Природа скучной не бывает - 1

Анна Боднарук
                ПРИРОДА  СКУЧНОЙ  НЕ БЫВАЕТ

                И ничего в природе нет, что бы любовью не дышало.

     Жить в посёлке городского типа - это далеко не то, что жить в городе, даже таком спокойном, как наш Железногорск. Ритм жизни другой, сама природа другая, воздух другой. Да и то, что коровы без пастуха ходят по дворам, пасутся возле детских горок, песочниц и качелей, на них мы уже и внимания не обращаем. Привыкли. Иной раз выгляну с балкона, а коровы лежат себе в тени дома напротив, жвачку пережёвывают.
     В этот раз поливала я цветы на балконе, как-то мельком взглянула вниз. Вижу, люди идут тропинкой наискосок двора, оглядываются на коров и похохатывают. Присмотрелась я и поняла, что люди не на всех коров смотрят, а на одну, которая лёжа, как-то неестественно согнулась.
     - Ба-а, вот негодница! Она ж своё вымя сосёт…
     Потом прибежали детишки и стали хором выкрикивать: «Жадина-говядина!» Дескать, корова не хочет детям своё молоко отдавать, а сама его пьёт.
     Много я чего слышала на этот счёт. Были случаи, когда годовалые быки пытались мамкино вымя пососать. И даже слышала в детстве такую байку, будто бы в одном селе повадился  по ночам большой уж  в хлев заползать и сосал тот уж коровье молоко. А когда хозяин выследил его и убил гада, корова так за ним заскучала, что слегла…
     А ещё в детстве сама видела, как коровы шли с пастбища на колхозную ферму, мимо свинофермы, где бегают по двору полутора-двухмесячные поросятки. Вот они иной раз увяжутся за коровами и, с хрюканьем и повизгиванием, бегут следом. Видать запах молока чуют.
     А ещё видела, как телятам хозяева наморднички делали и надевали перед выпасом, чтоб сверху ёжики торчали. Сунется такой телок под корову, ёжик уколет вымя, корове больно, она и взбрыкнёт… Что ни говори, а молочком всё живое не прочь полакомиться. Как же тут не удивляться: придумала же Природа такой продукт…

                ***
     Нашему посёлку Первомайский немного лет. Ещё живы те старики, которые начинали его строительство. Много разных событий стали уже историей родного края, но в ближнем лесочке, который всего лишь через дорогу от посёлка, разве что появились потоптанные тропинки, ведущие от автобусной остановки к садовым участкам. Спешащим по своим делам садоводам особо некогда смотреть по сторонам, а я только для того сюда пришла, чтоб увидеть нечто новое или, хотя бы подышать чистым лесным воздухом. Лес обновляется. Между тропинок растёт молодой подлесок, но всё же меня восхищают сосны вековые. Вот где лесная мощь и сила Природы! Глянешь вверх, кажется - сосна вершиной своей до самого небесного купола достают. Но само дерево – это своего рода деревня для маленьких лесных жителей, которые уже привыкли к людям, ведущим на поводке собак. Я же, честно признаюсь, боюсь собак, поэтому моё время, когда день войдёт в свои права.
     Лесом идти, это тебе не по парковой дорожке вышагивать. Будешь вверх смотреть, неизвестно на что наступить можешь, а будешь под ноги смотреть – самого главного вверху не заметишь. Потому-то мои прогулки с частыми остановками. На меня птицы лесные, белочки и ежи вовсе внимания не обращают. Такие тихоходы для них не в счёт. А у меня свой маршрут – до излюбленной сосны. Но в этот раз я заметила на стволе дерева чем-то обеспокоенную, суетящуюся белочку. Прислонившись плечом к берёзе, я стала за нею наблюдать. А белочка, бегает-бегает и всё к одному месту приходит, как-то странно пискнет и опять круг по ветвям дерева делает. Я со своим неважным зрением не скоро поняла, что там, у белочки в дупле гнездо. А у входа, в её высотном доме, сидит сова и таращит свои невидящие днём глаза. Пёрышки совы сливаются по цвету с древесной корой. Не будь белочки, я бы её там и не заметила.
     Минут десять я наблюдала за противостоянием совы и белочки. Решила, что они без меня разберутся и вышла на тропинку, ведущую в посёлок. Иду и приговариваю: «Сова-совушка, лесная кровушка…» И пошли слова плести кружева, хоть записывай, да не на чем, а пока до дома дошла – напрочь забыла.

