Тонкая нить

Валентина Телухова
Когда моя внучка на своей педагогической практике выдала свой первый в жизни самостоятельный урок, она пришла домой, уединилась в своей комнате и горько расплакалась. Урок был неудачным. Провела она урок пения в первом классе. Тема была удивительной. Музыкальные инструменты, народные и профессиональные, на примере пастушьей дудочки и флейты.

Вот юная учительница восемнадцати лет от роду и решила предложить первоклассникам сделать дудочку из свернутой бумаги и погудеть. Зря она им это предложила. Потому что они свернули мгновенно свои трубочки и так загудели в них, что слышно было даже в школьном коридоре. И хотя педагог предложила им больше не гудеть, да не тут-то было. Детки гудели с необыкновенной радостью на лицах. И даже вмешательство педагога старшего не дисциплинировало их. Растерянная стояла моя внучка перед ними. Голос на них повысить она не посмела.

- Бабушка, они же маленькие, они же только два месяца всего ходят в школу. Они не привыкли к дисциплине. Да не смогла я их отругать. Они такие хорошенькие, они такие трогательные. Милые такие детки. Они же шалили. Им же тоже скучно было просто так сидеть.

Нужно было утешать, нужно было ободрять, нужно было поделиться своим опытом. И вспомнила я свои первые шаги на педагогическом поприще. Чуть старше я была моей внучки, когда предстала перед учениками в качестве учителя. Я была вооружена, как мне казалось, множеством знаний, которые должны были мне послужить. Я добросовестно выучила все приемы педагогического воздействия, и хорошо помню, что их было в перечне двадцать четыре. И вот, с помощью этих научных приемов я и собиралась воздействовать на моих четвероклассников. Ни один не подействовал. Когда во время самостоятельной работы на уроке русского зыка один из моих учащихся потихоньку запел, я сразу вспомнила, что такие случаи педагогике известны и против такого поведения есть прием.

- Прислушайтесь, дети, кажется, у нас в классе кто-то поет!

С научной точки зрения считалось, что ребенок застесняется и петь перестанет. Но творцы науки педагогики не были знакомы с моим Васей. А Вася не был знаком с теорией воспитательной работы в школе. Поэтому, когда в классе все притихли, Вася запел еще громче. И в эту самую минуту я поняла, что в педагогике нет и не может быть никаких стандартных решений. Каждый ребенок индивидуален и неповторим. С той самой поры стала я искать конкретные пути выхода из критических ситуаций, а вызубренные с таким старанием приемы мне никак не облегчили мое общение с детьми.

Строго говоря, приемы все делятся на приемы поощрения и наказания. И все. Выбирайте сами из двух - одно. Всякий раз взвешивайте, чего заслуживает ВАШ КОНКРЕТНЫЙ РЕБЕНОК, который вырос в вашей семье, который впитал с первого вздоха своего ваши семейные ценности, который скопировал ваш характер, который перенял ваши привычки. Родители не только знают своего ребенка - они его чувствуют. Семья не только воспитывает, но иногда и уродует ребенка.
Например, пришлось нам учить мальчика, у которого была крикливая мама. Работала она дояркой на ферме, и как привыкла орать на рогатых своих подопечных, также точно таким тоном она общалась со своим мальчиком. И вот пришел бедный Коля в школу и попал в ученики к Раисе Николаевне - удивительно доброй и мягкой женщине, у которой уже было к тому времени трое своих детей. Раиса Николаевна никогда не повышала голоса, а Коля не воспринимал замечания, сказанные нормальным тоном. Он ждал окрика. А его не было. И решил новоиспеченный ученик, что раз никто на него не кричит, значит он будет вести себя так, как ему вздумается.

Умный педагог нашла выход из ситуации. Как только дети научились читать и писать, стала Раиса Николаевна заготавливать дома письма для Коли. И если ребенок на уроке начинал шалить, она клала ему записку на парту: "Коля, не шуми. Ты мешаешь вести урок."

