Младшая сестренка

Людмила Харитонова
  Валюшка, поднесла табуретку к окну, и взобравшись на нее, стала смотреть через стекло, разрисованное сказочными узорами. Мороз постарался к рождению ее сестренки, разукрасил все окна. Она ни как не могла дождаться, когда привезут ее сестренку из родильного дома. На улице скрипнул от ворот затвор и послышался шум шагов. Снег от мороза стал скрипучим, так и хрустел под ногами.
- Приехали! С радостным криком кинулась девочка к двери. Идут. -
   Мама вошла в дом, вслед за ней вошел отец с маленьким свертком в руках.
- Где она? – С нетерпением спросила Валюшка.
- Да вот же, у папы на руках. – Сказала мама, указывая рукой на папу. - Отец прошел в комнату, положив «сверток» на кровать. Валюшка подбежала к кровати и с большим любопытством стала смотреть на «сверток». Он шевелился, издавая странные звуки. Мама быстро разделась, подошла к «свертку», и стала его разворачивать. Девочка подскочила к деревянной зыбке, висевшей возле кровати родителей, раскачивая ее, и радостно напевала песенки.
- Да подожди, Валенька, сейчас перепеленаю сестренку твою, положу в зыбку, тогда и будешь качать.
- А как назовем мою сестренку? - Спросила Валюша маму.
- Машенькой. - Ответила мама улыбаясь.
   Валюша не могла дождаться, когда ей дадут покачать Машеньку. Ее детское сердечко ликовало от счастья. Она кружилась по всей комнате и танцевала.Ее счастью не было предела, девочка от радости пела песенки. Валенька и предположить не могла, какие трудности ее ждут впереди. Как ей придется тяжело с сестренкой. Какая большая ответственность ляжет на ее хрупкие, детские плечики. Наконец-то мама покормила ребенка, перепеленала и положила в зыбку. Валюша, в не себя от радости весь день не отходила от зыбки, укачивала Машеньку и напевала ей песенки.
   Сестренка быстро подрастала. Она была пухленькая, с кудрявой белокурой головкой и выразительными серо-голубыми глазками. Одним словом чудо-ребенок. На сколько, этот ребенок был привлекательным, на столько и капризным. Девочка была очень похожа на своего отца. Первое ее слово вопреки всем законам было – папа.
  Родители работали на судне, которое перевозило грузы по рекам Иртыш и Обь.Иртыш берет свое начало в Китае. Груз по Иртышу приходилось иногда переправлять в Китай. В то время, в этой стране был очень строгий режим. По берегу маршировали китайские солдаты, никого с судна на берег не выпускали.Китайцы быстро разгружали груз и отправляли судно назад.
   Летом Валюшке приходилось особенно трудно. В плаванье уходили всей семьей. Старшая сестра кругом следовала за младшей. Она держала ее сзади за платьице, чтобы та не свалилась за борт. Целый день бедной девчушке приходилось нянчиться и следовать за этим неугомонным, капризным ребенком. В один из таких дней, Валюша заигралась и не усмотрела за сестренкой. Мама была занята работой на кухне в надежде на то, что Валя присматривает за девочкой. Когда мать вышла на палубу, увидев одну Валю без сестренки, ужас и страх охватили ее. Увидев мать, Валюшка вспомнила про малышку, оглянувшись во круг, не увидев ее, тоже очень испугалась. Началась паника. Вся команда искала ребенка по всему судну. Прошлись по всем каютам, по всем закоулкам, обследовав всю палубу и подсобные помещения, но малышки нигде не было. Мама была в ужасе. Валюшке досталось ото всех и она как запуганный зверек тоже искала малышку. Все уже с ужасом представляли, как малышка свалилась в воду. Судно было на ходу, когда и где мог упасть ребенок в воду, представить было сложно. Панический страх охватил всех людей, находившихся на судне. Мама не находила себе места. Что делать? Хорошо, старший механик догадался и спустился в трюм. Трюм был наполнен пшеницей. Он начал осматривать его и вдруг из трюма раздался радостный голос: «Здесь она»! Вся команда сначала замерла, все растерялись. Отец подбежал к трюму. Мама не могла сдвинуться с места. Вся в слезах, она обессиленная медленно опустилась на бочонок. «Слава Богу, жива» - только и смогла она произнести. Старший механик вылез из трюма, держа на руках вымазанную в пшеничной пыли малышку. Девочка улыбалась и не могла понять, почему все притихли, и что здесь произошло в ее отсутствие.
