Интересно так же, как в «Путешествии в Арзрум» перекликаются «китовые» мотивы.
Кит, лежавший в начале «поперёк» моря, сравнивается с ключом при прощании его с Иваном: «И ключом на дно упал». А при освобождении кораблей поп пел на палубе молебны.
В «Путешествии» есть такой отрывок, где есть ключ, протекающий поперёк дороги и встреча с попом:
«Переехав через гору и спустясь в долину, осененную деревьями, я увидел минеральный ключ, текущий поперек дороги. Здесь я встретил армянского попа, ехавшего в Ахалцык из Эривани. «Что нового в Эривани?» — спросил я его. «В Эривани чума, — отвечал он, — а что слыхать об Ахалцыке?» — «В Ахалцыке чума», — отвечал я ему. Обменявшись сими приятными известиями, мы расстались».
Правда, вот чуму привязать к Киту мы вроде не можем... Но чума логическим образом привязывается к Арарату, который Пушкин увидел на другой день после «потопа». Об этом – в следующей главе, - которая ещё не написана…
Продолжение: http://www.proza.ru/2019/12/17/1435