Встрёлки

Рауфа Кариева
Встрёлки. Стрелки. Встречи.
Это особые фантазийные сказы о встречах живых людей с покойниками.
Только для взрослых. 21+
Часть первая
Тексты составлены по материалам книги Д.К Зеленина
«Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки».
Москва, Издательство «ИНДРИК», 1995
Могилка
В Косницком у. Красноперьевской губ. в двух верстах от местечка Ушлое есть  очень большое болото Галкина Топь.
Близ этого болота скот не ест  траву, тогда как рядом с соседними болотами всю траву выедает полностью. Почему?
 Около болота  Галкина Топь есть могила, которую называют просто: Могилка.
Здесь похоронен человек, проигравший спор. Он договорился с другим человеком обежать в очень короткое время болото Галкина Топь, с тем,  чтобы оно стало принадлежать ему как земельная собственность. Но не смог он добежать до условленного места, а умер внезапно и скоропостижно. Здесь  и был похоронен. Прямо где упал замертво.
Место это сделалось нехорошим. Кто затемно не успевал  с той местности домой вернуться, рассказывали, что слышат шаги и вздохи с трудом бегущего человека. Иные даже видят бегуна при свете луны.
 Старые люди советуют, увидев Могилку, не сразу бросаться наутек, а подойти и бросить на могилу камушек, или веточку воткнуть. А можно и старые башмаки оставить, или ненужные варежки. Так покойнику вроде как легче становится. Ведь ему еще неизвестно сколько десятков лет вокруг болота бегать. Надо бы помочь несчастному.
Человек умер, ничего не получив. И как памятник алчности возвышается его Могилка. И отравляет местность. Внешне порчи не видно, но ведь траву-то  скот не ест. Неспроста ведь.
Каликино
1899 год. Скоропостижно умерших, опившихся, утопленников и самоубийц жители села Каликино Торомской губернии хоронили далеко в лесу, в овраге, между двумя круто спускающимися пригорками.
Там же похоронили и местного парнишку, повесившегося в конюшне.
Люди боялись ходить в ту сторону  в одиночку, так как похороненный там «удавленник» бродил по лесу и пугал народ своим криком. Многие люди его видели. «Выглядит, будто живой, только глаза выпучены» -  так рассказывали.  А один мужик сказывал, что даже поговорил с этим «самоубивцем». И тот рассказал, что  он потому ходит по лесу, «что век жизни его не кончился». И что, мол, будет он ходить до тех пор, пока не придет время, когда он должен был умереть своей  естественной смертью. Вот тогда, мол, он ляжет в могилу и не станет больше бродить, кричать и пугать народ.
Вихрь
Вихри вроде бы природное явление, но  люди когда-то относили  их к числу заложных покойников.
1889 год. Одного парня в сердцах прокляла родная мать.  Крикнула ему: «Да чтоб ты понесся отсюда бурей, быстро и навсегда».
С тех пор парень  и пошел «гулять» по свету как будто  вихрь или буря. Ни дома, ни семьи, ни счастья, ни удачи. Ничего. Спился и помер. И когда помер, так и продолжал летать по белу свету. Потому что всегда так. В неудачников и спившихся, кто без роду, без племени, и прожил жизнь зазря, что называется «ни кола, ни двора», вселяется по смерти их нечистая сила. Она, вселившись в покойника, может проявлять себя в виде вихря, урагана, бури, тайфуна.
По общему народному воззрению прошлых веков, вихрь — это особый представитель нечистой силы; брошенный в вихрь нож обычно окрашивается кровью.
Встречник
Различают особый вид нечистой силы. Его называют  встречник.
Встречник - это нечистый, злой дух, который в виде как бы воздушной полосы мчится стрелой по проезжим дорогам за душой умирающего грешника, особенно самоубийцы.
Поднялся вихорь — значит, кто-нибудь повесился.
Так думали люди 200 лет назад.
Когда бывает сильная буря, тогда непременно есть кто-либо умерший неестественною смертью.
Души заложных покойников, с самого часа их смерти, находятся в полном распоряжени и у нечистой силы. При насильственной смерти душа человека поступает в ведение чертей, и они целой ватагой прилетают за ней; поэтому обыкновенно все насильственные смерти сопровождаются бурей; то же бывает и при смерти ведьмы.
Утопленник
Заложные покойники разным образом тревожат близких им лиц, являясь им наяву и во сне.  Об этом  рассказывали люди в старину.
1909 год. Готовились к свадьбе. Праздник этот должен был состояться 12 числа, а 11-го  жених провалился в полынью и утонул. И тело не нашли.
Сильно горевала невеста и родители жениха. Прошло время. И стал покойный парень к невесте наведываться.
Не мог успокоиться. Скучал по своей невесте очень сильно.
Как девушка спать уляжется, так все нормально. А среди ночи вдруг слышит, что кто-то в бок ей стучит. Мол, подвинься. И рядом ложится. И обнимает девушку холодными и мокрыми руками.
Онемев и застыв от страха, девушка пару минут терпит, сил набирается. А потом как заорет. Прибегают домочадцы, включают освещение. Глядь, а место в постели рядом с девицей мокрое. И она сама мокрая. Но утопленника нет.
Поехали к ведунье советоваться. Что делать? Та посоветовала срочно  девушке замуж  идти. Но никто не брал ее. Боялись – жених-то погиб. Вдруг, это девка проклятая, потому и погиб.
