Ажурное кружево Миланского Дуомо

Семира
        Беломраморная сказка Миланского собора – удивительное кружево готических башен, на которых, словно столпники, скульптуры святых, хранящих город с высоты. Может, неслучайно, у меня дошли руки до миланского фотоальбома, когда у нас выпал снег...
 
        Миланский собор, посвященный Рождеству Девы Марии, выстроен полностью из белого мрамора, и этим уникален: в Европе другого такого нет. Но сам Милан – более деловой, чем туристский город, и в будний день мы посмотрели собор посмотрели без проблем и очередей. На террасы поднялись на лифте. И здесь, в отличие от предыдущих городов, поражает не столько вид вокруг, на город, сколько сама тонкая и  готически высокая вязь собора.
 
        Миланский собор тоже называется Дуомо (купол) как флорентийский, но по размеру ещё больше и выше. Хотя значительно изящнее (во Флоренции же, где и дома выглядят крепостями, собор мощнее). Высота его 158 м, из них 106 м – остроконечный шпиль, на котором возвышается статуя Мадонны из позолоченной бронзы. И кроме него, неимоверное число шпилей, арок, башенок, и статуй. Одних только статуй – 3400, как говорит путеводитель.
 
        Ещё он говорит, что место, на котором воздвигнут Миланский собор, испокон веков наполнялось энергией священных сооружений. Во времена кельтской культуры здесь было святилище друидов, в период Римской империи – храм Минервы, а с 4 по 6 век — христианская базилика Санта-Текла. Затем на этом месте была построена церковь Санта-Мария-Маджоре, которая была разрушена, чтобы воздвигнуть кафедральный собор. Его строительство было начато в 1386 и завершено только в 1813 году. В 1572 году он был торжественно открыт.
 
        В самом соборе запоминаются высоченные панно витражей. И мощи – несколько высохших тел святых.
 
        С террасы Миланского собора хорошо виден первый итальянский небоскреб 1958 года – башня Торре Веласка, немного напоминающая несуразно большой скворечник или детскую картинку (Ярик примерно так нарисовал многоэтажный дом в дошкольном возрасте).
 
        Соборная площадь огромная – под стать собору. На ней расположен Королевский дворец и торговая галерея.

 
        В Милане мы ездили на метро, это удобно – везде станции, и мы доехали ещё до замка Кароли Кастелло. Замок самый что ни на есть настоящий, высоченный – как видно, всё в Милане, с толстенными стенами и глубоким окружающим его рвом. Я-то думала с Яриком погулять по стенам замка, но людей мы на них не видели и такой экскурсии не нашли.
 
        Недалеко от замка есть стальная башня Torre Branca, построенная в 1933 году, до небоскреба. На лифте можно подняться на смотровую площадку 97 м и полюбоваться панорамой Милана. Но энтузиазма ещё на одну прогулку уже не было.
Поэтому погуляв по территории замка, мы зашли внутрь и стали смотреть его многочисленные музеи. Привычно в замках видеть оружие. Но в миланском замке самая большая коллекция – музыкальные инструменты. Чувствуется, что для итальянцев музыка - часть жизни. В музее видно, что с древности к нам дошло два вида инструментов: струнные: лютни, лиры, цимбалы, скрипки, бандуры и т.д.,-- и духовые: разные виды флейт, гобоев и т.д. Жаль, Ярик мало фотографировал и не снял их древние варианты.
 
        Потом мы попали на выставку декоративного искусства – опять стекло, что мы уже видели в Венеции. Ярик тут устал, и другие экспозиции искать не захотел. А тут ещё пошел дождик, приблизились сумерки, и в пол-шестого мы вернулись. Если учесть, что в пол-шестого утра Ярик встал – 12-часовой активный день: на большее нельзя и расчитывать.
 
        И хорошо, что рано вернулись – хватило сил на эпопею с регистрацией в авиа Победа. И на то, чтобы несколько раз сходить с шестого этажа без лифта вверх-вниз до ресепшена маленькой гостиницы, распространявшей свои владения также на пару верхнеэтажных квартир соседнего дома, и попросить их включить батарею. Комната была такая, что в ней с трудом помещались две кровати и один стул. Зато пешком до ж.д. вокзала, откуда ходит также автобус в аэропорт. Тесноту скрасил балкончик, где Ярик с утра делал зарядку. А второй стул я взяла на лестнице, где он был пока никому не нужен. И потом поставила обратно.
 
        В целом за один только день, да с такой ночевкой, дух Милана мы не очень ощутили. Для этого надо побывать в «Ла Скала», но это в другой жизни. Высоты и размах собора и крепости, да башни с панорамным обзором дают водолейское ощущение. Понятно, что до туристов здесь жителям особо нет дела, в отличие от Венеции, но оно и хорошо, жизнь более спокойная.
 
        Как конец этой поездки, Милан с резными снежинками перекрытий и остроконечными сосульками шпилей собора оставил грустное ощущение облегчения – лучшего уже не ожидаешь, и незачем спешить. Мы прощаемся с осенним летом Италии, а в Ленинграде уже первый снег. В аэропорту Бергамо, окруженном невысокими горами, я вспоминала Труффальдино и мечтала показать сыну горную Австрию, Зальцбург и Вену, где с мамой я была на экскурсиях слишком проездом. А вот подруга сняла квартиру на неделю, и всё уже как следует посмотрела.
 
