Сеул. Прошлое, настоящее, будущее?

Владимир Кожин 3
                Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2019/12/08/241

        В Южной Корее мы пробыли не долго – два с половиной дня.  Хотелось побольше увидеть, поэтому находились постоянно в движении. Сеул – город с богатой историей, здесь есть на что посмотреть. Старинная архитектура соседствуют с современными небоскребами. Прямо из окна гостиницы виднелось красивое сооружение в корейском стиле. Оказалось, это старинные ворота в город, раньше он был окружен высокой стеной. Да и сейчас можно видеть участки стены. Рядом расположены многоэтажные здания из стекла и бетона – офисные корпуса крупных компаний.  В основном нас возили экскурсионные автобусы. Но можно пользоваться и обычным транспортом, в городе есть метро, ходят автобусы, интересно что разных цветов. У туристов популярна автобусная экскурсия по городу «Hop On-Hop Off» (вошел-вышел), билет действует весь день.
        Когда мы проезжали возле одного из небоскребов, в зеленом сквере перед зданием стояла большая группа курящих людей. Экскурсовод пояснила, что курить в помещениях в Корее повсеместно запрещено. Поэтому люди выходят покурить на улицу. Удивило, что в городе встречалось много курящих.
        Полных людей на улицах мало, зато стройных очень много. Вежливые, улыбчивые. Хотя возможно, как и у китайцев, черты лиц у корейцев такие. Не знаю, как в Северной Корее, я там не бывал. Хотя недавно смотрел документальный фильм, где северокорейские девушки и юноши маршировали стройными рядами с улыбками во весь рот. В другом сюжете фильма показали семью – бабушку, детей и внуков, они плакали. Особенно сильно слезы лились у бабушки. А плакали они возле трех портретов северокорейских лидеров на стене: Ким Ир Сена, Ким Чен Ира, Ким Чен Ына. Сказали, что эти слезы из-за любви к отцам нации. Расчувствовалась бабушка, переживала, что двух лидеров уже нет, она их хорошо помнит. Уже не ведутся споры, какая Корея живет богаче, но на Севере убеждены в своем «духовном» и военном превосходстве.
        Недалеко от дворцов, где жили и правили корейские короли, мы остановились возле резиденции премьер-министра. По конституции его назначает президент и утверждает Национальное собрание. Было интересно узнать, что пост президента Республики Корея недолговечен, он избирается на 5 лет и не может переизбираться на второй и последующие сроки. Плакать перед портретом, после его ухода с поста, вряд ли кто-то будет.  Может будут сожалеть, но закон есть закон. Лишний раз задумаешься о роли личности и правящей элиты в истории государств. Такой же корейский народ, разделенный непроницаемой границей, живет и на Севере, и на Юге, но какое большое различие в идеологии, экономике и политике стран!
        Недалеко от правительского здания шел митинг. Велись дискуссии по кандидатуре нового министра иностранных дел. Не все были согласны с предложением премьер-министра. На трибуне стояло человек двадцать. Массовым митинг назвать нельзя, во всяком случае на тот момент зрителей было примерно столько же, как и людей на трибуне. Вокруг сновали репортеры. Тем не менее, приехала полиция, вооруженная дубинками и щитами. Но она не осталась на площади,  расположилась невдалеке в парке за кустами. Среди них я заметил группу полицейских - женщин. Экскурсовод сказала, что обычно митинги спокойно заканчиваются благодаря присутствию полиции.
        Удивило обилие цветов вокруг. В Сеуле любят цветы. Рядом с площадью, где шел митинг, цвели многочисленные кусты гибискусов разных расцветок. У нас иногда их зовут Китайской розой. Странно, они же не выносят морозов, а корейцы жалуются на холодную зиму. Лучше всего приезжать в Корею весной, когда все цветет и благоухает. Сюда, как и в Японию, съезжаются миллионы туристов специально в период цветения сакуры. Хотя период жесткого правления Японией оставил тяжелые воспоминания, праздник любования цветением вишни стал и в Корее традиционным. Любят корейцы быть поближе к природе.  По центру города протекает ручей Чхонгечхон – речка с прозрачной чистой водой, любимое место для прогулок горожан. Здесь всегда много гуляющих. Это экологический ручей, его длина более 10 км. Мы заметили в нем рыбок, даже довольно крупных, на вид с полкилограмма. Эта речка находилась под землей, в 2005 г. ее восстановили и облагородили.  Она впадает в главную здесь реку Ханган, которая питает своими водами Желтое море.