Тогда родители девушки срочно отправили её в очень дальние места, к троюродной тетке. И там сочинили легенду, что мол, сирота, но с приданым. И тут же жених нашелся. Сыграли свадьбу, родили трех ребят. И потом вернулись в родные места все вместе.
Больше утопленник не приходил.
Копчёный покойник
По старинным народным поверьям, захороненный труп или гроб заложного покойника земля не принимает. Это значит, что все попытки его захоронить  бесполезны. Тело выходит на поверхность.
1894 год. Убийца несколько раз зарывал убитого им мужика в землю. Но труп опять и опять вылезал из могилы. Убийце пришлось признаться в содеянном. Он сказал в участке: убитый не дает мне покою ни днем, ни ночью, каждую ночь и каждый день ко мне ходит. Убийце присудили каторгу. Но пока суть да дело, бабка одна посоветовала, как избавиться от покойника. Убийца так и сделала и уже без страха, что покойник отправится следом, ушел на каторгу. И вот что бабка присоветовала:
«Как придет покойник, свяжи его и вверх ногами повесь  в трубе. Печь будет коптить его. А как прокоптит, покойник больше не будет являться». Убийца так и сделал, но бабке сказал: «Эх, где ты была, старая, со своим советом, покуда я еще в участок не пошел сдаваться с повинной!».
Участь богатырей
1609 год. Трех убитых богатырей в одном городе никак не могли похоронить: сегодня их похоронят, а завтра они опять выйдут наверх и просят, чтобы их похоронили.
Любили в народе этих могучих ребят. Справедливые они были, грозные для врагов. Конечно, убивали народу много. Мечи их не ржавели на стене. Постоянно головы рубили. А смертоубийство, даже врагов, все равно смертоубийство.
И вот однажды враги одолели богатырей. Заслали  засланку с зельем.  Опоила она парней. И враги зарубили спящих защитников города.
Собрался народ на площади. Решили, что не гоже, чтобы славные воины  незахороненными были.  Стали крепко думу думать, как поступить.
И вот что решили: « Не будем осиновые колья, как колдунам, в сердца богатырей  втыкать. Не будем жечь их тела.  А построим-ка мы каменную палату. Просторную, красивую. Там три ложа  возведем. Пусть себе богатыри там лежат.  Конечно, лучше бы в земле похоронить. Но раз уж такое дело природное, что земля убиенных не принимает, то пусть уж лучше красиво возлежат».
Так и сделали.
Еще сто лет богатыри лежали на своих ложах. А потом враз исчезли, превратившись в труху. Видимо, отбыли свой незавершенный земной срок. Отмучились.
И люди порадовались этому. Мудрое решение было принято сто лет назад. И уважение проявили, и над телами не измывались. А пришел срок, покойники упокоились.
Лембой
Представитель нечистой силы по имени лембой или лемба (по  финскому слову Lemess, что означает «лесной черт»), это вовсе не леший.

Лембой -  это бывший человеческий  ребенок, который потерялся в лесу или же был похищен лешим, после чего им и был воспитан.
Лембы, в отличие от других сверхъестественных существ, нуждаются в еде и воде.
Если лембой воспитывался лешим, то он будет исполнять обязанности, как его слуга или помощник (секретарь).
Лембой сам по себе не злой, но он не сможет ослушаться лешего, если тот прикажет придушить человека, заснувшего в лесу. Также по заданию он похищает детей, чтобы у лешего стало больше слуг.
Лембы живут целыми поселениями. Они могут жениться и рожать своих детей. Но все равно похищенные дети людей  считаются более ценными.
Вот про какую встречу человека и лембоя рассказывали в одном селении.
В одном человеческом селе жила семья. И у членов этой семьи была особенность. Все дети  были очень друг на друга похожи. Просто копии какие-то. Но что особенно интересно, эта особенность не исчезала в следующем поколении. Таким образом, все  поколения членов семьи были как две капли воды одинаковыми внешне. Различались только по возрасту и полу, но все равно были очень узнаваемы. Не спутаешь. Свой это или чужой. Так вот в этой семье как-то случилась беда. Ватага ребятишек гуляла в лесу. Все вернулись, кроме одного малыша. Трехлетнего мальчика.
Прошло тридцать лет. Один юный парень из этой семьи гулял в лесу и   решил подремать под кусточком. Знал ведь, предупреждали его несколько раз – не спи в лесу один. Но не сладил мальчишка с дремотой. Заснул.
Через некоторое время  парень проснулся, почувствовав  на лице чье-то дыхание. Испугался, открыл глаза и отпрянул. Даже вскрикнул. Напротив него сидело какое-то существо. И человек, и не человек. Маленький, обросший волосами, страшненький и  такой жалкий-жалкий.
Оба долго смотрели друг на друга. Молча. И тут до парня дошло понимание, что перед ним не просто какое-то непонятное существо. Это был его родственник, потому что, приглядываясь все дольше, человек узнал в «нечеловеке» родные и знакомые черты лица.
«Нечеловек» тоже пристально всматривался в лицо парня. И было ясно без слов, что он тоже его узнает. Не то чтобы делает конкретные выводы, но в глазах его мелькали чувства, что, мол, напротив меня не просто человек, а родственник.
Через несколько минут «нечеловек» бросился наутек, не причинив никакого вреда парню.
Вернувшись домой, парень подробно рассказал о происшествии. О, как плакала в голос его тетя! Она поняла, что в лесу был  потерянный 30 лет назад ее сынок.
