3. Весна

Константин Мартиросян
– Вы почему стали хуже заниматься?
Почему вы превратились в тунеядцев
и алкоголиков?
– Мы с января ничего не пили. Весна,
 Александр Константинович. Да и к тому же
 модульная неделя, нам сказали, что опроса
не будет. Давайте лучше поговорим.
– О чем?
– О любви. Александр Константинович, вы романтик?
– Нет.
– Почему?
– Ну, потому что, когда говорят романтик,
я вспоминаю Чацкого, который считал окружающих
недостойными своей, обладающей правдой личности,
 отказывался работать, чтобы не унизить себя.
– То есть вы реалист?
– Ну реализм понятие весьма и весьма
растяжимое. Когда Достоевский написал:
«Чацкий вернется сильным и кротким», его
в очередной раз обвинили в отходе от реализма
и фантастике. Но все дело в том, что сам Достоевский
в кружке петрашевцев произносил речи, схожие с
тирадами Чацкого, например, публично читал запрещённое
письмо Белинского Гоголю.
 Он идентифицировал себя с Чацким. Он тоже с позором
 был изгнан из столицы. Казалось бы, как может Чацкий,
 фразер и бездельник, вернуться кротким и сильным. Но
Достоевский подчеркивает, что Чацкому 23 года. После
ссылки наследник престола приглашает Достоевского-Чацкого
 в императорский дворец, он хочет видеть его воспитателем
 своих детей. Достоевский-Чацкий во время Пушкинской речи
 сорвал овации у славянофилов, западников, у всего
огромного зала, он способствовал примирению классов.
 Чацкий действительно вернулся кротким и сильным.
Фантастика стала реальностью.
– А вы совершали сумасбродства?
– Конечно совершал.
– А какие?
– Ну о своих сумасбродствах я пишу в рассказах
 и издаю их под псевдонимом. Мне не резон прослыть
сумасшедшим преподавателем.
– Александр Константинович, а вы бы могли взобраться
на подъемный кран, чтобы подарить цветы любимой девушке?
– И это предел вашей романтики? А вы бы могли два года
прожить поварихой на корабле дальнего плавания и
не изменить?
– Нет, не могла бы.
– В старину подъемных кранов не было, а романтики
было больше.
– Почему?
– А вы представьте себе, вот в Древней Руси военные
походы, путешествия могли длиться годами и жены
оставались верны мужьям. Или жен декабристов, которые
оставили дворцы, ананасы, шампанское и отправились за
мужьями на сибирские рудники.
– А как же чеховский «Припадок»? Он повествует о том,
что в публичные дома ходили юристы, художники, врачи
и писатели.
– Ну насчет писателя можно поспорить. Какого писателя
вы имеете в виду?
– Ну там описывается как автор, художник и врач идут
в публичный дом…
– Ага, как бы не так! Очень ему нужно было идти туда,
когда он был окружен всеобщей любовью. Рассказ
посвящен молодому писателю Гаршину, совершившему
 самоубийство.
–Я думаю, нет такого мужчины, который бы не изменял
своей жене. Просто есть мужчины которые делают это
 так, чтобы жена не догадывалась. Мужчины как минимум
 раз в месяц ходят в сауну с друзьями, и, разумеется,
что не жен берут туда с собой.
– А как они там в сауне выглядят?
– А откуда нам знать?
– А из рассказа «Припадок».
– Ну они там постоянно едят, пьют, веселятся…
– Ага, веселятся! Сразу видно, что вы читали урывками,
глядя в телевизор. Там же сказано: полусонные, под
глазами впадины от нездорового образа жизни, чувствуют
себя не в своей тарелке и, чтобы скрыть это, ведут себя
крайне развязно, клянчат на выпивку, одна из них сказала
 такое словечко, что Васильева затошнило.
– Конечно, он-то ожидал увидеть плачущую от стыда Соню
Мармеладову.
– И когда они выходили, о чем думал Васильев?