- Когда я спустился – рассказывал механик – Она сидела по пояс утонувшая в пшеницы и ручонками пересыпала ее. Страшная мысль промелькнула у меня в голове, ведь ее могло бы совсем засыпать. Тамбур полностью наполнен пшеницей. Она ж задохнуться могла там! Да и в голову бы никому не пришло искать в тамбуре ребенка. Ведь туда и спускаться тяжело, лестница крутая.
  Бедная Валюшка, что она тогда пережила, одному Богу известно. Сама – то еще совсем ребенком была, лет около шести, а какая ответственность легла на ее хрупкие, детские плечики. Ну, на этом приключения не прекратились. Они только начали набирать обороты.
   Родительский дом находился у самого болота. Участок земли, прилегающий к дому, был большой. Огородом засаживали часть земли, другая часть была заросшая травой. Во дворе Валюшка уже не ходила за сестренкой, держа ее сзади за платьице. Двор был огорожен хорошим, высоким забором. Девочка гуляла по двору сама, за ней нужно было только приглядывать. В этом месте водились самые настоящие черные с белым крестом на спине тарантулы. Отец их из нор выливал водой и когда они вылезали, ловил в ловушки. В один из летних дней, малышка гуляла по двору. Мама занималась домашними делами, а Валюшка играла во дворе, изредка посматривая на малышку. Вдруг из-за дома раздался дикий крик ребенка. Мама выскочила из дома и вместе с Валюшкой побежали на крик. Они подбежали к кричащей девочке. Мама в ужасе схватила ребенка, увидев, как от малышки отползал к норе тарантул. Он быстро перебирал мохнатыми лапами, и прежде чем мама успела на него наступить, исчез в норе. Хорошо, что рядом с ними находился дом родителей мамы. Мама с Машенькой на руках, побежала к бабушке. Бабушка была целительницей. К ней много людей приходило за помощью. Она лечила травами и заговорами. Отцу велела поймать этого тарантула и принести ей.  Бабушка поместила его в банку и заливая растительным маслом, что-то нашептывала. Тарантул весь корежился от ее шепота. Она вытянула яд из малышки и маме велела, смазывать ранку этим снадобьем не вынимая паука из банки. Через несколько дней Машенька поправилась. Но бедной Валюшке опять досталось!
   На следующее лето, вновь вся семья ушла в плавание по рекам Иртыш и Обь. Лето было солнечное, жаркое, но на реке от комаров не было спасения ни днем, ни ночью. Чтобы как-то уберечься от укусов комаров, над кроватями вешали марлю. Эта марля, служила накомарником. Наступил долгожданный  выходной день и вся команда собралась на палубе за одним столом. Решили все вместе отметить выходной. Машенька уснула у мамы на руках. Сестренку мама отнесла в каюту,и уложив ее в постель, накинула на кровать накомарник. Девочка, уставшая от дневной жары, быстро заснула. Затем мама вернулась на палубу к своим коллегам. Было весело, играл патефон и велись оживленные беседы. Прошло немного времени, тетя Даша, сидевшая ближе всех к каютам, почуяла запах дыма.
- Что-то где-то горит, запах дыма чувствую. – Сказала она и посмотрев на берег добавила. – Наверно на берегу жгут мусор.
Все подхватили ее предположение и праздник продолжился. Но мама забеспокоилась и решила посмотреть спит или уже проснулась малышка. Она пошла в каюту, но не успела открыть дверь, как от туда повалил дым. Она растерялась, услышав охрипший плач ребенка. Мама кинулась в каюту, схватила пылавшую в огне малышку и выбежала с ней из каюты. Она растерялась и прижимая к себе, пыталась затушить горевшие огнем платьице и волосы Машеньки. Отец,подбежав к маме, выхватил ребенка из ее рук, положил на пол и схватив попавшееся одеяло, накрыл им девочку.Таким образом затушил огонь. Огонь с платьица уже перешел на волосы, испортив белые кудряшки. Она надышалась дыма и уже задыхалась. Затем потушили огонь, горевший в каюте. Как же все это произошло? Версий было много, но остановились на одной. Она оказалась достоверной. Проснувшись,  девочка протянула свои ручонки к тумбочке, на которой лежали спички. Никто и подумать не мог, что она будет их пытаться зажечь. По всей видимости, это у нее хорошо получилось. Машенька уронила горящую спичку на накомарник и марля моментально вспыхнула. Тельце у малышки не успело пострадать, вовремя  затушили  ее одежду. Ожог был только за правым ушком, но после этого у моей сестренке волосы стали рости совершенно прямые.