Домовой
В старину некоторые люди считали, что домовые  - это не какие-то особые представители иноматериальных существ. Это бывшие люди, которые умерли и стали заложными покойниками. Они не хозяева дома, а наоборот. Слуги. Это предки, которые какое-то время должны отрабатывать свои прижизненные поступки, работая, как батраки, у своих же потомков. Например, прадед, который промотал состояние и обрек свою семью на нищету, может лет сто или даже двести работать как домовой, помогая своим потомкам обрести финансовое благополучие.
Поэтому  важно не игнорировать своего домового. Хоть это и наказанный предок, все равно свой, и его жаль. Надо бы его угощать, привечать и задавать работёнку. Чтобы он чувствовал свою нужность. Одним словом, относиться к нему тоже как к члену семьи. А какую работу поручать? Дом охранять. За порядком следить. Мышей не пускать. Врагов отвращать. Громко надо ему поручения давать. Он будет рад. Можно игрушки ему сделать - копеечки и пуговки в жестяной банке. И постельку можно ему соорудить – на дальней полочке ее хранить.
Пусть радуется. И побыстрее отработает свою долю-недолю и уйдет в другие миры.

Леший
Это существо также считается  у некоторых народов бывшим человеком, ставшим  по смерти заложным покойником. Говорят, лешим можно стать от проклятия матери.
Лешие могут защекотать человека, заблудившегося в лесу, до смерти. Поэтому леших иногда называют щекотунами.
Кикиморы
Это младенцы женского пола, которые умерли в утробе матери, или которых не хотела мать, если была незамужем, и постаралась где-то оставить младенца, подкинуть его куда-нибудь, или бросить на погибель в укромном месте.
Живут кикиморы в плохих домах, где  неподалеку прикопаны умершие дети, чаще всего незаконнорожденные. Или где произошло детоубийство.
 Кикиморы иногда в особых обстоятельствах могут проявлять телесно в нашем материальном мире. И даже были случаи, когда их ловили.
И вот какой случай рассказывали старики в селе Красная Заря К. - уезда С. - губернии.
В местной харчевне была служка. Страшненькая, кривенькая, горбатенькая и шепелявенькая.  Со столов посуду убирала.  Надсмехались над ней подвыпившие  ребята. Щипали  и кидали в нее  объедки. А один мужичок вступился. Хулиганов прогнал и служку угостил чем-то вкусным.   Прониклась служка к мужику благодарными чувствами, разоткровенничалась. Сказала, что она и не человек вовсе, в общем смысле. Кикимора. Родилась она человеческим дитем, но мать ее не была замужем, беременность скрывала, в лесу тайно разродилась, и дитё под кусточком оставила и ушла.
Младенца подобрали кикиморы и воспитали. Все было неплохо, жизнь кикиморская  шла своим чередом. Но есть одна особенность у этого народца. Если кто из людей – по способностям, или с пьяну, или еще от каких совпадений, кикимору увидит, а кикимора та происхождением из людей, а человек ее схватит рукой и продержит так более 1 минуты, то всё. Кикимора остается в людском мире. И не может вернуться в мир кикиморский.
Так и случилось. Пошли кикиморы в харчевню допивать недопитое и доедать недоеденное людьми. И никто их не видел. Невидимые они для людей. Но один мужик с особым зрением был. Увидел. И за руку схватил.
Так и осталась служка в харчевне работать. А куда идти? Никого родных нет  среди людей, и семью кикимор, которые хорошо к ней относились, она тоже потеряла. Назад вернуться нет возможности.
Пьяный мужик рассказу служки не поверил. Но байку запомнил и по свету ее растрезвонил.
Рассказывают, многие потом ходили в то заведение на служку смотреть. Искать сходство и отличие от обычных людей. Все сходились во мнении, что рассказ служки вполне может быть правдой.
Сопка богатыря
Было место особое недалеко от города Б.  Могила стародавняя. Был там могучий богатырь, убитый врагами на этом самом месте, похоронен вместе со своим конем. И так как он окончил свою жизнь внезапно и преждевременно, то стал заложным покойником.
Заведено было исстари, что нельзя просто мимо могилы  пройти и проехать. Нужно остановиться, спешиться и обязательно на могилку что-то положить. Хоть съестное, хоть вещь, да хоть бы и пучок травы.
 И были старожилы, которые уверяли, что если кто не станет  подчиняться обычаю и ничего не положит на могилу, а просто пройдет или проедет мимо, очень об этом пожалеет. В первую же ночь после этого, где бы путник ни шел, ни ехал или ни остановился, к нему приходил покойник. Сам богатырь на коне. Если в дороге – то путь преграждал. Если путник спать укладывался, покойник в комнату входил и рядом с кроватью усаживался. Страшно.
Поэтому все люди обычай соблюдали, и на могиле хоть что-нибудь, но оставляли.
Говорят, ежегодно, в день смерти богатыря, всё, что на могиле за год скапливалось, торжественно сжигали. А следующий год опять возлагали и возлагали. Не хотели люди с покойником встречаться.
Нищий богач
Это было в 1700 году. Один прохиндей, будучи сказочно богатым, переодевался в нищего и просил милостыню на мосту в городе Д.
И надо ж было такому случиться, умер он от сердечного приступа прямо на этом мосту в своих  лицемерных обносках. И обман вскрылся.
Узнали люди, кому копеечки бросали от жалости. Самому богатому человеку в городе!
В сторону покойника плевали и ругали его самыми нехорошими словами.
Семья  человека похоронила, но вот напасть: его вновь и вновь  приходилось перезакапывать. Потому что его могилу раскапывали дикие кабаны. Неизвестно из какого лесу выходили, могилу разоряли, и неизвестно куда уходили.