– Он думал: как может этот белый, пушистый снег ложиться
 в этом мерзком переулке.
– Вот именно, мерзком.
– Да, но очень часто говорят, что пока не пойдет налево,
 мужчиной не станет.
– Ну с таким же успехом можно утверждать, что пока не
купит надувную куклу, мужчиной не станет.
– Ну Васильев молодой. Он еще романтик. Вообще бывает
так, что в начале супружества не изменяют, а потом
помаленьку начинают.
– Да, бывает. Я знавал одного талантливого журналиста,
который, как он сам признавался, в первые три года был
хорошим семьянином. А потом помаленьку-помаленьку и уже
 дни напролет выискивал себе объекты. Это может превратиться
 в страсть - сродни алкоголизму. Помню, как он приходил
хвастливо рассказывал и при этом выглядел так, как будто
 по нему трактор проехал.
– Ну а те мужчины, которые далеки от этого, они
скучными бывают. Как например, Мисаил Полознев из «Моей
 жизни».
– Разумеется, что ни Чехов, ни Достоевский не
были против половой любви. Вот в буддизме, знаете,
для того, чтобы достичь нирваны предлагаются различные
 медитации. Любопытный пример приводит философ Кураев.
Чтобы помочь буддистскому монаху преодолеть половую
страсть, женщина начинает рассказывать, из каких
20 частей состоит тело женщины. «Ты думаешь, что
у меня красивые глаза, а не знаешь, что за глазницами
 отвратительная слизь … за носовой перегородкой у меня
 нечистоты» и т.д. И это все повторяется десятки раз.
 То есть состояние нирваны достигается за счет ненависти
 к женщине. У Достоевского наоборот. Почему Раскольников
 с самого начала романа вызывает симпатии у читателей?
Почему он убивает?
– Чтобы произвести эксперимент.
– Это на второй стадии. Но вначале он думал о
том, как помочь своим ближним, думал о своих насущных
потребностях. Стремление к благополучию, желание помочь
ближним, влечение к противоположному заложены природой.
Но когда они становятся идеей-фикс искажается вся
природа человека. Если это учесть, становится понятным,
 что Достоевский отнюдь не упивается страданием и не
считает, что земная жизнь изначально предназначена для
 страданий, как это утверждает Владимир Набоков. Страдания
 у Достоевского – это то горькое лекарство, которое
исправляет человеческую природу,  искаженную страстью.
Только после того, как Раскольников отказался от идеи-фикс,
 он понял, что он счастлив. В эпилоге романа говорится, что
 «сердце одного таило бесконечные источники жизни для сердца
 другого». То есть у Достоевского, в отличие от буддизма,
победить страсти нужно для того, чтобы дать место любви.
Ну, чтобы понять Мисаила Полознева, нужно знать русские
народные сказки. Помните Иванушку-дурачка?
– Да, помним.
– Помните, когда он стоит на развилке: «Направо
пойдешь – голову потеряешь, налево пойдешь – коня потеряешь»?
 И жалеет коня, думает лучше голову потеряю, чем останусь
без любимого моего коня. И это решение оказывается верным.
 Знаете, был такой германский канцлер Бисмарк, объединивший
Германию? Он говорил ни в коем случае не вступайте в
дипломатические или военные конфликты с Россией. Знаете
почему?
– Нет, не знаем.
– Вы что телевизор не смотрите? Я это рассказываю
со слов Михаила Задорнова. Бисмарк говорил: не вступайте
в конфликты с русскими, потому что на вашу хитрость они
 ответят такой глупостью, что хитрость ваша против вас
же обернется.
– Да, но все-таки очень уж глуп бывает этот Иванушка..
– А ему можно быть дурачком, ведь рядом с
ним Василиса Премудрая.
– Александр Константинович, а у вас какой идеал
девушки? Вы кого себе представляете?
     – Как кого? Василису Премудрую. Чтобы училась на сто
 баллов. Давайте-ка я вам поставлю двойки.