                ***
     Эка невидаль – в середине декабря снег идёт! Он далеко не первый, и, конечно же – не последний, даже в этом году. На него обратит внимание не каждый человек, а если и промелькнёт мысль о снеге, то только вскользь, как о чём-то пустяшном, не существенном. «Ну, идёт и идёт… Зима же на дворе…» Может даже кто-то подойдёт к окну, так, просто, скуки ради. И будет смотреть в окно, и не видеть его, ибо мысли человека в этот момент далеко, подобны голодному псу, обнюхивают всё и вся в поиске поживы.
     Зазвонит телефон, испуганные мысли смешаются, засуетятся в смутных догадках: кто, что, кому и чего надо от меня?.. И при чём тут снег? Он и так был далеко не на первом плане, теперь он и вовсе вычеркнут из человеческой памяти. «Есть более важные дела!» А погода? Погода – это всего лишь тема для разговора скучающих бездельников, потраченные деньги на одежду, обувь и прочие непредвиденные расходы. И ещё при всём при этом находятся чудаки, которые тратят время на созерцание этой непогоды…
     А меж тем, я одна из тех, кто «находит в этом созерцании наслаждение» и даже кресло поверну в сторону окна. И как глупый ребёнок, подойдя к праздничному столу, протянет руку к вазочке с конфетами, хоть стол и ломится от изысканных блюд. Вот и я, забыв о всех теребящих совесть делах, смотрю на снежинки, рождающиеся где-то вверху и исчезают за нижним краем оконных рам.
     Только первых две минуты всё кажется простым и обыденным. Но ничто в мире не повторяется. Даже дождь и снег каждый раз «идут» по-разному. Сегодня ветер где-то задремал, забылся и снежинки, как стадо без пастуха, летят куда какой вздумается, медленно и бестолково.
     Какие же они разные, плавно падающие снежинки. Они не ищут встречи друг с дружкой, одинокие и отчуждённые. Конечно же, они встретятся и может быть даже смёрзнутся в единое целое и так пролежат до весны. Но, одно дело, когда перезнакомившиеся попутчики садятся ужинать за общий стол, и совсем другое, когда каждый – сам по себе, давится давно остывшими пирожками…
     А всего-то снег идёт, один из многих, за две недели до Нового года. Подумаешь, событие!.. Но если человеческие мысли смешаются с летящими снежинками, становится ясно и понятно, что живое и неживое, без разумного, целеустремлённого вожака, дичает и разбредается…
     - Хоть бы ветерок подул, ну, хоть самый маленький, тогда бы снежинки выстроились в чёткие косые линии… Во всём должен быть порядок…

                ***
     Так сложилась моя жизнь, что дальние путешествия – это не про меня. Но если я по какому-то случаю оказываюсь за городом, то с жадностью пытаюсь вобрать в себя и запомнить всё, до чего может дотянуться мой взгляд.
     Мы остановились на берегу Енисея. Берег с нашей стороны пологий, с редкими кустиками, хорошо продуваемый ветром, даже комары нас вроде как не заметили. Вот только трава какая-то реденькая, наверно повытоптали её частые любители прекрасного. А у нас – всё как обычно: машины стоят в ряд, детишки бегают, любители застолья под открытым небом, уже хлопочут над расстеленной на земле клеёнкой. Меня же вся эта возня не привлекает. Я высмотрела себе деревце, села в его жиденькой тени, листики только-только раскрылись, и устремила свой взгляд туда, в край неведомый – тот, что мне в данный момент недоступный, между нами река. Енисей-батюшка словно нарочно разделил равнинную часть сибирской земли от гористой её части. А горы всегда были загадкой для меня, с их пологими крутыми спусками, с оголёнными каменистыми обрывами и лесом: вековые деревья, выросшие на такой скудной почве, что неизвестно откуда только у них такая мощь. Сосны, берёзы, осинки молоденькие как-то кучно держатся, а ели – каждая на особицу. Да и то сказать, каждой красавице хочется себя показать, соперница – не подруга. И вся эта живая картина на фоне нежной зелени молодой травы до того притягательная, просто глаз не оторвать.
     Я так засмотрелась, что даже надкушенный пирожок в моей руке стал подсыхать. А за рекою, за горою, в синей дымке, всё вверх и вверх, ещё выше гора, со своей растительностью, своей причудливой особенностью. Ощупываю взглядом всё и вся. В некоторых местах хочется самой там постоять, и в то же время радуюсь недоступности этого места. «Если я туда доберусь, то и другим горе-путешественникам, вроде меня, тоже захочется там побывать, а о том, что это мир растений, и мешать его росту своим присутствием, это, как бы без спроса войти в чей-то дом, мы редко задумываемся… Лучше уж так, издали посмотреть и дать волю воображению.
     Наконец, догадалась посмотреть на то, что совсем рядом. А рядом – широкая полноводная река. А что такое река? Река – это текучая вода. Из школьной программы помню, что вода: чистая, прозрачная жидкость, без запаха и вкуса. На вкус речную воду что-то пробовать не хочется. Запах? Запах чувствуется, даже слов не подберёшь, речной, неповторимый, с целым букетом оттенков запахов. Мне так думается, что у каждой реки своя особенность и свой запах. Но что интересно, в данном случае – вода зеленоватая. Конечно же вода в горсти прозрачная, а вся эта зеленоватость – это зеркальное отражение гор… Но, как же красиво сложился этот живой пейзаж! Не выдумка расчётливого художника, не понарошку, а сама по себе. Природа – красавица. Не для праздника нарядилась, а всего лишь на деревьях мятые листочки навстречу солнечным лучам выпустила. И радуется, каждой клеточкой живого естества радуется…

                ***