Праздник на судне быстро закончился. Только потом еще долго вспоминали эту историю. Случай пожара на судне, был еще более устрашающим тем, что в это время судно загружалось керосином. Керосин заливался в трюм. Что могло бы быть, если бы огонь попал на палубу?! Был бы фейерверк…
   Прошло время. Память, она такая штука, случай  на судне начал забываться. Все почти позабыли этот жуткий пожар с участием сестренки. Прошло это лето, осень, зима, весна и наступило следующее лето. К тому времени сестренка моя подросла и ей было около трех лет. Стояли мы на причале в городе Омске. Мама с женщинами суетилась на кухне, готовили обед на всю команду. Мужчины занимались своей работой. Отец мастерил сестренке коляску, для облегчения Валюшиного труда. Чтобы ей можно было не таскать девочку за платьице, а катать в коляске. Пока он мастерил коляску из деревянного ящика, Валюшку с Машенькой спустили с судна на берег. Они бегали по бережку, собирали речные камушки, играли с песочком. Вдруг от куда не возьмись, появились две странные женщины. Начали Валюшку к себе подзывать и угощать конфетами. Она была уже большенькая и понимала, что от незнакомых людей, нужно держаться подальше. Валя от природы своей была «букой», никогда от чужих людей не брала угощение. Пока она отнекивалась, одна женщина подошла к малышке и взяв ее на руки, дала ей конфеты. Машенька была противоположностью ее старшей сестры. Она росла ласковым и общительным ребенком, ко всем шла на руки. Женщины оставили Валюшу в покое и побежали прочь. Бедная, испуганная Валюшка кричала, звала папу с мамой на помощь, но на судне шла работа, было шумно и они ее не слышали. Она плакала и кричала, но все тщетно, тогда Валя полезла по узкому трапу на судно. Еле-еле взобравшись, девочка нашла отца и все ему рассказала. Он, не дослушав ее, понял, что случилось, быстро спустился по трапу на берег, но женщин уже не было видно. И плохо, и  хорошо, что Машенька была общительным и ласковым ребенком. Ее всегда все таскали по рукам, играли с ней, и брали к себе. Работники на проходной, малышку тоже хорошо знали. Когда женщины стали проходить через проходную, их задержали. Пока незнакомки пререкались с охранниками, подоспел отец. Он выхватил у них ребенка и устроил им разгон. А сестренка так наверно не поняла, почему папа такой сердитый, ругает тетенек. Она улыбалась и крутила в руках конфеты. Вот так закончилась история с кражей Машеньки.
   Время шло, текло, бежало. Оно все умеет, и стоять, и лететь, и течь, много еще чего оно может – сестренка подросла. Уже не надо было ее таскать за «хвост». Все было бы хорошо, если бы отец не послал ее умываться к канавке.
   Огород у нас был большой. Централизованного полива, как сейчас, раньше не было. Воды в доме тоже не было, набирали ее на другой улице из колонки и несли домой на коромысле. Многие не знают, что это такое. А это изогнутая палка (в виде лука, из которого стреляют), с крючками на концах. На эти крючки подвешивали два ведра с водой, поднимали на плечи и так несли. Все дети носили таким образом воду и считали счастливчиками тех, кто жил рядом с колонкой. А поливали мы из болота, так, как наш дом стоял на участке, который заканчивался у болота. Отец и все люди, чьи участки располагались таким же образом, рыли ямы (канавы) на краю болота, делали ступеньки из досок для спуска к канаве. По ступенькам спускались и зачерпывали ведром воду - так поливали огороды.