Замучились потомки постоянно покойника прикапывать. И тут им кто-то посоветовал, чтобы на деньги этого богача они купили и выкормили домашнюю свинью.
Так и сделали. Свинья сделалась огромная, тучная, нахальная. Женского пола она была.
И вот однажды эта свинья из свинарника своего подкоп сделала, на свободу вырвалась, и как будто знала куда идти, пришла к могиле покойного богатея-нищего.
И эта свинья тоже раскопала могилу. Но в отличие от диких кабанов, она не просто могилу раскопала, она выволокла труп и его сожрала. Очень с большим аппетитом была свинка та.
Чёрту баран
Люди считают, что очень редко человек сам решает лишить себя жизни. Чаще его на это провоцируют представители нечистой силы.
Человека доводит его до самоубийства, иногда даже непосредственно убивает, топит, затягивает петлю на шее - сам черт или  леший. Меланхолическое настроение перед самоубийством, душевное расстройство и раздвоение сознания  считаются дьявольским наваждением.
Самоубийц не уважали никогда. Им  давали презрительное прозвище «черту баран». Считалось что самоубийца, умерев таким способом, превращается в раба чертей. Они на нем ездят и возят воду.
Самоубийцы своим поступком тешат чертей, что является недопустимым для верующих людей.
Повесившихся люди  признают «детьми дьявола; в домах, где кто-нибудь повесился, не живут, а предоставляют их разрушению.
Души утопленников, удавленников и вообще всех самоубийц по смерти поступают прямо в обладание дьявола, и уже никакие молитвы и поминки им помочь не могут.
Эта  поговорка о самоубийцах: «черту баран», иногда произносится  с прибавкой: «готов ободран».
Заложные пьяницы
Считается, что пьянство – это тоже самоубийство, но растянутое во времени.
Души опившихся спиртным, то есть умерших непосредственно от спивания,  поступают в полное распоряжение дьявола. Есть поверье, что когда-то  чёрт договорился с Богом: все души людей, умерших от спиртного, будут поступать непосредственно во владение нечистого.
Черти мучают опойцев. Сквозь хомут, снятый с потной лошади, можно увидеть, как черти сдирают с опойцы кожу. Говорят, что есть такие старики, которые видели это сами.
 Места жительства заложных покойников
 Заложные покойники после своей смерти живут там же, где и нечистая сила. Вместе с чертями. Физически это:
-  пространство под землей;
-  стоячие воды на земле: омуты, озера, пруды;
- болота, трясины, овраги;
-  трущобы, помойки и все вообще «нечистые места».
 Проклятые родителями живут по своей смерти в воде или в лесу.
Заложные покойники служат работниками и помощниками чертей, а иногда и сами делаются различными представителями нечистой силы.
Все заложные помнят место своей смерти, знают  место захоронения, и  регулярно их навещают. Самоубийцы в начале всякого месяца являются на места, где они лишили себя жизни; эти посещения продолжаются несколько ночей подряд.
Старики говорили, что самоубийцу не нужно переносить на новое место с места его смерти: иначе он будет ходить на старое место семь лет. Если же труп самоубийцы все же необходимо перенести, то переносят через перекресток дорог. В таком случае самоубийца, дойдя до перекрестка, сбивается с дороги и не идет дальше. Так говорили.
Где живут заклятые
Заклятые люди – это те, которых прокляли словами (в недобрый час сказали: «чтоб ты провалился!»)  и те, кто пропал без вести, потерялся, сгинул (вроде «как под землю провалился»). Они  переносятся нечистой силой в потайные места. И никто не знает, где это. Там таких заклятых собираются целые поселения. Но самое страшное, что эти места очень и очень недалеко от нас, живых.  Говорят, что это на расстоянии, равном толщине осинового листа.  И еще страшнее, что заклятых можно вернуть, и очень легко, но люди забыли, как это сделать. Говорят, в старину – помнили.
Дела заложных покойников
 У них много дел:
1. Они бродят, скитаются, бегают и странствуют по земле, не находя себе покоя.
2. По ночам пугают живых людей. Могут догонять людей по дороге, приставать к ним, а также заглядывать в окна жилищ.
3. Работают прислугой у нечистой силы и выполняют их поручения и приказы. Выполняют для чертей роль гужевого транспорта. Нечистые на них ездят как на ослах или лошадях.
4. Являются во сне и наяву своим убийцам, которые еще живут на свете. Заставляют идти в полицию с повинной.
5. Утопленники любят пугать лошадей, которые пришли на водопой, а также отнимают удочки у рыбаков, рвут их неводы.
6. Пристают к пьяным, зазывая их к себе выпить еще по чарочке. Как правило, после такой «вечеринки» пьяница либо спивается до смерти, либо бросает пить навсегда.
7. Проклятые своими родителями покойники ночью выходят на дорогу. Они  предлагают прохожему проводить его и даже проехать на их лошадях; но тот, кто к ним в телегу сядет, останется у них навсегда.
8. Мстят родственникам, у которых лучшая доля, чем была при их жизни. Портят работу, ломают замки, разбивают окна и посуду. Также крадут хорошую одежду.
9. Сторожат клады.
Много дел у заложных покойников, много разных занятий. Но их специализация зависит от разных факторов. Это пол, возраст на момент смерти, ее причина и обстоятельства. Важно также, каким был характер, нрав и образовательный уровень человека до его смерти.
