажусь себе такой древней…И все же я достаточно молода, чтобы помнить танцы в клубе имени Артема, на которые сбегалась вся городская молодежь и о которых рассказывала мне моя мама. Зато в памяти отчетливо отложилось открытие Парка Победы, с играющей на маленькой сцене эстрадной группой; танцплощадкой, на которой зачастую не всем хватало места, а позади сцены летали вверх-вниз удивительные качели-лодочки, на которых мы катались с влюбленными в нас тех, четырнадцатилетних, мальчишками.
    А твои автоматы с газировкой возле магазина «Юбилейный» (вода с сиропом – 3 копейки, без сиропа – 1 копейка) ?.. И соки в стеклянных колбах в магазинах; я любила томатный, рядом на витрине всегда стоял стакан с солью и в нем – чайная ложечка…А какие удивительные торты и пирожные пекли в кафе «Восход»! Он был как раз по пути к кинотеатру «Юность», перед сеансом мы с мамой или с подружками всегда заходили в это кафе, набирали бумажный пакет всяких вкусностей и потом осторожно, стараясь не шуметь, лакомились этим в зрительном зале во время просмотра кинофильма…
    А купание на твоем пляже! Там не было ничего, кроме нескольких маленьких раздевалок, но народу всегда на желтом песочке – не протолкнуться. И такой гул стоял над этим пляжем от тысяч голосов, а еще раздавались звуки ударов по мячу то тут, то там. Возле небольшой лодочной станции всегда толпилась большая очередь, всем хотелось прокатиться по Шортанды на катамаране или на лодке. И до самого вечера над водой раздавался смех отдыхающих…
    Житикаринцы помоложе меня всего на каких-то пять – семь лет, уже и не помнят, что на нашем озере когда-то купались, и водились там крупные караси. И навряд ли помнят хлюпающее болото позади Дворца культуры «Асбест», в котором я однажды чуть не утонула со своим другом детства Алматом. А неподалеку от того места, где потом появилась детская железная дорога, росли деревья со сладкой и сочной иргой; такой же вкусной, как и черная смородина, кусты которой опоясывали со стороны Парка Победы четвертый и седьмой микрорайоны. Тогда горожане собирали там эту смородину ведрами.
    Все это было, было! И пусть за последние пару-другую десятков лет с тобой, столь близким моему сердцу, произошло так много изменений (не всегда плохих, конечно, нет), я не перестала любить тебя. Сейчас, когда я нахожусь за 5 тысяч километров, ты приходишь ко мне во снах, и сердце мое наутро болит и щемит от тоски по тебе. Это понять только тем, кто тоже покинул тебя навсегда. Я очень хочу, чтобы ты всегда был и процветал, и чтобы люди, живущие на твоей земле, были здоровы и счастливы. Я очень надеюсь на скорую встречу с тобой и с теми, кого я оставила под твоим присмотром. Говорят, что место, в котором ты живешь, становится родным тогда, когда в нем есть люди, окна домов которых светятся огнями и для тебя. Все мои окна остались с тобой…А здесь в моем чемодане лежит только горсть твоей земли…
    Знаешь, здесь в любое время года очень много цветов, а сейчас поля красны от маков; а я не могу забыть твои ковыльные степи с желтыми тюльпанами и сон-травой, которую мы все называли подснежниками. Да, тут очень хорошо, красиво и чисто на вымытых шампунем улицах, но никогда мне не будет здесь так, как с тобой – ДОМА.