Ночь в библиотеке - ненаучно-фантастический расска

Андрей Худенко
Вечером, вернувшись после работы , Алексей П. привычно щелкнул кнопку  пульта от телевизора. «Пусть хоть что-нибудь бубнит в моей холостяцкой норе»,- сказал он себе. По телевизору в это время шла одна из тех передач про «очевидное и невероятное», где диктор загадочным голосом тараторил о влиянии космических черных дыр на землю. Но Алексей не слушал его и, уплетая остатки ужина, уселся за компьютер — ему не терпелось «залезть» в интернет , который для него давно стал более интересен и информативен, чем  все эти телепередачи , телевидение и газеты вместе взятые.

Да... Сегодня всемирная паутина повсюду. Обычное дело-  интернет, даже для  небольшого городка , жителем которого являлся Алексей. Хочешь быстро что-либо узнать —  далеко ходить не надо: «загугли»  запрос, и  мегакилобайты информации, как нужной, так и ненужной, хлынут с монитора, и  не заметишь, как  ты  уже увлечен этим потоком . И как тут  не утонуть, блаженно не потеряться в этом всезнающем и всевидящем электронном мире новоявленного виртуального бога?...  Сайты, картинки, слова замелькали перед глазами Алексея — вот ссылка, вот открыл вторую, третью, дцатую- и он уже утонул, погрузился в красочный и бурлящий информационный океан.

 И вдруг -  комната в одно мгновение погрузилась во мрак. Погас монитор «компа». Несколько секунд Алексей  оторопело смотрел в черную пустоту экрана, прежде чем начал выплывать в реальность. « Странно, и телевизор подозрительно затих. Неужели электроэнергии нет?» - досадная догадка подтвердилась, когда он, подсвечивая себе фонариком,  стал проверять выключатели на щитке: они бесполезно щелкали — напряжения в сети не было. Свет в окнах соседских  квартир тоже не горел .
 «Видимо авария. Может, кабель где-то перебило? Надеюсь, это не надолго...»-
               
успокаивая себя,  расстроенный Алексей  стал ждать.
«Может сейчас сделают?...» - но электричество все не включали и, подождав еще немного, лег спать.               

На следующий день свет все еще не дали. На работе от коллег Алексей услышал , что весь город остался без электроснабжения. По слухам, на местной подстанции произошла какая-то авария. Но что там случилось и как долго не будет электричества никто толком не знал. Узнать точную информацию не представлялось возможным — телевизор и интернет, как известно, без электроэнергии не работают.

 Но это всех пока не сильно беспокоило — надеялись на скорое исправление поломки в сети. Лишь к вечеру,  поймав через мобильный телефон местную радиостанцию, Алексей услышал, что на единственной подстанции, снабжавшей весь городок электроэнергией, произошла поломка  то ли трансформатора ,то ли чего-то еще.  Радиодиктор обнадеживающе заявлял, что поломка не серьезная; и ремонтники через несколько часов устранят эту неисправность. Правда  его было плохо слышно - радиосигнал шел с сильными помехами и в скором времени  совсем исчез с эфира. Мобильная связь также молчала.
 
«Видимо, и местная радиостанция, и мобильная вышка связи   отказываются работать без электричества», - сделал умозаключение Алексей. В туже минуту его охватило смутное беспокойство, неясное предчувствие чего -то. 
«А-а-а, ничего,- отгоняя эти сомнения, он посмотрел на экранчик телефона. -Аккумулятор  почти полный , а значит фонарик еще  посветит. Как- нибудь справлюсь сегодня в темноте.  Правда, интернет не работает — вот это плохо, не почитаешь ничего!»- и Алексей с раздраженной досадой слегка пнул ногой системный блок домашнего компьютера.

Но ни на второй, ни на третий день электричество не включили. По отрывочным сведениям местной радиостанции, работавшей, как и прежде, с перебоями, удавалось узнать,               
               
что скоро привезут новый трансформатор и вот-вот должны с дня на день подать электроэнергию. Но Алексей и этот единственный источник информации в городе уже не слушал — сел аккумулятор телефона.
 Его  это не сильно тревожило — радио он не слушал, мобильная связь «легла» и телефон был бесполезен, а фонариком он успел предусмотрительно обзавестись. Правда, с трудом купил запасные батарейки из-за возникшего ажиотажа в городе на дополнительные источники питания. С прилавков размели все :  свечи, фонарики, батарейки к ним и  даже автомобильные аккумуляторы, которые неизвестно как, нужно было где-то зарядить.
 
 Городок старался жить привычной жизнью -  люди еще надеялись на быструю ликвидацию аварии. Не сказать , что электроэнергии не было вообще — аварийные генераторы снабжали больницу, школы , с трудом ,но можно было зарядить телефон в аварийном штабе МЧС.  Однако с каждым днем без света   нарастало чувство тревожной неопределенности. Алексей  ощущал это, особенно вечером:
"Как в черной дыре, про которую рассказывал дядька в очках по телеку" ,- он смотрел через окно своей квартиры на  улицу, где было пусто и темно. В последнее время  Алексею стало чего-то не хватать,  его беспокоил какой-то голод.  Нет,  не физический голод — продуктами город снабжался нормально, а другой — информационный.

