Аннотация
Статья посвящена вопросам экономического развития типового муниципального образования России за счет совершенствования системы управления хозяйственной деятельностью и решения ряда накопившихся проблемных вопросов, развития торговли.
В статье представлены основные проблемы экономики муниципального образования и предлагаются некоторые пути повышения результативности хозяйственной деятельности.
Даётся способ активизации торговли – продаж товаров, за счет чего ожидается рост бюджета муниципального образования.
Рекомендуется создание действенного органа управления экономикой муниципального образования с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей эффективную связь как между субъектами хозяйственной деятельности – предпринимателями, так и предпринимателей с органами власти, в перспективе предполагается участие в экономической деятельности всех потребителей – населения.
Предлагаемый путь развития экономики по представленной технологии должен позволить повысить товарооборот в муниципальном образовании, увеличить наполняемость бюджета за счет налога на прибыль, развить производство и дать населению новые рабочие места, повысив его благосостояние.
Ключевые слова: экономика, хозяйство, продукт, товар, баланс, торговля, производство, производители, потребители, управление, автоматизация, штаб.
Содержание:
1. Основные проблемы экономики муниципального образования.
2. Основные экономические потребности населения и их баланс.
3. Структура и основы успешной хозяйственной деятельности.
4. Пути решения проблем экономики муниципального образования.
5. Технология подъема экономики муниципального образования.
1. Основные проблемы экономики муниципального образования.
Результатом экономики – хозяйственной деятельности здоровой экономической системы муниципального образования (далее – МО) является максимально возможное удовлетворение естественных потребностей его населения в материальных и информационных продуктах, услугах.
Экономика – это хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей общества в продуктах (товарах) и услугах.
Продукты – это результат хозяйственной деятельности предприятий по их производству, а товары – это покупаемые и продаваемые продукты; услуга – это нематериальный результат деятельности поставщика в интересах потребителя.
Какие продукты нужны в МО, определяет население, в том числе приезжающие туристы и отдыхающие, а также предприниматели и органы власти исходя из пользы, здравого смысла и прогнозов. Задачи по производству некоторых продуктов могут определять правительства региона или страны.
Необходимые продукты производятся на месте или завозятся, в том числе импортируются.
По причине утраты многих производств, технологий и кадров, а также в силу действующей экономической политики (высокие ставки по банковским кредитам, налоги, открытый и мало защищенный пошлинами от иностранных производителей и торговцев внутренний рынок, монополизация инфраструктурных объектов) сегодня российским предпринимателям выгоднее купить импортные товары, чем производить их в своей стране, в МО.
Поэтому основная масса предпринимателей России в основном занимается торговлей, как правило, представляющей собой длинную цепочку посредников между производителями и потребителями продуктов.
Стоимость одних и тех же товаров на российском и зарубежных рынках обычно отличается не в пользу российских потребителей.
Причина заключается в том, что основная масса товаров экспортируется из-за рубежа, где они производятся, а цену определяет производитель исходя из своих интересов с учетом отсутствия производящих конкурентов в нашей стране.
Кроме того, торговая цепь питает взяточников государственных контролирующих и других органов, использующих нестабильность российского законодательства и другие уловки.
Поэтому, большинство российских предпринимателей живут ближнесрочными планами, пытаясь получить выгоду «здесь и сейчас», остерегаясь вкладывать деньги на перспективу, не надеясь на гарантии органов власти.
В настоящее время «предложение» товаров со стороны продавцов как зарубежных, так и российских, значительно превышает «спрос» потребителей в этих товарах.
Спрос мал в первую очередь по причине отсутствия у населения необходимых денежных средств, позволяющих приобретать товары, особенно дорогостоящие и качественные.
При этом, торговля в МО, привлекательном для туристов и отдыхающих, особенно в курортный сезон, является важным компонентом наполнения его бюджета. В этот период спрос значительно превосходит межсезонный.
Таким образом, потребители в России ещё есть, а собственных производств почти нет!
2. Основные экономические потребности населения и их баланс.