Удивительно, но мальчик дисциплинировался после чтения этих записок. Настал день, когда на его парту легла записка, написанная красивым почерком учительницы: "Спасибо, Коля. Сегодня ты ведешь себя просто замечательно!"

Его мама жаловалась подругам по работе.

- Мой-то Николай, что учудил. Он сказал, что на него не нужно кричать, что он не корова в стойле, что он смысл слов понимает. И где только слов таких набрался? Полгода всего, как в школу пошел, а уже меня учит.

Рассказала я эту историю своей внучке. Она слушала меня внимательно.

- Бабушка, а как можно удерживать дисциплину на уроке? Есть ли такие секреты, которые могут помочь?

- Есть, моя голубушка. Главное самое - не упустить первый момент нарушения дисциплины. Не оставить без внимания. И не обязательно озвучивать свои замечания. При шуме достаточно приложить палец к губам, и дети сразу притихнут. Помогает и минутка тишины. Ты можешь пригласить их послушать тишину. Вот увидишь, как такой простой и бесшумный прием помогает наладить дисциплину. А без замечаний не обойтись тебе на уроке.

Мы сели к рабочему столу и под мою диктовку юный педагог составила список корректных замечаний.

Я всегда думала, что дисциплина на уроках у меня держится сама собой. Однажды я в препараторской готовилась к уроку, подбирала карты и таблицы, и вдруг услышала голоса в школьном кабинете. Говорил новенький ученик.

- А какой сейчас урок? История? Вот побалдеем вволю.

- Ты что? У нас НЕ ПРИНЯТО НА УРОКЕ ИСТОРИИ ВЕСТИ СЕБЯ ПЛОХО.

Когда прозвенел звонок, и я вошла в кабинет, я придирчиво осмотрела рабочие места учеников. Не люблю я, когда они на уроке роются в своих портфелях в поисках школьно-письменных принадлежностей. На парте нового ученика не было ничего - ни учебника, ни атласа, ни рабочей тетради, ни дневника, ни ручки, ни карандаша.

- Извольте к уроку приготовиться.

Он как-то торопливо достал учебник.

- Все?

Он растерянно посмотрел на меня. Я взяла со стеллажа атлас, чистую тетрадь, улыбнулась, сказала что это мой подарок ему. Весь урок новенький работал ничуть не хуже остальных ребят в классе. Получил оценку за самостоятельную работу на уроке, которую я тут же поставила в его дневник. Он был в общем потоке. И он легко воспринял и мою требовательность, и мою организацию его работы на моем уроке.

- У нас не принято так себя вести!

Я давным-давно уже не делала никаких замечаний на своих уроках. Дисциплина на уроке была делом привычным. Только в самом начале совместной работы я им говорила такие слова. И, надо же, они помнили их крепко.

- А есть ли приемы, стоящие особняком?

- Есть, моя хорошая, всего один, но я его не совсем одобряю. Он называется странно - педагогика взрыва. Был такой педагог Антон Макаренко. В страшный период нашей истории, когда страна стояла на краю гибели, было очень много беспризорных детей. В рамках борьбы с детской беспризорностью была создана система детских домов. Одним из них руководил Макаренко.
Это была колония для малолетних преступников по сути своей. Однако подростки, попадавшие сюда, выходили потом на светлую дорогу жизни. Редко кто из них возвращался на старые тропы. Знаешь, первое, что делали педагоги, - давали понять беспризорникам, что они НУЖНЫ. 
Детей собирали по вагонам. Привозили всех на станцию, а там уже их ждали все колонисты. Прекрасно одетые, накормленные, со счастливым выражением в глазах они стояли на платформе, встречая новых колонистов.
Когда поезд прибывал на станцию,слышались звуки оркестра. Это в их честь играли музыканты. Потом к беспризорникам обращались старшие колонисты и говорили им, что у них строится завод, и рабочие руки им очень нужны. И они ПРОСЯТ помочь им в таком большом и важном деле. После этого все строились, и вновь прибывшие тоже вместе со всеми занимали место в строю. И под звуки оркестра все шли домой.
Там сразу же всех вели в баню, стригли и одевали в новую одежду. Потом сытно кормили. Потом опять все строились и с удивлением смотрели на кучу рванья, которая была в центре площадки. Подходили колонисты, поливали этот хлам бензином и сжигали на глазах у всех. Потом пепел собирали на железные носилки и уносили прочь. Нет возврата к прежней жизни. Есть только радость обновления, есть только дорога к свету.

