Становление

Руслан Исаев
Кизилов Шарапутдин Шахавутдинович, 1961 г. р., уроженец с. Каякент одноименного района. Президент Избербашского клуба восточных единоборств «Мурад». Директор филиала ДФБИ (Дагестанская федерация боевых искусств) Южного региона РД. Председатель судейской коллегии по ушу-саньда Южного региона РД. Человек, стараниями которого создавались школы боевых искусств в Усимикенте, Каякенте, Новокаякенте, Избербаше.
- Шарапутдин, как вы пришли в мир восточных единоборств?
- Отец немного занимался вольной борьбой в юности и привил мне дух мужского соперничества.  В школе я участвовал во всех спортивных  мероприятиях,   в   основном   в   легкоатлетических.   Спасибо учителю физкультуры Осману Исмаиловичу - втянул меня в занятия спортом, я неплохо бегал на 60 м., 100 м., прыгал в длину, высоту, любил бег на длинные дистанции - 1 км., 6 км.
- Отец не пытался сделать из вас борца?
- Я 2 года в школе ходил на вольную борьбу, но вскоре понял, что это «не мое». Поступил в 1979 г. в Махачкалинский автодорожный техникум, где и познакомился с каратэ.
- А кто вас тренировал?
- Азим Алимов, занимались в Проектном институте. Вначале это было официально разрешено, потом прикрыли. Продолжали поддерживать форму подпольно.
- В армии служили?
- Да, в радиолокационных войсках, в Ростоке. Был старшиной роты, продолжал заниматься самостоятельно.
- Куда после армии забросила судьба?
- В Изберг. 6 лет проработал преподавателем в автошколе и сразу, в течение первых 2 лет, попал в первую десятку «лучших преподавателей системы ДОСААФ», отмечен грамотами генерала Халилова. Видимо, восточные единоборства закладывают в характере занимающегося ими стремление во всем достичь предела, хотя предела совершенству, конечно же, нет.
- А как с каратэ? Хватало времени на это увлечение?
- Каратэ - это образ жизни. Один раз приняв его, ты просто дышишь этим. Вначале с друзьями занимались тайно. Волею судьбы переехал в Каякент. Там тоже занимались с единомышленниками нелегально. Начальник каякентской милиции Батыр Мусаев пригласил в один прекрасный день к себе на собеседование, и официально, под свою личную ответственность, предложили открыть юридически зарегистрированный спортивный клуб (видимо, эту благосклонность вызвало то, что их сыновья успешно занимались у меня, радуя победами на различных турнирах).
- А как с тренерскими документами разобрались?
- Спасибо Шарапутдину Магомедову, он помог мне в этом.
- Как себя показали ваши ученики?
- Довольно неплохо. Ездили на многочисленные соревнования, становились призерами Южной зоны России, теперь ЮФО, в 1997-98 годах.
- А название клуба возникло от чьего-то имени?
- Нет. Мы использовали арабское значение слова «Мурад». «Желанный». Тогда во всем районе не было ни одного клуба по восточным единоборствам.
- А где вы проводили тренировки?
- Арендовали школьные залы, по сей день у нас нет нормального помещения. Никогда не ощущали поддержки от официальных государственных структур. Помогали спонсоры: Казимагомед Амиров, Магомед Исаков («Буцра– Магомед»), в Каякенте – Буташ Буташев.
- А спортивные звания тогда у вас были?
- Был первый разряд по каратэ, а потом ведь оно ушло в подполье, и никаких официальных титулов получить было нельзя.
- Как вы приобщились к ушу-саньда?
- Пришел как-то к нам в клуб Хасбулат Магомедов (в Изберге тогда уже существовало 2 клуба по восточным единоборствам, кроме нашего: клубы Игоря Джафарова и Игоря Адуева) и бросил нам вызов на поединки. Они все отказались принять его, а мы приняли, и с ходу выиграли. С тех пор так и остались «в перчатках», перешли на ушу-саньда. Потом был открытый республиканский турнир по «гёзалда», это вид единоборства тогда получил развитие в Дагестане, его популяризовал Камиль Мурзаев.
- Название похоже на тюркское. Я что-то не слышал о таком стиле раньше.
- Правила этого вида единоборства были созданы Камилем, название дал он же.
- Теперь понятно. Кто-нибудь оказывал вам помощь на «ушуистском» этапе развития?
- В начале становления оказал действенную поддержку бывший глава администрации города Ильмутдин Гамзаев - в приобретении экипировки, аренде зала, финансировании поездок на чемпионаты Дагестана.
- Какие перспективы развития у клуба сейчас?
- Занимается у нас порядка ста человек. Несколько своих инструкторов. Есть чемпионы России, победители международного турнира «Молодой дракон», прошедшего в Москве.
- Как я знаю, недавно состоялось первенство Южной зоны РД по ушу-саньда. Сколько ваших спортсменов завоевало право на участие в первенстве республики?
- 13 ребят плюс четыре девушки. Из других избергских клубов это право завоевали: из клуба «Лукойл» - 5 человек, из клуба «Аждаха» - 1 человек. Это при том, что состав у нас новый.