Основными, базовыми потребностями населения МО, удовлетворяемыми в результате хозяйственной (экономической) деятельности, являются:
в материальном плане – жильё, здания (сооружения), энергия, топливо, земля, вода, еда, одежда, технические устройства, инфраструктура, природные ресурсы;
в информационном плане – информация в различных формах, её источники, средства связи;
для души – культурные объекты прошлого, настоящего и образы будущего, природа.
Потребности в обществе можно разделить на три группы – личные (не путать с частными), групповые или частные (семейные, клановые, элитарные, классовые, государственные, предприятий и организаций), а также общественные (населения дома, микрорайона, муниципального образования, региона, общенародные).
Характерная черта современной капиталистической России состоит в преобладании групповых (частных) потребностей над общественными (общенародными) и даже личными.
Баланс потребностей в МО определяют частные собственники (группы собственников) крупных, особенно международных корпораций, отчасти – местные предприниматели.
В случае если жизненно важные потребности большинства общества не удовлетворяются, а разбалансировка (разница) в доходах достигает критического состояния, то возникает напряжение, которое может привести к социальному взрыву и даже революции с последующим силовым изменением баланса форм собственности.
Во избежание подобных социальных потрясений, на общество через СМИ и по другим каналам осуществляется мощное информационное воздействие, рекламируются товары и возможности по их приобретению, возбуждая у людей желания их заполучить.
Однако желания людей постоянно сталкиваются с реальностью – отсутствием необходимого дохода, не позволяющего в полной мере удовлетворять даже жизненно важные потребности.
3. Структура и основы успешной хозяйственной деятельности МО.
Хозяйство МО обычно представлено предприятиями (организации): ЖКХ (инфраструктура, отходы), ТЭК, промышленности (в т.ч. ресурсодобывающей), сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли, финансовыми, телекоммуникаций, информационными, социальными, туризма (курортными), охраны и др.
Предприятия (организации) МО различаются формами собственности, масштабами и другими признаками, но характеризуются иерархической структурой, подразумевающей наличие в них органов управления, а также исполнителей – служащих, рабочих, крестьян, объединённых в подразделения, в профсоюзы и другие организации.
Структурно хозяйство МО представлено подсистемами:
управления хозяйствующими субъектами,
производителей продуктов и услуг,
транспортной (перевозок),
поставщиков (торговли),
утилизации (мусорная),
финансовой и банков,
телекоммуникаций,
информирования,
воспитания,
обучения,
охраны.
Философия сбалансированной экономики МО базируется на понимании основных потребностей населения, его различных групп, а также государства и всей страны в целом.
Социально-экономическая стабильность МО обеспечивается установлением целесообразных приоритетов потребностей и их баланса в обществе на длительный период, максимально возможной экономической самостоятельностью при удовлетворении базовых потребностей.
Экономическое развитие МО достигается:
правильным выбором форм, средств, способов и технологий создания истинных ценностей, в т.ч. базовых продуктов (товаров и услуг);
производством, хранением и правильным распределением (торговлей) истинных ценностей;
покупкой технологий и средств, позволяющих производить истинные ценности в МО;
выбором муниципального бренда – эксклюзивного товара определенной формы.
Производство нужных продуктов в муниципальном образовании требует:
постоянного мониторинга потребностей населения и других заказчиков (потребителей);
соответствия сил и средств производства потребностям заказчиков;
адекватных цен на необходимые ресурсы, инфраструктуру и доступ к ним;
знаний, умений и опыта специалистов, культуры производства;
соответствующей материально-технической и информационной базы;
эффективного использования привлекаемых ресурсов и минимизации потерь;
плановости, научной организации труда, автоматизации рутинных процессов;
сотрудничества и взаимопомощи – кооперации организаций и специалистов;
интенсивного открытого и быстрого обмена информацией, доступа к нужной;
создания системы доставки произведенной продукции потребителям (заказчикам);
быстрого переналаживания производство в интересах удовлетворения новых потребностей;
развития сил и средств производства, технологий в соответствии с научными достижениями;
контроля со стороны власти и общества за качеством продукции, системы ГОСТов;
стимулирования позитивной деятельности, рекламирование успехов.
4. Пути решения проблем экономики муниципального образования.
Выявленные некоторые проблемные вопросы экономики типового МО и существующий мировой опыт хозяйствования на этом уровне позволяют предложить пути их решения.
