Метаморфозы Григория Распутина

Александр Шувалов
Григория Распутина нельзя назвать гением или великим человеком. Однако написано о нём не меньше, чем о царствовавшем в «эпоху Распутина» российском императоре Николае II. В чём же таится не утихающая до сих пор известность этого достаточно одиозного человека? Одни считают его «святым мучеником», другие – «расчётливым прохиндеем». Попробуем убедить читателей в том, что может существовать и третья точка зрения, что существует динамика изменения личности человека. И что расстояние от «святого» до «прохиндея» иногда может оказываться весьма коротким.

Много пишут о «катастрофическом влиянии» Григория Распутина на царское семейство, хотя оно не во всех случаях представляется достаточно убедительным. Даже организованная Временным правительством в 1917 г. специальная комиссия не смогла обнаружить фактов, подтверждающих «вмешательство Распутина в политические дела».  Ещё сложнее рассматривать этическую составляющую его личности: с одной стороны, никакого капитала «Святой чёрт» не сколотил, хотя имел к этому возможности больше любого другого; он старался «исцелять» и всем «делать добро», не отказывая никому в просьбах. С другой стороны, широко известны его оргии, которые в последние года он даже не пытался замаскировать «богоугодными целями».

Но не станем выходить за рамки рубрики и сосредоточимся на психопатологической динамике личности Григория Ефимовича Распутина, крестьянина Тобольской губернии, в течение десятилетия бывшего чуть ли не главным «советником российского императора.

Странный отрок.
В детстве у Гриши Распутина отмечалась выраженная задержка речевого развития: до двух с половиной лет он не говорил, что объясняли последствием родовой травмы. До юношеского возраста он страдал ночным энурезом. Друзей не имел, да в них и не нуждался, потому что всё свободное время посвящал «мечтам о Боге и размышлениям о природе сущего».

Не найдя у Всевышнего ответа на мучившие его вопросы, с пятнадцати лет, когда обычно и проявляется имеющаяся психопатичность, Григорий начал пьянствовать, но не находил в спиртном ни веселья, ни радости. Из благочестивого отрока вышел не помощник отцу в хозяйстве, а «блудодей», вор и хулиган, которого нередко били отцы почтенных семейств, а однажды, по приказанию исправника, даже наказали розгами. И пил он так до двадцати восьми лет, когда женившись и обзаведясь детьми, так же неожиданно бросил пьянствовать, курить, есть мясо и решил пойти странствовать по святым местам.

Странный муж.
В 1892 г. Григорий отправился в своё первое паломничество, во время которого посетил Верхотурский монастырь, расположенный в Екатеринбургской губернии. В период своего богомолья встречался с разными людьми, некоторые из которых очень сильно подействовали на его «кривобокую психику». Вернувшись спустя три месяца из Верхотурья, выглядел явно ненормальным в психическом отношении. Один из односельчан, встретивший странника на обратном пути, вспоминал, что Распутин вернулся «домой без шапки, с распущенными волосами и дорогой всё время что-то пел и размахивал руками».

Странный отрок превратился в странного мужа. Движения его стали беспокойны и порывисты, он ходил по селу, зачем-то часто приседая и совершая нелепые жесты. Речь иногда превращалась в бессвязный набор слов. Другой односельчанин вспоминал: «На меня в то время Распутин произвёл впечатление человека ненормального: стоя в церкви, он дико осматривался по сторонам, очень часто начинал петь неистовым голосом». Затем период рече-двигательного возбуждения сменился «глухой» и тяжёлой депрессией. Он ещё больше начал сторониться людей, всё время проводя в молитвах. За эти годы умудрился обучиться грамоте, и уже мог читать не только на современном ему русском языке, но и по церковно-славянски.

С этого времени Григорий уже не говорил, а изрекал, и нередко его пророчества сбывались. Однажды он объявил, что «три месяца до самого Покрова не будет дождя». Так и случилось, и все жители села плакали от случившегося в результате засухи неурожая.

Потом происходит очередная метаморфоза: депрессивное покаяние сменяется взрывом чувственности. У окружающих создалось впечатление, что в него вселилась «нечистая сила». Грубую животную похоть Распутин неизменно облекал в формы богоугодничества, закладывая тем самым первый камень в фундамент своей будущей «целительной деятельности». Особенно хорошо удавался ему дар «изгнания из грешниц блудного беса», который часто завершался совокуплением.

Григорий за несколько лет не только исходил всю святую Русь, но побывал и в Иерусалиме. Отношение к официальному православью у него сформировалось довольно скептическое. «Если хорош ты был в миру, иди в монастырь – там испортят, - любил повторять Распутин. – Не по душе мне монастырская жизнь, там насилие над людьми».
В странствиях Распутину «ниспосылались знамения». Как-то раз он заночевал в комнате, где висела икона Божьей матери. Посреди ночи проснулся и видит, что икона плачет, а образ Богоматери говорит ему: «Григорий, я плачу о грехах людских. Иди, странствуй и очищай людей от грехов».

Восхождение.
Всё  началось с купчихи-миллионерши Башмаковой, с которой Распутин познакомился в 1903 г. на богомолье в Абалакском монастыре. Именно с Башмаковой началось «вознесение» Григория Распутина к высотам поистине заоблачным. Духовное утешение, полученное Башмаковой от Григория, было столь велико, что она привезла его в Казань, где познакомила со многими влиятельными людьми, в числе которых был и викарный епископ Казанской епархии Хрисанф. Распутин произвёл на местное высшее общество такое сильное впечатление, что Хрисанф дал ему рекомендательное письмо к ректору Петербургской Духовной академии епископу Сергию.