Тоскующие по земле души умерших свободно расхаживают в ночное  время по земле, навещая родных, и давая им понять, что не мешало бы им угостить своих умерших родственников да поставить им свечку. Души безродные, поколение которых угасло, а род пресекся, также пользуются ночным отпуском, но им уже некого посещать на земле, и они бесцельно странствуют по белу свету, ища случайного поминального угощения.

Утопленники
Каждый месяц, на новолунье, утопленники приплывают к тому месту, где кто утонул, и, купаются при лунном свете. А так весь месяц они живут на дне. Прислуживают водяному.
 Рассказывали такой  случай. Было это в 1855 году. Один человек удил рыбу на месте, где кто-то утонул. Вдруг видит, что из глубины кто-то выныривает.  Всматривается  рыбак в толщу воды, ждет рыбу большую, а это не рыба, а страшный, черный и разбухший человек. Рыбак от страха оторопел. А страшный человек вдруг говорит человеческим голосом: «Это место мое. Уходи!». Рыбак даже удочку забыл, так убегал.
Белый барашек
Народ всегда боялся самоубийц и их могил. Из-за присутствия рядом нечистой силы, которая только и мечтает, как бы причинить  человеку какой-нибудь вред. Очевидцы рассказывали, что на могилах заложных покойников, если мимо проезжать, особенно ночью, слышны стоны, крики, шум. А частенько  путники видят и самих покойников. На дорогу те выходят, людей поджидают.
1867 год.  Мимо заброшенной давнишней могилы утопленника проезжал по дороге один человек. Верхом ехал.  Вдруг лошадь захрипела, заволновалась. Идти не хочет ни вперед, ни назад. Вгляделся  всадник в темноту, видит: по одной стороне дороги барашек прогуливается. Оторопь мужика взяла. Откуда среди ночи, в такой дали от селений, и вдруг молодой баран? А барашек красивый такой, кучерявый, белый и чистый. И блеет жалобно, и влажными просящими глазами на человека смотрит.
Спешился путник, подошел поближе. Хотел барашка погладить.  А тот вдруг как ощерится, как зубы оголит, как зашипит. И вроде как укусить хочет, как пёс.
И тут понял человек, что не баран это вовсе. А покойный утопленник. Оставалось только быстро убегать вместе с конем. Конь, как только понял, что всадник спасается бегством, артачиться перестал, и быстро вместе с хозяином припустил быстренько наутек и  восвояси.
Конечно, это был «черту баран».
Кикимора „убирайся-ка ты из-за стола-то!"
В одном селе  во вновь построенном доме поселилась «кикимора».
Никто ее не видел.  Но как только новоселы за стол садились всей семьей, вдруг откуда-то слышился сердитый хриплый голос, который говорил всегда одну и ту же фразу:„убирайся-ка ты из-за стола-то!"
А если люди опять садились за стол, кикимора сердилась и начинала беситься по дому и все скидывать на пол:  горшки с полок, подушки с постелей, одежду с вешалок. Шум, гам, крик поднимался.
Люди очень пугались. Не могли в доме жить.
Пошла молва, все стали обсуждать квартирантку-кикимору, которая не позволяла садиться за стол всем вместе. И даже прозвали ее  „убирайся- ка ты из- за стола-то!"
Старики сказали, что надо полы вскрывать. Наверняка под домом покойник зарыт. И точно. Нашли труп. Убитый был человек, неизвестный никому в селе.
Труп похоронили. Дом разобрали.
Смерть колдунов (чародеев)
Особое место среди заложных покойников  занимают умершие колдуны.
Колдуны доживают за гробом иной срок — срок своего договора с чертом. Если колдун заключил договор с чертом на известное число лет, а умер раньше срока, он и встает из могилы, как бы  доживать на свете остальные годы. Тело его будто бы все тлеет и тлеет, а тень бродит по свету.
Смерть колдуна в народных рассказах изображается так: черти сдирают кожу с колдуна, съедают его мясо, а потом один черт залезает в кожу и остается там. Есть в рассказах и другой вариант. Когда колдун помирает, один или несколько чертей  залезают покойнику в рот.
Злые духи издеваются изощренно и всячески над умирающим чародеем. Из утробы или рта умирающего чаровника выбегает кошка или мышь, или другое животное.
Колдуны и после смерти  встают из могил, чтобы причинять зло. Чем и занимались всегда, будучи живыми.
Покойный колдун может принести людям гораздо больше вреда, чем обыкновенный заложный покойник: колдун еще при жизни привык вредить людям и весьма опытен в насылании людям различных бед.
Однако после смерти колдуны-покойники специализируются в основном на  причинении людям тяжелых и неизлечимых болезней.
Колдунов обязательно надо пришпиливать в гробу осиновым колом и всенепременно подрезать ему пятки, плотно натискав в надрезы мелко нарезанную щетину.  Иначе не избежать болезней всего живого населения.
Умерший чаровник после смерти может являться в дома людей в виде незнакомой кошки, полевой или летучей мыши, змеи и крысы. А может и просто в своем же прижизненном облике являться. Так, сказывают, в одном селении один покойный колдун ходил по улицам целый год: пугал людей, воровал хлеб, убивал собак. В могиле его не оказалось -  когда пришли его осиновым колом пришпиливать (нет чтоб сразу пришпилить, во время похорон). Ходил он молча, в той же  одежде, в которой его похоронили, и очень свирепо на всех глядел.
Неупокоенный колдун
1890 год.  Люди зарыли в землю на высоком дальнем утесе необитаемого острова труп колдуна Какуша, убитого неизвестным старцем; но когда они, в следующую весну, случайно пристали к этому острову, то увидели, что труп Какуши  вышел из глубины могилы и очутился на поверхности земли.