Пути решения ряда экономических проблем МО:
1) Растет потребность МО в дотациях от региона. -
Стимулирование собственного производства и роста товарооборота.
2) Подавление массовым ввозом товаров собственных производителей в МО. -
Поддержка своих предпринимателей, введение сборов на ввозимые товары.
3) Отказ предпринимателей от перспективных вложений в развитие своего бизнеса. -
Поддержка полезных для МО перспективных производств и проектов (снижение налогов, субсидии и т.п).
4) Повышается зависимость конечной продукции от иностранных поставщиков. -
Организация собственного производства базовых продуктов (компонентов).
5) Усиливается зависимость МО от привозных товаров. -
Определение номенклатуры важных товаров для МО и их производство.
6) Прекращение выпуска наукоемкой продукции и продукции высокого передела -
Создание технологических цепочек с включением действующих предприятий.
7) Снижение качества простой продукции предприятий МО. -
Оздоровление конкурентной среды, контроль качества продукции.
8) Крупные производства распались на отдельные малоэффективные части. -
Восстановление связей через кооперацию и систему управления.
9) Неспособность производить технологичную продукцию. -
Деятельность научно-обучающих и консультационных центров.
10) Разорваны связи предприятий с научными и профессиональными образовательными организациями (учебными заведениями). -
Налаживание связей предприятий с научно-образовательными организациями (УЗ).
11) Недостаточная инвестиционная привлекательность объектов МО. -
Разработка, предложение, продвижение инвестиционных проектов, развитие инфраструктуры.
12) Неэкономное расходование природных, энергетических и других ресурсов -
Внедрение «бережливых» технологий, контроль и ответственность.
13) Навязывание населению «потребительства» малонужных товаров. -
Воспитательные и образовательные мероприятия, социальная реклама.
14) Рост количества отходов от населения и различных предприятий (организаций). -
Раздельный сбор, переработка отходов и их научно обоснованная утилизация.
15) Производительность труда на малых предприятиях (производствах) низкая. -
Обследования, проектная деятельность, кооперация и автоматизация.
16) Создаваемые «технопарки» занимаются сдачей в аренду свободных площадей. -
Наделение «технопарков» функцией интеграторов производств.
17) Усиливается транспортная загруженность автодорог, которые быстро изнашиваются. -
Перераспределение грузов на железнодорожный и другие виды транспорта (морской, речной), а также развитие общественного транспорта и велосипедного движения.
18) Перевозки железнодорожным транспортом обходится дороже, чем автомобильным. -
Создание группы по управлению перевозками – интегратора от МО.
19) Сокращается количество трудоспособного, грамотного населения. -
Повышение качества перспективного профессионального обучения и воспитательной работы.
20) Снижается заинтересованность работников в результатах своего труда -
Развитие акционирования предприятий, поднятие роли профсоюзов.
21) Снижается уровень подготовки выпускников учебных заведений. -
Стимулирование связей профессиональных УЗ и предприятий.
22) Слабая востребованность выпускников УЗ МО на рынке труда в МО. -
Включение руководителей предприятий в руководство УЗ.
23) Не востребовано мало-трудоспособное, но опытное население МО в возрасте. -
Создание сети технических и других кружков (секций) за счет МО.
24) Лоббирование чиновниками личных финансово-экономических интересов в ущерб бюджету МО. -
Легализация бизнеса чиновников, но при этом лишение их льгот, а также реализация других мер воздействия.
25) Усложнение финансово-хозяйственной деятельности МО за счет множественности центров управления экономикой. -
Обновление структуры управления ФХД в МО, ликвидация альтернативных центров управления экономикой.
26) Качество управления экономикой МО снижается. -
Централизация управления, подбор и расстановка кадров.
27) Рост зависимости МО от крупного бизнеса, сетевых и международных корпораций. -
Создание финансовых резервов, закрытие баз данных, протекционизм.
28) Недостаточное количество и качество связей между предпринимателями и органами власти, отсутствие планирования экономики сверху, медленная реакция на изменения условий. -
Планирование экономики с участием предпринимателей МО, создание коллегиального органа оперативного управления ею – совета предпринимателей, штаба, экономического отдела МО.
5. Технология подъема экономики муниципального образования.