   Сестренка не хотела идти умываться, капризничала. Отец посылал ее, посылал, потом рассердился и крикнул на нее. Девочка нехотя пошла к болоту. Постояла немного около ступенек, как будто чувствовала беду, но не посмела ослушаться отца и начала спускаться по ступенькам вниз. Наступив на последнюю ступеньку, поскользнулась и упала вниз головой в канаву. Дно в болоте было илистое. Как-то получилось, что девочка стояла в стойке, воткнувшись головой в ил. Из воды торчали только ноги. На ее, да и на наше счастье, в это время мама шла от бабушки и увидела торчащие ноги из канавы. Она подбежала к болоту и вытащила сестренку из него. Девочка сильно нахлебаться не успела, но рот и нос были наполнены илом. Тут отцу, конечно от мамы хорошо досталось.
  Какой сильный, умный и добрый Ангел-хранитель у Машеньки! Благодарим его за бдительность и доброту.
   Время еще дальше убежало. Пошли как-то мама и Валюшка с Машенькой в гости к маминой приятельницы. Здесь все как-то быстро получилось. Сели за стол пить чай. В чайнике вода только что закипела и хозяйка быстро налила чай в стаканы, которые стояли на блюдцах. Машенька не дождалась, пока ей нальют в блюдце чай, поспешила налить сама, но задела ложечкой за стакан и перевернула себе на руку крутой кипяток. На руке сразу образовались волдыри. Хорошо, что больница была рядом. Бегом в больницу, там оказали первую помощь. Дальше было дело за бабушкой.  Бабушка брала свежее яйцо, прямо из под курицы, варила в крутую, затем желток жарила на сковороде. Она собирала масло со сковороды, которое выделял желток, и смазала руку внучке. Ожог был сильный, волдырями покрылась почти вся рука. Бабушка кроме этого снадобья еще что-то нашептывала на руку. Рука быстро заживала. Вначале на месте ожога, была неровная розовая кожа. Но в течение месяца все сравнялось, и на руке не осталось следов от ожога. Это было по весне.
 Но вот наступило долгожданное лето. Лето было жаркое, солнечное. В один из таких солнечных дней, пошли мы с Машенькой, с девчонками и мальчишками купаться на Иртыш. Мы купались, загорали, играли с мячом и снова купались, было очень весело. Дети были всякие от мала, до велика, самые маленькие - Оля и моя сестренка. Им было по семь лет. Олиной старшей сестре - семнадцать. Остальным от двенадцати, до пятнадцати. Наша семья проживала не далеко от реки, дом около болота – продали и купили другой, ближе к реке. Мы часто с детьми ходили купаться на Иртыш. Было весело и хорошо у воды. Одна из старших девочек Люба, предложила нам пройти на остров и нарвать там цветов. Мы купались не на самом пляже, а чуть в сторонке на протоке, которая от основной реки разделялась островком. С нашего места было видно, что островок утопает в синих колокольчиках на высоких стеблях. В том месте протока мельче и до острова, рукой подать. Люба уже ходила на остров, она хорошо знала дорогу. Все согласились и пошли гуськом за Любой. Девушка велела идти за ней шаг в шаг, не отклоняться от ее маршрута. Все благополучно перешли на остров, нарвали красивых цветов и перешли за Любой назад к своему месту. Все дети довольные и счастливые, возле воды сделали канавки и положили в них цветы. Моей сестренке показалось, что цветов у нее мало и она решила еще раз посетить остров. До острова было небольшое расстояние, и Машенька не побоялась пойти туда одна. Она понимала, что если скажет о своем решении, то ее не отпустят. Сестренка потихоньку ото всех пошла к острову, но не дошла и до середины, как попала в большую воронку. Девчонки заплывали подальше и видели ее, но издали не было видно воронку. Машенька то уйдет под воду, то снова выглянет, кто видел ее, думали, что она балуется. Оля заподозрила что, что-то неладное происходит с подругой и позвала свою сестру Любу. Люба, как увидела красные глаза у моей сестренке, так все сразу поняла. К Машиному счастью, у нее были длинные волосы, заплетенные в косу. Люба изловчившись, схватила за косу девочку, с силой рванула и вытянула ее из воронки. Вытащили утопающую на берег, положили вниз лицом. Она уже успела нахлебаться воды. Моя сестренка откашливала воду и плакала, ее всю трясло. Все дети собрались вокруг нее, помогали ей как могли. Всем жалко было девочку. Мы ее уговаривали, чтобы она не рассказывала родителям о случившимся. Конечно, она не рассказала,  боясь, что родители больше не отпустят нас на реку. Хорошо, что все закончилось благополучно!