Критика коммунистической идеологии

Лев Балашов
КРИТИКА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ (ОТ ПЛАТОНА ДО МАРКСА)

Некоторые считают, что хотя большевики и ведут свою родословную от К. Маркса, на самом деле они не были марксистами, что они исказили марксизм, что из марксизма и из опыта революционных учений и движений прошлого они взяли самое плохое.
Эх, если бы всё было так просто...
С моей точки зрения, большевизм-коммунизм — глубочайшее явление человеческой истории, своими корнями уходит в глубину веков-тысячелетий. Здесь и первобытные общины, и кастовый строй в Египте, и Спарта, и, наконец, теория идеального государства Платона [1].
------------
[1]Вот что Платон писал в 5-й книге “Законов”: “Наилучшим является первое государство, его устройство и законы. Здесь все государство тщательнейшим образом соблюдает древнее изречение, гласящее, что у друзей взаправду все общее. Существует ли в наше время где-либо и будет ли когда, чтобы общими были жены, дети, все имущество и чтобы вся собственность, именуемая частной, всеми средствами была повсюду устранена из жизни? Чтобы измышлялись по мере возможности средства так или иначе сделать общим то, что от природы является частным, — глаза, уши, руки, — так, чтобы казалось, будто все сообща видят, слышат и действуют, все восхваляют или порицают одно и то же? По одним и тем же причинам все будут радоваться или огорчаться, а законы по мере сил сплотят в единое целое государство, выше которого в смысле добродетели, правильности и блага никто никогда не сможет установить... Когда оно (государство — Л.Б.) есть, нет надобности взирать на другой образец государственного устройства, но достаточно возможно сильнее к нему стремиться.” — Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т. 4, М., 1994. С. 191 (Законы, 739 c-e). — Примечание 1999 г.
---------------

От теории идеального государства Платона, кстати, ведут свое происхождение бесчисленные утопические теории социалистов и коммунистов. Сам Маркс говорил об этом (что коммунизм ведет свое происхождение от Платона, с его идеи обобществления имущества). (См.: К. Маркс. Статья “Коммунизм и аугсбургская “Allgemeine zeitung”. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 117-118. \“Наше отношение к подобным теоретическим произведениям [Леру, Консидерана, Прудона — Л.Б.] должна быть тем серьезнее, что мы не согласны с аугсбургской газетой, которая находит “реальность” коммунистических идей не у Платона, а у своего неизвестного знакомого...”\)

И Маркс, и Гегель несут ответственность за коммунистическую идеологию и, соответственно, за коммунистическое движение. Гегель — духовный отец тоталитаризма. Именно он говорил о ничтожности индивидуального сознания, именно он абсолютизировал целое, организм и недооценивал отдельную часть, единичку, отдельную личность. Он считал, что отдельный человек — всего лишь наличное бытие, нечто примитивное, неразвитое, и только целое, абсолютный мировой дух — истина бытия. С его точки зрения наличное бытие — лишь ступень в движении к бытию, к тому, что должно прийти, наступить. Для Гегеля отдельная человеческая личность, в конечном счете, — пыль, ничто.

Эту философию воспринял и Маркс. Правда, он слегка “разбавил” ее некоторыми представлениями, идущими от английского эмпиризма и французского материализма. У последних, как мы знаем, был сильный крен в сторону признания реальности единичного, особенного, индивидуального. Английский эмпиризм вообще опирался на традиции номинализма, признававшего только реальность единичного и отвергавшего общее.

Платонизм (а Гегель был его величайшим представителем в новое время) абсолютизирует общее, целое, всё.

Кстати, обо ВСЁМ. Самое привлекательное высказывание Маркса — что в будущем коммунистическом обществе “СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ КАЖДОГО ЯВЛЯЕТСЯ УСЛОВИЕМ СВОБОДНОГО РАЗВИТИЯ ВСЕХ” (Манифест Коммунистической партии) — тоже льет воду на мельницу тоталитаризма. В этом высказывании КАЖДЫЙ — только УСЛОВИЕ развития ВСЕХ. ВСЁ, ВСЕ для Маркса — абсолютная ценность (ВЕСЬ, ЦЕЛЫЙ — абсолютные ценности, а КАЖДЫЙ, ОТДЕЛЬНЫЙ — вроде бы только для того, чтобы всем было хорошо). Иными словами, СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ КАЖДОГО, с точки зрения Маркса, — ЛИШЬ СРЕДСТВО, а цель — свободное развитие ВСЕХ.

Гуманистические мотивы, имеющиеся в учении Маркса, многократно перекрываются его тоталитаристскими по своей сути идеями, всем строем его мышления. У него есть поистине чудовищные, людоедские высказывания. Две цитаты.

Вот что он говорил в 1849 году, проанализировав результаты революции 48-го года: “Надо надеяться, что при ближайшей своей победе народ не будет столь простодушен или забывчив, чтобы оставить всех своих палачей на занимаемых ими постах, как он это сделал в марте. Можно с уверенностью сказать, что народ не замедлит подвергнуть всю эту банду реакционных чиновников (обратите внимание на терминологию! — Л.Б.), и в первую очередь кровожадных и лицемерных законников, именуемых также “судьями”, шестимесячному предварительному заключению в пенсильванских тюрьмах (тюрьмы с одиночными камерами — Л.Б.), а затем пошлет их для дальнейшего лечения на строительство железных и шоссейных дорог”. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. II. Т. 6. С. 275-276.

Всё это у нас потом реализовалось в полной мере и даже с перехлестом.

Вторая цитата (1852 г.): “... мы говорим рабочим: Вам, может быть, придется пережить еще 15, 20, 50 лет гражданских войн и международных столкновений не только для того, чтобы изменить существующие условия, но и для того, чтобы изменить самих себя и сделать себя способными к политическому господству”. — Там же. Т. 8. С. 430.

Это тоже мы пережили: и гражданскую войну, и международные войны-конфликты.
Затем, этот знаменитый тезис Маркса: “сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений”. — Там же. Т. 3. С. 3.
Тезис ярчайшим образом характеризует сущность марксова учения о человеке. Человек для него — это нечто, сводимое к обществу, к общественным отношениям.

Идеология социализма и коммунизма, в какой бы форме она ни существовала, так или иначе абсолютизирует “надиндивидуальное”, “надличное”, а отдельного человека, отдельную личность отодвигает на задний план. Любой социализм обречен.
Если идея социализма будет реализовываться, то это опять будет тоталитарное общество, тоталитарный режим.

Так называемый шведский "социализм" - фикция, лишь небольшая подвижка капитализма в сторону социализма. Это капитализм, рядящийся в тогу социализма. (Добавление 18.12.2019)
____________________________________

Из выступления на конференции “За правовую, гражданскую и моральную ответственность КПСС” (6 февраля 1991 г.)

=======================================

См. также здесь, в Проза.ру:
"Критика идей социализма и коммунизма" - http://www.proza.ru/2012/12/02/881
"Особенности русской революции 1917 года, ее уроки" - http://www.proza.ru/2017/04/22/1583
"О Ленине. Критические заметки" - http://www.proza.ru/2017/04/22/1309
"О Сталине. Противоречивая историческая фигура" - http://www.proza.ru/2014/11/30/1539
"Историцизм и военно-героический романтизм Гегеля" - http://www.proza.ru/2012/12/06/931