Наличие экономических проблем в МО требует выбора направления сосредоточения усилий органов власти в деле их разрешения и подъема его экономики на более высокий уровень.
Таким направлением может стать торговля, товарооборот которой следует резко повысить, а результаты в виде налога на прибыль – направлять на удовлетворение потребностей предприятий торговли по созданию более комфортных условий, а также на создание предприятий, производящих в МО востребованные населением (туристами, приезжими) товары.
Для снижения общих затрат предпринимателей МО на торговлю, повышение качества предлагаемых товаров по минимально возможных ценам предлагается централизовать и автоматизировать некоторые функции управления этой деятельностью.
Задачами переходного периода экономики МО могут стать:
1. Сбор информации о реальных стабильных потребностях населения (постоянного и приезжающих), предпринимателей в товарах по группам и категориям, а также по периодам наиболее активного потребления.
2. Разработка и аккумулирование проектов, направленных на создание новых или развитие существующих предприятий, производящих регулярно и периодически востребованную в МО продукцию.
3. Разработка и аккумулирование инвестиционных проектов с их размещением на официальных электронных площадках, направленных на привлечение инвесторов производств в МО.
4. Развитие законодательной базы в интересах реализации задачи сбора, создания и распространения вышеуказанной информации, в т.ч. реализации проектов.
5. Организация непрерывного взаимодействия органа управления экономикой МО с заинтересованными гражданами – предпринимателями для развития торговли и промышленности, их предприятиями для быстрого разрешения возникающих на этом пути проблем.
6. Создание кооперативных или акционерных производственных предприятий, удовлетворяющих потребности предпринимателей и населения, в т.ч. приезжающих.
7. Создание и продвижение эксклюзивной брендовой продукции, как важного фактора распространения и многократного привлечения туристов (отдыхающих) в МО.
Алгоритм действий органа управления экономикой МО (штаба) может быть следующим:
1. Сбор и анализ данных о востребованных предпринимателями, населением и приезжими товаров, установление характеристик покупаемых и требуемых товаров, недостатков купленных товаров и требования (пожелания) к ним.
2. Обобщение полученных данных о товарах с разделением их на производимые в МО, крае, других регионах России и импортируемые (ввозимые из-за рубежа).
3. Организация разработки, аккумулирование проектов новых или модулей действующих предприятий по производству необходимых в МО товаров нужного качества с учетом их рентабельности и возможностей создания новых и хорошо оплачиваемых рабочих мест, других факторов.
4. Оказание помощи инициативным предпринимателям в проектировании, создании новых, развитии существующих предприятий по производству полезных товаров для населения и приезжающих.
5. Организация муниципальных унитарных предприятий по производству полезной для МО продукции, которую по каким-либо причинам не могут осуществлять предприниматели.
6. Оказание в рамках законодательства помощи предпринимателям в продвижении новых, произведенных в МО полезных товаров, решении транспортных и других проблем.
В современных условиях роста неопределенности в мировой экономике, только сплоченная команда патриотичных профессионалов с правом непрерывного совершенствования, доступа к разнообразной информации, образующая корпоративный интеллект, в сочетании с современными системами автоматизации, связями с предпринимательским сообществом, потребителями товаров и услуг, является основным средством успешного управления хозяйством МО.
Для автоматизации процессов управления и взаимодействия участников хозяйственной деятельности МО потребуется создание автоматизированной информационной системы.
В основе предлагаемой системы управления экономикой МО может быть управление (отдел) его администрации, действующее по направлениям: промышленность и торговля, сельское и рыбное хозяйство, транспорт и дороги, инфраструктура и строительство, ЖКХ и отходы, телекоммуникации и реклама, интегрирующее основных заинтересованных участников экономической деятельности при формировании и реализации хозяйственных планов, а также для оперативного разрешения проблем развития хозяйства МО.
За счет централизации и автоматизации управления торговой и другой хозяйственной деятельностью в МО также нужно снизить напряженность в конкуренции между предпринимателями (не ликвидируя здоровую конкуренцию совсем), переведя её в русло кооперации; а высвобождающиеся от этого ресурсы направить на развитие производства, сопутствующую науку, образование, также природо- и народосбережение.