        Еще когда мы спускались на завтрак в отеле, я обратил внимание на десяток венков, стоящих в коридоре у стены из желтых и красных цветов с лентами. Очень похожи на наши традиционные похоронные венки, только ленты с иероглифами были розовые. Меня это удивило, спросил, для чего они здесь. Сказали,  скоро будет свадьба и венки для нее. Позже к отелю подъехала машина с молодоженами. Невеста в длинном белом платье и фатой, странно, что без букета. Рядом шел жених в черном костюме, белой рубашке и галстуке-бабочке. Оба выглядели прекрасно - стройная молодая пара. Они пересекли вестибюль и направились наверх по живописной стеклянной лестнице.  Вероятно, их там уже ждали гости. Жаль я не видел, как поступили с венками.
        В Сеуле мы сходили в небольшой ресторан попробовать корейскую еду. В зале над каждым столиком нависали ярко блестящие медные трубы. Как оказалось, это вентиляционные устройства, всасывающие воздух со стола. Зачем они нужны, стало ясно, когда принесли и поставили на стол жаровню с раскаленными докрасна углями. Угли не прессованные, какие я встречал в других странах. В Беларуси такой древесный уголь производят из березы и др. и поставляют на экспорт. Может и в Корею, кто знает?
        На горячую решетку бросили кусок говядины, на стол поставили миски, салат из пекинской капусты с острой приправой кимчи, разнообразные соусы и порезанные овощи... Улыбчивый официант подходил, переворачивал мясо, на решетку также добавил грибы, овощи, сладкий картофель. Потом ножницами порезал мясо на куски и еще немного обжарил. Приготовленное выложил на тарелки и объяснил как это есть. На обмазанный острой приправой салатный лист кладут мелко нарезанные маринованные овощи, затем кусочек мяса, грибы и обжаренные овощи по вкусу, лист сворачивают в трубочку, как блинчик, и можно есть. Было вкусно. Такие салатные листы и приправы подавали нам и в других местах, даже в самолете, когда мы улетали из Кореи. Но там предлагали класть в лист с овощами и мясом еще и рис. 
        В ресторане мы заказали выпивку – соджу,  принесли небольшую бутылочку.  Мы слышали, что соджу  самый популярный алкогольный напиток в Корее. На бутылке было написано, что алкоголя там 25%. Налили, выпили, закусили… Вкус я не оценил – разбавленная рисовая водка.
        Уходя, в вестибюле ресторанчика увидели мужчину с маленькой коляской. Мы с  внучкой удивились, не с куклой же взрослый играет? В коляске оказался большой рыжий кот. Позже на улице города мы встречали другие похожие коляски, только в них прогуливались с собачками.
        В Азии я планировал попробовать что-нибудь экзотическое. Недалеко от отеля стояла торговка с тележкой. Она продавала жаренных насекомых, похожих на тараканов, коконы шелкопряда, суп из каких-то личинок. Накладывала в стаканчики, можно есть как семечки. К сожалению, после обеда  мне ничего пробовать не хотелось, а может к счастью? Хотя любопытно, конечно. В Китае я, например, заказал в ресторане морскую медузу. Вряд ли удастся где-то еще такое попробовать. Если честно – не понравилась, медуза большая, размером со среднюю тарелку, даже не доел. Может не тем соусом поливал? По вкусу она была похожа на вареную капусту, только на зубах хрустели хрящи.
        Хорошее впечатление оставил дворец Чхандоккун, который был особенно любим королями за естественный лесопарк и прекрасный сад Хувон. Сад был обширный, подходил к подножию диких гор. Были даже случаи появления тигров в саду. Главное сооружение в этом дворцовом комплексе – тронный зал Индходжон. После пожаров, устроенных завоевателями-японцами, здания были восстановлены. Сейчас в дворцах стараются поддерживать привлекательный для туристов вид. В 1908 году на окнах повесили шторы, добавили детали интерьера по западному образцу. Очень красиво оформлены стены и потолок. Как и во дворце Кёнбоккун, о котором я рассказывал в предыдущей части, в центре тронного зала висит большая картина с изображением солнца, луны и гор – символами королевской власти. Архитектура по моему мнению не сильно отличается от других дворцов. Нам показали здание, построенное королем Хонджоном  для наложницы, которую он любил. А к своей жене – королеве, которую по традиции ему выбрала мать, относился равнодушно. Как я уже писал, корейские короли долго не жили. Ходжон  умер в возрасте 22 лет.