Говорят, что с первой минуты жизни в колонии детям давали понять, что они теперь защищены. Слова "Вы нам нужны!" - переворачивали сознание колонистов.

Сам Макаренко говорил, что под педагогикой взрыва он не понимает такого действия, когда динамит подкладывается под ребенка. Никакого противостояния, только сотрудничество. А ты почитай его произведения. Не все примеры, которые он приводит, оставляют хорошее впечатление. Мне например, показалось странным, с каким хвастовством он пишет о том, как послал колонистов в лес за дровами. А они ему заявили, тебе нужно - ты и иди. И тогда прославленный педагог ударил подростка в ухо так сильно, что тот упал на плиту. Хорошо, что она не топилась в это время. Но пыл воспитателя не остыл. Он второй раз ударил воспитанника. И присмирели все, и пошли в лес покорно.

Я бы постыдилась про такое писать, и такое поведение не делает чести педагогу. Нельзя ни при каких обстоятельствах поднимать на ребенка руку.

К слову сказать, рассуждая об этом новом приеме в педагогике, Макаренко приводил и другие примеры. Мне симпатичен его рассказ о мальчике, который стал просто изгоем среди ровесников только потому, что выглядел всегда неряшливо. Грязный воротничок, мятая одежда, немытые руки делали его внешность просто пугающей. И вот учительница в школе однажды отвела его в комнату для ухода за собой. Там она показала двенадцатилетнему мальчику, как нужно умываться, чистить зубы, как складывать одежду, чтобы она не мялась, как гладить рубашку, как самому себе стирать носки, как стричь ногти.
Мальчик долгие годы жил на улице. Некому его было научить ухаживать за собой. Неля Павловна научила его пришивать воротник к форме. За два часа внешний вид мальчика преобразился. В подарок он получил расческу.

И вот утром на следующий день все увидели чистенького и ухоженного мальчика, который стоял у входных дверей и явно кого-то поджидал. Дверь хлопнула, вошла Неля Павловна. С сияющим лицом он бросился к ней, а учительница его по-матерински обняла за худенькие плечики.

Знаешь, Танюша, наше поведение предсказуемо и ожидаемо. А вот когда педагог разрушает стереотипы - это и есть педагогика взрыва.

Сам Макаренко рассказал еще одну трогательную историю. Сбежали у него колонисты от такой хорошей жизни в прекрасной колонии. Двадцать километров они прошли пешком до ближайшей станции железнодорожной, но там их задержали милиционеры и привезли назад. И сразу к директору. На края рабочего стола великий педагог положил плетку, которой он погонял коня в поездках.

Мальчишки испугались и глаз не сводили с этой плетки. Но педагог достал из стола большую банку малинового варенья и свежий хлеб.

- Голодные? Устали? А ну-ка, налегайте! Соскучились за перестуком колес? Плохо вам у нас?

Мальчики молчали. Больше попыток бегства они не делали.

Вижу утомила я тебя своими рассказами. Нет готового рецепта в деле воспитания. Есть только общая платформа - любить, уважать, беречь, предъявлять разумные требования, помогать в трудные минуты, показывать лучшую дорогу изучении предметов. Так все просто и очевидно. Мне кажется, что хороший учитель похож на пряху. Чтобы прясть красивую и тонкую нить, нужно иметь особенное чутье в пальцах, подающих сырье для плетения. Так и учителю нужно иметь чуткость сердечную. И тогда все у тебя получится.