- Какие пожелания хотите озвучить в прессе?
- Нам генетически близок ушу-саньда, как стиль единоборств. Хотелось бы, чтобы спортивное руководство республики не делало «любимое дитя» из вольной борьбы из-за того, что это олимпийский вид спорта. Местной администрации необходимо иметь штат тренеров по ушу-саньда, поддерживать развитие этого красивого вида спорта, ведь ушу-саньда называют «предолимпийским» видом, нам надо заранее создавать олимпийскую базу. Желательны более благоприятные условия для деятельности, чтобы можно было выкупить помещение в собственность клуба.
       - Вы не первый, кто говорит о генетической близости ушу-саньда дагестанцам. Еще в 2001 г. я писал в статье «Восточные единоборства: наше или ихнее?» о том, что наши языки восходят к единому сино-кавказскому языку, что подтверждает ваше мнение на сей счет. К подобному выводу пришел и известный тренер по вольной борьбе Магомед Аминов.
       - Хотите одну историю расскажу? Как-то один мой приятель пришел посмотреть бои по ушу-саньда. В ходе соревнований он вошел в такой азарт, что кричал, хохотал, размахивал руками. А потом воскликнул: «Черт побери! Как эти китайцы смогли придумать такой дагестанский вид спорта?».
       - Ушу-саньда завоевывает весь мир. Я видел, что на вашем первенстве Южной зоны Дагестана было столько участников, сколько 2-3 года назад на первенстве республики.
       - Я мечтаю построить школу-интернат наподобие халимбекаульского. Подготовительные работы ведутся. Был разговор с Мурадом Шихсаидовичем Шихсаидовым, главой Каякентского района, он дал «добро», выделяется земля, вопрос прорабатывается. Кроме ушу-саньда (официальное название этого вида спорта - «саньшоу»), Мурад Шихсаидович поддерживает и другие виды спорта, выделяя средства на выезды инвентарь, проведение соревнований - большой энтузиаст спорта. Высокопорядочный человек - когда бы ни обратились, не отказывает, всячески помогает.
- Вам можно только позавидовать... Как всякий серьезный последователь Пути Воина («Бу До» по-японски), я тоже пытаюсь построить «Дагестанский Шаолинь», назвал его «Аш-Шам». Все приходится делать за свой счет, своими руками. Прошло 4 года, прежде чем удалось «организовать» борцовский ковер из домашних матрасов, боксерскую грушу из мешка с песком, собрать защитную экипировку и выклянчивать боксерские перчатки у знакомых. Зал размером 6x8 метров, он же молельная комната - в отличие от буддийского Шаолиня, «Аш-Шам» ведет бойцов в совершенству через исламские ценности. Впервые в этом году зазвучал азан над нашим селом - удалось раздобыть колонки и усилительную аппаратуру. Но не будем о грустном... Как семья относится к вашему увлечению Ушу («искусство боя»)?
      - С полным пониманием и поддержкой. Сын, Шамиль, чемпион Дагестана по тайскому боксу, серебряный призер чемпионата Дагестана по ушу-саньда, пока среди юниоров. Младшая дочь, Марзият - 3-кратная чемпионка Дагестана по ушу-саньда. Старшая дочь занимается для себя (не выступает на турнирах). Все дети влюблены в восточные единоборства. Жена - домохозяйка. Как я ее зову: «боевая жена боевого командира». Ссор не бывает в семье. Спасибо Аллаху - понимающая спутница жизни. 80% счастья или несчастья мужчины зависит от выбора супруги...
- Я видел, как вы судили первенства Дагестана по ушу-саньда в качестве рефери. Большой у вас стаж в этом деле?
- Приходилось участвовать в судействе соревнований не только по ушу-саньда, каратэ, но и по «драке», тайскому боксу, кикбоксингу. Судья первой категории.
- А как вы относитесь к совмещению занятий разными видами спорта?
- Позитивно. Ребятам рекомендую ходить на вольную борьбу, чтобы крепче стоять на ногах, но в большей степени - заниматься игровыми видами спорта (они повышают координацию движений, скорость, реакцию). Те, кто занимается ими, достигают лучших результатов в единоборствах. Человек подобен стали, когда теряет закалку, «выдержку», теряет свою ценность, как спортсмен, боец. Девиз нашего клуба: «Без разума тело бесполезно!».
- Вас интересует духовное развитие ваших учеников, помимо роста спортивных результатов?
- Конечно же! Хорошим спортсменом можешь и не быть, но человеком, гражданином быть обязан.
- Один суфий сказал: «Между йогом и тарикатом очень много общего. Различие очень тонкое: йог стремится к совершенству, а суфий к человечности», я вижу, что вы более суфий, чем йог.
- Может быть, но я не брал тарикатского вирда. Есть человек, которого я могу назвать моим духовным Учителем, но он не принадлежит к официальным цепочкам ученической преемственности. Однако я знаю, что если человеку в течение одного месяца твердить, что он свинья - он захрюкает. А если хвалить - станет лучше.

«Дагестанская правда»