Музыкант Глава 1. Часть 6. Любовь к музыке

Галина Дейнега
Начало http://proza.ru/2020/03/22/663
На фото Вячеслав Яковлев
1.6. ЛЮБОВЬ К МУЗЫКЕ
   29 июня наш герой, вопреки своему предназначению, в сопровождении отца прибыл в Севастополь, чтобы стать инженером. Эта дата станет для него событийной на протяжении почти двух десятилетий.
   — В студенческие годы, я подрабатывал в ресторанах города.   Учёба, институтская самодеятельность, подработка — всё так закружило, что творчество ушло. В это время я познакомился, затем подружился с замечательным человеком. Добрым, скромным, талантливым. С Вячеславом Яковлевым.
   — О Яковлеве я писала со слов работающих с ним художников. Бытовало мнение, что это севастопольский Пикассо. Он хорошо чувствовал свет. Осуществлял безупречную компоновку. Попал Яковлев в наш город после окончания Московского (Строгановского) высшего художественно-промышленного училища. К сожалению, рано ушёл из жизни, но успел сделать многое. В памяти севастопольцев остался как человек ответственный, жизнерадостный, смелый и бескомпромиссный. Его творчество своеобразно, интересно, многогранно. Работы —  красивы, совершенны, лаконичны и символичны. Самые монументальные: Мемориальная стена «Оборона Севастополя 1941-1942 гг.» на площади Нахимова (1967 г.), парадная Триумфальная арка на въезде в город (1983 г.), барельеф «История Российского флота» на здании кинотеатра «Россия» (1985 г.), памятный знак «Покорителям космоса» на проспекте Гагарина (1986 г.). При жизни о нём мало кто знал. Он не любил «светиться». Первая персональная выставка организована художественным музеем уже после его ухода, в 2001 году. Он —  скульптор, вы — музыкант. Что сблизило вас?
   — Любовь к музыке. Яковлева давно нет, но я часто вспоминаю о нём. Вспомнил и осенью 2019 года, когда у Мемориальной стены на площади Нахимова у Вечного огня  в очередной раз состоялось открытие сезона вахты «Пост номер один».
   — Уточню даты: «Пост номер один», где школьники несут вахту памяти, открыт в 1974 году, Вечный огонь зажжён в 1999 году.
   — И только в 2019 году, родилась песня «Пост номер один». Слова написал Валерий Вовк, музыку — Екатерина Троценко (припев), я — всё остальное. Исполнил песню участник группы «Гуляй, душа!» Ярослав Руденко. Сколько раз Вовк переделывал слова, одному Богу известно, сколько раз я переделывал аранжировку, сбился со счёта. Но когда песня зазвучала у Мемориала, явственно вспомнил дружбу с тогда ещё будущим создателем этой памятной стены.
   — Как вы познакомились?
   — Как-то с однокурсником зашёл на Главпочтамт. Там мы обратили внимание на парня, делающего зарисовки людей. Тот точно ухватывал разные типажи. Мы заинтересовались, познакомились с парнем — художником Николаем Елизаровым. Слово за слово, пошли в ресторан, выпили, и он поведал, что с напарником разрабатывает проект барельефа, отображающего историю от революции до наших дней для торца завода «Парус» на Северной стороне. Николай и познакомил меня с напарником, моим тезкой. Вячеславу Яковлеву тогда было двадцать девять лет, а мне девятнадцать. Мы были молодыми, любили весело проводить время. Выпивали, иногда чересчур. Наше знакомство началось с распития водки. Слава пригласил в свою мастерскую, что располагалась на улице Льва Толстого. Там я узнал, что он не только профессиональный художник, но и профессиональный музыкант. Мы встречались возле кафе «Херсонес» (сейчас  там  пиццерия), садились на парапет и играли. Я — на аккордеоне, он —  на гитаре.
   — Про Яковлева снят фильм. Там не сказано об увлечении музыкой. Но на его персональной выставке были представлены работы с изображением и гитары, и гитариста.
   — Играл он профессионально! Воодушевлённо! Исполнял гитарную классику Иванова-Крамского.
   — Об Александре Михайловиче Иванове-Крамском тоже следует сказать несколько слов. Это музыкант, композитор, педагог. Жил он в период с 1912 по 1973 годы. На протяжении многих лет вёл битву за гитару. Доказывал, что этому инструменту доступна самая высокая классика. Гитара может звучать, как оркестр, завораживать так, что всё внутри переворачивается. Он выдержал битву. А вы как относились к гитаре?
   — Гитара мне по душе. Жалею, что в молодости её не освоил. Просто пальцы не для гитары. Сроднился с аккордеоном. Так и пошёл по жизни клавишником.
   Рассказчик продолжил воспоминания: «Игрой Славы на гитаре я восторгался. Часто бывал у него в мастерской. Слава любил красивые вещи. Заботливо хранил их. Показывал мне свои чеканки, делился мыслями о будущем проекте Мемориала Обороны Севастополя.
   Мемориал создан! Получив за работу гонорар нормальный человек положил бы деньги на счёт и жил бы на проценты. Но не Слава. А у него бывали паузы между проектами, в которые он, можно сказать, бедствовал. Предлагал посетителям ресторанов купить его небольшие чеканки по три-пять рублей за штуку.
   Знаете, что Слава сделал со своим гонораром? (А деньги были приличные, как стоимость престижной машины «Волга»). Купил себе костюм-тройку, пальто, шляпу, чёрные туфли, галстук, приспособления для работы, а на остальные деньги весёлый, компанейский Слава снял на три дня ресторан в гостинице «Украина», куда пригласил творческих людей: художников, скульпторов, музыкантов, артистов и, вообще, всех желающих. Мы, музыканты из разных ресторанов города, как на джем-сейшене (без предварительных репетиций) три дня импровизировали для Славы и его друзей любимые песни и джазовые мелодии. Позже он мне признался, что это были лучшие дни его жизни.
   Жаль, что умер он рано, в 62 года. Ушёл без наград и званий. Его замечательные работы ещё долгие годы будут напоминать, что жил в нашем городе такой талантливый скульптор-монументалист, гитарист и замечательный человек Вячеслав Яковлев!»
   Слушая Дёмина, вспомнила Григория Сковороду, что открыл закон Счастья. Оно не в изобилии, не в богатстве, а в гармонии души. "Жизнь не то значит, чтобы только есть и пить, но быть весёлым и куражным". Большой мастер, весёлый, добрый, компанейский человек - таким запомнился Вячеслав Яковлев.
Продолжение http://proza.ru/2019/12/15/951