        Во время русско-японской войны у власти находился король Коджон (1864 – 1907 гг.). Он бежал из дворца от японских солдат и целый год скрывался в российском посольстве. В 1897 году он вернулся во дворец, принял титул императора, на деле не обладая никакой властью. В 1904 года под давлением Японии он аннулировал русско-корейские договоры, Корея стала союзником Японии. Войну тогда Россия проиграла, несмотря на героизм солдат и моряков.  Вошли в историю битва за Порт-Артур, Цусимское сражение и др. Героически сражались крейсер Варяг, миноносец Стерегущий… Подвиг Варяга сохранился в песне, помните: «…Врагу не сдаётся наш гордый Варяг,  пощады никто не желает…» А в 1911 г. в г. С.-Петербурге поставили памятник Стерегущему. На открытии был царь Николай II. Странно, что об этих событиях сегодня мало вспоминают, также как и о событиях Крымской войны. «Незнаменитые» те жестокие войны оказались.
        Последний король Кореи Сунджон (1824-1926 гг.) также не обладал реальной властью, Корея была японской колонией. Но он уже многое перенял от Запада: пил кофе, имел два автомобиля. Зато прожил долгую жизнь. А королева спала на кровати, прежде все спали на циновках на полу. Возле покоев королевы я обратил внимание на группу девушек в национальных нарядах, уткнувшихся в айфоны.  Мне показалось странным и негармоничным такое сочетание старины и современности. И в Корее современные технологии накладывают отпечаток на культуру. Южная Корея первая в мире начала  использовать мобильную сеть 5G по всей территории страны. Можно обмениваться информацией в десятки раз быстрее, чем в сети 4G. Вероятно, девушки спешили поделиться своими видеозаписями из дворцов с родственниками и друзьями.  И я заметил, что интернет в Сеуле в гостинице работал много лучше, чем в Китае.
        Метрах в ста за покоями королевы расположен большой комплекс сооружений, окруженный каменным забором, где жили любовницы короля. Здесь уже не видно ярких королевских красок, дома серо-коричневых тонов. Комнатки совсем маленькие, метра по 4 квадратных. Если рождался мальчик, женщины их воспитывали, за ними ухаживали. Ведь возможно родился наследник. Но если родилась девочка, женщину и ребенка изгоняли из этого жилья. Как сказала нам экскурсовод, что с ними было дальше, никого не интересовало.
        Как обычно, в экскурсию входило посещение магазинов. В одном из них  продавались продукты из корня Женьшень.  Интересно было послушать лекцию: где корень произрастает, как перерабатывается, почему это полезно для здоровья. Многие выставленные корни напоминают фигуры людей. Показали нам корни похожие на  женщину и мужчину, правда сам я не разобрался кто есть кто. Всех угостили женьшеневым напитком, уговаривали купить упаковки порошков корня с разнообразными целебными свойствами.  Но дорого, никто из нашей группы ничего не купил.  Для оздоровительного и лечебного курсов наборы стоили от 200 до 800 долларов.
        Для шопинга нас завезли в старый район на запруженную людьми торговую улицу. Магазинчиков, торговых палаток сотни, но нигде нет мусорных урн. Когда я хотел выбросить стаканчик от кофе – искал минут двадцать. Наконец торговец, у которого я спросил, предложил положить мой бумажный стаканчик в свой мешок. Мешков у него было несколько. Похоже, у них ведется раздельный сбор мусора. Еще меня там сильно удивило, когда увидел древнюю сгорбленную старушку с виду лет 90-100, толкающую большую тележку, нагруженную картоном от коробок. Куда-то везла сдавать. Не все здесь преуспевают, видел и нищенствующего бездомного.

        И вот мы уезжаем, едем в аэропорт Инчхон, в последний раз вглядываемся из окна автомобиля на широкую реку Ханган, мосты через нее, далекие горы, яркие цветы у дороги, небоскребы центра города. Время пролетело насыщенно, интересно и незаметно. Будет о чем вспомнить. Спасибо нашим друзьям, земле Кореи за теплый прием, заботу и познавательные экскурсии! До свидания, Сеул, до свидания Азия!
        Летели  долго, но удивило другое.  Мы вылетели из Сеула первого сентября в 7 вечера, прибыли в свой аэропорт тоже в 7 вечера и тоже первого сентября. Такой временной парадокс. Мы что, прилетели из будущего? Если говорить о новых технологиях, о 5G интернете, наверное так. И теория относительности здесь ни при чем. Интересно, как к этому отнеслись мои биологические часы? У них ведь свой отсчет. Опять их придется перестраивать.

        На фото сверху: Ворота в городской стене, окружающей древний Сеул; тронный зал дворца Чхандоккун; экологический ручей Чхонгечхон.
        Внизу: Королевский трон и символическая картина в зале дворца Чхандоккун; корни женьшеня – они напоминают фигуры женщины и мужчины (сказали, что женщина слева); официант в корейском ресторане готовит на нашем столе.