Колдуна похоронили вновь.
На следующий год приплывают, а покойник опять лежит на поверхности земли и в небо таращится.
И тогда решили покойника сжечь.
Соорудили костер и тщательно сожгли. Останки в пыль истерли.
Всё, продолжения этого страшного случая на том острове не было.
Домовики
Многие  сегодня не различают название «домовой» и «домовик». Чаще всего разъяснение термина одинаковое. И почти все считают домового добрым духом дома. Но в старину думали несколько иначе.
Есть у исследователей народных мифов на этот счет три мнения:
1. Глава семьи, умирая, может остаться в доме бесплотным духом, чтобы приглядывать за своей семьей.
2. Домовой появляется сам, по мере того, как дом обживается. Приходит откуда-то.
3. При строительстве дома в старину приносили жертву – забивали  животное или птицу. Например, коня, или петуха, или кролика. Душа животного поселялась в доме, превращаясь в домового. Так наши предки извинялись перед природой за погубленные  для строительства деревья и нарушенный слой почвы. (Странно: извинялись за убитые деревья  при помощи убийства животных).
 Потерчата
Особое место среди заложных покойников занимают дети, родившиеся неживыми  или умершие до того, как им дали имя.
 Для таких детей имелось  особое название: потерна, потерчатко, потерчук. Таких умерших младенцев называли еще словом «некрещенные».
 Из потерчат, с течением времени, вырастают с кикиморы и русалки. Также есть поверье, что души потерчат вселяются в сов, филинов и кукушек. И летают в их телах семь лет.
Рассказывали, как одна мать родила дите, оно прожило несколько часов и умерло. Не стали звать священника. Просто похоронили недалеко от дома под деревом. Так ведь никакого покоя не стало. Все время  птица летала над могилой, и к дому подлетала. И так жалобно и громко кричала, так кричала, аж сердце матери на части рвалось. Пришлось менять место могилы и именем покойного нарекать.
В старину говаривали, что если приложить ухо к могиле младенца без имени, то слышны стоны и плач. Очень жалобные. В этих случаях мудрые люди советовали на могиле такого ребенка громко сказать: «Будь Иван, или Степан», а если девочка, то: «будь Анна или Мария!»
«В час, когда вечерняя заря тухнет, еще не являются звезды, не горит месяц, а уже страшно ходить в лесу: по деревьям царапаются и хватаются за сучья некрещеные дети, рыдают, хохочут, катятся клубом по дорогам и в широкой крапиве» (Н. В. Гоголь. Страшная месть, гл. 13).
Была еще такая  примета. Если построен дом, и люди слышат как бы ниоткуда детские голоса, это означает, что на месте  строительства были давнишние могилы потерчат.
Еще было поверье, что именно потерчат надо хоронить не в глуши, а в многолюдных местах. Покойным детям так легче. И живым легче. Внимание и требования потерчат распределяются среди многих людей. Потому что они слишком требовательны, чтобы их крики через птиц мог выдержать один человек.
Но на общих кладбищах хоронить потерчат все равно не разрешалось. Потому что они  - заложные покойники.
Однако у простого народа на этот счет бывало и другое мнение. Для потерчат определяли особое место погребения, не применяемое никогда к прочим заложным покойникам, но применявшееся в старину к покойникам чистым: потерчат хоронили в самом жилище, в подполе, недалеко от домашнего очага. Там же хоронили и выкидыши.  А в некоторых селах даже у входной двери, у порога умершего младенца хоронили. Возможного вреда от потерчатки, как от заложного, не боялись. Также матери считали, что в доме есть духи предков семьи, и они этого потерчатку примут под свое крыло и не допустят его под власть нечистой силы.  Будут его оберегать.
А в иных областях детей, умерших без крещения, и мертворожденных хоронит отец в саду или на огороде, или на гумне, но так, чтобы никто не знал, когда и как похоронен младенец.
Проклятие матери
К заложным покойникам относили еще и «проклятых своими матерями». Такие люди тоже не могли быть захоронены. Их тоже не принимала земля.
Тела заклятых (проклятых матерью) детей не разлагались в земле, их не принимала земля, пока мать не брала назад своего проклятия. Такие лежали в земле «неспокойно», т. е. часто кричали и «пугали».
В 1899 году в селе, неподалеку от города В., обсуждали такой случай. Мать прокляла своего семилетнего сына. 
Вышла женщина в сад, а когда вернулась в дом, мальчика там уже не было. Он пропал. Как сгинул. Бесследно. Но оказалось, что он, как заложный (заклятый), поселился в подполе своего дома.
Никто не видел мальчика днем. А ночью он из подпола вылезал и по дому в полутьме бродил.
Видела его по ночам не только сама мать и другие домочадцы, но и односельчан звали, ночевать оставляли, чтобы они убедились: мальчик  из подпола выходит. По дому ходит, а ровно в полночь  в подполье опять залезает. После полуночи люди вставали, со светом в подпол спускались, каждый уголок проверяли – пусто.
А на следующую ночь -  опять. Все лягут спать, темно в избе. Вдруг скрип. Подпол открывается, мальчик выходит и по дому ходит, половицами поскрипывает. А в полночь опять – уходит.
1900 год. Мать прокляла своего сына, сказав: «да чтоб ты провалился!». Тот мгновенно умер, а мать связала ему руки своей косой, которую она у себя тут же и отрезала. Сгоряча. Ей казалось, что она мстит сыну: пусть  он еще больше  мучается со связанными руками, и на том свете тоже.