        Мне понравились природные виды из окон аэропорта, и то, что мы уже никуда не торопились и авиакомпания «Беда» не оценивала наш багаж столь пристально, как в Санкт-Петербурге. Поэтому багажные полки в самолете были забиты. Поскольку регистрировалась я по Интернету сама, сидели мы вместе, дожевывая моцареллу, которую не успели съесть в аэропорту. Удобно прилетать в один город, а улетать из другого, при нехватке времени.

 
        Италия очень разнообразна по своим городам, как и многим другим параметрам – даже по числу видов сельхоз культур. По недавней информации из FB, в ней 7000 различных овощей, 1800 сортов винограда, а во Франции только 200; 997 сортов яблок, а по всему миру их 1227; и 140 видов пшеницы, за которыми следуют США с 6-ю. Это лишний пример того, что Италия не централизована, как Россия, что позволяет полноценно жить не только столице, но и другим городам и городкам, каждый из которых имеет своё лицо.
 
        Милан сориентирован на германо-франкскую готику, неслучайно на строительство собора приглашались архитекторы из Франции (Никола де Бонавентура, Жан Миньо). Флоренция считала себя наследницей Рима. А Венеция – Византии. Пиза не опиралась на столь могучие идеалы, а изобретала свой стиль с кружевными арками с чистого листа, в традициях северной Италии.
 
        За этим стоит история. Как писал философ Роберт Барт, города возникали как социальные лаборатории, где складывались традиции взаимодействия людей разных уровней и социальных слоев между собой, свои языковые и поведенческие нормы. Развивающийся город хотел удовлетворить вкусам всех жителей, и из соперничества церкви, аристократии и народного управления (цехового братства и партий) рождались вышеописанные неповторимые соборы, высокие башни и роскошные дворцы (дворец Дожей), а также и больницы. И для священства, и для аристократии, и для цехов строительство было способом добиться уважения сограждан и его сохранить. Главных городских площадей, как правило, было три, по числу ветвей власти: соборная площадь, ратушная и рынок. Рядом с огромными соборами вставали высокие мунициальные дворцы. Рынки в европейских городах часто поразительно красивы. И символ города был важен настолько, что городскую башню Кампанилу в Венеции как символ города возвели на сто лет раньше собора Святого Марка.
 
        Эта веками складывавшаяся городская идентичность для нас сейчас притягательна, в отличие от размытого общероссийского самосознания. И сегодня она более истинна: хотя Москва претендует быть всей Россией (там и все финансы) и российское самосознание равно московскому (там и основные каналы ТВ), но Россию обедняет стагнация других городов и присущих им нюансов образа мысли, начиная с Санкт-Петербурга (который из последних сил тянет имидж культурной столицы, в то время как в Москве культурных мероприятий изобилие, жизнь намного легче, полнее, динамичнее и счастливее). Если в советские годы при том же имперском сознании ещё существовала гордость за свой город, сейчас она померкла.
 
        Самоуправление, веками существовавшее в итальянских городах, некогда было и в России: и философ Михаил Бахтин называл Новгород русской Флоренцией. Нашу предельную централизацию хочется списать на трудный климат. Но коль скоро наша обширная страна перестала быть сельскохозяйственной, централизованы должны быть только дороги. Им и следует быть в ведении государства. Конечно, со средневековья идея Третьего Рима оправдывается внешним врагом. Однако разорение русским городам сегодня несёт не он. А шаткость экономической системы, неспособность управлять огромным целым, которая побуждает вывозить ресурсы за рубеж и прятать их в западных банках, не доверяя своей стране. Надо ли вернуться в средневековье, чтобы пришло время дать экономическую автономию нашим городам, чтобы они могли в будущем иметь лицо? Страну в целом это бы только усилило.
 
        Европейское мышление считает необходимым поддерживать свои города, и несмотря на проблемы Италии, Флоренция процветает за счёт дотаций Евро-союза. Наше правительство тоже тянет помогать Венеции, с её византийским ликом. А кого интересует какая-нибудь Тверь? «Богатому дается, у неимущего отнимается», как гласит еврейская мудрость.
 
        Возвращаясь к Милану, скажем, что из итальянских городов он кажется нам наиболее «знакомым»: Москву перестраивали по типу возрожденческих городов, и она скопировала систему Милана. Но вряд ли москвичи об этом помнят. Ведь ансамбль столицы в советские времена изменили многоэтажки со звездными башнями под стать Кремлю, а ныне все города с небоскребами напоминают Нью-Йорк. Ну а образ своей вотчины простерся до необъятных просторов Сибири…
 
        Это турне: Пиза-Флоренция-Венеция-Милан – стало дополнением к нашей главной, первой поездке по Италии: Рим и Помпеи, через Неаполь. И теперь время перейти от третьего Рима к первому.


        Рассказ с иллюстрациями на сайте автора: http://www.astrolingua.ru/TRAVEL/italy1.htm

        Продолжение: МОЩЬ РИМА - КОЛИЗЕЙ