Нестандартные способности.
Общепризнанно, что Распутин в сильной степени обладал какой-то непонятной «внутренней силой в смысле воздействия на чужую психику, представлявшей род гипноза». Это уже не миф и не преувеличение. Установлен несомненный факт излечения им приступов пляски св. Витта  у сына близкого знакомого Распутина - Симановича, студента Коммерческого Института, причём все явления болезни исчезли навсегда после двух сеансов, когда Распутин усыплял больного. Заметим, что речь шла, скорее всего, о классическом психотерапевтическом воздействии на истерические расстройства, которое применяется и по настоящее время. Менее понятно «целительное» воздействия Распутина на гемофилию царевича Алексея, т.к. психотерапия в данном случае даже не предусматривается стандартами лечения. Воистину – чудо (?).

Следственный материал, собранный комиссией  Временного правительства, также пришёл к заключению, что источником влияния Распутина на императора и императрицу явилась их высокая религиозность, искреннее убеждение в святости «святого старца», а также исключительно сильное воздействие Распутина на психику приближённых ко Двору лиц. Григорий Распутин был далеко не первым «чудотворцом» и «предсказателем» у императорской четы. Но – и это очень показательно! – лишь он один смог завоевать их слепое доверие и совершенно искреннюю любовь.
В глазах представителей всех слоёв общества Распутин был могущественнее любого из высших сановников империи, ведь он имел прямое влияние на царя. Ни один царский фаворит никогда в России не достигал такой власти, как он.

Мало кто задумывался о том, зачем нужна была Распутину эта близость. Он не искал себе сановных должностей и не сколачивал состояния. После Распутина не осталось никакого капитала – деньги как приходили к нему, так и уходили, не задерживаясь. Так что можно признать бесспорным фактом, что сибирский крестьянин обладал необычными психическими способностями, которыми мог владеть далеко не каждый человек.

Хлысты – люди Божьи.
Принадлежность Распутина к хлыстам нельзя считать достоверно установленной. Но и пройти мимо подобного предположения было бы неверным, учитывая, как много написано на эту тему всевозможных измышлений. Основная идея хлыстовства - освобождение от греха путём совершения греха. Хлысты учат не бояться греха, ведь следом за ним идёт покаяние, несущее грешнику спасение. Отсюда взяла происхождение поговорка: «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься».

Падение фаворита.
После покушения на Распутина Хионии Гусевой летом 1914 г. образ жизни Распутина резко изменился в худшую сторону – более двадцати лет старавшийся воздерживаться от спиртного, он вновь начал пьянствовать. Сластолюбие, гордыня и алкоголизм начали потихоньку забирать власть над некогда праведным старцем. Когда окружающие удивлённо спрашивали его, почему он стал так кутить, Распутин отвечал: «Скучно, затравили, чую беду». И чутьё его в очередной раз не обмануло.

Не будем останавливаться на хорошо известных обстоятельствах убийства Распутина. Заметим только, что одной из главных причин убийства явилось его стремление «переломить ход событий в сторону мира и покоя».

Эпиграмма неизвестного автора, написанная в 1916 или 1917 гг., звучит несколько цинично, но верно:

«...И нет Григория.
Sic transit gloria».

Мало оказаться в определённое время в определённом месте. Недостаточно, чтобы при этом первые люди империи - Николай II и Александра Фёдоровна - обладали вполне конкретными чертами характера и имели больного гемофилией наследника престола. Надо было ещё и самому иметь специфические личностные качества (в том числе и психопатологические), какими обладал Григорий Распутин. И вот когда все эти сами по себе не очень часто встречающиеся обстоятельства соединились в одной временной и пространственной точке, только тогда и возник уникальный феномен распутинщины. И именно эта уникальность положения вознесла безвестного, но незаурядного сибирского мужика на высочайшую ступень всемирно-исторической табели о рангах. Правда, и падать ему с такой высоты было очень больно. Психопатическая личность на определённом жизненном отрезке может добиваться очень значительных, но, как правило, нестабильных социальных успехов. Так что свою историческую для России роль Распутин всё-таки сыграл. И теперь уже не важно: нравится она кому или не нравится.

Мнения современников и психиатров.
Нельзя говорить о диагнозе, не принимая во внимание данные о наследственности. Известно, что отец Распутина злоупотреблял алкоголем, у самого Григория старший сын умер в раннем детстве, а другой рос умственно отсталым.

 Режиссёр и драматург Н.Н. Евреинов (1879-1953) считал Распутина «истеро-эпилептиком», который страдал «эротико-религиозной манией».
Современные биографы, учитывая «целый ряд случаев его болезненной невоздержанности», также предполагают истеро-эпилепсию.

Советский психиатр В.Е. Рожнов устанавливал Распутину диагноз «параноической психопатии или, возможно, психопатии истерического круга со сверхценными идеями религиозного характера».

Яркая истеричность Распутина проявлялась в стремлении постоянно быть в центре внимания. У него отсутствовало стремление причинить кому-либо неприятность, в том числе даже обидчику. Протестовал и капризничал Григорий не в гневливой форме, хотя мог делать это довольно шумно и даже устрашающе. Добившись покаяния или извинения и оказавшись в центре внимания благорасположенной по отношению к нему публики, он моментально успокаивался и буквально преображался.

Диагностическое предположение.
Истерическое расстройство личности с сопутствующими нарушениями в эмоциональной и сексуальной сфере.