«Нет ни интернета, ни телевизора, когда все это кончится?» - и раздраженно швырнул в угол пульт от телевизора.
« Еще немного -и я завою от тоски!»,-  он стал перебирать в памяти, чем можно  утолить это, охватившее его, чувство информационной пустоты.
- «Так...газеты...журналы... книги... Вот! Да!  Оно!  Книги... Их, слава богу, заряжать не нужно. А где их взять? Книжный магазин еще три года назад закрылся. Ну конечно! Старая добрая библиотека, как же я про тебя               
               
забыл, да... Сто лет там не был..»- и Алексей решил завтра же немедля посетить ее .               

Утром он уже стоял возле дверей городской библиотеки. Она находилась в центре города и представляла собой двухэтажное здание старой послевоенной постройки с толстыми кирпичными стенами и  массивными колонами на центральном входе. Алексей был не первым — в гардеробе уже толпилась масса народу. 
- То никого не загонишь сюда, то теперь не протолкнуться. Почаще бы свет отключали,- иронично шутил интеллигентного вида пожилой мужчина,
видимо завсегдатай библиотеки.
-Детективов и фантастики уже нет. Все разобрали,- сказала сотрудница абонемента. Алексей хотел взять на дом почитать что-нибудь из легкого  жанра. -Остались учебники, книги по философии , а-а-а...  вот еще есть несколько книг наших классиков — Гоголя, Пушкина...
«Пушкин!  О-о-о, давно не читал, еще со школы. Приятно будет вспомнить старину Александра Сергеевича!»
Давайте Пушкина,- и Алексей ,  забрав томик «Евгения Онегина», помчался домой, благо на работе  был  выходной. Ему не терпелось занять свой, изголодавшийся по информации, ум.

Дома он с каким-то трепетом взял книгу , медленно повертел в руках; и  ему почему-то захотелось ощутить кончиками пальцев эту мягкую и теплую, как ему показалось, текстуру бумаги, вдохнуть запах этих пожелтевших от времени страниц.
Пушкина прочитал запоем. На следующий день он опять спешил в библиотеку за новой книгой.    
 -Ни Пушкина, ни других классиков уже нет. Даже разобрали книги по философии,- сообщила все та же сотрудница абонемента.
Сходите в читальный зал. Там точно что-то есть из интересующей вас литературы, - предложила она.
               

Читальный зал библиотеки представлял собой обширную комнату с высокими потолками и большими окнами, через которые свободно проходил дневной свет.
Алексей сразу ощутил, присутствующую здесь, необъяснимую неторопливость времени. Лишь слышался  шелест переворачиваемых страниц. Да и  эти звуки сразу же стыдливо исчезали - как-будто посетители сами боялись  нарушить эту спокойную тишину  библиотеки.
-Как в храме,- отметил Алексей.
-Подождите немного, сейчас ваш заказ принесут,- сказала библиотекарь женщина лет пятидесяти.
-И кстати, приходите к нам ночью,- и предвидя мой непонимающий взгляд и вопрос об электричестве, продолжила :
— Да, ночью у нас есть освещение. Когда строили здание, в подвале установили  аварийный дизельный электрогенератор, ну знаете, тогда «на случай войны и прочее». Мы его отремонтировали и неравнодушные горожане приносят немного солярки. Мощности генератора для интернета, конечно, не хватает — да он и не нужен- мы здесь общаемся, проводим литературные вечера, обмениваемся книгами,  а для этого света достаточно,- пояснила она.

Заинтригованный этим, Алексей вечером направился в библиотеку, да и сидеть опять в темноте и одиночестве ему не хотелось.  Освещение в библиотеке было не ярким, приглушенным, но отвыкший от электрического света  Алексей слегка прищурился :
-Удивительно! Везде тьма, а тут свет,- и он принялся с интересом изучать ее.
 В библиотеке, не смотря на ночь, кипела жизнь. Народу было много. Как мотыльки на свет, горожане слетелись, бродили, галдели, шумели в этих  просторных залах библиотеки. Кто-то спорил о Достоевском, кто-то  декламировал собравшимся слушателям, стихи. В следующей комнате организовали кружки по интересам: мастера хенд- мейда учили  изготавливать подделки из дерева и тканей. Со второго этажа неслись мелодии какой-то               

местной рок-группы. Но Алексей заинтересовался одной кинокартиной, просмотр которой организовали в подвале библиотеки, подключив проектор. В
городе, оставшемся без электричества, посмотреть фильм становилось особенным удовольствием.
Теперь каждый вечер Алексей мчался в библиотеку,  часто прихватив с собою пару литров солярки для генератора.
-Э, нет - черная космическая дыра; тебе не победить. Да будет свет!,- и Алексей, влив в топливный бак солярки, включал кнопку пуска генератора.
 И хотя через месяц подали электропитание в город, Алексей этого даже  не заметил -  интернет и  телевизор ему  стали не интересны.
 
 По прошествии многих лет, когда Алексей уже жил в другом городе , вспоминая о тех событиях, он как-то спросил свою жену Татьяну:
-Ты помнишь ту ночь в библиотеке, где мы с тобой познакомились?
-Конечно помню. Ты тогда еще пытался обменять у меня томик Булгакова на свой компьютер. Но я тебе отказала- дескать, зачем мне эта « груда железа».
-Да... Ты знаешь, тогда я понял одну вещь: библиотеки - хранилища книг, а книги можно читать вечно, хотя бы потому, что им не нужны батарейки...

                Донецк - 2019г.