Природа ищет пути

Семира
(социальный стандарт и периферия души)

Природа ищет пути. Пути эволюции, преобразования, совершенствования. Через болезни, через отклонения от социальной нормы она ищет пути нового вида. Но каково тем, через кого она ищет?

1. Нас не радует пустая болтовня по телевизору. Мы знаем, что политики и деятели администрации лгут. Их ложь в конечном итоге ведёт к разрушению экологии природы и общества. Но видели ли вы людей, которые не могут лгать? Которым это не дано от природы? Которые говорят мало и лишь по делу? Которые не могут жить в неэкологичной среде? Как им сейчас выжить?

2. Нам не нравятся скандалы дома и на работе. Нас привлекают тонкие чувства, которые дают возможность воспринимать классическую музыку и восторгаться шедеврами живописи. Кому приятна грубость и распущенность эмоций, даже в театре или в сериалах? Она рождает стресс – спусковой курок к страшным болезням: таким, как онкология. Часть людей устойчива к крику. А более тонко организованная психика – нет. Видели вы людей с тонкой чувствительностью, которым приходится избавляться от эмоциональных перегрузок? Их природа должна отдыхать, иначе не будет силы действовать дальше. Сегодня им тяжело жить активной социальной жизнью.

3. Считается, что человек хочет жить осмысленно. Мы вроде бы стремимся, чтобы каждое наше деяние было совершенно, каждая мелочь осознана, а не упущена из виду. Но внимание к каждому шагу, каждой букве, каждой детали очень замедляет стремительность прагматического восприятия. Оно мешает действовать на автомате, по шаблону, а социальная стандартизация ждёт от нас именно этого. Какова конкурентноспособность людей с такими природными задатками? Они способны реализоваться лишь там, где конкурентов нет. Например, в неподражаемом творчестве или становиться уникальными специалистами. Но свободное творчество души ныне втиснуто в социальный формат "креативности".

4. Никого вроде как не удовлетворяет сухая рациональность, хочется выйти за её рамки. Притягивают сны, подсознание, мистика и способы мышления, близкие древнему человеку, с которым говорили леса. Но ныне эти способы мышления забыты, и чтобы выйти за рамки банального, нужно преодолеть страх безумия. А те, для кого бессознательное становится явным, с трудом управляются со своей психикой.

Нас удивляет, (1) почему в мире стремительно растет число аутистов (уже каждый 15й по американской статистике)? Почему (2) обсессивно-компульсивные расстройства, когда люди вырабатывают повторяемые действия, чтобы хоть как-то защититься от стресса, вышли на второе место после сезонной депрессии? А причей во языцех психологов оказалась (3) проблема эмоционального выгорания, которую при желании можно обнаружить у каждого первого? Почему вообще (4) мы сегодня боимся психических заболеваний больше, чем физических? Вот поэтому…

Природа ищет пути в обход социальной нормы. И так было всегда. Калека, который не ходил на охоту и земледельческую работу и имел досуг глядеть на то, как плавится в огне случайно попавшая туда медь, – и который не умер с голоду, потому что племя его кормило и не мешало следовать велению его внутренней природы, принял облик греческого бога Гефеста (как и других хромых божественных кузнецов на разных концах земного шара). А вспаханная плугом кузнеца, земля стала давать такие урожаи, что уже древнем Шумере один земледелец мог обеспечить хлебом 30 человек. От индоевропейского корня kei «ковать» неслучайно происходит наше слово «цивилизация».

Всё это будто бы понятно. Всем людям – как людям, болеющим за своих близких. Но почему-то совсем не очевидно тем же людям как социальным единицам, над которыми довлеет общественное мировоззрение. И сталкиваясь с той природой в человеке, в которой кроется что-то иное, ещё не понятое и не востребованное обществом, кто-то из них живет в состоянии очерствелого равнодушия, а кто-то в отчаянии непреодолимой беды.

Какой практической вывод? Прежде всего понимать, что болезни имеют социальную роль, в общей ауре человечества. И относиться к людям с особенностями как к людям, с особенностями. Так же понимать, что общественное мировоззрение в большей мере присуще мужской половине населения. Женская часто следует ему вслепую. Но семейное восприятие вещей порой более верно, чем общественное. Оно более конкретно близко к жизни и потому, будучи более духовным, может возвыситься над нормой (нормативными ценностями), которые пришло время изменить.

На моем фото вид на Гималаи с самолета как аналогия философского взгляда сверху на эту проблему.