Спустя несколько десятков лет на кладбище строили церковь и разрыли в могиле труп. И увидели, что труп не разложился. А это признак: заложный покойник. Все испугались. Но еще  страшнее было следующее: руки покойника  были связаны женской косой.
Стали спрашивать старожилов, не помнит ли кто случая, чтобы покойнику руки косой связали. Нашлись очевидцы и сказали, где та мать живет. Что сыну своими же волосами руки связала.
Очень старая женщина заплакала, когда ей рассказали про раскопанную могилу. Побежала старуха к могиле. Увидела сына, будто живого,  и нетленного. Руки она сыну развязали  и свое материнское проклятие сняла-отозвала. И долго рыдала, омывая слезами свое дитя.
Хотели вновь похоронить покойника. Пока суетились, не заметили, что покойник исчез. Хоронить уже было некого. После материнского прощения и слёз, покойник рассыпался в пыль.
 1840 год.  Сын матери нагрубил, и она его не простила. Прокляла. Как он помер, земля не приняла его, потому что  мать не простила. А узнали об этом случайно: пришлось разрыть эту могилу, и увидели, что покойник сидит. Мало того, что сидит, еще и как живой смотрит и разговаривать умеет.
 Спросили у него, мол, ты кто такой и чего тут сидишь (думали, что это живой человек в могилу залез, пугать народ вздумал). А мужик и отвечает: « Я в этой темной  сырой могиле вот так, в полном понимании, зрении и слухе, сижу уже тридцать лет. И не чаял, что меня раскопают вдруг и спросят, чего я тут сижу. А вот сижу и буду дальше сидеть, пока мать меня не простит». И сказал, где его мать проживала на момент его кончины.
Люди нашли старуху. Все ей рассказали. Пришла мать на могилу. Простила сына. Упокоился покойник. А через три дня и мать померла. Устала она на белом свете больше ста лет жить без своего любимого сына.
1883 год.  Однажды ночью у военной крепости караульный солдат услышал, что из караульного столба слышится стон. Солдатик прижался ухом к столбу и услышал слова человеческие. Столб поведал, что он и не столб вовсе. Он - проклятый матерью парень. Он наказан таким страшным наказанием - помня себя и свою жизнь, превратиться в столб и пятьсот лет тут стоять.
Рассказу солдатика никто не верил. И сколько ни прижимались ухом к этому столбу другие солдаты, никаких откровений заклятого, когда-то проклятого матерью, не слышали.
А зря не верили. Ничего нельзя в этом мире отрицать, как ничего не стоит и утверждать. Кто мы? Маленькие слабые существа. И не можем мы своим разумением бесконечную природу объять полностью.
Злые духи
Умершие неестественной смертью превращаются после своей смерти в особых духов, которые обладают способностью и склонностью вредить живым людям.
Самыми злыми считаются духи убитых, самоубийц и утопленных матерями младенцев.
Дух самоубийцы или убитого остается на месте, где совершено убийство. Проезжая мимо таких мест, путники слышат свист и стоны. Духи таких усопших гоняются за людьми. После такой погони многие тяжело заболевают, а некоторые даже умирают.
Духи утопленных в воде младенцев превращаются  во враждебных человеку духов «ичетиков». Ичетики — это маленькие существа с длинными волосами. Живут они в глубоких реках. Их принимают в свою родню водяные, которые обучают «малышей»  пугать живых людей и тем самым вынуждать тех приносить им жертвы.
Чтобы предовратить зло, которое могут причинить людям духи убитых, самоубийц и утопленных матерями младенцев (ичетиков), необходимо этим духам приносить разные жертвы, подарки. Оказывать внимание. Но все это нужно делать с нескрываемым презрением. Ни в коем случае не с почтением. Эти духи всегда голодные, озлобленные, полны ненависти к людям,  и они нуждаются в человеческом страхе, а не в  почтении и любви.
Кутыси
Кутыси – это духи утопленников, убитых, подкидышей, духи погубленных незаконнорожденных младенцев.
Это очень злобные духи и они  ненавидят всех живых людей. Они умеют напускать болезни. И они стараются утопить  купальщиков, рыбаков и женщин, стирающих у реки белье. Особенно тщательно они заманивают в воду играющих рядом с матерями маленьких детей.
Так эти несчастные, вечно голодные и озлобленные сущности  вынуждают давать им жертвы, которые никто не принесет им добровольно.
Если человек или животное после пребывания на реке заболевает, это месть кутыся. Особенно кутыси любят насылать кожные и плохо излечиваемые заболевания. Также они могут вызывать у людей галлюцинации. Часто человек сидит у реки, и его манит глубина, и он не может оторвать взгляда от воды и подпадает под ее власть. Чаще всего это магия кутыся (кутысей).
Особенно опасно у реки кормить своего младенца грудью. Кутыси этому страшно завидуют.  Женщина точно заболеет болезнью груди, и часто даже не выживет.
Есть еще  такая доподлинная история.
У большого села протекала речка. Задумали люди в самом узком ее месте мост построить. Наняли мастеров. Те расположились у реки и приступили к работе. В первую же ночевку рабочие в страхе бежали от реки  буквально в исподнем. Рассказывали, что откуда ни возьмись, пришло какое-то огромное существо – и не человек, и не зверь, -  неземным рыком рычало и инструмент и вещи рабочих раскидывало.
Перепуганные рабочие и жители села стали думать, что делать. Мост - то нужен. Посоветовались со стариками. Те сказали, что это был местный Кутысь. Ему много-много лет и он тут главный. И надо ему жертвы и подарки дарить. И тогда он не станет возражать против строительства моста.
