Находка

Владимир Кибирев
                Н А Х О Д К А
               Приезжая на свою малую Родину в Белый Яр, я останавливаюсь у самого младшего брата Сашки, у него просторный дом со всеми удобствами, да и по характеру он у нас деликатный и с чувством юмора. Родительский же дом через улицу, до недавнего времени притягивал красивыми окрашенными ставнями, скромным  полисадиком, с тремя берёзками, и своим неизменным видом в течение полутора сотен лет. До последнего времени в нём жил другой мой брат Лёха,  консерватор,  по сути, и до умопомрачения  любивший свою деревню, наш дом  и людей его окружавших. В последнее время он постоянно жаловался на боли в спине и даже ездил в районную больницу. Там ему кололи «уколы от радикулита»   и,  успокоив, отправляли домой. Но однажды его скрутило так, что у него не оставалось сил терпеть боль,  и жена настояла на том, чтобы его положили в больницу. Когда вскрыли живот,   от  «поджелудочной»    осталась только чёрная полоска. Лёху  хоронили весной,  и весь путь до кладбища был выстелен жарками.
              Ещё при жизни Лёхи,  решив подремонтировать крышу, братья изменили её профиль,  а после его смерти  Сашка,  заменил  окна  на пластиковые, обил стены сухой штукатуркой, убрал печку и сделал современное отопление и водоснабжение. В один из приездов мне удалось сохранить наличник от одного окна (надолго ли) с оставшимися на нём узорами, а вот древнейший выключатель, что висел у нас в горнице, отыскать не удалось. Дом потерял свою привлекательность и лишь листвяжные брёвна, из которых был срублен пятистенок, да пропил у самой земли для проветривания  подполья летом, напоминают, что это наш дом. Я помню этот пропил (окошечко) ещё на уровне моих глаз, а под ним 3-4 бревна. Когда заглядывал в него, оттуда тянуло ветерком, было страшно, и таинственная темнота подполья контрастировала с ярким светом летнего дня. Я знал, что в подполье сидела «буруниха» (баба Яга), но через маленькую дырочку  она меня «не достанет».   Когда бабушка доставала из подполья картошку мы удивлялись, почему же её никто не съел  и успокаивали себя тем, что она большая. Однажды бабушка полезла в подполье за самогонкой, а отец наклонился, чтобы помочь ей достать четверть. До этого они поспорили на одну игру - «бери да помни». После этих слов, у дающего ничего брать в руки нельзя. Когда бабушка подавала отцу самогонку, сказала: «Бери да помни». Отец разжал руку, четверть вдребезги…
             Я люблю забираться в подполье. Там всегда можно найти какой-нибудь пузырёк, особой формы  из нашего детства, копейки, фантики.  Совсем недавно, года два-три назад в очередной приезд  «домой», я спустился в подполье. Сквозь сумрак просвечивало окошечко с улицы и лаз в углу, в который спускались  кошки, жившие у нас. Чувствовалось, что дом стал не жилой. У самой лестницы я заметил выступающий угол какой-то доски, подцепив его руками, чуть не упал от охватившей меня радости, удивления и тревоги. В руках у меня была икона…
            Я вылез из подполья, додумывая на ходу, что не захотела она лежать в нежилом доме, спасала его, когда в нём жили верующие бабушка и мать. Мысли крутились разные, и то, что дом в пятидесятых годах мы купили у Анны Новиковой,  «шипко веруШей» старушки, и что могли её спрятать, когда рушили нашу церковь…
              Изображения было не разглядеть, краска почти по всей поверхности облупилась, и только намочив икону, протирая её, я увидел лик Спасителя. Чётко просматривалось правое плечо и с пятачок то место, где был глаз, спокойно взиравший на меня. А в голове, камертоном  стучало из недавно прочитанного источника. « Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов мы можем…  провести изъятие церковных ценностей с самой беспощадной энергией». ( Ленин –  Молотову).
«Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».  (Молотову  -  для членов Политбюро.  Ленин).
         В Ачинске в церкви  священник, осмотрев икону, сказал: «Сжечь». Рука не поднималась,  и я решил везти её в Москву.
«МОСКВА. КРЕМЛЬ. 01.05.1919. СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО Председателю ВЧК тов. ДЗЕРЖИНСКОМУ Ф. Э. «УКАЗАНИЕ:   В соответствии с решением В.Ц.И.К.  Сов. Нар. Комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады».  Председатель Сов. Нар. Комиссаров. Ленин.
                В реставрационной мастерской запросили шестьдесят тысяч без гарантии и добавили: «Давайте, мы вам лучше  «новую»   нарисуем». Шестьдесят тысяч мне показалось многовато…
«Самую компанию проведения этого плана я представляю себе следующим образом: официально выступить, с какими-то ни было мероприятиями,   должен тов. Калинин  (русский),    - никогда и  никаком случае не должен  выступать ни в печати, ни иным образом перед публикой тов. Троцкий (еврей)...» - ЛЕНИН.
                Икону повесил на даче с мыслью, что время всё расставит по своим местам.
«Нью-Йорк Таймс»:  «Только за первые восемь месяцев 1921 года США вывезли золота на четыреста шестьдесят миллионов долларов, из них сто два и девять десятых миллиона приходится на фирму основанную Шиффом.  Именно этот  сионистский босс финансировал Троцкого, когда тот отправлялся из Америки делать революцию в Россию»
                Лето подходило к концу. Иногда я снимал осквернённую икону, смачивал водой и как бы разговаривал со Спасителем.  Он смотрел на меня успокаивающим взглядом, а я думал о своих грехах:  не сжёг по указанию священника, да и шестьдесят тысяч, можно сказать, пожалел.
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ  ПОЛИТБЮРО ЦК от 11.11.39г.
« Вопросы религии.   В отношении к религии служителям Русской Православной Церкви и православно верующим ЦК постановляет:
1) Признать нецелесообразным впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследование верующих.
2) Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за № 13666-2 «О борьбе с попами и религией», адресованное  пред. ВЧК товарищу Дзержинскому,  и все соответствующие инструкции ВЧК-ОГПУ-НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной Церкви и православно верующих,   отменить.
НКВД произвести ревизию осуждённых и арестованных граждан по делам связанных с богослужительской деятельностью.  Освободить из под стражи  и заменить наказание на не связанное с лишением свободы  осуждённым по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти.
                Секретарь ЦК  И Сталин.
              «Батюшка,»-  показываю икону священнику церкви в  селе Костино -  «восстановить икону невозможно, сжечь не могу». Он взял икону посмотрел на неё мельком: « Давай, сожГём.» и передал её ключнице.
            С тяжёлым сердцем возвращался я в Москву, всё меня раздражало,  и «шестёрка»- тихоход тоже. Придавив акселератор, и уже обогнав её, увидел знак : «Обгон запрещён» и, чуть поодаль,  улыбающегося гаишника.  «Встречка.»    Приоткрыв стекло, спросил: «Сколько?».      «Я думаю, тысяч шестьдесят хватит».