Старики присоветовали, что именно этому Кутысю приносят в жертву небольшие хлебы или пироги с яйцами, а иногда медную мелкую монетку. Также сказывали знающие люди, что кутыси любят, когда им дарят  сырую  крупу, завязанную  в небольшие красивые тряпочки, и еще яйца и  блины. А иногда, на праздник какой, надо подарить им большую запеченную  курицу со связанными ярким бантом лапами. Можно подарить куклу, и кусок красивой ткани. Все подарки надо стараться закинуть в воду издали, близко нельзя подходить - опасно.
Бросающий жертву должен сказать: «Мы бросаем – ты поймал. Забери, что нам наслал. К нам не возвращайся, угощеньем угощайся. Ешь, играй, любуйся. Все болезни забери. Страхи-беды убери».
Если человек заболел у реки, знающие люди рекомендовали пойти на то же место для испражнения. Сделать надо это и сказать: «Вот, я тебе бросаю, болезни забываю».
Если тяжело заболел младенец, надо в реку бросить кусок его пеленки и сказать: «Безымянный младенец, вот, тебе бросаем, себя освобождаем. Ешь, играй, впредь не хватай».
Поминание заложных покойников
Вокруг любого дома бродят  невидимые духи заложных покойников. Поэтому в праздники, при обильной трапезе, надо не забывать кусочки  еды относить под ближайшее дерево. И туда же наливать немного пива или вина. Так поминаются не только свои родные умершие, но и чужие, безродные. Эти духи  все же бывшие люди. Потому любят подарки.  Получая угощения, они будут меньше злиться на живых и будут стараться не дословно выполнять приказы чертей  вредить людям.
Лихорадки
Если была убита, или утонула, или покончила с собой женщина, которая была старой девой, то после смерти она становится злым духом. Этот дух называется «лихорадка».
В плане вредительства живым людям «лихорадки»  специализируются на причинении болезней.
Если человек болеет с высокой температурой, его знобит, а других проявлений болезни нет – это предупреждение «лихорадки»: «Держись. Нашлю серьезную болезнь и погублю».
С «лихорадками» трудно договориться и нет способов их задобрить. Мужчин они ненавидят, потому что при жизни их никто не взял замуж. Женщин они ненавидят за то, что их-то взяли замуж. А детей они ненавидят, потому что не были замужем и не родили своих детей.
Араптыши
Убитые люди и их убийцы становятся духами под названием араптыши. И «проживают» вместе – убитый и его убийца – на месте преступления. Годами и десятилетиями они бегают друг за другом и попеременно друг друга «убивают». А заодно вредят прохожим живым людям. Людям вредят сообща.
Посмертие неистовых злодеев
Люди, которые при своей жизни убили очень много людей – сами или приказывали, превращаются в особых телесных духов и терпят страшные муки. Таких людей часто казнят, и потому они убиенные заложные покойники. Но особые.
Вот что старики  рассказывали про одного такого знаменитого при своей жизни злодея.
«Он не помер, он живет в лесу. Он живет в таком месте, куда и близко никто не может подойти, а сам он жив. Его проклял Бог, земля его не принимает, а Бог не принимает его души. Он и лежит на боку на каменистой земле. Когда сядет солнце, соберутся к нему из леса и змеи и лягушки, и ящерицы и всякие гады и начнут его высасывать; с восходом солнца оставят только душу и кости, а с сердца один змей и не сходит, сосет день и ночь. Вот, ночью так высосут, а днем опять вырастет на нем тело; как настанет вечер, опять то же; и говорят, что он будет так жить до скончания света».
Шустрые опойцы
1910 год. В Кабалевщине, что за Раульскими горами, есть места со многими озерами. Множество сел вокруг было там  в старину. И было традицией в тех селах: всех, кто умер от чрезмерного употребления спиртного, то есть спился, не хоронить, а топить в тех озерах. Рыбам как бы на прокорм.
Очевидцы рассказывали  такое. Если придти к озерам с ночевкой, чтобы с утра рыбу ловить, то ночью не было покоя от опойцев. Эти умершие заложные покойники при свете луны из воды вылезали  и давай по берегу бегать. Шустрые такие, бегали быстро-быстро. И ладно бы просто бегали. К людям приставали. То одеяло сдернут, то подушку отнимут. Приходилось вставать и вдоль берега бродить – одеяла и подушки свои отыскивать.
Уряки
Уряки – это те, кто умер насильственной смертью. Люди видели уряков в виде облачка, дымки, чувствовали как странное дуновение ветерка. И видели уряков в таких образах даже днем.
 Рассказывали, что однажды человек видел уряка в виде копны сена. А подошел ближе  и понял, что сена не было. Это уряк ему так показал себя.
Но в местах, где когда-то произошло массовое убийство, или сражение было военное, уряки могут инсценировать  нагромождение окровавленных тел. И люди это видят и очень пугаются. Бегут за помощью. Возвращаются на то же место, а там пусто. Это уряки так пугают людей.
А еще уряк умеет отнять у человека сознание, сбивает его с пути, любит иногда подсесть в сани или телегу и покататься, причем лошади от этого бывает очень тяжело. Если вы знаете, что телега пустая, и лошадь бежала легко, а вдруг еле идет и как бы тяжесть тащит, то знайте: подсел уряк. Возможно и не один.
Уряки сильно пугают людей, но крупного вреда человеку  причинить не могут.

Продолжение следует